Перспективы развития экономики Китая
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
декабря 2009 г. в Пекине завершилось ежегодное совещание Центра по экономической работе. В настоящее время, пока тень глобального финансового кризиса все еще нависает над мировой экономикой, состоявшееся совещание определило будущее направление макроэкономической политики Китая. Среди главных задач экономической работы китайского правительства в 2010 г. можно выделить следующие: . повышение уровня макрорегулирования, обеспечение стабильности и более быстрого роста экономики; . усиление реструктуризации экономики, повышение качества развития экономики; . укрепление фундамента развития сельского хозяйства, расширение пространства для дальнейшего роста внутреннего потребления; . углубление реформы структуры экономики, создание нового стимула для дальнейшего развития экономики; . стимулирование роста экспорта, содействие сбалансированной внешней торговле; . усиление социального обеспечения, улучшение благосостояния населения, обеспечение стабильности общества. Совещание Центра по экономической работе приняло нижеследующие пять решений: . трансформация модели развития экономики; . дальнейшее осуществление более активной финансовой и денежной политики; . увеличение снабжения экономичным и практичным жильем, увеличение покупательной способности населения; . смягчение ограничения на прописку в городах и поселках, продвижение урбанизации; . нормализация допущения на рынок, создание нового стимула для реформирования [32, с. 32]. В сфере поддержания активной финансовой политики и активизации денежной политики произойдут следующие изменения. В 2010 г. китайское правительство продолжит осуществление активной финансовой политики и реализацию инвестиционного плана на общую сумму в 4 трлн. юаней. Кроме того, в этом году размеры правительственных ассигнований превысят показатель 2009 г. Согласно плану, 118 млн. юаней из упомянутых 4 трлн. юаней распределяются следующим образом: 487,5 млрд. юаней были выделены в четвертом квартале 2009 г., а 588,5 млрд. юаней будут выделены в 2010 г. Очевидно, что сумма, выделенная в 2010 г. значительно больше показателя 2009 г. По словам Чжу Баоляна, заместителя руководителя отдела экономического прогнозирования Государственного информационного центра, новые дополнительные ассигнования центрального правительства в 2010 г. обязательно повлекут за собой «сопутствующие» капиталовложения местных правительств и общественных организаций, благодаря чему, несомненно, ускорится процесс общенационального инвестирования.
Одновременно, по прогнозу специалистов, бюджетный дефицит в 2010 г. не превысит показателя 2009 г., то есть составит не выше 3% [см.: 32, с. 32-33]. Предполагается урегулирование структуры экономики и трансформация модели роста экономики. Китайское правительство прибегло к ряду мер для стимулирования экономического развития, благодаря чему китайская экономика первой вышла из тени глобального финансового кризиса. Тем не менее, день за днем выявляются и становятся более серьезными коренные противоречия в китайской экономике. Профессор Института экономики Пекинского университета Су Цзянь считает, что «в реализации политики макрорегулирования предстоит преодолеть немало проблем. Например, не приведут ли ассигнования в размере 4 трлн. юаней к избыточности производственных мощностей? Не усугубит ли увеличение инвестиций недостаточность внутреннего спросу? Не противоречит ли цель обеспечения 8-процентного роста экономики принципу продолжительного экономического развития? Не станет ли стремительный рост экономики препятствием доя дальнейшего урегулирования структуры экономики? Не породит ли рост кредитования высокую инфляцию?»
Именно эти проблемы составили повестку дня упомянутого совещания Центра по экономической работе. И именно на этом совещании выдвинули соответствующие макроэкономические контрмеры: макрополитика претерпит три изменения. Во-первых, важной задачей станет стимулирование внутреннего потребления, особенно стимулирование роста потребительского спроса. Во-вторых, в работе по урегулированию и совершенствованию структуры производства упор будет сделан на переход от отсева избыточных отсталых производственных мощностей к поддержке научно-технического новаторства; на содействие важному урегулированию структуры экономики, развитию новых стратегических отраслей производства, созданию нового мощного стимула для роста экономики с тем, чтобы восстановить сбалансированность экономики и поднять ее на новый уровень. Что касается развития новых отраслей производства, то китайское правительство дальновидно приняло стратегические и комплексные меры, основой которых служат научно-технические исследования и промышленное освоение технических достижений в области освоения новых видов энергии, новых материалов, биомедицины и мобильной связи третьего поколения, в сфере ускорения развития экологически чистой экономики и экономики с низкими углеродными выбросами. В-третьих, предстоит усилить политику внешней открытости в целях стабилизации зарубежного инвестирования, стимулирования импорта, продвижения отечественных предприятий на мировой рынок, что будет способствовать сбалансированному росту торговли. «Модель развития - это коренная проблема, которая тесно связана с продолжительным развитием китайской экономики. Успехи, достигнутые ныне в ходе обеспечения роста экономики, создали благоприятные условия для трансформации модели развития экономики», - говорит Яо Цзиньюань, главный экономист Государственного статистического управления КНР. В 2010г. упор будет сделан на содействие изменению модели развития, на гармоничное сочетание цели долгосрочного развития с целью краткосрочного роста [см.: 32, с. 33-34].
Планируется дальнейшее улучшение благосостояния народа. Движущей силой дальнейшего развития экономики послужит стимулирование внутреннего потребления. Чжан Юнцзюнь, научный сотрудник Китайского центра международных экономических связей, высказал такое мнение: «Чтобы расширить внутреннее потребление, необходимо увеличить покупательную способность населения. Поэтому дальнейшее улучшение благосостояния населения и увеличение его доходов имеют большое значение для стимулирования потребления». На совещании прежде всего была поставлена проблема распределения доходов населения. Подчеркивалась необходимость всемерного урегулирования системы распределения доходов населения, увеличения покупательной способности населения, особенно среди средне- и низкооплачиваемых семей. Примечательно, что в 2010 г. продолжится реализация ряда принятых в 2009 г. мер по стимулированию внутреннего потребления. На совещании было указано, что в целях обеспечения продолжительности этих мер необходимо и далее продвигать реализацию по льготным ценам бытовой техники, мотоциклов и автомобилей на селе; должна быть продолжена и политика обмена старых бытовых электроприборов и автомобилей на новые; предстоит увеличить субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники, обеспечить снабжение практичным и экономичным жильем и таким образом удовлетворить требования населения к улучшению жилищных условий. Относительно расширения внутреннего потребления на совещании приняли решение смягчить ограничения на прописку в городах и поселках страны. В 2010 г. это составит важное содержание работы по ускорению урбанизации. «Улучшить благосостояние народа, содействовать оптимизации структуры экономики и придать новый импульс продолжительному развитию экономики - такова важная задача работы правительство в 2010 г.», - констатировал Чжу Баолян [32, с. 34]. Первая половина XXI века станет в экономическом развитии Китая решающей. За этот исторический отрезок времени Китай должен завершить процесс индустриализации и информатизации народного хозяйства. В процессе экономического развития возникнет ряд важных процессов.
Среди основных тенденций развития Китая до 2050 года можно выделить нижеследующие. . Продолжающийся стабильный и высокий экономический рост приведет к кардинальному повышению рейтинга КНР в мире. В первую половину XXI века Китай войдет в тройку мировых лидеров (вместе с США и ЕС). Если в 1978-1995 гг. технологический прогресс обеспечивал 39,85% всех произведенных в Китае благ, то в 2030 году этот показатель составит 50%, а в 2050 году - более 60%. За ближайшие полвека по мере роста среднего дохода населения, потенциал китайской экономики многократно возрастет. Разрыв между Китаем и развитыми странами многократно сократится. По мере того, как возможности экономического развития страны начнут исчерпываться, возрастет конкуренция на внутреннем рынке страны. Это приведет к многократному увеличению интенсификации китайской экономики. . В ближайшие 50 лет кардинальные изменения произойдут в структуре производства страны. Многоуровневая система потребительского спроса сформирует многоотраслевую производственную структуру. Разница в доходах, получаемых на различных рабочих местах, возрастет. Одновременно произойдет многократное расширение сферы индивидуального потребления и его разновидностей в зависимости от уровня дохода. . Всесторонний технологический прогресс повлияет на стремительное развитие производственной структуры. При имеющимся ныне разрыве уровней развития технологий между Китаем и мировыми экономическими лидерами, Китай обязан заимствовать в кротчайшие сроки новейшие западные технологии и на их основе осуществлять собственные исследования. В большинстве областей науки и техники Китай достигнет передового мирового уровня. . Произойдет существенное изменение имеющихся противоречий экономического развития Китая. Основное современное социально-экономическое противоречие Китая (соотношения уровня производительных сил и потребностями населения) уступит место противоречию между уровнем производительных сил и потребностью их качественного развития. Все это требует всемерно развивать качественную составляющую экономического роста, повышать покупательную способность населения, осуществлять рациональное распределение ресурсов. . Произойдет кардинальное совершенствование традиционных форм производства, ключевыми отраслями национальной экономики станут сферы применения высоких технологий. В начале XXI века по-прежнему будут развиваться такие традиционные отрасли китайской промышленности, как текстильная, сталелитейная, цементная, химическая и т.п. Однако даже при всемерной модернизации, удельный вес их в экономике страны будет снижаться. К 2030 году, когда темпы прироста населения станут нулевыми, а затем - и отрицательными, когда процесс индустриализации в основном завершится, в потребительской структуре населения произойдут кардинальные изменения. Спрос на традиционную продукцию постепенно упадет.
. Традиционные отрасли тяжелой промышленности будут развиваться затухающими темпами. Возникнут новые приоритетные отрасли китайской экономики, определяющие научно-техническое развитие страны. В ближайшие 10 лет произойдет кардинальная модернизация малых и средних предприятий, их ускоренное развитие станет важнейшим фактором экономического роста Китая. Предприятия с применением высоких технологий займут ключевые позиции на рынке страны, а их конкурентоспособность будет возрастать ускоренными темпами. . Проблемы модернизации села и занятости в аграрном секторе еще более обострятся. К 2010 году аграрное население (около 800 млн. человек) все еще будет составлять около 60% населения страны. Разница в доходах между городским и сельским населением будет, по-прежнему, возрастать. Но если не решать сложившуюся неблагоприятную тенденцию, невозможно говорить о полнокровной модернизации страны. Положение осложняется и тем, что естественный прирост населения в сельской местности происходит более быстрыми темпами, нежели в городе. По мере сокращения свободных земельных ресурсов и прогресса аграрных технологий, спрос на рабочую силу в сельском хозяйстве будет сокращаться. Все большая часть аграрного населения окажется излишней. Поэтому следует ускоренными темпами развивать промышленность и сферу услуг в мелких и средних городах, куда устремится избыточная рабочая сила. . Произойдет некоторое снижение уровней развития отдельных регионов Китая, между ними установятся более сбалансированные отношения. Однако традиционный разрыв между развитыми восточными регионами и менее развитыми центральными и западными в ближайшем будущем - увеличится. В перспективе же эта разница должна постепенно нивелироваться, но этот процесс займет немало времени. Лишь после 2030 года начнут проявляться благоприятные тенденции в данной области. . Со всей остротой встанет проблема гармонического соотношения экономики и экологии. Ожидается, что экологическая ситуация начнет исправляться кардинальным образом только после 2030 года, когда в основном завершится процесс индустриализации страны, и многократно возрастет ее экономическая мощь при оптимальном использовании факторов производства. . Интеграция Китая в мировую экономику многократно усилится. Вступление Китая в ВТО создало для этого все условия. Однако все чаще будут возникать трения Китая с развитыми странами в области экономики, финансов и торговли. После вступления в ВТО будет наблюдаться динамичный рост Китая в сфере мировой торговли. При этом те страны, которые начнут терять свои позиции в мировой экономике могут инициировать возникновение финансовых, политических и экономических кризисов. На первый план выдут такие проблемы, как сохранение национальной безопасности и социальной стабильности [23, с. 216]. Прогноз до 2050 года охватывает длительную перспективу, а потому существует вероятность возникновения большого количества факторов, которые могут исказить его результаты. Стратегической целью является проведение всесторонней социалистической модернизации. Китай должен превратиться в главную экономическую державу мира, выйти 1 место в мире по объему ВВП, а по уровню жизни достичь стандартов среднеразвитых индустриальных стран Европы. Прогноз основных экономических показателей Китая до 2050 года: . За период 1995 - 2050 гг. (55 лет) ежегодные темпы прироста ВВП должны составить в среднем 6,3%. В результате этого абсолютный объем ВВП возрастет с 5826 млрд. юаней (705 млрд. долларов по курсу: 1 доллар = 8,27 юаней) в 1995 году до 153-168 трлн. юаней (21-23 трлн. долларов) в 2050 году. . Структура экономики претерпит кардинальные изменения: если в 1995 г. 20,6% совокупного продукта составляла продукция первичного сектора, то в 2050 году ее доля составит 6%; аналогичные показатели вторичного сектора составят соответственно 48,3% и 34%, а третичного сектора - 41,8% и 60%. . Произойдет изменение структуры занятости: если в 1995 году занятость в первичном, вторичном и третичном секторах составляла соответственно 52,2: 23,0: 24,8, то в 2050 году эта пропорция составит: 10: 30: 60. . Удельный вес городского населения возрастет с 29% в 1995 году до 72% в 2050 году; . Ежегодный прирост реального потребления составит 5% в год, что позволит к 2050 году достичь уровня жизни среднеразвитых индустриальных стран мира; . Объем внешней торговли будет увеличиваться в среднем на 7,8% в год, с 280,9 млрд. долл. в 1995 году до 1,8 трлн. долларов в 2050 году [см.: 23, с. 219-220]. Таким образом, у Китая сохраняется стратегическое мышление, и поставлена достаточно четкая экономическая цель: увеличение в четыре раза объема валового внутреннего продукта в 2020 году по сравнению с 2000 годом. И Китай идет к этой цели. Что важно, он пытается избавиться от тенденции погони за темпами роста с принесением в жертву качества и эффективности роста, проблем защиты окружающей среды. Одиннадцатый пятилетний план, на 2006-2010 годы, впервые в китайской истории поставил на повестку дня достижение не только тех или иных параметров роста, но и целый ряд ограничительных показателей, призванных добиваться экономического роста в условиях снижения удельного энергопотребления и создания более дружественной по отношению к окружающей среде экономики. В целом, перед Китаем стоит колоссальная по своим масштабам задача: перейти от экстенсивных факторов роста к интенсивным. То есть, экономическое развитие должно проходить не в связи с добавлением и вложением новых инвестиций, новых трудовых ресурсов, а опираясь на достижения научно-технического прогресса и комплексной производительности факторов производства. Заключение
Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С началом современных рыночных реформ (1978 г.) догоняющее развитие КНР вступило в качественно новый исторический этап - этап «быстрого экономического взлета», как его образно называют в Китае. Среди ведущих факторов экономического подъема в Китае целесообразно выделить политику государства, грандиозные капиталовложения и, в частности, иностранные инвестиции. Государство в 1992 г. провозгласило стратегию экспортной ориентации экономики и приняло обширный комплекс мер для последовательной реализации этой стратегии. Выдающуюся роль здесь сыграли финансово-кредитная политика, сделавшая возможным использование средств банковской системы в качестве практически второго государственного бюджета, а также стимулирование притока в страну зарубежных инвестиций. Мировая практика доказывает, что международные экономические кризисы наименее болезненно воздействуют на страны, для которых характерны следующие критерии: сбалансированное развитие важнейших секторов и отраслей экономики, в том числе секторов, ориентированных на внутренний и внешний рынки, здоровая финансовая система, невысокие темпы инфляции, сбалансированный бюджет, активное сальдо торгового и платежного баланса по текущим операциям, отсутствие значительного внешнего долга, достаточно высокий объем золотовалютных резервов, реалистический курс национальной валюты, эффективное государство как макрорегулятор экономики. Современный Китай как экономика догоняющего развития по многим параметрам в той или иной мере соответствует или имеет тенденции приближения к указанным выше критериям. В частности, современный тип экономической стратегии КНР обладает существенным антикризисным потенциалом, ориентируя Китай на сбалансированное развитие структурных элементов рыночной экономики, города и деревни, различных регионов страны, экономики и социальной сферы, человека и окружающей среды, гармоничное сочетание внутреннего развития и внешней открытости. Реальный сектор экономики является «локомотивом» догоняющего развития Китая, сумев уже в начале 2000-х годов обеспечить для него первое место в мире по общему объему продукции и добавленной стоимости промышленности. При этом «сердцевина» реального сектора - обрабатывающая промышленность - является основой валютноэффективной экспортноориентированной модели развития КНР. Степень промышленной обработки и высокотехнологичности экспорта достигли в Китае одних из самых высоких в мире числовых показателей. Китай располагает рыночно реформированным, частично акционированным, диверсифицированным, но в целом достаточно жестко контролируемым государством финансовым сектором экономики. Несмотря на ряд остающихся «технических» проблем (неполное решение проблемы «плохих» кредитов, отдельные симптомы «раздувания пузырей» на жилье и нежилую недвижимость и т.п.), данный сектор вполне справляется - правда, в период кризиса с финансовой помощью государства - с банковским сопровождением операций реального сектора. Для Китая характерны: эффективная валютная политика, постоянный профицит внешнеторгового баланса, относительно низкий внешний долг и самые крупные в мире золотовалютные резервы. В ответ на мировой финансовый кризис Китай с целью поддержки внутреннего спроса предложил мощнейшую программу развития инфраструктуры в объеме около 586 млрд долл. до 2010 г. В числе мер по борьбе с кризисом - программы по строительству жилья, поощрения экспорта, активная финансовая политика, снижение налогового бремени, стимулирование внутреннего спроса. Сегодня в Китае реализуется целый комплекс экономических и административно-правовых мер, направленных на поддержание порядка и стабильности в обществе как важнейших условий оживления экономики в период кризиса. Для такого рода деятельности характерны постоянный мониторинг обстановки, конкретность, чёткая координация усилий и взаимодействие различных властных и общественных структур, использование богатого опыта организационной работы в массах, который имеет в Китае глубокие исторические корни. Хотя некоторые западные экономисты смотрят на ситуацию пессимистично, история показывает, что руководство КНР способно не только ставить цели, но и активно их добиваться. Самое важное для России в китайском опыте - комплексный подход к реформе экономической системы, обеспечивающий постепенный (без шока) переход от командно-административной системы к рыночной экономике под государственным контролем. Чтобы в полной мере воспользоваться опытом китайских реформ, России следует начать с «урегулирования» экономических результатов шоковых приватизации и отпуска цен. Только в этих условиях можно обеспечить полноценное развитие сельского хозяйства, промышленности и предпринимательства, с тем, чтобы выйти на начальный рубеж реформ и провести наименее болезненный переход к рыночной экономике.
Список использованной литературы китайский экономика реформирование 1. Алексеева, Н. Н. Роль Азии в глобальных изменениях / Алексеева Н. Н. // География в школе.- 2009.- № 8.- С. 10-13. 2. Башинова, Т. Д. Социально-политическая система изучаемого региона (Китай): методические указания / Т. Д. Башинова. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 24 с. . Бергер, Я. М. Китай в условиях глобального экономического кризиса / Я. М. Бергер // Проблемы Дальнего Востока. - 2009. - № 1. - С. 31-44. . Бергер, Я. М. Китайская модель развития / Я. М. Бергер // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 9. - С. 73-81. 5. Бергер, Я. М. Социально-экономическое развитие и углубление рыночных реформ в Китае / Бергер Я. М. // Проблемы Дальнего Востока. - 2009. - № 1. - С. 6-30. 6. Гельбрас, В. Г. КНР. Поиск новой модели развития / В. Г. Гельбрас // Азия и Африка сегодня. - 2009. - № 3. - С. 3-9. . Гельбрас, В. Г. Тридцатилетие эпохи "реформ и открытости" в Китае / В. Г. Гельбрас // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 6. - С. 73-83. . Горяина, Ю. Специфика «внутреннего» и «внешнего» образа Китая в начале XXI века / Ю. Горяина // Проблемы Дальнего Востока. - 2009. - № 2. - С. 25-37. . Карлусов, В. В. Китай: антикризисный потенциал экономики и меры борьбы с мировым кризисом / В. В. Карлусов // Вопросы экономики. - 2009. - № 6. - С. 125-136. 10. Карлусов, В. В. Китай: догоняющее развитие как антикризисный фактор [Электронный ресурс] / В. В. Карлусов // Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 1(8). - Режим доступа: <http://mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=101> Дата доступа: 20.04.10. . Китай и Япония: глобализация экономики, политика и интересы безопасности: материалы Круглого стола, проведенного в ИМЭМО совместно с ред. журн. "МЭ и МО" в марте 2007 г. / материал подгот. Е. Островская // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 8. - С. 83-93. . Китай. Проблемы гармоничного и устойчивого развития / Ин-т Дальнего Востока РАН, Центр научной информации и документации; отв. ред. В.Г. Ганшин, П.М. Кожин. - М., 2009. - 95 с. - (Экспресс-информация; № 1 (156)). . Китай: универсальная модель модернизации?: материалы науч. семинара "Современные проблемы развития" под рук-вом В.Г. Хороса / материал подгот. И. Лабинская // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 7. - С. 43-55. . Китай: универсальная модель модернизации? / материал подгот. И. Лабинская // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 8. - С. 69-81. . Кузьмин, Д. В. Факторы стабильности финансовой системы Китая / Д. В. Кузьмин // Банковское дело. - 2010. - № 3. - С. 19-23. . Леженина, Т. В. Антикризисные программы в странах Восточной Азии / Т. В. Леженина // Россия и современный мир. - 2009. - № 3. - С. 147-159. . Мардашев, А. А. Эффективность, способы и методы китайской экономической дипломатии [Электронный ресурс] / А. А. Мардашев // Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 3-4 (10-11). - Режим доступа: <http://mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=143> Дата доступа: 25.03.10. . Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. авторов; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В. В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р. К. Щенина. - 6-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2009. - 688 с. . Непрерывно обновляемый информационный сервер Китая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.chinatoday.com/> - Дата доступа: 23.04.10. . Официальный сайт Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.china.org.cn/> - Дата доступа: 27.03.10. . Потапов, М. А. Мировой экономический кризис и восточная Азия / М. А. Потапов // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 12. - С. 19-25. . Присяжный, М. Ю. Мировое хозяйство: экономико-географическая характеристика Восточной Азии и Китая / М. Ю. Присяжный, М. М. Фомина; Якутский гос. ун-т. - Якутск, 2008. - 83 с. . Селищев, А. С. Китайская экономика в XXI веке / А. С. Селищев, Н. А. Селищев. - СПб.: Питер, 2004. - 240 с. . Страноведческий каталог “Econrus” [Электронный ресурс] // Китай. - Режим доступа: <http://catalog.fmb.ru/china.shtml> - Дата доступа: 15.04.10. . Суэтин, А. А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: учебник / А. А. Суэтин. - М.: КНОРУС, 2008. - 320 с. . Сяолинь, Н. Расширять внутреннее потребление! / Н. Сяолинь // Китай. - 2009. - № 9. - С. 32-33. . Таций, В. Финансовые кризисы и накопление: опыт Азии / В. Таций // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 9. - С. 82-89. . Титаренко, М. Китай на марше: о достижениях и перспективах развития страны в XXI веке / М. Титаренко // Проблемы Дальнего Востока. - 2009. - № 5. - С. 27-38. . Томберг, Р. И. Антикризисные меры КНР: успехи велики, трудностей немало, перспективы светлые / Р. И. Томберг // Вестник МГИМО-университета. - 2009. - № 3-4. - С. 80-85. . Трифонов, В. Внешняя политика КНР (1949-2009 гг.) / В. Трифонов // Проблемы Дальнего Востока. - 2009. - № 5. - С. 57-70. . Чжаоли, В. Подъем Китая полезен для всего мира - международное сотрудничество и реформа МВФ / В. Чжаоли // Китай. - 2009. - № 11. - С. 36-38. . Шаньшань, Ю. Направление развития экономики Китая в 2010 г. / Ю. Шаньшань // Китай. - 2010. - № 1. - С. 32-34. . Шухун, Е. «Горячие деньги» хлынули в Китай / Е. Шухун // Китай. - 2009. - № 9. - С. 34-36. . 60 лет Китайской Народной Республики: итоги и перспективы / Я. М. Бергер [и др.] // Проблемы Дальнего Востока. - 2009. - № 5. - С. 80-120. . XVII съезд КПК и проблемы социально-экономического развития КНР на современном этапе // Ин-т Дальнего Востока РАН; отв. ред. А. В. Островский; сост. П.Б. Каменов. - М., 2009. - 271 с.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1 Доля районов экспортного производства в инвестициях в основной капитал, %
Источник: Гельбрас, В. Г. Тридцатилетие эпохи "реформ и открытости" в Китае / В. Г. Гельбрас // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 6. - С. 77.
Приложение 2
Таблица 1 Масштабы инвестиций в городское хозяйство и недвижимость, % к ВВП
Источник: Гельбрас, В. Г. Тридцатилетие эпохи "реформ и открытости" в Китае / В. Г. Гельбрас // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 6. - С. 78.
Приложение 3
Таблица 1 Объем внутренней торговли и сбережения населения, % к ВВП
Источник: Гельбрас, В. Г. Тридцатилетие эпохи "реформ и открытости" в Китае / В. Г. Гельбрас // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 6. - С. 79.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|