Проблемы интеграции географии
К числу наиболее острых и злободневных методологических проблем современной географии следует отнести проблемы интеграции (единства, целостности этой области знаний). Углубляющаяся дифференциация науки — закономерный процесс, но он становится гипертрофированным и несет в себе угрозу исчезновения самой науки в том случае, когда нарушается его диалектическое соотношение с противоположной тенденцией — интеграцией. Именно подобное происходит с географией. Ее дезинтеграция наблюдалась на протяжении всего XX в., притом к концу столетия она усилилась вопреки неоправданно оптимистичным заявлениям некоторых ее современных теоретиков о якобы нарастающих интеграционных тенденциях. Проблема интеграции географии имеет различные аспекты, в частности с ней связаны вопросы организации научных исследований и высшего профессионального образования, о чем ранее (см. разд. 1.6) упоминалось. Но по существу своему эта проблема имеет методологический характер, а ее общенаучное значение станет понятным, если поставить перед собой вопрос: что потеряла бы мировая наука с распадом географии? В связи с этим не лишним будет вспомнить, что на протяжении многих столетий география была единственной наукой, способной охватить своими исследованиями взаимоотношения человека и природы во всем их территориальном многообразии. Но по мере углубления дезинтеграции география стала терять эту функцию, и в мировой науке оказалось «бесхозным» уникальное поле комплексных исследований взаимодействия между человеком и природной средой. А между тем актуальность изучения этого взаимодействия за последние десятилетия неизмеримо возросла. По принципу «свято место пусто не бывает» в образовавшийся научный вакуум хлынул пестрый поток мало подготовленных узких специалистов и любителей, обычно именующих себя экологами. У географии имеются все предпосылки к тому, чтобы занять лидирующее положение в разработке научных основ оптимизации взаимоотношений между человечеством и его природной (географической) средой, но для этого необходимо преодолеть ее внутрен-
151 нюю дезинтеграцию и разрыв между ее двумя основными блоками. Нельзя сказать, что географов XX в. не интересовали и не беспокоили вопросы дифференциации и интеграции географии, проблемы ее единства. Однако мы наблюдаем существенные расхождения в их отношениях к этим вопросам и в подходах к решению. Для А. Геттнера и его сторонников проблема интеграции географии как бы автоматически исключалась, поскольку география в хорологическом понимании, игнорирующая сущностные, качественные различия между изучаемыми объектами, оказывалась единой наукой по определению. Однако теоретики единой географии в ее геттнерианском понимании не могли не замечать объективного процесса углубляющейся дифференциации и фактической неоднородности предметного поля географии. Это дало толчок к попыткам найти новую методологическую опору для концепции «монистической», или «унитарной», географии. Виднейший теоретик американской географии середины прошлого столетия Р. Хартшорн нашел такую основу в антропоцентризме. Соединение хорологического подхода с антропоцентрическим привело Хартшорна и его единомышленников на позиции своеобразного хорологического антропоцентризма, объявлявшего географию «монистической» наукой, деление которой на естественный и гуманитарный блоки не нужно и даже вредно. Однако второму блоку в этой концепции отдавалось явное предпочтение, пренебрежение к изучению природных явлений стало типичным для американской географии, и она обычно считается социальной наукой. Р. Хартшорн и Д. Хусон откровенно говорили, что развитие физической географии представляет угрозу «унитарному взгляду» на географию. Другие авторы доказывали, что отказ от идеи географического контроля над человечеством (инвайронментализма) не делает необходимыми физико-географические исследования. Ортодоксы американской географии приветствовали отход от нее природоведов, и постепенно американская география практически избавилась от своих физико-географических отраслей. Такова цена ее мнимого единства, которое, по признанию одного из столпов «монизма» П.Джеймса (уже в 80-е гг. XX в.), оказалось иллюзорным. Близкие оценки состояния всей англо-американской географии дают британские коллеги П.Джеймса К. Грегори и Р.Дж.Джонстон.
В СССР многолетние споры о единстве географии приобрели принципиально иное направление. Принадлежность физической географии к географии «вообще», насколько известно, никогда не оспаривалась. Иное дело — экономическая география. С конца 20-х гг. XX в. ее положение оказалось неопределенным, а сама проблема единства географии приобрела идеологическую окраску. Группа левацки настроенных экономико-географов, присвоивших 152 себе право определять методологические установки советской географии, заявила, что экономическая география — наука общественная и объединение ее с физической географией в одну науку есть грубая методологическая ошибка, проявление геттнерианства, географического детерминизма и в конечном счете буржуазной идеологии. Это мнение приобрело почти официальный характер, будучи закрепленным в резолюции I Всесоюзного географического съезда (1933) и много позднее подтвержденным в решении II съезда Географического общества СССР (1955). Далеко не все советские экономико-географы соглашались с таким положением, хотя открыто этого не высказывали. Первым серьезным выступлением в защиту единства физической и экономической географии была книга В. А. Анучина «Теоретические проблемы географии» (1960). Она дала толчок острой методологической дискуссии, которая однако лишь выявила поляризацию позиций, но не дала существенных конструктивных результатов. После недолгого «затишья» многие авторы (по-прежнему преимущественно экономико-географы) в 70 — 80-е гг. вновь стали возвращаться к этой «вечной» проблеме географической науки, но до сих пор к ее решению приближаются крайне медленно. Одной из причин такого положения явилось то, что у многих теоретиков отсутствовало ясное понимание сущности и целей интеграции географии.
Как писал философ И.П.Федосеев, любая интеграция знаний — это не слияние, не взаимное растворение наук, а их взаимодействие, взаимообогащение в интересах совместного решения комплексных проблем. Между тем основные усилия части теоретиков долгое время были направлены не на сближение и усиление взаимодействия естественной и общественной географии, а на их слияние, стирание границ между ними и, в конечном счете, на замену их некоей искусственной конструкцией в виде так называемой единой географии. Для обоснования подобной метаморфозы предпринимались безуспешные поиски общего объекта исследования, общих географических законов, общей географической теории и т.д., но основной методологической опорой для создания «единой» географии послужил особый подход, а именно хорологический. В качестве новейшего воплощения этого подхода в географии некоторые географы рассматривали так называемую теоретическую географию, возникшую на Западе в начале второй половины прошлого столетия. Ее стали возводить в степень высшей формы общегеографического синтеза и чуть ли не вершины всей географии. Однако теоретическая география, сводившаяся к морфологии или геометризации всякого рода социальных пространственных структур, вряд ли могла быть воспринята в таком качестве всеми или хотя бы многими географами, поэтому сторонникам единой географии пришлось искать новые, с их точки зрения, более весомые аргументы в ее пользу. Наиболее радикальные представители этого направления, подобно их американским коллегам, пытались решать проблемы единства географии с позиций антропоцентризма. Появилось ничем не обоснованное представление, будто человеческая деятельность по своим масштабам сравнялась с силами природы или даже превзошла их. Это дало повод некоторым географам идти еще дальше: они пришли к ошибочному, философски несостоятельному заключению, что общественные закономерности в системе природа—общество стали определяющими и природа стала развиваться по общественным законам. Основываясь на этих представлениях, Ю.Г.Саушкин утверждал, что вся география превращается в гуманитарную (социальную) науку и все то, что не имеет отношения к человеку, включая природные процессы и явления, не затронутые человеческой деятельностью, должно быть из нее исключено. По его мнению, физическая география не должна изучать те области, те процессы и явления, которые не подвергаются человеческому воздействию. Если допустить, что географы могли бы согласиться с подобной моделью своей науки, это означало бы линию не на ее интеграцию, а на разрушение. Поэтому не удивительно, что суждение Ю. Г. Саушкина, так же как и их исходные посылки, вызвали резкую критику со стороны С.В.Калесника, И. П. Герасимова и других ученых.
Цели и принципы интеграции географии не могут быть сведены к стиранию граней между двумя ее главными блоками или к подчинению естественного блока общественному, к навязыванию нежизненных искусственных схем и моделей. Исходным для нас должно быть сохранение сложившейся двуединой структуры географии, признание собственных предметов исследования и научных задач у каждого блока. Однако одновременно важно осознать необходимость преодоления разрыва между ними на основе разработки некоторой общей методологической платформы. Предпосылкой для этого служит интеграционный потенциал, заложенный в самой географии, в ее различных отраслях. На пути решения этой задачи встречается ряд барьеров самого разного характера — методологических, исторических, психологических, организационных. Преодоление этих барьеров следует начинать с объективной оценки существующего положения вещей, не полагаясь на благодушные рассуждения о якобы нарастающих интеграционных тенденциях в географии. Факты свидетельствуют о продолжающемся расползании географии, о преобладающей у естественного и общественного блоков ориентации не на внутренние, а на внешние связи и на разные методологические подходы, об опасности потери общего языка. Наиболее серьезным методологическим барьером на пути интеграции служит различие между естественной и общественной географией в подходах к предметам своих исследований и к гео-
154 графин в целом. С. В. Калесник и некоторые другие исследователи уже давно обратили внимание на то, что экономическая география, с ее ориентацией на размещение и территориальную дифференциацию, опирается на хорологическую концепцию, тогда как для физической географии главным является познание сущности и внутренних закономерностей изучаемых объектов, в том числе их изменений во времени. Более 50 лет назад Н.Н.Баранский упрекал физико-географов в «бесчеловечности», а экономико-географов в «противоестественности». С того времени в физической географии многое изменилось, и человек присутствует во всех без исключения физико-географических дисциплинах в разных своих ипостасях. Сложились специальные теоретические разделы этих дисциплин, посвященные изучению антропогенных воздействий на ландшафт и его компоненты. С другой стороны, сформировались особые научные направления, имеющие своими задачами изучение природных комплексов в интересах человека и их всестороннюю производственную и экологическую оценку — в целях сельского хозяйства, промышленного и дорожного строительства, охраны здоровья, рекреации, мелиорации и т.д. Так что крылатое выражение Н. Н. Баранского «бесчеловечность» в применении к современной физической географии — явный анахронизм. Принципиально иная ситуация сложилась в общественной географии. Десятилетиями культивировавшаяся линия на ее отрыв от естественной географии никак не могла способствовать стремлению экономико-географов к сотрудничеству с физико-географа-ми. Опасение преувеличить влияние природных факторов на человека, на его хозяйственную деятельность и впасть в географический детерминизм оставило глубокий след в сознании экономико-географов. Признаки «природобоязни» по сей день обнаруживаются в трудах по социально-экономической географии. Преодоление «синдрома природобоязни» в общественной географии — важнейшее условие ее готовности к интеграции в рамках ассоциации географических наук. Говоря о готовности обеих ветвей географии к интеграции, надо иметь в виду не только наличие обоюдного стремления к этой цели, но и определенную зрелость, которая выражается в уровне, или степени, внутренней интегрированности каждой ветви. По признанию ряда представителей социально-экономической географии, естественная география в этом отношении далеко опередила общественную. Отмечалось, в частности, что у последней отсутствует ясное понимание предмета исследования, у нее нет общего теоретического раздела, аналогичного общей физической географии, и достаточно разработанных методологических основ; указывалось также на продолжающееся расползание и мало обоснованные претензии на предметы других наук. Н. К. Мукитанов 155 пришел к заключению, что неразвитость экономической географии в значительной мере обусловливает малоубедительность всех попыток доказать единство всего географического знания. Таким образом, теоретическая незрелость и расплывчатость общественной географии служат одним из главных тормозов на пути интеграции географии. Между тем проблема интеграции значительно более актуальна для общественной географии, чем для естественной. Сотрудничество с физико-географами, совместная разработка общих научных проблем, обмен идеями, методами и даже простой информацией — все это могло бы существенно содействовать развитию этой науки и преодолению известного изоляционизма ее внутри ассоциации географических наук. Это хорошо понимали Н.Н.Баранский и некоторые его последователи. Показательно, что инициаторами движения за единство географии, как правило, были экономико-географы. Физико-географы не связывают судьбы своих дисциплин с проблемой единства географии в такой степени, как представители общественно-географических наук, что проявляется относительно слабой активностью первых при обсуждении указанной проблемы. Это легко объяснить большей зрелостью естественно-географических наук, отсутствием центробежных тенденций и опасности раствориться в других науках. Весь опыт поисков путей к интеграции географии позволяет считать, что цели нельзя достичь, опираясь лишь на какие-либо общие научные подходы, методы или парадигмы. Можно применять одни и те же подходы или модели к изучению разных объектов, но это не приведет к интеграции наук, если отсутствует связь между самими объектами, а у исследователей нет общих научных интересов. «Ключи» к интеграции следует искать, во-первых, в сфере контактов перекрытий и взаимосвязей между объектами исследований естественных и общественных географических наук и, во-вторых, в постановке общих для тех и других проблем и целей. За этими «ключами» географу далеко ходить не требуется. Мы начинали наш разговор об интеграции географии с упоминания о ее былой монополии на изучение взаимоотношений между человеком и природой. Географы еще не вполне утратили интерес к этой тематике, которая для современной мировой науки приобретает значение глобальной проблемы номер один. Возвращаясь к ней в полную меру своих возможностей, географы могли бы внести существенный вклад в мировую науку, в дело оптимизации взаимоотношений между человеком и его природной (географической) средой и в то же время поднять свою науку на более высокий уровень интеграции. Таким образом, наиболее перспективная область общих интересов и сотрудничества географов-естествоведов и географов-об- 156 ществоведов находится в сфере взаимоотношений в системе «природа—общество»; изучение этих взаимоотношений следует рассматривать как определяющий фактор в процессе интеграции географии, вокруг которого могут быть объединены ее самые разные направления. Однако такое объединение не может осуществляться стихийно, оно должно быть целенаправленным, а следовательно, иметь под собой определенную концептуальную основу. Сколько-нибудь разработанной географической теории взаимоотношений общества и природы еще не существует, — именно ее и предстоит создать интегрированной географии. Но элементы такой теории содержатся в отдельных отраслях современной географии, они-то в совокупности и составляют ее интеграционный потенциал, т. е. тот задел, из которого может быть построено более солидное теоретическое здание. Из сказанного следует, что реальные шаги к интеграции географии должны начинаться с мобилизации ее внутреннего интеграционного потенциала, а конкретнее — с обобщения тех элементов теории взаимодействия между обществом и географической средой, которые рассеяны в различных отраслях нашей науки. Наиболее высоким интеграционным потенциалом обладает комплексная физическая география, и некоторые ее теоретические элементы могли бы послужить отправным пунктом для последующего интеграционного процесса. Для этого имеются следующие основания. 1. Как уже отмечалось, физическая география достигла более высокого уровня теоретической зрелости, чем социально-экономическая. 2. Комплексная физическая география занимает узловое положение в системе географических наук и играет роль связующего ядра между различными географическими науками; практически это единственная географическая дисциплина, не принадлежащая одновременно другим системам наук. 3. В комплексной физической географии разработана система фундаментальных понятий, имеющих не только естественно-географический, но и общегеографический характер (географическая оболочка, геосистема, ландшафт и др.), что признается многими представителями общественной географии. 4. Изучаемые физической географией закономерности (широтная зональность, высотная поясность, ритмика природных процессов и др.) также имеют общегеографическое значение, их действие распространяется и на социально-экономическую сферу. 5. Физическая география уделяет значительно больше внимания взаимным связям между обществом и географической средой, чем социально-экономическая; напомним о ее разделах и направлениях, посвященных изучению хозяйственных воздействийна геосистемы и их компоненты, комплексной, производствен- 157 ной и внепроизводственной (социально-экономической и экологической) оценке природной среды. 6. На теоретической базе ландшафтоведения формируются но вые междисциплинарные направления, имеющие существенное интеграционное значение для всей географии (экологическая гео графия, историческая география ландшафтов). 7. Начало анализа сложной цепочки причинно-следственных связей в системе «природа — общество» должно лежать в физиче ской географии. Природная (географическая) среда — первичный и естественный источник существования общества, с его хозяй ством, материальной и духовной культурой. Н.Н.Баранский и Н. Н. Колосовский считали, что физическая география служит од ной из фундаментальных наук для экономической географии, Ю. Г. Саушкин сравнивал положение физической географии в си стеме географических наук с корнями дерева. Как известно, ком плексную географическую характеристику стран и районов, — будь то школьный учебник или научная монография, — никогда не начинают с населения, хозяйства или культуры, а всегда с при родной среды. Очевидно, нет никаких оснований менять это пра вило при разработке общегеографической теории. Придавая столь большое интеграционное значение современным теоретическим разработкам в области комплексной физической географии, мы не должны этим ограничиваться: речь идет лишь об отправном пункте для дальнейших исследований. Так, схемы комплексного природного (ландшафтного) районирования полезно использовать в качестве первичного территориального каркаса для привязки и последующей интерпретации материалов социально-экономической географии по оценке природных ресурсов, изучению влияния природной среды на расселение, размещение производства и т.д. Среди перспективных в интеграционном отношении направлений географии следует назвать экологическую географию, историческую географию, ресурсоведение, страноведение. В настоящее время эти направления находятся на разных, преимущественно начальных стадиях теоретической разработанности, но в дальнейшем могут стать важными связующими звеньями в системе географических наук. В заключение следует подчеркнуть, что исследованиями взаимоотношений природы и общества далеко не исчерпывается сущность и содержание географии. Достаточно обширные области специальных научных интересов, многочисленных географических дисциплин остаются за пределами проблемы природа—общество. Однако ключевая интеграционная роль этой проблемы в системе географических наук достаточно очевидна. Глава 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|