Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика: оценка уровня притязания ребёнка.

Данная методика направлена на исследование уровня притязания детей дошкольного возраста (составлена на основе методики Е. Норре) модифицирована Б.Е. Бежанишвили.

Уровень притязания - это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую ребёнок считает себя способным. Уровень может быть адекватным возможностям его и неадекватным (заниженным или завышенным), что влияет на деятельность и поведение, и, таким образом, связан с уровнем самооценки. Уровень притязания характеризует:

1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

2) выбор ребёнком цели очередного действия, формирующийся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (это уровень переживания в данный момент);

3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Предлагается два варианта исследования

1 вариант.

Методика: детям предлагаются написанные на карточках цифры от 1 до 10. Предварительно спрашивают ребёнка, знает ли он значение цифр.

Инструкция для ребёнка: "Посмотри, что это у меня (показываете 10 карточек с цифрами)? Правильно это цифры. А ты можешь назвать их и разложить по порядку? Правильно. Молодец! (если ребёнок затрудняется, то нужно помочь). Но это не простые цифры, а волшебные. Каждая цифра указывает на какое-нибудь задание, которое ты должен выполнить. Цифра 1 указывает на самое простое задание. Цифра 2 - на более сложное задание. Цифра 3 - посложнее задание., 4 - более сложное и так далее. Самые трудные задания указывают те цифры, которые стоят с другого края ряда, - 8, 9, и самое трудное под цифрой 10. Ты мне укажи, какое задание ты хочешь выполнять: назови мне или покажи какую-нибудь цифру, а я тебе дам задание. Ты всё понял? (Если ребёнок не понял, нужно повторить инструкцию).

Если ребёнок колеблется, нужно стимулировать его действия ("Я уверена, что ты с любым заданием справишься"), если указывает на цифру 1, не торопитесь давать задание, а попробуйте отговорить его, настоять на том, чтобы он выбрал задание потруднее ("Это ведь самое лёгкое задание, его выполнить ничего не стоит, может быть, ты выберешь задание посложнее? А с тем и малыш справится"), но если ребёнок упорно настаивает, то называйте задание. Если же сразу указывает на цифру 10, то попытайтесь отговорить ("А ты не боишься, что не справишься? Это ведь очень трудное задание. Может выберешь что-нибудь полегче?"), но если настаивает, то предлагайте задание. После выполнения и по ходу выполнения нужно поощрять ребёнка, похвалить его, вселят в него уверенность.

В протокол заносите не только качество выполнения задания и порядок их выполнения (какое задание выбрал первым и так далее), но и все реплики ребёнка, поведение его во время исследования, реакции на ваши отговорки и на выполнение задания. Особенно отмечайте, как ребёнок вёл себя в ситуации неудачи.

Задание можно усложнить, установив время решения задач,, об это нужно предупредить ребёнка. Тогда инструкция будет так звучать: "Время выполнения задания ограничено. Я буду следить по часам, сколько времени ты затратишь на выполнение заданий".

Каждая карточка содержит задание, сложность возрастает соответственно номеру карточки. Задания каждый психолог может подобрать сам. Задания обязательно должны быть составлены заранее в одном или двух вариантах и записаны либо на отдельных карточках, либо на оборотной стороне карточки с цифрами.

Анализ полученных результатов.

Различают объективно-принципиальную и субъективно-личностную сторону притязания. (Мясищев Г. М). Объективно-принципиальная - та, которая действительно свойственна ребёнку и определяется данной методикой; субъективно-личностная - как сам ребёнок определяет свои возможности, на что указывает характер выбора задания.

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда ребёнок свободен в выборе степени трудности задания, приводит к конфликту двух тенденций - тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Есть дети, которые начинают выполнения задания с самого лёгкого и постепенно от цифры к цифре подвигается к решению более сложных. Останавливаются, если сталкиваются с заданием, которого выполнить не могут. Это, как правило, осторожные дети, у которых проявляется желание показать себя с лучшей стороны. Эти дети недостаточно уверены в себе, отсюда и осторожность.

Неуверенный в себе ребёнок, с высокой степенью тревожности, всегда выбирает первым задание под цифрой 1 или 2. Никакие уговоры не помогают.

Дети с высокой степенью уверенности выбирают сразу сложное задание. Дети, которые первым выбирают задание под цифрой 10, отличаются к склонностью к риску. Неудачи при решении задачи их не смущают.

Снижение трудности избираемого задания после успеха или её повышение после неудачи говорит о нереалистичном уровне притязания ил неадекватной самооценке. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным притязаниям (завышенным ил заниженным). Это проявляется в поведении детей - выборе слишком лёгких заданий и отказе выполнить трудные. В данном случае даже стимуляция взрослым его действий не имеет успеха.

Повышенная тревожность ребёнка, которая выражается в неуверенности действий, оговорках ("А если у меня не получится?", "Я, наверное, не смогу" и так далее), отказах, напряжённости (эмоциональной и двигательной).

Стремление избегать соревнования.

Некритичность в оценке достигнутого - заниженный уровень самооценки, склонность оправдывать недостаточность качества своего результата ("Я правильно решил? У меня сегодня живот болит") внешними причинами.

Всё это характерно для детей с заниженным уровнем притязания и заниженным уровнем самооценки. Дети с завышенным уровнем притязания склонны к выбору более сложных заданий, заниженной оценке самого задания ("Это всё простые задания. Я могу посложнее выполнить"). В данном случае уместно усложнит задание или условия их выполнения.

Дети, обладающие реалистическим уровнем притязания, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большой продуктивностью, критичностью к оценке достигнутого.

II вариант методики (составлена по материалам журнала "Наука и жизнь". Для обследования готовится квадрат размером 6.5х 6.5 см, длина черточек - 1 см.

Методика: показывается ребёнку на расстоянии полутора метров приведенный здесь рисунок и предлагается ему проверить и потренировать глазомер. Идея эксперимента состоит в том, чтобы, пользуясь проверкой глазомера как удобной ситуацией, выяснить, насколько объективно ребёнок оценивает степень своих успехов.

Инструкция для ребенка: "Ты сейчас посмотришь на картинку, которую я тебе покажу, скажешь мне, какой длины линии на рисунке. Так мы с тобой проверим, как далеко ты видишь, какой у тебя глазомер. Показываете только центральную линию, остальные закрыты для ребенка. Затем поочередно показываете все линии одну за другой. Всегда открыта центральная линия, остальные закрыты, открываете одну линию, и ребенок видит две линии - центральную и ту, которую вы открыли и сравни, какая из них короче, длиннее они или равны (ребенок должен дать только один из ответов)". После каждого ответа вы объявляйте ребенку правильность сравнения при помощи двух видов оценок: "верно" или "неверно". Таким образом ребенку предлагается поочередно сравнить по длине с центральной эталонной линией каждую из 20 линий.

 

 

Сразу после окончания эксперимента задаются следующие вопросы: Каких ответов ты дал больше - правильных или неверных? На сколько больше правильных, чем неправильных, или их число одинаковое? Если ребенок владеет счетом, то можно уточнить результаты, спросив, сколько раз из 20 он получил оценку "верно", сколько - "неверно". Разумеется, оценка "верно" и "неверно", которые объявляются ребенку, на самом деле не отражают истинной правильности его ответов. Их чередование составляется заранее, чтобы в любом случае он услышал 10 раз оценку "верно" и 10 - "неверно". Можно воспользоваться следующей таблицей оценок:

 

1   2   3  4  5   6  7   8   9  10  11

+  +   –  –  +   +  –  –   –  –  +        

12  13  14  15  16  17  18   19   20

–  +   –   +    +   + –  –    –

 

Оценка полученных данных. Если ребенок склонен объективно оценивать степень своих успехов, то он ответит, что количество верных и неверных ответов равно между собой или близко к этому.

Ребенок, который обращает только на свои неудачи, обычно очень низко оценивает результаты проверки глазомера и считает, что количество неправильных ответов значительно превышает количество правильных. Это свидетельствует о неуверенности в себе, заниженной самооценке.

Явно завышенную самооценку дает ребенок склонный к самоуверенности, к переоценке своих успехов, запоминающий только похвалу взрослых.

Сравните результаты обоих вариантов данной методики. Совпадение результатов по анализу обоих вариантов дает возможность с большей достоверностью определить степень уровня притязания ребенка.

По второму варианту можно подсчитать коэффициент уровня самооценки (К). Если К (+) близок к 1 (выше (0.8) или же К (-) близок к нулю (ниже 0ю2), то ребенку, вероятно, свойственна очень высокая самооценка. Если К (+) близок к нулю или же К (-) близок к 1, то можно предположить, что самооценка ребенка слишком занижена и он проявляет излишнюю "суровость" по отношению к себе.

Значение коэффициентов, близкое к 0.5, говорит чаще всего о "сбалансированности" самооценки, то есть наличии достаточной самокритичности в сочетании с самоуважением. Отклонение уровня самооценки в сторону её некоторого снижения свидетельствует не о потере уважения к себе, а о наличие стремления изменить самооценку активной работой над собой. Однако постоянное и резкое снижение самооценки может сопровождаться внутренними конфликтами личности, свидетельствующими о невозможности жить в мире с самим собой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...