Решение системы трех линейных уравнений методами Крамера и Гаусса.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ МАТЕМАТИКА
Методические указания и контрольные задания 1 и 2 для студентов-заочников, обучающихся по направлениям подготовки: 15.03.02 (151000.62) Технологические машины и оборудование 15.03.04 (220700.62) Автоматизация технологических процессов и производств
Санкт-Петербург 2016 Утверждено на заседании кафедры 10.02.2016 г., протокол № 5 Рецензент А. В. Марковец
Оригинал-макет подготовлен составителями Подписано в печать 27.06.16.Формат 60×84 1/16 Усл. печ. л. 1,7. Тираж 100 экз. Заказ 585/16 http://publish.sutd.ru Отпечатано в типографии ФГБОУВО «СПбГУПТД» 191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26 При выполнении контрольной работы на титульном листе указывается:
ф амилия, имя, отчество; номер студенческого билета; Институт (факультет), группа название дисциплины, номер контрольной работы, номер варианта.
При интернет – проверке присылать необходимо только отсканированные рукописные работы, собранные в один файл с последовательной с нумерацией страниц.
Номер варианта соответствует последней цифре номера студенческого билета. Например, номер кончается на 5, то для четного года поступления делаются 1.15, 2.15, 3.15, 4.15 задания, а при нечетном годе – 1.5, 2.5, 3.5, 4.5.
Перечень контрольных заданий по методичке кафедры математики КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 1 (методичка к/р 1,2) Нечетный год поступления N 1(1 -10), 2(1 – 10), 3(1 – 10), 4(1 – 10).
Четный год поступления N 1(11 -20), 2(11 – 20), 3(11 – 20), 4(11 – 20). КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 2 (методичка к/р 1,2) Нечетный год поступления N 1 (1 -10), 2 (1 - 10), 3 (1 - 10), 4 (1 - 10), 5(1-10). Четный год поступления N 1 (11 -20), 2 (11 - 20), 3 (11 - 20), 4 (11 - 20), 5(11 - 20).
Контрольная работа № 1 Определители второго и третьего порядков Для матрицы A размером
Для матрицы А размером
- a12 a21 a33 - a11a23 a32.
Решение системы трех линейных уравнений методами Крамера и Гаусса. Рассмотрим систему n линейных алгебраических уравнений с n неизвестными:
Вычислим определитель системы
Как известно, если В дальнейшем мы будем предполагать, что 1. Решение с помощью формул Крамера. Если определитель системы
Здесь
Определитель Пример. Дана расширенная матрица системы Решение. Запишем систему в стандартной форме
Определитель данной системы Вычислим определители
Решение системы: Для того чтобы убедиться в правильности решения, подставим эти значения
2. Решение методом Гаусса. Пусть есть система (1) с определителем
Метод Гаусса состоит в том, что система (1) с помощью ряда элементарных преобразований сводится к новой системе, расширенная матрица которой имеет вид
Т.е. в результате преобразований все коэффициенты матрицы Если мы привели нашу матрицу к диагональному виду, то решение системы записывается очень просто:
Таким образом, решение системы сводится к совершению элементарных преобразований, в результате которых расширенная матрица (5) превращается в расширенную матрицу (6). К элементарным преобразованиям системы (1) относятся следующие: 1) перемена местами уравнений (т.е. перемена местами строк расширенной матрицы); 2) умножение или деление любого уравнения системы (1) на число, отличное от 0 (т.е. умножение или деление строки расширенной матрицы на число, отличное от 0); 3) изменение любого уравнения системы (1) путем прибавления к нему другого уравнения системы, умноженного на число, отличное от 0 (т.е. изменение строки расширенной матрицы путем прибавления к ней другой строки, умноженной на число, отличное от 0). Пример. Найти решение системы методом Гаусса.
Решение. Определитель системы
Далее мы будем приводить нашу матрицу к диагональному виду и выписывать ее вид после каждого шага преобразований. 1-й шаг. Разделим 1-ю строку матрицы на 2.
2-й шаг. 1-ю строку оставляем без изменения. Вместо 2-й строки записываем следующую ее комбинацию с 1-й: 1-ю строку умножаем на (-5), складываем ее со 2-й строкой, тогда новые числа, стоящие во 2-й строке расширенной матрицы, будут следующие: Вместо 3-й строки записываем следующую ее комбинацию с 1-й: 1-ю строку умножаем на (-3) и складываем ее с 3-й строкой, тогда
Расширенная матрица примет вид
В результате первых 2-х шагов 1-й столбец
3-й шаг. Делим вторую строку на 11.
4-й шаг. 2-ю строку оставляем без изменения. Вместо 1-й строки записываем следующую ее комбинацию со 2-й: 2-ю строку умножаем на 2 и складываем ее с 1-й строкой, тогда Вместо 3-й строки записываем ее комбинацию со 2-й: 2-ю строку умножаем на (-14) и складываем ее с 3-й строкой, тогда
В результате 3-го и 4-го шагов 1-й столбец матрицы не изменился, а 2-й превратился в 5-й шаг. Делим 3-ю строку на
6-й шаг. 3-ю строку оставляем без изменения. Вместо 1-й строки записываем ее комбинацию с 3-й: 3-ю строку умножаем на Вместо 2-й строки записываем ее комбинацию с 3-й: 3-ю строку умножаем на
В результате 5-го и 6-го шагов 3-й столбец принял вид Следовательно, решение системы следующее: Таким образом, смысл метода Гаусса состоит в том, что сначала 1-й столбец исходной матрицы приводим к виду Решение методом исключений. Метод исключений является модификацией метода Гаусса и удобен для небольших систем.
Умножим первое уравнение на коэффициент при х 1 из второго уравнения, т.е. на 5, а второе на коэффициент при х 1 из второго уравнения, т.е. на 2 и вычтем друг из друга. Потом умножим первое на коэффициент при х 1 из второго уравнения, т.е. на 3, а третье на 5 и снова вычтем
_______________________________ ___________________ Поменяем в первом уравнении знаки и запишем подсистему Умножим первое уравнение на 28, второе на 22 и сложим. Слагаемые с х 2 сократятся и мы получим уравнение для х 3 х 3 = 4, подставляя х 3 в первое уравнение подсистемы получим х 2
Подставляя х 2 и х 3 в первое уравнение системы найдем х 1 Объем вычислений при этом методе существенно меньше. Системы координат Пример. Найти расстояние между точками М1(1, -2, -3) и М2(-3, 1, 1). Определить координаты точки С, делящей отрезок М1М2 в отношении 2:3.
Решение. Используя формулу М1М2 = получим М1М2 = 2. Координаты точки С определим по формуле вида
где Векторная алгебра Пример 1. Даны точки М1(1, -2, -3), М2(-3, 1, 1). Найти длину вектора Решение. Вектор = {-3-1, 1+2, 1+3} ={-4, 3, 4}. Длина вектора находится по формуле ç a ç= = Пример 2. Найти угол φ между векторами Решение. Для нахождения cosφ используем формулу
где Определим координаты векторов
Пример 3. Даны координаты вершин пирамиды А1(1, -2, -3), А2(-3, 1, 1), А3(4, 3, -1), А4(3, 2, 2). Найти площадь грани А1 А2 А3 и объем пирамиды. Решение. Площадь треугольника А1А2А3 найдем, используя геометрический смысл векторного произведения векторов
где Вначале находим
а затем
Объем пирамиды найдем, используя геометрический смысл смешанного произведения векторов
следовательно,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|