Тема 11. Молодежь как социальная группа
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы размыты и подвижны, как правило, к молодежи причисляют людей в возрасте 14-30 лет.
Задание 1 Проанализируйте определение молодежи В.Т. Лисовского и И.С. Кона. Попробуйте на их основе дать свое определение. В.Т. Лисовский: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». И.С. Кон: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».
Ваше определение:
Задание 2 Проанализируйте, какое влияние и почему на становление личности молодого человека оказывают следующие факторы: 1. Образовательная система Усвоение знаний в школе не сводится к количественному накоплению, расширению и углублению того, что ребенок знал до обучения. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их изменяют и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детского мышления. В результате у детей появляются новые особенности личности, выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к действительности, к практике и к самим знаниям.
Схематически этот процесс может быть представлен как путь от восприятия и понимания учебного материала к активной его переработке в сознании учащихся и к превращению усвоенных знаний в личное достояние ученика, т. е. в его убеждения. Отсюда ясно, что подлинное усвоение знаний завершается лишь тогда, когда знания ученика превращаются в факт его мировоззрения, т. е. изменяют взгляды ученика на окружающую действительность и отношение к ней. 2. Государственная идеология и политика Государственная идеология, входя в систему государственности, легитимизирует деятельность ее властных структур. Государственная идеология, давая представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться граждане, организует и регулирует поведение личности в обществе. Поэтому идеология, с одной стороны, направляет деятельность государственной власти, а с другой — управляет поведением индивидов. 3. Средства массовой информации Массовые средства общения проникли не только в область нашего познания внешней действительности, они проникли в область нашего самопознания, они подсказывают человеку, каким он хотел бы быть, то есть формируют его стремления и в определённой мере показывают ему, как этого достигнуть, внушают ему пути и способы осуществления желаний. 4. Межличностные отношения Для растущего человека определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своей жизни. Поэтому межличностные отношения подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Именно в этот период формируются нравственные ценности, происходит осознание самого себя и своих возможностей, возникает стремление стать взрослым, тем более что основными новообразованиями в подростковом возрасте являются сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
5. Культура Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. 6. Ценностные ориентиры
Задание 3 На основе факторов, влияющих на становление личности из Задания №2, создайте свою шкалу по степени их влияния на социализацию молодежи.
Задание 4 Назовите 7-10 жизненных ценностей. Расставьте их по степени важности для вас.
Задание 5 Субъекты общественной молодежной политики – политические партии, общественные объединения, хозяйственные организации (корпорации) и конфессиональные объединения молодежи. Какой субъект молодежной политики, на ваш взгляд, действует наиболее эффективно и почему? Наиболее эффективно могут действовать молодёжные общественные объединения – в основном из-за высокой уверенности в себе и «шила в заднице» у участников. Для участия в большой политике молодёжи может не хватать соответствующего опыта и доверия остального населения, как впрочем и в хозяйственных организациях; конфессиональные объединения, на мой взгляд, могут в лучшем случае вылиться в Церковь Летающего Макаронного Монстра, в худшем – в повёрнутых фанатиков.
Задание 6 «На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска» [35]. Согласны ли вы с этим высказыванием? Приведите примеры в поддержку своей позиции. Основным критерием «хорошей жизни» сейчас является большой доход. В то же время, врачи, учителя, представители рабочих и прочих достаточно востребованных профессий получают гораздо меньшие зарплаты, чем распиаренные менеджеры всех цветов и раскрасок. Поэтому гонящаяся за образованием молодёжь выбирает то образование, которое позволит затем быстро заработать много денег, а не принести пользу обществу, и уж тем более не поспособствовать саморазвитию. На мой взгляд, неверно говорить что усиливается высокая требовательность к себе и задачи по овладению профессий – потому что должно свидетельствовать о (так или иначе) моральных принципах, а не материальных, как сейчас. Задание 7 По данным кадровых агентств, на 2012 год среди молодежи самыми востребованными профессиями являются: Менеджер по туризму Специалист по рекламе и связи с общественностью Инженеры-экологи Менеджеры по организации корпоративных праздников и мероприятий Работники в сфере маркетинговых и финансовых исследований Менеджеры по управлению персоналом Сотрудники в сфере оценки финансовых рисков
Какая тенденция прослеживается в выборе профессии современной молодежи? Какие перспективы ждут представителей инженерных профессий?
Наиболее желательными для выбора профессиями становятся профессии в сфере обслуживания и профессии типа "человек - человек". В то же время, это происходит из-за того, что молодёжь ориентируется на высокие доходы и коммерческие успехи, не в последнюю очередь из-за популярной идеи о том что можно получить "все и сразу", не прикладывая много усилий. В противовес, рабочие и инжинерные профессии теряют в поплуряности: так, в 2013м году в число самых востребованных специальностей в Минске вошли специальности плотника, водиителя, инженера и врача-специалиста. Задание 8
С какими проблемами при трудоустройстве сталкивается выпускник вуза? В какой сфере и почему вы хотели ли работать? Основной проблемой трудоустройства молодого специалиста является не поиск работы вообще, а поиск работы по специальности. Сложность устроиться на работу по специальности объясняется двумя причинами. Во-первых, набор преподаваемых в вузах специальностей и профессий не соответствует запросам рынка труда. Во-вторых, большинство работодателей ищут специалистов, имеющих практический опыт работы, а соискатели без такового ими не рассматриваются. В зависимости от полученной специальности молодому специалисту без опыта работы будет проще или сложнее устроиться на работу по специальности впервые. Задание 9 Представьте, что вы создаете молодежного движение в Росси. Разработайте его концепцию по следующим направлениям:
Задание 10 Как вы думаете, почему в современной России молодежь практически разделилась на две части – одни участвуют в молодежных политических партиях, ведут активную митинговую деятельность. Другие – подчеркнуто, индифферентны к такого рода активности? Какие тенденции ждут молодежь в ближайшем будущем? Литература 1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. – М.: Экономика, 2004. – 620 с. 2. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 768с. 3. Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе. - М.: ИНИОН, 1999. – 250 с. 4. Волков Ю.Г. Социология: учебник. – М.: Феникс, 2012. – 672с. 5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2008. – 512с. 6. Волосков И. В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. - 2009. -№ 6. - С. 107 - 109.
7. Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632с. 8. Дик Н., Дик П. Культурология. Учебное пособие для вузов. Электронный ресурс: http://www.hrono.ru/libris/lib_d/dikkult05.php 9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: Инфра-М, 2004. – 768с. 10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 608с. 11. Кансузян Л.В., Панина Г.В. Методика и техника социологического исследования. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 80с. 12. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 288с. 13. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: Проспект, 2012. – 544с. 14. Крик Введение в инженерное дело - М: Энергия, 1970. - 176 с 15. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. – М.: АСТ, 2006. – 880с. 16. Общая социология: Учеб. Пособие / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 654с. 17. Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 270с. 18. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. – М.: Логос, 2011. – 288с. 19. Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс, 1995. – 296с. 20. Сорокин П. Социальная мобильность. – М.: Academia, 2005. – 588с. 21. Социальные сети от А до Я. Электронный ресурс: http://www.social-networking.ru/az/25/ 22. Социология: курс лекций. Учебное пособие/под ред. Акимовой И.А. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 98с. 23. Степанов Е.И. Современная конфликтология: общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. – М.: ЛКИ, 2012. – 178с. 24. Фролов С.С. Социология организаций: учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 384с. 25. Эллюль Ж. Технологический блеф // Перспективы мирового развития в западной литературе. Ч. 2. - М.: ИФРАН, 1990. – 523с 26. Юдин В. А. Инженер // Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. - М: Советская энциклопедия, 1969-1978. Электронный ресурс: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/ 27. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2007. – 567с. 28. W. Ogburn. Social Changes, 1933, р. 196 – Цит. по материалам сайта Американской социологической ассоциации. Электронный ресурс: http://www2.asanet.org/governance/ogburn.html ОГЛАВЛЕНИЕ
[1]Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 608с. [2] Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2008. – 512с. [3] Гидденс Э. Социология: учебник. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632с. [4] Юдин В. А. Инженер // Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. - Москва: «Советская энциклопедия», 1969-1978. - http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/ [5] Э. Крик «Введение в инженерное дело» - М: «Энергия», 1970. - 176 с.- стр. 23 // Цит. по Иловайский И. В. Инженерное дело: введение в специальность. - http://tekne.narod.ru/engineerng.html [6] Эллюль Ж. Технологический блеф // Перспективы мирового развития в западной литературе. Ч. 2. - М.: ИФРАН, 1990. – 523с [7] Запись в ЖЖ http://savmaxru.livejournal.com/47524.html [8] Официальный сайт Всемирной трансгуманистической ассоциации http://humanityplus.org/learn/philosophy/ [9] W. Ogburn. Social Changes, 1933, р. 196 – Цит. по материалам сайта Американской социологической ассоциации http://www2.asanet.org/governance/ogburn.html [10] Дик Н., Дик П. Культурология. Учебное пособие для вузов. http://www.hrono.ru/libris/lib_d/dikkult05.php [11] Автор задачи Юрий Гурин, а задача взята на сайте http://www.trizland.ru/task.php?id=1753&nav=1 [12] Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе. М.: ИНИОН, 1999. – 250 с. В электронном формате книга доступна на сайте историка С. В.Волкова: http://swolkov.ru/biblio.htm [13] Сайт Российского центра сертификации и регистрации профессиональных инженеров АТЭС http://portal.tpu.ru/apec/certification/General/disciplines [14] Кансузян Л.В., Панина Г.В. Методика и техника социологического исследования. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 80с. [15] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2007. – 567с. [16] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: Инфра-М, 2004. – 768с. [17]Социальные сети от А до Я. http://www.social-networking.ru/az/25/ [18] Рисунок взят с сайта: http://www.odn2.ru/bibliot/reut_pozitsionirovanie_kontrollinga.html [19] Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 270с. [20] Там же [21] Общая социология: Учеб. Пособие / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2007. - с. 166 [22] Там же. [23] Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. – М.: АСТ, 2006. – 880с. [24] Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. – М.: «Экономика», 2004. – с. 235 [25] Социология: курс лекций. Учебное пособие/под ред. Акимовой И.А. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 98с. [26] Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс, 1995. – 296с. [27] Фролов С.С. Социология организаций: учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 384с. [28] Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. – М.: Логос, 2011. – 288с. [29] Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: Проспект, 2012. – 544с. [30] Волков Ю.Г. Социология: учебник. – М.: Феникс, 2012. – 672с. [31] Сорокин П. Социальная мобильность. – М.: Academia, 2005. – 588с. [32] Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 768с. [33] Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 288с. [34] Степанов Е.И. Современная конфликтология: общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. – М.: ЛКИ, 2012. – 178с. [35] Волосков И. В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. - 2009. -№ 6. - С. 107 - 109.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|