Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел «Организм человека и его строение»




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ПРЕДМЕТУ:

"АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА"

        

 

 

студента (ки) ___________________________________________________

группа: ________________________________________________________

 

2019 - 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуализация: Дисциплина «Анатомия и физиология человека», которую студенты изучают в течение первого года обучения в колледже, является одной из сложнейших и трудоемких. Знания, полученные при освоении данной дисциплины, являются фундаментом для других, которые изучаются на старших курсах. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии человека позволяет студентам повторить и обобщить полученные ранее знания.

Цели и задачи: повышение познавательного интереса студентов к изучению и повторению анатомии и физиологии человека; создание условий для интеллектуального развития, поддержки одаренных студентов; активизация знаний, полученных в процессе изучения дисциплины, развитие нестандартных способов повторения студентами содержания дисциплины.

Рабочая тетрадь состоит из комплекса заданий по анатомии и физиологии человека, которые включают задания и тесты по разделам и темам:  основы цитологии и гистологии, остеология, миология, спланхнология (дыхательная система, сердечно - сосудистая система, пищеварительная система, мочевыделительная система, половая система, эндокринная система, нервная система, органы чувств).

 

 

 

ТЕМА: 1

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

1. Какие науки изучают строение и функции организма человека?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Пользуясь учебником, ответьте, какой вклад в развитие знаний о человеке (строение организма и его функции) внесли:

ГИППОКРАТ________________________________________________________________________________________________________________________

АРИСТОТЕЛЬ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

К.ГАЛЕН ____________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

____________________________________________________________________________________________________________________________________

А. ВЕЗАЛИЙ

____________________________________________________________________________________________________________________________________

У.ГАРВЕЙ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 2: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

· КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

1. Рассмотрите рисунок, надпишите названия органоидов.

2. Заполните таблицу «ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ»

ОРГАНОИДЫ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ФУНКЦИИ
     
     
     
     
     

 

3. Вспомните и выпишите названия процессов, обеспечиваюших жизнедеятельность клетки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·

·

· ТКАНИ И ОРГАНЫ

1. Дайте определение понятия «ткань».

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Рассмотрите рисунок. Подпишите изображенные на рисунке ткани.

 

3. Зарисуйте (по выбору) эпителиальные ткани. Какие особенности строения эпителиальной ткани связаны с ее функциями?

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

 

4. Зарисуйте нейрон. Подпишите названия его частей.

 

 

5. Какие функции в организме человека выполняет нервная ткань?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Рассмотрите рисунок.

Надпишите названия мышечных тканей. Опишите особенности их строения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Заполните таблицу «ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ТКАНЕЙ»

ТИПЫ ТКАНЕЙ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ФУНКЦИИ
     
     
     
     
     

Раздел «Организм человека и его строение»

из предложенных вариантов ответов выпишите номер правильного:

1. Клетка мышечной ткани – это:

1)миоцит;         

2)остеоцит;             

3)нейрон.

2. Наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем, это:

1)физиология;        

2)анатомия;       

3)гигиена.

3. Нервная ткань в организме выполняет функции:

1)регуляция процессов жизнедеятельности

2)передвижения веществ в организме;

3)защиты от механических воздействий.

4. В грудной полости человека расположены:

1)желудок;               

2)почки;                 

3)пищевод.

5. Число аксонов в нервной ткани может быть:

1) 2;      

2)1;                       

3)много

6. Учение о тканях – это наука:

1)гистология;      

2)цитология;                  

3)эмбриология

7. Группы клеток и неклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным строением, – это:

1)орган;         

2)система органов;         

3)ткань

8. Основным неорганическим веществом костной ткани являются соли:

1)калия;           

2)магния;            

3)кальция

9. Железа, расположенная на нижней поверхности головного мозга – это:

1)гипофиз;     

2)эпифиз;     

3)паращитовидная железа

10. Сухожилия образованы из ткани:

 1)мышечной;   

2)соединительной;    

3)эпителиальной

11. Жидкую внутреннюю среду организма образует ткань:

 1) эпителиальная;   

2) мышечная;    

3) соединительная

12. Нервная ткань обладает следующими свойствами:

1)только проводимостью;

2)возбудимостью и проводимостью;

3)возбудимостью, проводимостью и сократимостью

13. Сходство животной клетки с растительной заключается в наличии:

1)хлоропластов;  

2)клеточной стенки;         

3)ядра и цитоплазмы

14. Хромосомы в клетке участвуют в:

1) синтезе белка;

2) энергетическом обмене;

3) образовании нитей веретена деления

15. Органоиды в клетке находятся:

1)только в ядре;     

2)только в цитоплазме;   

3)в ядре и цитоплазме

16. Диафрагма отделяет:

1)грудную полость от брюшной;

2) полость таза от брюшной полости;

3) грудную полость от полости таза

17. Органические вещества клетки – это:

1) вода;     

2)белки;     

3)минеральные соли

18. Ороговевающий многослойный эпителий образует:

1) роговицу глаза;  

2) стенки желудка;   

3)верхний слой кожи

19. Неорганические вещества клетки – это:

1) нуклеиновые кислоты;   

2)жиры;   

3)минеральные соли

20. Деление обычной соматической клетки состоит из фаз в количестве:

1) 4;    

2) 6;   

3) 2

 

 

ТЕМА 3: ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ

· Значение скелета, его состав. Строение костей

1. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия костей.

 

 

2. Какие вещества входят в состав костей? Что придает костям прочность?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Как осуществляется рост кости в длину и толщину?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Назовите изображенные на рисунке соединения костей. Какие движения они обеспечивают?

· Строение скелета

1. Какая часть скелета является его основой, из каких костей состоит? Какие функции выполняет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Назовите отделы позвоночника, укажите количество позвонков в каждом из них.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Подчеркните название костей, составляющих грудную клетку.

Ребра. Шейные позвонки. Грудина. Крестец. Грудные позвонки. Ключицы.

 

4. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия костей черепа. Раскрасьте цветным карандашом кости лицевого отдела.

    

 

5. Выпишите названия парных костей черепа.

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Подчеркните названия костей, составляющих скелет свободной нижней конечности.

Грудная кость. Тазовые кости. Плечевая кость. Бедренная кость. Крестец. Берцовая кость. Копчиковые кости. Кости стопы.

 

7. Надпишите названия костей пояса верхних конечностей.

8. Надпишите названия костей пояса нижних конечностей.

 

9. Заполните таблицу "СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ"

ОТДЕЛ СКЕЛЕТА КОСТИ, ЕГО ОБРАЗУЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ
     
     
     
     
     
     
     

 

10. Каковы признаки растяжения связок и вывиха суставов? Каковы меры первой помощи?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

· Мышцы

1. Рассмотрите рисунок. Сделайте подписи.

 

2. Какие функции в организме человека выполняют мышцы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Заполните таблицу мышцы «ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЫШЦ»

ГРУППЫ МЫШЦ ЗНАЧЕНИЕ
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

· Работа мышц

1. Дайте определения понятий:

динамическая работа

____________________________________________________________________________________________________________________________________

статическая работа

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Опишите, как осуществляется работа мышц

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Каков механизм согласованной работы скелетной мускулатуры?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел "Система опоры и движения"

из предложенных вариантов ответа выпишите номер правильного:

1. К непарным костям мозгового отдела черепа относится:

1) лобная;

2) теменная;

3) височная.

2. В состав пояса верхней конечности входит:

1) грудина;

2) лопатка;

3) плечевая кость.

3. Рост кости в длину происходит за счет деления клеток:

1) надкостницы;

2) хрящевой ткани, расположенной на концах тела кости;

3) костной ткани, образующей тело кости.

4. В скелете взрослого человека красный костный мозг расположен в:

1) губчатом веществе кости;

2) плотном веществе кости;

3) надкостнице.

5. Число позвонков человека может изменяться на один. И этот позвонок находится в отделе:

1) шейном;

2) грудном;

3) копчиковом.

6. К плоским костям скелета относят:

1) кости предплечья;

2) кости таза;

3) фаланги пальцев.

7. Количество пар ребер, прикрепляющихся к грудине, составляет:

1) 10;

2) 12;

3) 8.

8. Тазобедренный сустав имеет сочленение:

1) цилиндрическое;

2) шаровидное;

3) эллипсовидное.

9. Кости плюсны образованы костями в количестве:

1)4;

2)6;

3)5.

10. Смещение головок костей в суставе называют:

1) переломом;

2) растяжением;

3) вывихом.

11. В связи с трудовой деятельностью у человека:

1) сформировалась сводчатая стопа;

2) позвоночник приобрел изгибы;

3) мозговой отдел стал преобладать над лицевым.

12. Мышцы, участвующие в противоположных движениях, - это:

1)антагонисты;

2)синергисты;

3)сгибатели.

13. Утомление скелетной мышцы:

1) наступает довольно быстро;

2) практически не возникает;

3) нарастает очень медленно.

14. В состав предплечья входит:

1) бедренная кость;

2) лучевая кость;

3) малая берцовая кость.

15. Большой палец стопы образован фалангами пальцев, число которых:

1) 3;

2) 2;

3) 4.

16. Ребра, грудину относят к костям:

1) губчатым;

2) трубчатым;

3) плоским.

17. Позвонки в верхнем отделе позвоночника соединяются:

1) неподвижно;

2) полуподвижно;

3) подвижно.

18. Самая крупная кость лицевого скелета - это:

1) верхнечелюстная;

2) нижнечелюстная;

3) скуловая.

19. Трехглавая мышца плеча является:

1)сгибателем;

2) разгибателем;

3) синергистом.

20. Болезненные изменения стопы, при которых уплотняется ее свод, - это:

1) плоскостопие;

2) супинация;

3) пронация.

ТЕМА 4: ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ

· КРОВООБРАЩЕНИЕ

1. Подпишите названия сосудов, изображенных на рисунке.

 

2. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия частей сердца.

 

3. Опишите внешнее строение сердца. Укажите его основные функции.

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Рассмотрите схему кровообращения. Подпишите ее части.

 

5. Обозначьте на схеме стрелками направление движения крови в большом и малом кругах кровообращения.

 

· РАБОТА СЕРДЦА

1. Заполните таблицу «СЕРДЕЧНЫЙ ЦИКЛ»

ФАЗЫ СЕРДЕЧНОГО ЦИКЛА ПРЕДСЕРДИЯ ЖЕЛУДОЧКИ
     
     
     
     
     
     
     

 

2. Объясните, с чем связаны выносливость и работоспособность сердца.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Как осуществляется регуляция работы сердца?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

· ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ

1. Что называется кровяным давлением? От чего зависит его величина?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Что обеспечивает непрерывность движения крови по сосудам?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Что такое пульс? Каковы причины его возникновения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Опишите механизм движения крови по сосудам.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Что такое лимфа? Как осуществляется лимфодвижение в организме?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел «Кровообращение»

из предложенных вариантов ответов выпишите номер правильного:

1. Малый круг кровообращения начинается в:

1) левом предсердии;  

2) левом желудочке;   

3) правом предсердии

2. Наружный слой стенки сердца образован:

1) эпикардом;  

2) эндокардом;  

3) миокардом

3. Большой круг кровообращения заканчивается в:

1) левом предсердии;  

2) левом желудочке;   

3) правом предсердии

4. Время прохождения порции крови по большому кругу кровообращения:

1) 20-25 сек.;   

2) 4-5 сек.; 

3) 40-45 сек.

5. В левое предсердие сердца впадают легочные вены в количестве:

1) 3;   

2) 4;   

3) 2

6. Артерии – это сосуды, по которым движется кровь:

1) только артериальная;  

2) только венозная;   

3) венозная и артериальная

7. Ацетилхолин и ионы калия:

1) усиливают и учащают сердечную деятельность;

2) уменьшают и урежают сердечную деятельность;

3) не оказывает влияния на сердечную деятельность

8. На границе легочной артерии и правого желудочка расположен:

1) трехстворчатый клапан;

2) двухстворчатый клапан;

3) полулунный клапан

9. Диастола предсердий и желудочков в сердечном цикле составляет:

1) 0,4 сек.;  

2) 0,5 сек.;    

3) 0,8 сек.

10. Пульс человека формируется:

1) левым желудочком сердца;

2) правым желудочком сердца;

3) правым желудочком и правым предсердием

 11. У взрослого человека в норме артериальное давление составляет:

1) 120/80 мм рт. ст.;   

2) 150/100 мм рт. ст.;   

3) 90/50 мм рт. ст.

12. Наименьшая скорость тока крови в:

1) артериях;   

2) венах;  

3) капиллярах

 13. На границе левого предсердия и левого желудочка расположен:

1) трехстворчатый клапан;

2) двухстворчатый клапан;

3) полулунный клапан

14. Стенки артерий и вен состоят из тканей, образующих слои в количестве:

1) 5;   

2) 4;  

3) 3

 15. Движение сердечных клапанов возникает под действием:

1) нервов сердечного центра продолговатого мозга;

2) центра сердечной автоматии;

3) тока крови

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...