Составьте словосочетания с приводимыми ниже словами.
Стр 1 из 10Следующая ⇒ СамЛИТ Год
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: Коробова Е.В., заведующая кафедрой русского языка и литературы Самарского лицея информационных технологий
РЕЦЕНЗЕНТ: Курова Н.Н., заместитель директора Самарского лицея информационных технологий по науке Данная «Рабочая тетрадь по русскому языку для V класса» является хорошим подспорьем учащимся и учителям во время занятий по русскому языку. «Тетрадь» ориентирована на планирование материала по учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой*, однако может быть использована и учителями, выбравшими для работы один из функционирующих в современной школе параллельных учебников, а также при повторении материала в последующих классах. При составлении «Тетради» мы учитывали постоянную нехватку времени на уроках для отработки орфографических и пунктуационных навыков учащихся. В зависимости от имеющегося времени учитель может предложить учащимся либо списать упражнение в тетрадь, выполняя задание, либо просто вставить пропущенные буквы или знаки препинания, тем самым экономя время на уроках и облегчая выполнение домашнего задания. Учтено в «Тетради» и недостаточное количество содержащихся в учебнике упражнений по отдельным темам, особенно упражнений на узнавание орфограмм и пунктограмм. Составляя «Тетрадь», мы отбирали упражнения на темы, которые представляются наиболее трудными для учащихся V класса. Включен в «Тетрадь» и занимательный грамматический материал, помогающий убедить учащихся в том, что грамматика – увлекательная наука о законах родного языка. «Тетрадь» состоит из четырех разделов. Первый раздел представляет собой собрание упражнений по орфоэпии и орфографии, сгруппированных по темам и достаточно полно охватывающих материал. Второй раздел посвящен отработке пунктуационных навыков. В третьем разделе представлены упражнения по культуре речи. Упражнения четвертого раздела направлены на комплексный анализ текста.
При составлении «Тетради», помимо материалов из личного опыта, были использованы следующие пособия:
* См.: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 1997; Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений./ Сост. А.Ю.Купалова. – М.,1997; Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие для 5-7 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 1997
· Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов, поступающих в вузы: Учеб. пособ. – М.: Дрофа, 1997 · Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. – М.: Айрис Рольф, 1996 · Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для школьников и абитуриентов. – Саратов: «Грамотей», 2002 · Упражнения и задания по русскому языку для средней и старшей школы: Учеб. пособ. – М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2000 · Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Калач-на-Дону, 1998 · Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – Минск, 1975 · Фролова Т.Я. Минуя рифы русской орфографии. – Симферополь: «Таврида», 1996 · Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: Дидактические материалы: 6 кл. – Новосибирск: Издательство Новосибирского ун-та, 1998 · Кучеренко Н.Д. Орфография. Русский язык в теории и на практике. – Серия «Школа в клеточку» - М.: Лист, 1997
I. ОРФОЭПИЯ И ОРФОГРАФИЯ Ударение Упражнение 1 Расставьте ударение в приводимых попарно словах. Атлас (сорт шелковой ткани) – атлас (сборник таблиц, географических карт). Броня (защитная облицовка из стали) – броня (закрепление чего-либо за кем-либо). Вычитать (производить вычитание или удержание при зарплате) – вычитать (выверить рукопись, узнать что-либо при чтении). Мокрота (сырость, влажность) – мокрота (слизистое выделение из дыхательных путей). Острота (остроумное выражение) – острота (свойство чего-либо острого). Пахнуть (издавать запах) – пахнуть (повеять, начать дуть). Проволочка (задержка, промедление при выполнении чего-либо) – проволочка (небольшая тоненькая проволока). Хлопок (удар в ладоши) – хлопок (хлопчатник).
Упражнение 2 Составьте словосочетания с приводимыми ниже словами. Вы΄купать – выкупа΄ть. Заброни΄ровать – забронирова΄ть. За΄мок – замо΄к. Кру΄жки – кружки΄. Мука΄ – му΄ка. Па΄рить – пари΄ть. Полки΄ – по΄лки. Ро΄жки – рожки΄. Уже΄ – у΄же.
Упражнение 3 Выпишите в тетрадь сначала пары, в которых ударением различаются разные слова, затем – формы одного и того же слова и, наконец, допустимые варианты произношения. Бе΄лки – белки΄, во΄ды –воды΄, во΄лны – волны΄, да΄ло – дало΄, доро΄гой – дорого΄й, жёны – жены΄, и΄збы – избы΄, и΄рис – ири΄с, но΄ги – ноги΄, пи΄ли – пили΄, по΄лы – полы΄, по΄том – пото΄м, ру΄ки – руки΄, сёстры – сестры΄, собра΄лись – собрали΄сь, сте΄ны – стены΄, стре΄лки – стрелки΄, тво΄рог – творо΄г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|