Учет налога на добавленную стоимость и акцизного сбора
Предприятия, производящие и реализующие продукцию, облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизным сбором, которые подлежат перечислению в бюджет. НДС является частью вновь образованной стоимости, уплачиваемой в государственный бюджет на каждом этапе производства товара, выполнения работ и предоставления услуг. НДС является одним из основных источников поступления доходов в бюджет государства. НДС — единственный налог, адекватный уровню инфляции. Он служит исключительно для формирования доходной части бюджета и никаким образом не может использоваться для регулирования уровня цен, рентабельности, доходности предприятия. Как показывает мировая практика, уменьшение величины НДС на определенные товары не влечет за собой автоматического снижения цен, зато довольно часто бывает, наоборот: через короткие промежутки времени цена на эти товары резко возрастает. НДС не включается в затраты изготовителя, так как возмещается покупателем в момент реализации. Таким образом, НДС представляет собой сумму, ”накладываемую”на цену изготовителя. Простота, экономические и организационно-технические характеристики обеспечили налогу на добавленную стоимость преимущества перед иными типами налогообложения оборота или универсальными акцизами. Налог на добавленную стоимость характеризуется рядом существенных преимуществ. Остановимся на некоторых из них более детально. Не смотря на то, что он представляет собою, в сущности, разновидность акциза, это все таки универсальный финансовый инструмент. Да, с помощью НДС появляется возможность регулирования фонда заработной платы и цены. Он дает возможность ликвидировать лишние звенья хозяйственного управления. Кроме того, налог позволяет относительно точно определить реальную стоимость каждого товара и на основе этого вникнуть в основу формирования экономических пропорций.
Применение НДС в странах с развитой рыночной экономикой не только в фискальном, но и в регулирующем аспекте, позволяет использовать данный рычаг как способ сдерживания кризиса перепроизводства и ускоренного вытеснения с рынка слабых производителей. НДС имеет внутренний”встроенный”механизм взаимной сверки плательщиками налоговых обязательств. Он не знает дискриминации плательщиков в зависимости от их роли и места в хозяйственном процессе, НДС нейтральный по отношению к перемещению товаров и услуг, размещение ресурсов. НДС через усиленное влияние на уровень цен может быть использованный в антиинфляционных процессах, поскольку НДС дает возможность автоматически получать конъюнктурную прибыль, порожденную инфляцией, и этим самым сдерживать неоправданное увеличение цен. К наиболее ценным экономическим преимуществам налога на добавленную стоимость относится его способность не искажать поведение плательщиков как участников хозяйственно-коммерческого процесса, не менять экономических решений под влиянием НДС. Тем не менее, необходимо также учитывать то, что использование налога на добавленную стоимость характеризуется не лишь его положительными сторонами. Целый ряд спорных, или отрицательных моментов делают очень актуальными дискуссии относительно необходимости взыскания данного налога. Рассмотрим некоторые из этих моментов. Являясь, в принципе, налогом на конечное потребление, что ложится на население и бюджетную сферу, НДС при достаточно высокой ставке и высоких темпах инфляции превращается в один из факторов, которые сдерживают развитие производства. Происходит это вследствие возрастания цен и сдерживания на основе этого возможностей оплаты покупателем товаров (работ, услуг). Конечно, эти средства возвратятся к покупателю (или из бюджета, или в тот момент, когда он сам реализует продукцию), но при условии, что цепь актов реализации не прервется или настанет с определенным шагом”опоздания”, когда частично эти средства будут обесценены инфляцией.
Кроме этого, применение ставок НДС на уровне 20-28% стимулирует как инфляционные процессы в целом, так и отрицательно влияет на высокотехнологические и наукоемкие производства. Поэтому, хотя и применяемая ставка делает налог на добавленную стоимость одним из главных источников наполнения бюджета, но видимость его без дефицитности очень обманчивая. Как раз в связи с этим оптимальную ставку НДС экономисты чаще всего связывают с уровнем 15-18%. Заняв доминирующие позиции в мировой налоговой системе, НДС хранит и некоторые отрицательные черты, связанные с возможностью уклонения от его уплаты. Поэтому в системе НДС исключительное значение имеет совершенный и исчерпывающий бухгалтерский учет, регистрация всех операций. Мировой опыт также показывает, что важной проблемой введения налога на добавленную стоимость есть подготовка общественной мысли, объяснительная работа с плательщиками и профессиональная подготовка персонала налоговых органов. НДС есть массовым регрессивным налогом на товары и услуги широкого потребления. Преимущества и недостатки применения НДС представлены в виде следующей схемы.
Рисунок-схема № I‑6 Преимущества и недостатки налога на добавленную стоимость Плательщиками НДС являются любые из нижеприведенных лиц, независимо от того, является такое лицо резидентом или нет: субъект предпринимательской деятельности, в том числе предприятие с иностранными инвестициями; иное юридическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности; физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства), осуществляющее деятельность, отнесенную к предпринимательской согласно законодательству, или ввозящее (пересылающее) товары на таможенную территорию Украины. В соответствии с Законом Украины”О НДС”от 3 апреля 1997 года • №168/97-ВР с внесенными изменениями в соответствии с Законом Украины”О внесении изменений в Закон Украины”О НДС”от 26 сентября 1997 года №550/97-ВР базой налогообложения является:
База налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам (тарифам) с учетом акцизного сбора, ввозной таможенной пошлины, иных налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением НДС, включаемых в цену товаров (работ, услуг) согласно законам Украины по вопросам налогообложения. В случае продажи товаров без оплаты или с частичной оплатой их стоимости средствами в рамках бартерных (товарообменных) операций, натуральных выплат в счет оплаты труда физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком налога, передачи товаров в пределах баланса плательщика налога для непроизводственного использования, расходы на которые не относятся к валовым издержкам производства, а также связанному с продавцом лицу база налогообложения определяется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен. Для товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины плательщиками налога, базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость таких товаров, но не менее таможенной стоимости с учетом расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины, уплаты брокерских, комиссионных и других видов вознаграждений, связанных с ввозом таких товаров, платы за использование объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих к таким товарам, акцизных сборов, ввозной пошлины, а также других налогов, сборов (обязательных платежей), за исключением НДС, включаемых в цену товаров согласно законам Украины по вопросам налогообложения. Определенная (таким образом) стоимость пересчитывается в украинские гривни по валютному (обменному) курсу НБУ, действовавшему на момент возникновения налоговых обязательств. Для работ (услуг), выполняемых нерезидентами на таможенной территории Украины, базой налогообложения является договорная стоимость таких работ (услуг) с учетом акцизного сбора, а также иных сборов, налогов, за исключением НДС, включаемых в цену продажи работ (услуг).
Стоимость тары, которая согласно условиям договора (контракта) определена в качестве возвратной (залоговой), в базу налогообложения не включается. В случае, если в течение срока исковой давности, определенной законом, с момента получения возвратной тары она не возвращается отправителю, стоимость такой возвратной тары включается в базу налогообложения получателя. В случаях, когда налогоплательщик осуществляет деятельность по продаже товаров, полученных в пределах договоров комиссии (консигнации) поруки, поручения, доверительного управления, которые уполномочивают такого налогоплательщика (комиссионера) осуществлять продажу товаров от имени и по поручению другого лица (комитента) без передачи права собственности на такие товары, базой налогообложения является продажная стоимость этих товаров, определенная в порядке, установленном настоящим Законом. От НДС освобождаются операции по: - продаже отечественных продуктов детского питания молочными кухнями, специализированными магазинами и точками, выполняющими функции раздаточных пунктов, в порядке и по перечню продуктов, установленном Кабинетом Министров Украины; - продаже периодических изданий массовой информации и книг отечественного производства; - продаже товаров специального назначения для инвалидов; - продаже лекарственных средств и предоставлению услуг по охране здоровья согласно установленному перечню; - предоставлению услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным пассажирским транспортом и автомобильным транспортом в пределах района, за исключением операций по аренде транспорта; - предоставлению культовых услуг и продаже предметов культового назначения религиозными организациями; - выполнению работ (стоимость работ) по строительству жилья, которое осуществляется за счет средств физических лиц, и передаче такого жилья в собственность таким лицам; - продаже товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением посреднической и рекламной деятельности, игорного бизнеса) предприятиями, основанными всеукраинскими общественными организациями инвалидов и являющимися их полной собственностью; - бесплатной передаче продукции (работ, услуг) собственного производства сельским хозяйствам и лечебно-производственным трудовым мастерским по обслуживанию одиноких граждан преклонного возраста;
- предоставлению в сельской местности сельскохозяйственными товаропроизводителями услуг по ремонту школ, дошкольных учреждений, интернатов и предоставлению материальной помощи продуктами питания собственного производства многодетным семьям, ветеранам, инвалидам и др. в пределах одного необлагаемого минимума доходов граждан в месяц на одно лицо; - освобождаются от НДС, исходя из принципа взаимности относительно каждого отдельного государства, операции по продаже товаров, предусмотренных для собственных нужд дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и представительств международных организаций в Украине; - операции по ввозу (импортированию) в украинские порты рыболовецкими предприятиями необработанного вылова морской рыбы или указанного вылова, подготовленного к реализации к моменту его продажи. Объекты налогообложения, за исключением операций, освобожденных от налогообложения, и операций, к которым применяется нулевая ставка согласно Закону”О НДС”, облагаются налогом по ставке 20 % (к выручке — 16, 667 %). Налог составляет 20 % базы налогообложения и прибавляется к цене товаров (работ, услуг). Налог по нулевой ставке применяется в отношении операций по: - продаже товаров, вывезенных (экспортированных) плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины; - продаже работ (предоставлению услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины; - продаже товаров (работ, услуг) предприятиями розничной торговли, расположенными на территории Украины в зонах таможенного контроля (беспошлинных магазинах), в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины; - предоставлению транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов за пределами таможенной границы Украины; - продаже угля и продуктов его обогащения, угольных и торфяных брикетов; продаже электроэнергии населению; - продаже перерабатывающим предприятиям молока и мяса живой - массой; - продаже газа, импортированного в Украину. Закон Украины”О НДС”от 03. 04. 97 г. №167/97-ВР выделяет два основных понятия: налоговое обязательство и налоговый кредит. Налоговое обязательство —общая сумма налога, полученная (начисленная) плательщиком налога в отчетном (налоговом) периоде. Налоговый кредит — сумма, на которую плательщик налога имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного периода. Продажа товаров (работ, услуг) осуществляется по договорным ценам с дополнительным начислением НДС. Поэтому продавец обязан представить покупателю налоговую накладную. Она составляется в момент возникновения налоговых обязательств в двух экземплярах. Оригинал налоговой накладной предоставляется покупателю, а копия остается у продавца товаров (работ, услуг). Налоговая накладная является отчетным налоговым документом. Она выписывается на каждую полную или частичную поставку продукции. Изменениями, внесенными в Закон Украины”О НДС”от 19. 11. 97 г. №б44/97-ВР (ст. 7), указано, что если объем разовой продажи товаров (работ, услуг) не больше 20 гривен, налоговая накладная не выписывается. При этом основанием для увеличения суммы налогового кредита является товарный чек или иной расчетный или платежный документ, в котором НДС выделяется отдельной строкой. Когда продавец нарушает порядок выписки налоговой накладной по требованию покупателя, последний имеет право обратиться до конца текущего налогового периода с соответствующим заявлением в налоговый орган по своему местонахождению. В соответствии с Законом Украины”О НДС”датой возникновения налоговых обязательств по продаже товаров (работ, услуг) считается дата, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, происшедших раньше: - либо дата зачисления средств от покупателя на банковский счет плательщика налога в качестве оплаты товаров (работ, услуг), подлежащих продаже, а в случае продажи товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства - дата их оприходования в кассе плательщика налога, а при отсутствии такой - дата инкассации наличных средств в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога; - либо дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) — дата оформления документов, удостоверяющих факт выполнения работ (услуг) плательщиком налога. Суммы налога, подлежащего уплате в бюджет или возмещению из бюджета, определяются как разность между общей суммой налоговых обязательств, возникших в связи с какой-либо продажей товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода, и суммой налогового кредита отчетного периода. Уплата налога производится не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным. Предприятия ежемесячно представляют налоговой инспекции декларацию по НДС. В ней указываются: сумма налоговых обязательств (отдельными колонками — объемы продаж без учета НДС и сумма НДС), сумма налогового кредита (отдельными колонками — объемы продаж без учета НДС и сумма налогового кредита), чистая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, сумма НДС, подлежащая возмещению плательщику налога из государственного бюджета, выручка от реализации продукции, причитающаяся к уплате суммы НДС, а также выводится общий результат по сумме налога, в том числе сумма налога к доначислению согласно декларации или сумма превышения НДС, которая будет учтена при уменьшении платежей в следующем периоде и не отражается в лицевом счете за данный отчетный период. На предприятии в регистрах бухгалтерского учета (журналах-ордерах, ведомостях, машинограммах) сумма НДС выделяется в отдельную графу. Во всех случаях отгрузки продукции, включая продажу за наличные денежные средства, в обязательном порядке составляются счета-фактуры, накладные, акты и другие документы, в которых сумма НДС указывается отдельной строкой и обязательно указываются дата составления документа, наименование поставщика и покупателя, их адреса. Количество, цена и сумма НДС указываются по каждой позиции отдельно. На основании первичных документов – налоговых накладных и расчета корректировок данных налоговой накладной составляются регистры аналитического учета по НДС: книга учета продаж товаров (работ и услуг) у продавца и книга учета приобретений товаров (работ и услуг) у покупателя. Целью их ведения является определение сумм налогового обязательства и налогового кредита плательщика налога за отчетный период. Специфика учета НДС состоит в том, что на уровне первичного и аналитического учета он достаточно обособлен от бухгалтерского учета. Но на синтетическом уровне налоговый учет “ вплетается” в систему бухгалтерского учета, получая отражение как в главной книге, так и в бухгалтерской отчетности – балансе и отчете о финансовых результатах. Для целей налогообложения плательщик НДС составляет специальную отчетность – декларацию по налогу на добавленную стоимость. В бухгалтерском учете для отражения налога на добавленную стоимость в новом плане счетов предусмотрены следующие субсчета: 641 “ Расчеты по налогам”(аналитический счет “ Расчеты по НДС”); 643 “ Налоговые обязательства”; 644 “ Налоговый кредит”. Субсчет 641 “ Расчеты по налогам”(“ Расчеты по НДС”) – балансовый, по дебету которого отражаются суммы налогового кредита по НДС, на которые имеет право предприятие, по кредиту – суммы налогового обязательства по НДС. Субсчет 643 “ Налоговые обязательства”является балансовым. По кредиту счета 643 “ Налоговые обязательства”отражаются суммы начисленного налогового обязательства по НДС в части отгруженной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг, срок уплаты которого еще не наступил, в корреспонденции с дебетом счетов класса 7 “ Доходы и результаты деятельности”. По дебету субсчета 643 “ Налоговые обязательства”отражаются суммы начисленного налогового обязательства по НДС, срок уплаты которого в бюджет наступил, в корреспонденции с кредитом субсчета 641 “ Расчеты по налогам”. Субсчет 644 “ Налоговый кредит” является балансовым. По дебету этого субсчета отражаются суммы НДС по полученным товарам (работам, услугам), стоимость которых относится на валовые расходы (или подлежит амортизации), но оплата по которым в данном отчетном периоде не осуществлена, или отсутствуют налоговые накладные независимо от факта оплаты за материалы и услуги. По дебету субсчет 644 “ Налоговый кредит” корреспондирует с кредитом счетов класса 6 “ Текущие обязательства”. По кредиту субсчета 644 “ Налоговый кредит” отражаются суммы НДС по оплаченным товарам, работам, услугам при наличии налоговых накладных, в корреспонденции с дебетом субсчета 641 “ Расчеты по налогам”(“ Расчеты по НДС”). Отражение НДС на счетах бухгалтерского учета может быть представлено следующим образом:
Рисунок-схема № I‑7 Отражение НДС на счетах бухгалтерского учета.
Таким образом, отражение в учете НДС как с применением действовавшего ранее плана счетов, так и при переходе на новый план счетов существенно не изменилось, за исключением одного момента. А именно: в новом бухгалтерском учете отсутствует аналог счета 81 “ Использование прибыли”. С 01.01.2000 года в ситуациях, при которых ранее в учете списывались за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и сборов, теперь относится на расходы деятельности. Следующим сбором, подлежащим уплате в бюджет, является акцизный сбор. Акцизный сбор, как и НДС, является одним из непрямых налогов, но относится к категории специфических акцизов, т. е. включается в цену лишь отдельных категорий товаров и взимается по дифференцированным ставкам. В Украине он был введен одновременно с НДС в 1992 году взамен налогов”с продаж”и”с оборота”. По объему поступлений в бюджет и стабильности акцизный сбор уступает НДС. Это объясняется тем, что при увеличении цены на подакцизные товары, не являющиеся товарами первой необходимости, или при уменьшении доходов их потребителей потребление данных товаров сокращается очень быстрыми темпами. Постановлением Верховного Совета Украины утвержден перечень импортных товаров, на которые устанавливается акцизный сбор, и ставки этого сбора. Перечень льгот по акцизному сбору невелик, поскольку налогом облагается небольшое количество товаров не первой необходимости: ликеро-водочные изделия, шоколад и шоколадные изделия, какао, деликатесная продукция из мяса и ценных видов рыб и морепродуктов, табачные изделия, видео- и телеаппаратура, автомобили, ювелирные изделия из драгоценных металлов, фарфоровые и меховые изделия, ковры и т. д. При исчислении акцизного сбора облагаемый оборот определяется исходя из суммы выручки за вычетом НДС. Объектами налогообложения являются: - обороты по реализации продукции в Украине подакцизных товаров путем их продажи, бартера, бесплатной передачи или частичной оплаты; - обороты по реализации товаров для собственного потребления, промышленной переработки или для своих работников; - таможенная стоимость импортных товаров, приобретенных за СКВ, кроме тех, по которым в соответствии с единым таможенным тарифом взимается пошлина. Плательщиками акцизного сбора являются субъекты предпринимательской деятельности, которые являются производителями подакцизных товаров, а также субъекты предпринимательской деятельности, включая граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые импортируют подакцизные товары, т. е. те, которые являются собственниками грузовых таможенных деклараций. В соответствии с постановлениями Верховного Совета Украины и Кабинета Министров Украины”О НДС”, ”Об акцизном сборе”предприятия, уплачивающие акцизный сбор, представляют налоговой инспекции расчет по акцизному сбору по форме, предусмотренной законодательством. Документальные проверки достоверности предоставленных расчетов по акцизному сбору проводятся работниками Государственной Налоговой Инспекции с выходом на предприятия в сроки, установленные руководителем инспекции, но не реже одного раза в два года, а проверки плательщиков, уплачиваемых налог ежедневно или ежедекадно, — не реже одного раза в год. При проверке сверяется общий оборот по реализации этих товаров с данными бухгалтерского учета, проверяется правильность применения ставок налогообложения и цен на продукцию, а также соответствие начисленной суммы акцизного сбора перечисленной в бюджет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|