Основные этапы реформирования экономики Китая
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Курсовая работа Особенности китайской экономической модели
Выполнила: студентка группы МЭ-081 Яровая Елена Юрьевна Научный руководитель: к.э.н., ст. преп. Батманова Виктория Викторовна
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Общая характеристика экономического развития Китая Основные этапы реформирования экономики Китая 1.2 Особенности китайской модели экономического роста Глава 2. Основные направления развития экономики Китая Влияние мирового финансового кризиса на экономику Китая Перспективы развития экономики Китая ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ Введение
На фоне многочисленных кризисов в современном мире экономика и общество Китая выглядит достаточно устойчивыми. Простая и консервативная финансовая система, диверсифицированная реальная экономика, селективное отношение к иностранному капиталу, ориентированное на перспективу поведение субъектов хозяйства (от мала до велика) и их готовность к определенным жертвам во имя государственных интересов - вполне достаточные основания для спокойного взгляда на неурядицы во внешнем мире. Важность китайского опыта проявилась в наши дни, когда финансово-экономические кризисы часто рассматриваются как кризисы чрезмерно открытых экономик, а относительно благополучное положение китайского хозяйства - как пример устойчивости самодостаточной, а потому более защищенной страны. Сравнение российских и китайских реформ стало важным аспектом оценки изменившегося соотношения экономических и политико-экономических факторов между двумя странами. Спад в России и подъем в Китае явились, пожалуй, наиболее важными событиями в политической экономии международных отношений последней четверти XX века. В связи с этим в настоящее время вопрос об анализе китайской экономической модели для совершенствования экономической политики России приобретает особую актуальность. Россия и Китай занимают весьма близкие позиции по ряду международных вопросов, связанных с разоружением, нераспространением ядерного оружия, безъядерными зонами, ролью ООН и корейской проблемой. Недвусмысленное стремление России и Китая к стабильности отношений подкрепляется высокой оценкой китайских реформ со стороны официальных лиц в России и новым курсом на построение «взаимовыгодного доверительного партнерства, направленного на построение стратегического взаимодействия в XXI веке». В последние десятилетия Китай поражал своими высокими темпами роста. За последние сто лет он превратился в одного из ведущих экономических и политических субъектов в мире, стал ключевым фактором глобальной и региональной стабильности.
Степень разработанности проблемы. Современным проблемам универсальности китайской модели модернизации посвящены публикации многих авторов: А. И. Салицкого, Е. А. Брагиной, Я. М. Бергера, А. В. Виноградова, А. Г. Володина, Г. И. Мирского, В. Я. Портякова, А. А. Рогожина, Д. А. Смирнова, В. В. Сумского, М. А. Чешкова, А. Я. Эльянова и др. Исследованию влияния мирового финансового кризиса на экономику Китая посвящены работы Вэй Чжаоли, Ни Сяолинь, Е. Шухуна и др. Внешняя и внутренняя политика Китая, в частности эпоха «реформ и открытости», была рассмотрена В. Г. Гельбрасом, Н. А. и С. А. Селищевыми, В. В. Карлусовым и др. Проблемы глобализации экономики и интересов безопасности нашли отражение в работах Г. И. Чуфрина, В. В. Михеева, В. Б. Амирова, Н. В. Андреева, Я. М. Бергера, А. В. Ломанова, С. Г. Лузянина, М. А. Потапова, В. Б. Рамзеса, А. В. Рябова и др. Цель работы - анализ особенностей китайской экономической модели.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач: · рассмотреть основные этапы реформирования экономики Китая; · раскрыть особенности китайской модели экономического роста, его сущность и факторы; · проанализировать влияние мирового финансового кризиса ни экономику Китая; · выявить тенденции и перспективы развития экономики Китая. Объект изучения - китайская экономическая модель. Предмет исследования - экономические связи и отношения, способствовавшие ее развитию, особенности и характерные черты китайской модели. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды ведущих специалистов-китаеведов, сотрудников ИМЭМО РАН, членов Центра политических исследований Китая ИДВ РАН. При написании работы были использованы материалы учебников, научных статей, периодической печати и ресурсы сети Internet. В процессе исследования применялись методы историко-логического, экономического, компаративного, факторного анализа, методы системного анализа и классификационного моделирования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 35 наименований, и приложений. Объем работы - 63 страницы.
Глава 1. Общая характеристика экономического развития Китая
Основные этапы реформирования экономики Китая
Китайская Народная республика - государство в Восточной Азии, занимающее третье место в мире по размерам территории, уступая России и Канаде. Площадь Китая составляет 9.596.960 кв. км., или одну пятнадцатую поверхности Земли, занятой сушей. Однако большую часть страны (2/3) занимают горы и полупустыни, так что для сельскохозяйственной обработки пригодны лишь 1/10 часть земель. Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире: численность населения страны превышает 1,3 млрд. чел. Для характеристики обозначенного нами вопроса остановимся на обзоре этапов экономического развития Китая. После провозглашения 1 октября 1949 г. КНР страна пережила эпоху крупномасштабной индустриализации, которая наряду с увеличением объемов сельскохозяйственного производства превратила Китай в аграрно-индустриальную державу, вошедшую в конце XX века в первую десятку наиболее мощных стран мира.
До образования КНР экономика полуфеодального, полуколониального Китая развивалась крайне низкими темпами. Так, в 1901-1950 гг. среднегодовые темпы прироста его ВВП составляли лишь 0,6%, что было в 3,7 раза ниже соответствующего общемирового уровня (2,2%). В 1950-е годы, с началом в КНР форсированной индустриализации при поддержке и по образцу СССР, темпы роста ВВП страны заметно возросли: например, в годы 1-й пятилетки (1953-1957 гг.) этот показатель увеличивался в среднем на 7,8% в год. Однако последовавшие затем политические авантюры «большого скачка и народных коммун», «культурной революции» вновь существенно замедлили экономическую динамику Китая: в 1960-е годы - до 0,6 и в 1970-е - до 3,1% в среднем за год (весь мир соответственно - 4,6 и 3,5%) [10]. лет назад, в декабре 1978г., 3-й пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва принял решение, ознаменовавшее начало эпохи «реформ и открытости» в Китае. Реформы и политика открытости проводились постепенно, в ходе поиска путей и форм их реализации, осознания достижений и упущений, преодоления проблем и противоречий, возникавших на каждом новом этапе решения поставленных задач. Приходилось порой существенно менять многие взгляды и установки, уточнять сложившиеся представления о процессах, происходящих в стране и мире. За прошедшие годы в Китае произошли огромные изменения, по достоинству названные в стране и за ее пределами историческими. Можно выделить пять этапов обновления экономики страны. Первый этап продолжался с 1979 по 1984 гг. Главное его достижение - завершение «культурной революции» и переход к решению актуальных проблем развития страны, о чем объявил 3-й пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва. Власти обеспечили нормализацию положения во всех областях общественной жизни после разрушительной «культурной революции», но никаких новаторских мер пленум не предусмотрел. В центре деятельности был поставлен подъем производительных сил. Экономическая политика партии мыслилась в точном соответствии с традиционными нормами плановой экономики. Вместе с тем в коммюнике пленума содержались фразы, предвосхищавшие масштабы и глубину последующих преобразований, «подобных революции».
Огромное значение имело подтверждение стратегической цели развития страны. По сообщению агентства Синьхуа от 24 декабря 1978г., пленум потребовал «в полном единодушии и дальше развивать политическую обстановку стабильности и сплоченности, немедленно мобилизоваться и, напрягая все силы и энергию, совершить новый великий поход во имя превращения нашей страны к концу нынешнего столетия в современную социалистическую державу». Дэн Сяопин был радикальнее: «Мы должны к концу нынешнего столетия достичь и превзойти передовой мировой уровень, то есть в течение 22-х лет пройти путь, который прошли другие за 40-50 лет и даже больше». Именно достижению столь масштабной цели была освящена вся деятельность органов власти на протяжении последующих 30 лет. С 1978 г. взят курс на образование богатого демократического социалистического государства с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира. Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к открытому в расчете на приток иностранных инвестиций в страну для модернизации и развития промышленного производства. Географическая близость Гонконга была основным преимуществом для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт. Для стимулирования инвестиций китайское правительство создало 4 особые экономические зоны: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь, куда и направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США. Второй этап охватывает 1984-1992гг. В 1984 г. конкретизируется стратегическая задача роста экономики страны: к концу столетия намечено увеличить ВВП в четыре раза и обеспечить вхождение Китая в состав ведущих экономик мира. Третий пленум ЦК КПК двенадцатого созыва принимает решение об экономической реформе. Провозглашается переход к созданию в стране планово-рыночной системы хозяйства под девизом «план - главное, рынок - вспомогательное». На практике начали широко использоваться подрядные формы хозяйственных связей в финансовой системе, в отношениях между органами власти и предприятиями, между предприятиями и другими структурами реального сектора экономики. Мелкие и средние предприятия разрешено сдавать в аренду, передавать в собственность трудового коллектива, на условиях подряда - частным лицам. Расширены права государственных предприятий. Им позволено после выполнения плана выпускать сверхплановую продукцию и самостоятельно реализовывать ее на рынке. Введена «двухуровневая» система цен: государственных (плановых) и договорных (рыночных). Эти нормы вызвали появление новых форм взаимоотношений между органами власти и управления, производителями, торгово-сбытовыми организациями и потребителями. Одновременно распространились спекулятивные и незаконные предпринимательские операции, способствовавшие быстрому росту цен.
Государство берет курс на резкое увеличение темпов роста экономики. подъем сельскохозяйственного производства (в 1984 г. собраны максимальные урожаи основных культур) стал мощным фактором оживления всей хозяйственной жизни, заметного повышения уровня благосостояния населения, прежде всего крестьянства. В страну возится большое количество комплектного оборудования, позволившего создать совершенно новые отрасли тяжелой и легкой промышленности. Возникает производство черно-белых, а затем цветных телевизоров, кондиционеров, лифтового оборудования и многих других товаров. В 1984 г. было открыто 14 прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая. В 1985 г. в Китае было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы. Там располагалось производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные регионы, модернизацию местных предприятий. В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту и импортное сырье. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая. В 1987г., на три года раньше намеченного срока, ВВП увеличен в два раза по сравнению с 1980г. Тем самым достигнута первая стратегическая цель развития страны. В 1990 г. введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиции из Японии, США и Западной Европы. Для обеспечения форсированного роста производства государство резко увеличивает капиталовложения в основной капитал, вводит в экономику чрезмерную массу ликвидности, что вызывает резкий рост цен. В результате в 1989г. вспыхивают волнения населения. 1989 - 1992 гг. стали годами растерянности власти, затормаживания хозяйственных преобразований, наведения порядка в экономике и разрешения возникших проблем. Третий этап включает 1992 - 2002 гг. В 1992 г. снимается установка на «планово-товарную» экономику. Страна переходит к строительству «социалистической рыночной экономики» и реализации стратегии экспортной ориентации экономики. Начинается кропотливая работа по модернизации основ хозяйственной деятельности предприятий и их взаимоотношений с органами управления и финансовой системой. Стимулируется приток в страну иностранного капитала. Создаются особые районы по производству экспортной продукции, где концентрируются прямые иностранные инвестиции. Сюда же направляется преобладающая часть национальных капиталовложений. Нацеленность предприятий на первоочередное удовлетворение потребностей зарубежного рынка вызывает множество перемен в деле освоения новой техники и технологий, во внутризаводском управлении. Возникает система изучения мирового рынка. Экспортная ориентация экономики получает расширительное толкование - утверждается лозунг «Идти вовне!». Начинается экспорт капитала. Ориентация экономики на внешний рынок потребовала концентрации гигантских средств на создание и расширение районов экспортного производства. Экспорт стал одним из факторов экономического роста. В то же время произошла задержка развития экономики внутренних регионов, замедлился рост отраслей промышленности, призванных обеспечивать удовлетворение внутреннего спроса. Затормозилось повышение доходов населения. Власти предельно ограничили поддержку сельскохозяйственного производства, деревни, крестьянства, увеличив изъятие ресурсов из аграрной сферы. С 1992 г. в Китае проводятся мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и предпосылок для вступления в ВТО. В следствии чего были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, розничная торговля и т. д. В 1995 г. принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги. Китай постоянно делает шаги по привлечению иностранных инвестиций. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегчения правил приема и увольнения иностранного персонала. В 1995г., на пять лет раньше намеченного срока, ВВП был вновь увеличен в два раза. Тем самым реализовалась очередная стратегическая цель, связанная с ростом экономики. В стране складывается система предприятий, принадлежащих государству и негосударственным собственникам. Происходит становление частного предпринимательства. Разрушается система пожизненной занятости. Государственные предприятия в целях повышения эффективности производства освобождаются от излишнего персонала. Возникает необходимость создания систем социального страхования и социального обеспечения, ликвидации многих политико-экономических и социальных барьеров между предприятиями различных форм собственности, между населением города и деревни. Крестьяне получают возможность поиска работы в городах. Образуются мощные миграционные потоки внутри страны. Четвертый этап (2002 - 2007гг.) ознаменовался началом новой фазы индустриализации. С одной стороны продолжает реализовываться стратегия «Идти вовне!», что требует дальнейшего наращивания экспортного потенциала. Темпы его роста настолько высоки, что в стране возникают излишние производственные мощности в некоторых отраслях тяжелой промышленности. С другой стороны, развитие промышленности сковывается неразвитостью внутреннего рынка, отсутствием мощного внутреннего спроса. Вступление КНР в ВТО вызвало изменения в развитии промышленности, ее экспортной ориентации. Испытывая дефицит многих ресурсов, добиваясь овладения новыми международными рынками, Китай официально перешел к «транснациональному хозяйствованию», формированию ТНК, активным действиям на мировых рынках капитала, сырья, сбыта продукции. Один из важных шагов в этом направлении - заключение договора со странами АСЕАН о создании в течение 10 лет зоны свободной торговли. Изменилось распределение промышленных предприятий по формам собственности. В 2007 г. государственные и контролируемые государством предприятия составили лишь 6,1% от общего числа «сверхнормативных» предприятий, однако они располагали почти 45% активов, получили около 40% прибыли и выплатили 44% НДС. В том же году на долю частного сектора пришлось 51,5% «сверхнормативных» промышленных предприятий, из них почти 53% принадлежали национальному капиталу и произвели 23,2% валовой продукции, а 20% - иностранному (31,5% валовой продукции). Достижения тридцатилетия (1978 - 2007 гг.) огромны. Китай стал производить 5-6% мирового ВВП. В стране образовались особые районы экспортного производства. Но за успехи заплачена высокая цена. В стране углубилась межрегиональная дифференциация, произошел разрыв в уровне социально-экономического и культурного развития города и деревни. Замедлился рост материального и культурного уровня населения, возник сложнейший комплекс социальных проблем и противоречий, образовались обширные зоны экологических бедствий. - 2007 гг. стали периодом оценки достигнутых успехов, периодом анализа сложившихся проблем и противоречий и выработки стратегических направлений дальнейшего развития общества и государства. В эти годы постепенно вырабатывалось несравненно более широкое, в ряде отношений комплексное, видение решений, способных обеспечить успешное развитие Китая. Пятый этап эпохи «реформ и открытости» начинается в 2008 г. На третьем пленуме ЦК КПК семнадцатого созыва принято решение «в основном создать единый механизм социально-экономического развития города и деревни». Декларируется, что город, промышленность должны помочь социально-экономическому подъему сельского хозяйства, деревни, значительному повышению уровня и качества жизни крестьянства. Впервые на политическом уровне признается, что подъем в экономике происходил за счет деревни, но в результате она сама оказалась в плачевном состоянии. Деревенское общество намечено реформировать. Одно из направлений преобразований - допущение передачи права хозяйствования на подрядном участке в субподряд, в аренду, использования его в качестве заклада или пая в кооперативные структуры. С воодушевлением объявлено, что тем самым сделан важный шаг к становлению земельного рынка. С одной стороны, эти меры призваны способствовать укрупнению полей, так ка до сих ор их размеры были микроскопическими, а собственными силами укрупнить земельные наделы бедное крестьянство было не в состоянии. С другой стороны, эти преобразования направлены на высвобождение рабочей силы из сельского хозяйства, что, в свою очередь, может обострить проблему занятости. В 2007 - 2008 гг. в стране уже насчитывалось 184млн. полностью или частично безработных. Большую их часть составляли крестьяне, пытающиеся найти заработок в городах [см.: 7, с. 73-76]. Грядущие перемены в жизни общества намечено осуществлять, сохраняя экспортную ориентацию. Основной опыт, приобретенный Китаем в ходе 30-и летнего реформирования, сводится к следующим моментам. . Реформа, развитие и стабильность - неразрывные и взаимосвязанные факторы. Непременным фактором успешного развития является стабильность. С 1979 года происходит неуклонная стабилизация социально-политической обстановки в стране. При этом основным приоритетом остается экономическое развитие. Конечно, в социально-политической системе Китая по-прежнему существует масса недостатков, однако нельзя жертвовать исключительно ради совершенства социально-политической системы экономическим развитием. Это тупиковое решение. Только достигнув зрелого уровня экономики можно заняться реформированием и демократизацией общественно-политической жизни. Так развивалась Япония, Южная Корея, остров Тайвань. Без экономического развития невозможна стабилизация социальных отношений, а потому невозможно усовершенствование социально-политической системы. Целью Китая является развитие, средством достижения - реформы. Развитие нуждается в стабильности, а для развития необходимы реформы. . От изоляционизма к политике «открытых дверей». В первые 30 лет после создания КНР, в силу особенностей международной обстановки и экономической блокады, Китай был вынужден опираться исключительно на собственные силы, практически не контактируя с мировой экономикой. В 1970-е годы ситуация начала меняться. Внешнеэкономические отношения Китая динамично развиваются, и к концу XX века доля внешней торговли занимает существенную часть от ВВП страны. Выход из состояния внешней изоляции стал первотолчком к динамичному экономическому развитию. . Необходимость поддержания сбалансированности и оптимизации производственной структуры. Опыт прошлого наглядно продемонстрировал, что достижение оптимальной экономической структуры крайне важно для гармонического развития государства. Самое главное сбалансированность во всем: в сфере финансов, кредита, валютных отношениях, сдерживании инфляции и т.п. . Регулирование отношений между центром и регионами страны, а также между отдельными регионами. Китай обладает обширными территориями и многочисленным населением. Однако между различными регионами страны существует существенное различие в развитости производительных сил, наличии природных ресурсов. Поэтому важной проблемой реформирования остается оптимальная интеграция регионов в единое гармоничное целое [23, с. 205]. Таким образом, Китай - признанный лидер среди стран догоняющего развития, как по темпам роста, так и по роли в мировой экономике. За три десятилетия реформ (1979-2008 гг.) ВВП КНР вырос почти в 15 раз, а среднедушевые доходы населения - в 7,5 раз. Уже в 1995 г. Китай по объему ВВП, исчисленному по паритету покупательной способности валют (ППС), вышел на 2-е место в мире, обойдя Японию; в 2008 г. ему удалось, обойдя Германию, выйти на 3-е место в мире и по объему ВВП, подсчитанному по официальному обменному курсу [10]. С 1978 по 2002 годы экспорт Китая увеличился более чем в 33 раза (от 9,75 до 325,56 млрд. долл.), отношение объема внешней торговли к объему внутреннего производства - в 4 раза (от 10 до 40%), импорт - в 27 раз (от 10,89 до 295,2 млрд. долл.) в условиях «облагораживания» экспорта и повышения доли техники и оборудования в импорте, а по объему привлеченных чистых прямых иностранных инвестиций, в 2002 году составившим 41 млрд. долл., с 1993 года страна занимает первое место среди развивающихся и второе место в мире, пропустив вперед лишь США [24]. Едва ли за последние сто лет можно найти пример столь длительного периода быстрого развития в сопоставимой с Китаем по размерам стране. За это время он успел выйти на качественно иной уровень развития по сравнению с началом политики «реформ и открытости», превратившись в одного из ведущих экономических и политических субъектов в мире.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|