Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение системы трех линейных уравнений методами Крамера и Гаусса.




МАТЕМАТИКА

 

 

Методические указания и контрольные задания 1 и 2

для студентов-заочников, обучающихся по направлениям подготовки:

15.03.02 (151000.62) Технологические машины и оборудование

15.03.04 (220700.62) Автоматизация технологических процессов и производств

 

 

  Составители: Г. П. Мещерякова  Е. В. Наумова  

 

Санкт-Петербург

2016


Утверждено                                                            

             на заседании кафедры                                                                      10.02.2016 г., протокол № 5

                                                                         Рецензент А. В. Марковец

 

Оригинал-макет подготовлен составителями

Подписано в печать 27.06.16.Формат 60×84 1/16

Усл. печ. л. 1,7. Тираж 100 экз. Заказ 585/16

http://publish.sutd.ru

Отпечатано в типографии ФГБОУВО «СПбГУПТД»

191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26


При выполнении контрольной работы на титульном листе указывается:

 

ф амилия, имя, отчество;

номер студенческого билета;

Институт (факультет), группа

название дисциплины, номер контрольной работы, номер варианта.

 

При интернет – проверке присылать необходимо только отсканированные рукописные работы, собранные в один файл с последовательной с нумерацией страниц.

 

Номер варианта соответствует последней цифре номера студенческого билета. Например, номер кончается на 5, то для четного года поступления делаются 1.15, 2.15, 3.15, 4.15 задания, а при нечетном годе – 1.5, 2.5, 3.5, 4.5.

 

 

Перечень контрольных заданий по методичке кафедры математики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 1 (методичка к/р 1,2)

Нечетный год поступления N 1(1 -10), 2(1 – 10), 3(1 – 10), 4(1 – 10).

Четный год поступления N 1(11 -20), 2(11 – 20), 3(11 – 20), 4(11 – 20).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 2 (методичка к/р 1,2)

Нечетный год поступления N 1 (1 -10), 2 (1 - 10), 3 (1 - 10), 4 (1 - 10), 5(1-10).

Четный год поступления N 1 (11 -20), 2 (11 - 20), 3 (11 - 20), 4 (11 - 20), 5(11 - 20).

 

 

Контрольная работа № 1

Определители второго и третьего порядков

Для матрицы A размером  определитель находится по формуле: произведение элементов главной диагонали минус произведение элементов побочной диагонали

 

      det(A) = = a11 a22 – a12 a21.                                                     

 

Для матрицы А размером  определитель находится по формуле

 

det(A) = = a11 a22 a33 + a12 a23 a31 + a13 a21a32 - a13a22 a31

- a12 a21 a33 - a11a23 a32.                                                           

 

Решение системы трех линейных уравнений методами Крамера и Гаусса.

Рассмотрим систему n линейных алгебраических уравнений с n неизвестными:

Вычислим определитель системы

Как известно, если ¹0, то система (1) имеет решение, и при том единственное. Если =0, то система (1) либо не имеет решений, либо имеет бесчисленное множество решений.

В дальнейшем мы будем предполагать, что ¹0.

1. Решение с помощью формул Крамера.

Если определитель системы ¹0, то, согласно формулам Крамера, решение системы (1) можно представить в виде

Здесь 

;

;  
 

.

   
       

Определитель  (i =1, 2,…, n) отличается от определителя системы   тем, что  столбец   заменен столбцом из свободных членов, т.е. столбец   заменен на столбец

Пример. Дана расширенная матрица системы . Решить систему методом Крамера.

Решение. Запишем систему в стандартной форме

 .

 Определитель данной системы

Вычислим определители ,  и :

.

.

.

Решение системы:

Для того чтобы убедиться в правильности решения, подставим эти значения  в исходную систему

.

2. Решение методом Гаусса. Пусть есть система (1) с определителем ¹0. Нашей системе можно сопоставить расширенную матрицу, в которой  содержится вся информация о системе

.

Метод Гаусса состоит в том, что система (1) с помощью ряда элементарных преобразований сводится к новой системе, расширенная матрица которой имеет вид

.

Т.е. в результате преобразований все коэффициенты матрицы   становятся равными нулю, кроме диагональных элементов, которые становятся равными единице:  при  и  при . Столбец свободных членов  превращается в новый столбец .

Если мы привели нашу матрицу к диагональному виду, то решение системы записывается очень просто:

Таким образом, решение системы сводится к совершению элементарных преобразований, в результате которых расширенная матрица (5) превращается в расширенную матрицу (6).

К элементарным преобразованиям системы (1) относятся следующие:

1) перемена местами уравнений (т.е. перемена местами строк расширенной матрицы);

2) умножение или деление любого уравнения системы (1) на число, отличное от 0 (т.е. умножение или деление строки расширенной матрицы на число, отличное от 0);

3) изменение любого уравнения системы (1) путем прибавления к нему другого уравнения системы, умноженного на число, отличное от 0 (т.е. изменение строки расширенной матрицы путем прибавления к ней другой строки, умноженной на число, отличное от 0).

Пример. Найти решение системы методом Гаусса.

.

Решение. Определитель системы . Таким образом, система имеет единственное решение. Найдем его методом Гаусса. Начальная расширенная матрица имеет вид

.

Далее мы будем приводить нашу матрицу к диагональному виду и выписывать ее вид после каждого шага преобразований.

1-й шаг. Разделим 1-ю строку матрицы на 2.

.

2-й шаг. 1-ю строку оставляем без изменения. Вместо 2-й строки записываем следующую ее комбинацию с 1-й: 1-ю строку умножаем на (-5), складываем ее со 2-й строкой, тогда новые числа, стоящие во 2-й строке расширенной матрицы, будут следующие: 

Вместо 3-й строки записываем следующую ее комбинацию с 1-й: 1-ю строку умножаем на (-3) и складываем ее с 3-й строкой, тогда

Расширенная матрица примет вид

.

В результате первых 2-х шагов 1-й столбец  преобразовался в .

3-й шаг. Делим вторую строку на 11.

.

4-й шаг. 2-ю строку оставляем без изменения. Вместо 1-й строки записываем следующую ее комбинацию со 2-й: 2-ю строку умножаем на 2 и складываем ее с 1-й строкой, тогда

Вместо 3-й строки записываем ее комбинацию со 2-й: 2-ю строку умножаем на (-14) и складываем ее с 3-й строкой, тогда

.

В результате 3-го и 4-го шагов 1-й столбец матрицы не изменился, а 2-й превратился в .

5-й шаг. Делим 3-ю строку на

.

6-й шаг. 3-ю строку оставляем без изменения. Вместо 1-й строки записываем ее комбинацию с 3-й: 3-ю строку умножаем на   и складываем ее с 1-й строкой, тогда   

Вместо 2-й строки записываем ее комбинацию с 3-й: 3-ю строку умножаем на   и складываем ее со 2-й строкой, тогда

.

В результате 5-го и 6-го шагов 3-й столбец принял вид .

Следовательно, решение системы следующее:  Проверка

Таким образом, смысл метода Гаусса состоит в том, что сначала 1-й столбец исходной матрицы приводим к виду , затем 2-й - к  виду   и, наконец, 3-й – к виду . При этом происходит преобразование столбца свободных членов.

Решение методом исключений. Метод исключений является модификацией метода Гаусса и удобен для небольших систем.

.

Умножим первое уравнение на коэффициент при х 1 из второго уравнения, т.е. на 5, а второе на коэффициент при х 1 из второго уравнения, т.е. на 2 и вычтем друг из друга. Потом умножим первое на коэффициент при х 1 из второго уравнения, т.е. на 3, а третье на 5 и снова вычтем  

                      

_______________________________        ___________________

                                         

Поменяем в первом уравнении знаки и запишем подсистему

Умножим первое уравнение на 28, второе на 22 и сложим. Слагаемые с х 2 сократятся и мы получим уравнение для х 3

х 3 = 4, подставляя х 3 в первое уравнение подсистемы получим х 2

, х 2 = -2,

Подставляя х 2 и х 3 в первое уравнение системы найдем х 1

 Объем вычислений при этом методе существенно меньше.

Системы координат

Пример. Найти расстояние между точками М1(1, -2, -3) и М2(-3, 1, 1). Определить координаты точки С, делящей отрезок М1М2 в отношении 2:3.

Решение.

Используя формулу

М1М2 = ,

получим М1М2 = .

2. Координаты точки С определим по формуле вида

,

где .

Векторная алгебра

Пример 1. Даны точки М1(1, -2, -3), М2(-3, 1, 1). Найти длину вектора .

Решение. Вектор . Следовательно  =

= {-3-1, 1+2, 1+3} ={-4, 3, 4}. Длина вектора находится по формуле ç a ç=

= . .

Пример 2. Найти угол φ между векторами  и , если М1(1, -2, -3), М2(-3, 1, 1), М3(3, 2, 2).

Решение. Для нахождения cosφ используем формулу

 

где  - скалярное произведение векторов  и .

Определим координаты векторов и cosφ:

 = (-3-1, 1+2, 1+3) =(-4, 3, 4), = (3-1, 2+2, 2+3) = (2, 4, 5),

, ϕ = 87045'54".

Пример 3. Даны координаты вершин пирамиды А1(1, -2, -3), А2(-3, 1, 1), А3(4, 3, -1), А4(3, 2, 2). Найти площадь грани А1 А2 А3  и объем пирамиды.

Решение. Площадь треугольника А1А2А3 найдем, используя геометрический смысл векторного произведения векторов

,

где - векторное произведение векторов.

Вначале находим

,

а затем

 ед2.

Объем пирамиды найдем, используя геометрический смысл смешанного произведения векторов

,

следовательно,  ед3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...