Шкала тревожности ребёнка.
При разработке данной методики использовалась "шкала тревожности" для школьников, разработанная А.М. Прихожан по принципу "шкалы социально-ситуативной тревоги" О. Кондаша, адаптированная автором для детей старшего дошкольного возраста. В этой методике оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребёнка, с его точки зрения, основными причинами тревожности, страхов. Для эксперимента нужно подготовить три цветные карточки: красного, зелёного и голубого (или жёлтого) цветов. Инструкция: "Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь три карточки разного цвета. Ты слушай, и если этот случай, эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для тебя, ты выберешь и покажешь мне красную карточку; если это только немножко неприятно для тебя - зелёную карточку; если этот случай в твоей жизни не страшен тебе - то покажешь мне жёлтую (или голубую карточку)". В протоколе против каждого вопроса ставите, какой цвет карточки ребёнок выбрал. Если он комментирует свой выбор, то это также отмечаете, тщательно фиксируете. Если ребёнок охотно вступает в беседу и объясняет, почему ему приятна или неприятна та или иная ситуация, то следует поддержать эту беседу. Каждый раз, когда ребёнок выбрал ту или иную карточку, спрашивайте, почему эта ситуация ему неприятна просто неприятна или вызывает страх, беспокойство). Методика включает в себя ситуации трёх типов, которые определяют виды тревожности: 1. ситуации, связанные с процессом обучения в детском саду, общением с воспитателем внутри этой деятельности;
2. ситуации, анализирующие представление о себе; 3. ситуации общения. ОПРОСНИК 1. Отвечаешь у доки на занятии. 2. Тебя ругает мама или папа. 3. Встречаешься с ребятами из детского сада. 4. Пойдёшь в гости к незнакомым людям. 5. Ты дома остаёшься один. 6. Сам подходишь разговаривать с воспитателем. 7. Не можешь справиться с заданием на занятии. 8. Сравниваешь себя с другими ребятами. 9. Думаешь о своих делах. 10. На тебя смотрят как на маленького. 11. Ты часто плачешь. 12. Воспитатель тебе неожиданно задаёт вопрос на занятии. 13. Никто не обращает на тебя внимание на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу. 14. С тобой не согласны, спорят с тобой. 15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе, в подъезде. 16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь. 17. Тебе снятся страшные сны. 18. Воспитатель даёт трудное задание. 19. Выбираешь в игре главные роли. 20. Оценивают твою работу дома или ребята. 21. Не понимаешь объяснения воспитателя. 22. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии. 23. Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе "страшные" истории 24. Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим. 25. На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа, воспитательница. 26. Воспитатель оценивает твою работу, которую ты выполнил на занятии. 27. На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что-то делаешь. 28. У тебя что-то не получается. 29. Ребята с тобой не играют (не берут никогда в игру), не дружат с тобой. 30. Воспитатель тебе делает замечание на занятии. Таблица
Обработка материала. Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: красная карточка - 3 балла, зелёная - 2, жёлтая - 0. Подсчитывается общая сумма баллов по каждому разделу (показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем разделам (показатель по всей шкале - общий уровень тревожности). Кроме того, анализ ответов детей и цвет выбранной карточки по каждой ситуации поможет психологу определить проблемы ребёнка, причины его тревожности, его страхов.
Особого внимания требуют дети с высокой тревожностью (более 20 баллов по одному разделу или 60 суммарный уровень) и "очень спокойные", особенно те случаи, когда оценки по каждому разделу не превышают 5 баллов или приближаются к 0). Высокие баллы по отдельным видам тревожности или в целом свидетельствуют о реальном неблагополучии ребёнка, которая может существовать даже вопреки объективному благополучному положению (особенно сточки зрения взрослых), являясь следствием определённых личностных конфликтов или нарушения в развитии самооценки. Тогда уместно в таком случае использовать методику по определению уровня самооценки у данного ребёнка. Нормальный уровень тревожности, который присущ всем детям, колеблется в рамках от 10 - 15 баллов до 20. Дети с высоким уровнем тревожности часто бывают очень впечатлительными, эмоциональными, либо это свидетельствует о реальном неблагополучии их социального положения в семье, детском саду или среди сверстников. Но может также проявляться как следствие определённых личностных конфликтов (с кем, помогают выяснить ответы детей). Дети с особо низкими баллами - "чрезвычайно спокойные" (особенно когда это сочетается с неуспехом в общении, слабой коммуникативностью) требуют особого внимания психолога. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Ребёнок отгораживается от неприятностей, не допускает неприятные переживания в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае достигается ребёнком ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на продуктивности деятельности. Работа с такими детьми требует особого такта и значительного времени, так как они отгораживаются от всех, а особенно от взрослых, прячутся в "свою скорлупу" и никого не хотят допускать в свой внутренний мир ("Пусть мне будет плохо, но пусть будет так"), или это "великий страх" перед взрослым вообще, порождённый отрицательным отношением взрослых к ребёнку в ранние или дошкольные годы.
Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности детей, только в определённых видах деятельности. Кроме того, она не даёт полных показателей и вследствие большого числа всевозможных "защитных" тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться или просто контактировать с психологом) до самых сложных защитных механизмов. Следует к этой шкале применить данные беседы с воспитателем группы, в которой воспитывается ребёнок, и родителями. Можно также применить методику неоконченных предложений. Методика: "Неоконченные предложения". Эта весьма распространенная методика поможет получить дополнительные сведения о причинах страхов, беспокойствах ребенка. Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью. Делать это нужно быстро. Инструкция для ребенка: "Мы с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову". Эксперимент идет в быстром темпе. 1. Мой детский сад… 2. Мой друг… 3. Если меня наказывают, то… 4. Я игра чаще всего… 5. Мои сны… 6. Боюсь… 7. Моя мечта… 8. Моя мама и я… 9. Сделал бы все, чтобы забыть… 10. Не люблю, когда меня… 11. Плачу, когда… 12. Когда меня спрашивают… 13. Мой папа и я… 14. Когда смотрю "ужасы" в кино… 15. Когда я один дома… 16. Моя воспитательница… 17. Когда меня мама ругает… 18. Больше всего люблю… 19. Когда прихожу в детский сад… 20. Когда бывает темно… 21. Когда мой папа… 22. Ребята в детском саду… 23. Когда меня спрашивают на занятии… 24. Когда моя мама… 25. Когда все ругаются… 26. Когда я выхожу играть во двор… 27. Я всегда хотел… 28. Меня беспокоит… 29. Скрываю… 30. Старшие ребята… Законченные предложения можно разделить на 6 групп:
Порядковый номер предложения 1.Отношение к отцу 13 21 2. Отношение к матери 8 24 3. Отношение к себе 3 4 7 10 12 18 27 29 4.Отношение к сверстникам 2 22 26 30 5. Отношение к детскому саду 1 16 9 23 6. Страхи и опасности 5 6 9 11 14 15 17 20 25 28
Эта методика простая по содержанию, но хорошо выявляет скрытые переживания ребенка, которые порой не удается выявить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка. Методика помогает разобраться в многообразной системе отношений ребенка и найти путь реальной психологической помощи ему. Экспресс-социометрия. Данная методика позволит в самых общих чертах и быстро определить характер отношений ребенка со сверстниками и является либо дополнительной к предыдущим методикам, либо может проводиться самостоятельно. Инструкция: "Послушай, я тебе сейчас расскажу историю. Представь себе, что к тебе пришел волшебник и сказал: "Пойдем со мной в волшебный замок. У меня там есть комната чудес". Пойдешь с волшебником в его замок в комнату чудес? Волшебник говорит: "В этой комнате у меня много всяких игрушек, со всего света. Но у меня одно условие, ты должен играть не один, а с кем-нибудь из друзей. Кого бы ты взял с собой? Все? Или еще кого-нибудь?". Играйте долго, долго, во что хотите, но при одном условии, говорит волшебник, все игры ты должен придумать сам. Во что ты предложишь ребятам поиграть? Играли, играли - надоело играть в эту игру, что ты предложил. Ребята говорят: "Не хотим больше в это играть". Как ты поступишь? Что ты будешь делать? А еще, говорит волшебник, я могу выполнить три твоих самых заветных желания. Что ты пожелаешь?". Все вышеперечисленные методики взяты из учебника Кудриной Г.Я. "Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста". Приложение № 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|