Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика с использованием предметных картинок.

Картинка занимает большое место в жизни ребёнка и широко используется психологами в качестве экспериментального материала.

Методика с картинками является одной из самых универсальных для исследования особенностей психических процессов (памяти, внимания, мышления), отдельных качеств личности, определение готовности ребёнка к школьному обучению и так далее.

Эту методику можно использовать при первом знакомстве с ребёнком для получения достаточно достоверных общих сведений о его психике и личностных качествах.

Данная методика позволяет выяснить:

1. Наличие навыков учебной деятельности (важно при определении готовности ребёнка к учебной деятельности, наличия "школьной зрелости")

как ребёнок понимает поставленную задачу;

как выполняет задание, инструкцию; точность выполнения; принятие к действию, запоминание инструкции, умение выделить способ действия;

способность прикладывать усилия, отношение к трудностям, желание выполнить все поставленные задачи;

самостоятельность выполнения (как часто обращается за помощью и характер этих просьб);

концентрация внимания (отвлечение во время выполнения задания, характер отвлечений);

работоспособность: время затраченное на решение всех поставленных задач, отказы от работы (на каком этапе), темп работы.

2. Индивидуальные особенности обобщения и абстракции:

умение объединять по обобщающему признаку (или проявляется склонность к детализации);

по какому признаку классифицирует (понятийному, бытовому, цвету, форме и другие), признаки какого мышления преобладают: конкретного или логического, какого рожа ассоциации используются ребёнком;

способность к логическому рассуждению: может ли доказать свою точку зрения, каким способом это делает.

3. Особенности построения предложений, речевые ошибки.

4. Наличие способности оценивать свою работу ("Ты правильно всё сделал? Были ли какие-либо ошибки допущены тобой?" и так далее)

Данная методика даёт возможность определить наличие общих учебных умений и навыков, уровень развития интеллектуальной деятельности. При её помощи можно определить и общий уровень работоспособности ребёнка. Эта методика помогает определять и интеллектуальные возможности ребёнка.

Методика "Пиктограммы".

Эта методика была предложена А.Р. Лурия для исследования опосредованного запоминания и широко используется психологами и для других целей. Так, например, Ю.А. Полуяновым она была использована для выявления понимания школьниками содержания некоторых конкретных нравственных качеств.

Ребёнку предлагается чистый лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция: "Я буду говорить тебе разные слова, а ты постарайся их запомнить. Чтобы легче тебе это было сделать, ты можешь каждое слово, которое я тебе говорю, зарисовать на бумаге. Рисовать можешь как угодно, лишь бы рисунок помог тебе вспомнить названное слово. Можешь рисовать предметы, какие-либо значки или ещё что-нибудь". Затем медленно читаются следующие слова: весёлый праздник, тяжёлая работа, вкусный ужин, развитие, строгая воспитательница, тёплый ветер, слепой мальчик, обман, весёлая комната, болезнь, расставание, страх. Если ребёнок начинает тщательно рисовать сюжетную картинку, остановите его и предложите нарисовать что-то, чтобы могло помочь потом вспомнить слова, которые вы ему диктовали.

Через 20-30 минут спрашиваете слова, которые вы говорили. Обязательно фиксируете все высказывания ребёнка во время рисования; его поведение.

Данная методика помогает выяснить:

особенности опосредованного запоминания и характер ассоциаций (какие символы использовались ребёнком для обозначения предлагаемого слова);

может ли ребёнок самостоятельно создавать "инструменты" для запоминания;

в какой мере умеет создавать и использовать средства психической и интеллектуальной деятельности, насколько точно совпадают символы со смыслом слова;

каковы представления ребёнка, что является значимым в понятии, какие связи вычленяются ребёнком: существенные или несущественные, случайные;

умение организовать свою деятельность (экономность использования пространства листа бумаги, размеры рисунков, их расположение);

эмоциональное отношение к предлагаемым понятиям (выражено это каким-либо образом в цвете, изображении фигур, пространственное поле отдельного рисунка, то есть сколько места он занял, отношение рисунков друг к другу);

уровень воспроизведения;

преобладание определённого типа мышления (логического, образного, схематического);

некоторые черты личности ребёнка - аккуратность, точность, умение планировать, уровень демонстративности, тревожности, патологии (нарушении мотивации, вязкость, изменения психомоторного тонуса, депрессии и другие);

работоспособность;

умение удерживать задачу и следовать её в точности с инструкцией.

При анализе прежде всего следует обратить внимание на то, как ребёнок реализует поставленную задачу - использовать рисунки для эффективного запоминания предложенных слов и выражений. Иногда ребёнок уходит от поставленной задачи, увлекаясь лишь рисованием на заданную тему. Это свидетельствует о недостаточно сформированной способности восприятия учебной задачи.

По рисункам мы можем судить и о типе мышления ребёнка: логическое мышление - ребёнок изображает слова в виде условных значков или характерных деталей (например, "весёлый праздник" - рисует один или несколько шариков, "слепой мальчик" - очки, "тёплый ветер" - несколько волнистых линий или дерево с наклонившимися ветками), рисунки лаконичные чётко выражены (как правило расположены все рисунки в одну линию). При выраженном образном мышлении (художественный тип) наблюдается мысленное преобразование предметов и ситуаций в "картинки"-сценки. При этом часто проявляется стремление к завершению рисунка-сценки: много деталей, которые не являются лишними, а лишь подчёркивают завершённость картинки (например, "весёлый праздник" - рисует детей с флажками или шариками, "вкусный ужин - стол, на котором стоят "вкусные" продукты - конфеты, лимонад, торт). Чем больше логически оправданных деталей в рисунке, тем больше это свидетельствует о преобладании художественного типа мышления. Если же множественное количество деталей необязательно (рисуют тщательно множество иголок на ёлке - "весёлый праздник"; на столе много ненужных деталей - чашки, тарелки, много еды, люди, сидящие вокруг стола - "вкусный ужин") и повторяется во всех (или в большинстве) то это может свидетельствовать о вязкости характера (вязкости мышления, зацикливании), что нередко сопровождает неврозы, депрессии. При этом, как правило, ребёнок затрудняется изобразить абстрактные понятия - "развитие", "обман", "тёплый ветер" и другие. Такого ребёнка нужно проверить по другим методикам, чтобы убедиться в правильности поставленного диагноза.

Следует обратить внимание и на то, какие связи вычленяются ребёнком: существенные или несущественные. Экономность рисунка, использование схематических образов признаки сильного интеллекта.

Этот тест можно рассматривать и как проективный, так как в рисунках дети отражают скрытые мотивы, личные проблемы и опасения. Те слова, которые вызывают у ребёнка отрицательные эмоции, выражены в более крупных по размеру рисунках с преобладанием тёмных тонов, часто акцентируют при этом какую-то деталь. Если долго задерживаться на изображении какого-либо слова, то эта ситуация для ребёнка может быть стрессовой. Следует также в беседе или при помощи других методик тактично выяснить это.

При помощи этого теста можно также сделать выводы и об организованности ребёнка (неаккуратные рисунки, разбросанные по всему листу - хаотичность изображения - признак значительных нарушений в организации деятельности, несформированности планирования, нарушения внимания), его направленности на людей: экстравертивности и интравертивности (у экстравертов рисунки больших размеров, яркие, хаотично расположены; у интровертов рисунки маленькие, скупые, часто все в одном тоне). Иногда можно отметить, что все рисунки маленького размера, в углу листа или на нижней его части - можно сделать предположение о робости данного ребёнка, его тревожности, неуверенности в себе. Это также нужно перепроверить при помощи других методик.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...