Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние мирового финансового кризиса на экономику Китая




 

В течение 60 лет с момента создания КНР Китай достиг заметных экономических успехов. Возвышение Китая является благоприятным для китайского народа и, что самое важное, - позитивным для развития мировой экономики.

С началом реализации политики «реформ и открытости» в 1978 г. ВВП Китая увеличился с 223 млрд. до 4,4 трлн. долларов США, то есть почти в 20 раз. Средний годовой коэффициент роста составляет 10%. Это значит, что объем китайской экономики удваивается каждые 7-8 лет [31, с. 36]. По словам главы представительства МВФ в Китае Вивек Ароры, в результате экономического развития непрерывно повышается жизненный уровень народа, и несколько миллионов людей избавились от нищеты. В общем, в плане достигнутых в последние десятилетия экономических успехов Китай опережает все другие страны мира как по скорости развития, так и по величине роста экономики.

Китай уже стал ключевым фактором глобальной и региональной стабильности. Даже перед возникновением глобального финансового кризиса Китай являлся страной, которая внесла наибольший вклад в рост мировой экономики. Сегодня он продолжает играть такую же роль.

Каждая страна имеет свои преимущества и оказывает активное влияние на другие страны. Для такого огромного экономического субъекта, как Китай, высокоэффективная рабочая сила и успешное проведение «реформ и открытости» являются ключевыми стимулирующими факторами экономического развития.

Глобальный финансовый кризис, вызванный ипотечным кризисом в США, стал самым серьезным в мировом масштабе со времен Великой депрессии 1929 - 1933 гг.

Мировой финансовый кризис застал экономику Китая в начале очередного этапа структурных преобразований. Несмотря на негативное влияние кризиса, правительство КНР приняло решение использовать его как возможность для перехода к более качественной модели социально-экономического развития. Экономическая дипломатия страны должна была обеспечить все необходимые для этого внешние условия. В связи с растущим значением Группы-20 как главного международного антикризисного механизма китайская сторона стремится активно использовать возможности ее саммитов для повышения роли и авторитета Китая на мировой арене. С начала кризиса прошло уже три таких мероприятия, соответственно 15 ноября 2008 г. в Вашингтоне, 2 апреля 2009 г. в Лондоне и 25 сентября в Питтсбурге.

К основным причинам мирового финансового кризиса в Пекине относят неправильную макроэкономическую политику правительств некоторых государств, которая привела к созданию ошибочной модели развития, основанной на низком уровне накопления и высоком уровне потребления; чрезмерное стремление финансовых учреждений к извлечению прибыли; недостаточный контроль за учреждениями, дающими оценку эффективности финансовых учреждений; несоответствие уровня финансового контроля и уровня инноваций в финансовой сфере.

Китайская сторона выступила за углубление международного торгово-экономического сотрудничества и содействие в полноценном развитии многостороннего торгового механизма; содействие реформе международной финансовой системы и ускорение создания нового мирового финансового порядка; усиление сотрудничества в осуществлении международного финансового надзора и профилактике накопления распространения финансовых рисков; подлинное обеспечение интересов развивающихся государств и содействие общему развитию мировой экономики; координацию действий по преодолению вызовов, исходящих от глобальных проблем, и создание условий для совместного процветания.

В условиях кризиса повышенное внимание китайской экономической дипломатии обращено на противодействие торговому и инвестиционному протекционизму, сохранение благоприятных условий для обменов рабочей силой в рамках международного разделения труда и международной кооперации, скорейшее возобновление многосторонних переговоров в рамках дохийского раунда, недопущение сокращения экономической и технической помощи развитых стран развивающимся странам мира в рамках реализации «Целей развития тысячелетия» и «Йоханнесбургских принципов развития», реформирование международных финансовых институтов, расширение в них представительства и права голоса развивающихся стран [см.: 9, с. 125-136].

Оценки влияния глобального финансово-экономического кризиса на развитие КНР свидетельствуют о том, что он затронул многие сферы экономической и социальной жизни страны. Негативное воздействие глобального кризиса в Китае ощущается по следующим направлениям.

В Китае наблюдается снижение темпов роста ВВП. Этот показатель в 2008 г. уменьшился с 10,6 % (в первом квартале) до 6,8 % (в конце четвёртого). В среднем по итогам года темпы роста ВВП вышли на уровень 9 %. ВВП Китая по итогам 9 месяцев 2009 г. вырос на 7,7%. Это на 2,2% хуже данных за 9 месяцев 2008 года, но ведь тогда и кризис еще не успел разбушеваться в китайской экономике [3, с. 33].

Деловая активность в Китае снизилась на 20-30 %. Только за 10 месяцев 2008 г. было закрыто 67 тыс. предприятий, и такая тенденция сохранялась в первые месяцы 2009 г. В феврале 2009 г. экспорт, за счёт которого формируется 40 % ВВП страны, упал на 25,7 %, импорт - на 23,8 %. В январе-феврале прямые иностранные инвестиции сократились на 26,2 % и составили 13,3 млрд. долл.

Глобальный финансовый кризис привел к замедлению темпов роста валютных резервов Китая. В первом квартале 2008 г. прирост валютных резервов КНР составлял 153,9 млрд. долл., а за первый квартал 2009 г. - только 7,7 млрд. долл., то есть снизился на 94,3 % [3, с. 34]. Помимо сокращения объёмов внешнеторговых операций одной из причин снижения в Китае темпов роста резервов специалисты называют отток валюты, который является признаком неуверенности бизнеса в перспективах развития экономики и сохранении социально-политической стабильности в стране. Кроме этого, в сложившихся условиях инвесторы рассчитывают на получение большей прибыли от вложений за рубежом, нежели внутри страны.

По оценкам работающих в Гонконге западных экспертов, китайские валютные резервы в 2009 г. увеличились только на 100 млрд. долл. (для сравнения: в 2008 г. - на 417,8 млрд. долл.).

Дефицит бюджета составил в 2008 г. 16,2 млрд. долл. По приблизительным данным на 2009 г. он достиг 139 млрд. долл. Правительство надеется удержать дефицит на уровне, не превышающем 3 % ВВП. Характерно, что ранее китайский бюджет был бездефицитным. На 14,9 % сократились темпы роста налоговых поступлений.

Финансовые потери КНР среди прочего связаны с неудачными инвестициями в ряд зарубежных компаний (Blackstone Group, Morgan Stanley, Fortis и др.). Китайская сторона вложила в американские финансовые институты примерно 2/3 валютных резервов своего Центрального банка (на начало 2009 г. они составляли 1,95 трлн. дол.). В Пекине опасаются, что предпринимаемые в настоящее время правительством Б. Обамы усилия по борьбе с кризисными явлениями в экономике и финансовой сфере могут привести к инфляции, которая ещё больше сократит ценность приобретённых Китаем американских государственных облигаций.

В стране наблюдается рост безработицы. На конец 2008 г. только потерявших место рабочих - мигрантов из сельской местности в стране было свыше 20 млн. человек. По экспертным оценкам, в 2009 г. безработица в несельскохозяйственном секторе составила около 39-48 млн. человек.

Китайские власти понимают, что не имеющие работы мигранты из городов и сельской местности, выпускники учебных заведений, а также демобилизованные из армии военнослужащие - это серьёзная угроза социальной стабильности.

Еще одним негативным последствием финансового кризиса стало снижение доходов населения Китая. В условиях падения спроса на мировых рынках снижение доходов связано в первую очередь с банкротством предприятий, фирм, компаний и потерей рабочих мест в районах, где производство ориентировано на экспорт. Люди, теряя работу и заработок, уже не могут оказывать помощь денежными переводами своим семьям и родственникам, проживающим в сельской местности. В результате снижается жизненный уровень значительной части населения, увеличивается разрыв между доходами крестьян и рабочих, который и без того составляет около 60 %, у людей возникает неуверенность в будущем. По некоторым данным, в 2008 г. в стране уже прошло около 120 тыс. забастовок и других акций протеста.

В выступлениях председателя КНР Ху Цзиньтао, премьера Вэнь Цзябао и других руководителей государства по итогам 2008 г. подчёркивалось, что «трудности в функционировании экономических механизмов увеличиваются» и «давление на китайскую экономику продолжает расти».

В то же время анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что Пекин (по состоянию на первый квартал 2009 г.) успешно «держит удар», и речь скорее может идти о негативных тенденциях, связанных со снижением темпов экономического роста, а не с отсутствием роста как такового. Как отмечалось выше, в 2008 г. ВВП Китая увеличился на 9 % и составил более 4 трлн. дол. Именно КНР в прошедшем году обеспечила 20 % роста мировой экономики. Особенно прогрессирует его так называемая «третья промышленность» (сфера услуг, информация, связь, научные исследования и др.), рост которой в 2008 г. составил 9,5 %. По заявлению премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао и данным официальной статистики, показатели в 1-м квартале 2009 г. демонстрируют положительную динамику по многим отраслям экономики и сферам деятельности.

Как показывают данные, распространенные Государственным статистическим управлением Китая (ГСУ), в 2009 году ВВП Китая составил 33 трлн 535,3 млрд. юаней (4,91 трлн. долл. США) и в сопоставимых ценах увеличился на 8,7% по сравнению с 2008 годом.

Как отметил начальник ГСУ Ма Цзяньтан, в условиях мирового финансового кризиса и крайне сложной внутренней и международной ситуации руководство Китая провозгласило активную финансовую политику и сравнительно гибкую денежно-кредитную политику, приняло и всесторонне претворяет в жизнь пакет антикризисных мер, благодаря чему в стране удалось за относительно короткое время остановить тенденцию заметного замедления темпов роста экономики и в целом обеспечить ее восстановление.

Как показывают статистические данные, в первом-четвертом кварталах 2009 года темпы роста китайской экономики составили соответственно 6,2%, 7,9%, 9,1% и 10,7%.

Наблюдалось стабильное развитие сельского хозяйства и постепенное восстановление роста промышленного производства. Так, по итогам года валовой сбор зерновых в стране составил 530,82 млн. тонн, что на 0,4% больше против уровня предыдущего года. Экономическая добавленная стоимость на основных промышленных предприятиях увеличилась на 11% по сравнению с 2008 годом, в частности, прирост в четвертом квартале 2009 г. составил 18%.

В прошлом году общие капиталовложения в основные фонды Китая возросли на 30,1% по сравнению с 2008 годом и составили 22 трлн. 484,6 млрд. юаней. Темпы роста этого показателя были на 4,6% выше уровня предыдущего года. Общий объем розничных продаж потребительских товаров составил 12 трлн. 534,3 млрд. юаней при увеличении на 15,5%: если сделать поправку на рост цен, то реальный прирост составил 16,9%, что на 2,1% выше аналогичного показателя предыдущего года.

В минувшем 2009 году потребительские цены в Китае снизились на 0,7% по сравнению с 2008 годом. Вместе с тем в декабре данный показатель на 1,9% превысил уровень предыдущего года за аналогичный месяц. Заводские цены на промышленную продукцию в 2009 году снизились на 5,4% по сравнению с 2008 годом, при этом в декабре данный показатель вырос на 1,7% по сравнению с тем же месяцем 2008 года.

В 2009 году среднедушевой доход у населения городов и поселков городского типа вырос на 9,8% и составил 17175 юаней, у населения сельских районов - на 8,5% до 5153 юаней. Общее число трудоустроенных в городах и поселках городского типа увеличилось на 9,1 млн. человек по сравнению с концом 2008 года.

Китайское правительство проводит энергичную политику «ускоренной нейтрализации» того отрицательного влияния, которое оказывают кризис и некоторые внутренние проблемы страны на поступательное развитие её экономики и общества в целом. Принимаемым мерам стараются придать системный, комплексный и многоуровневый характер. С одной стороны, они должны блокировать углубление и расширение негативного влияния кризиса на экономическую и общественно-политическую жизнь страны, а с другой - формировать условия не только для восстановления прежних темпов развития, но и для последующего рывка уже на но-вой научной и технологической основе, к тому же укреплённой хорошо подготовленными кадрами. При этом создаются резервы и планируются действия страхующего характера, которые способствуют закреплению положительных результатов и не допускают резкого и неконтролируемого отката назад.

Нацеленность на реализацию «уникального шанса, который предоставляет Китаю глобальный финансово-экономический кризис», «красной нитью» проходит через все последние выступления высшего руководства страны на разного рода партийных и государственных форумах, совещаниях с секретарями парткомов и губернаторами провинций.

Анализ директив китайского руководства по итогам заседаний Госсовета КНР (3 декабря 2008 г.; 15, 29 апреля и 6 мая 2009 г.) позволяет заключить, что на данном этапе реализации антикризисной программы основные усилия правительства сосредоточены на следующих направлениях.

. Правительство планирует наращивание инвестиций. Помимо уже принятых мер (в том числе создание «стимулирующего пакета» стоимостью 586 млрд. долл.) для этого правительствам и предприятиям на местах впредь разрешено выпускать собственные ценные бумаги (облигации). Им также вменено в обязанность организовать жёсткий контроль над финансированием конкретных проектов по линии центрального правительства. Кроме этого, рекомендовано принять меры по стимулированию так называемых «народных инвестиций», т.е. по вовлечению в активный оборот личных сбережений населения, общая сумма которых на сегодня составляет около 30 трлн. юаней (более 4 трлн. долл.).

На техническую модернизацию предприятий по специальным проектам правительство выделило 20 млрд. юаней (около 3 млрд. долл.). Ожидается, что осуществление этих проектов, в свою очередь, позволит привлечь «общественные инвестиции» в размере не менее 460 млрд. юаней (66 млрд. долл.). С начала 2009 г. проводится активная работа по реализации планов «оживления и урегулирования» в таких отраслях промышленности, как текстильная, металлургическая, автомобильная, производство оборудования разного назначения.

Реализация крупных инвестиционных проектов внутри Китая, как было заявлено его руководителями, поможет осуществить «мягкую посадку» в условиях кризиса, смягчить его негативные социальные последствия, в том числе и связанные с безработицей.

. Предполагается повышение внутреннего спроса и розничных продаж населению. В этом комплексе мероприятий упор делается прежде всего на активизацию работы в менее развитых сельских районах страны - центральных и западных. Считается, что осуществление проектов по электрификации китайской деревни, где проживает более 700 млн. человек, позволит заметно увеличить продажу на селе различных видов промышленной продукции. Например, введённый в действие «трёхлетний план» стимулирования покупательной способности сельских жителей (рассчитан до 2012 г.) даст возможность китайским предприятиям реализовать на селе значительное количество произведённых бытовых электроприборов. Таких товаров планируется продать не менее 600 млн. штук на сумму 1,6 трлн. юаней (230 млрд. долл.). Внутренний спрос должен также оживиться и после наведения порядка в налоговой сфере, особенно в части, касающейся тех норм и правил, которые нарушают или ущемляют права потребителей.

. Будут приняты меры по стабилизации экспорта и импорта. В Китае проводится «упорядочение» экспортных ограничений, государство поддерживает (кредитами) поставки за рубеж новой и высокотехнологичной продукции, а также товаров, производство которых требует больших трудовых затрат. Благодаря снижению налога на экспорт удалось эффективно использовать важное конкурентное преимущество Китая, который может производить и реализовывать трудоёмкую продукцию с низкой себестоимостью. В результате в марте 2009 г. по сравнению с январём-февралём того же года экспорт одежды увеличился на 72,5 %, мебели - на 78,1, обуви - на 42,6, чемоданов - на 90,7 %.

В феврале 2009 г. рост промышленности составил 11 %, производство бетона увеличилось на 42 %, кредитование выросло на 25 %, а новые кредиты в размере 1 трлн. юаней дошли до получателей. Всё это в совокупности даёт основания некоторым иностранным наблюдателям говорить о том, что крупные строительные проекты сумеют-таки «вытянуть» всю китайскую экономику и страна первой войдёт в режим поступательного развития.

Правительство также подтвердило, что намерено и дальше оказывать помощь крупным предприятиям и компаниям в укреплении их позиций в других странах и на международных рынках, что помимо прибыли позволяет приобретать опыт ведения «глобального бизнеса». Одновременно поставлена задача увеличить импорт энергоресурсов, дефицитного сырья, передовой технологии и оборудования.

. Планируется обеспечение стабильного развития сельского хозяйства. В 2009 году урожай зерновых культур в Китае должен был вырасти не менее чем на 50 млн. т. Особое внимание обращается на регулирование рынка сельскохозяйственных товаров. Эта сфера экономики традиционно является одной из важнейших для страны, поскольку она связана с продовольственным обеспечением населения, снабжением промышленности сельхозсырьём, занятостью 700 млн. крестьян и сохранением устойчивой социально-политической обстановки.

. Усилия правительства будут направлены на развитие высокотехнологичных отраслей производства. С этой целью в Китае формируются новые «точки роста» с упором на поиск новых источников энергии, её экономию и защиту окружающей среды, развитие информационных и телекоммуникационных систем, современного сервиса, производства новых лекарственных препаратов. Будут ликвидированы те нормы и правила проведения торгов (аукционов), которые ставят произведённые внутри страны товары в неравное положение с импортируемыми.

. Правительство Китая планирует укрепление социальной сферы. На этом направлении приоритетными проблемами остаются сохранение старых и создание новых рабочих мест, реформирование системы здравоохранения, социального обеспечения и снабжения населения лекарствами.

К концу 2009 г., как было заявлено, все уволенные с обанкротившихся госпредприятий работники должны были быть охвачены общей системой медицинского страхования, которая действует для рабочих и служащих в городах и посёлках. На эти цели центральное правительство уже 42,9 млрд юаней (6 млрд долл.).

Правительство намерено заняться и совершенствованием системы оплаты труда преподавателей, работающих в системе обязательного школьного образования.

. Предполагается совершенствование системы финансовой поддержки экономического развития страны. Больше внимания планируется уделять вопросам регулирования спроса и предложения на рынке капиталов, обеспечения кредитами средних и малых предприятий, защиты от финансовых рисков, контроля над сборами налогов и расходованием средств.

До конца 2010 г. в стране введён особый режим экономии государственных денежных и материальных средств, усилена ответственность партийных и правительственных чиновников всех уровней за нарушение финансовой дисциплины. Основанием для этих мер служит принятое в конце февраля 2009 г. «Уведомление ЦК КПК и Госсовета КНР по некоторым вопросам экономии средств партийными и государственными органами» («Восемь требований»).

Особое, стратегическое значение придаётся комплексному развитию регионов, которые способны существенно повысить экономический потенциал Китая, укрепить его территориальную целостность, расширить и углубить связи с внешними партнёрами. Этим целям подчинены действующие планы развития Северо-Восточного, Западного, Юго-Восточного и Восточного регионов страны. При этом главное внимание уделяется районам компактного проживания нацменьшинств, поскольку китайскому руководству в последнее время всё чаще приходится сталкиваться с подавлением антиправительственных выступлений и беспорядков на национальной и религиозной почве (Тибет, Синьцзян, провинции Цинхай и Гуйчжоу). Сюда регулярно выезжают специальные группы кадровых работников «для дополнительного изучения обстановки на местах, выявления наиболее острых проблем, оказания при необходимости адресной помощи».

Таким образом, сравнительно действенные меры, принятые в Китае во время глобального экономического спада, свидетельствуют о мощности китайских политических установок и ведомств. Центральное правительство Китая быстро отреагировало на кризис и прибегло к правильным мерам, своевременно реализуя их. Активное реагирование правительства, масштабы и время действия уже помогли смягчить экономический спад и способствуют восстановлению экономики.

Однако, для восстановления нормального процесса развития мировой экономики еще потребуется длительное время. По мнению участников госсовета, «база возврата к быстрому экономическому росту еще недостаточно прочна, стабильна и сбалансирована». Кроме того, еще не решены проблемы, вызванные падением внешнего спроса на китайские товары (экономика страны более чем на 60% зависит от внешней торговли), существуют нерешенные вопросы в области финансирования, перепроизводства, остро проявляются «противоречия между финансовыми доходами и расходами».

В то же время, как мы видим, глобальный финансовый кризис действительно стал «глобальным», поскольку его влияние уже отразилось на всех странах, а не только на странах, оказавшихся в эпицентре кризиса. Глобализация и экономическая интеграция принесли огромные выгоды Китаю, как это было и после 1978 г. Это также означает, что происходящее в одной стране оказывает все большее влияние на другие страны.

Главное отличие нынешнего всемирного экономического спада от Великой депрессии 30-х годов прошлого века состоит в наличии международного сотрудничества, которое осуществляется в формате «Группа 20».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...