Социальные технологии, сущность и основные виды
Стр 1 из 19Следующая ⇒ Лекция 1. Технология: понятие, сущность, характеристики Цель: раскрыть сущность технологии, дать ее характеристики.
1. Сущность понятия «технология» 2. Социальные технологии, сущность и основные виды 3. Отличия промышленных технологий от социальных. 4. Характеристики технологии
Сущность понятия «технология» Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим - 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И. А. Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых». С публикацией первого тома книги В.И.Севергина «Начертание технологии минерального царства» (1821 г), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840 г) и учебника П.А.Ильенкова «Курс химической технологии» (1851 г) он утверждается в химии как специальный термин. В остальных отраслях практической деятельности людей и науке его заменяли такие термины, как «искусство», «инженерное искусство», «ремесло». Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII - начале XIX в. Инженерной деятельности понятие «ремесло» заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии «технологией». Тогда термина техника еще не было, его заменяли «орудия» и «принадлежности». Точного времени проникновения в Россию термина «техника» не установлено. Например, в работе П. К. Энгельмейера появление данного термина в России зафиксировано 1862 г. Термин «техника», по сути, заменял нынешнее понятие «технология». Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области.
В 40-е - 50-е годы прошедшего столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника. Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного понятия - явление вполне обоснованное. Термин же «техника» не выделен, по существу он растворился в первом. В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них - объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая - диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод: - при определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя; - для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними; - субъективная часть технологии не может быть однозначной, - содержанием диалектического единства технологии и техники, Периоды развития понятий техника и «технология» Выделяют шесть характерных периодов развития понятий «техника» и «технология». 1) (начало XIX в. - третья четверть XIX в.) Проникновение термина «технология» в специальную литературу и его закрепление в химии и химических производствах. 2) (третья четверть XIX в. - конец XIX в.) Распространение термина «техника» и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.
3) (конец XIX в. - первая четверть XX в.) Господство термина «техника» и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности. 4) (вторая четверть XX в.) Возрождение термина «технология», его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда. 5) (третья четверть XX в.) Строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная, контрольная и т.д.). Сделана попытка сформулировать предмет теоретической технологии: «...наука, изучающая процессы целенаправленного преобразования форм существования материи...». 6) (последняя четверть XX в.) Дальнейшая дифференциация технологии, становление и развитие ее теоретической части. Термин «техника» окончательно отделен и стал вполне самостоятельным. Социальные технологии, сущность и основные виды Довольно широко термин технология трактуется в Большой Советской Энциклопедии: «Технология... совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д.... научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы... сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса... описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др....» Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: «Технология... совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции... наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства». Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения на выходе продукта с заранее заданными свойствами. Традиционно слово «технология» применялось к неодушевленным предметам материального мира и означало совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства. То есть это различные методы обработки исходного материала. Но технология не простая совокупность методов. Методы подобраны не случайно и все они направлены на одну цель – получение конкретной продукции.
Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения. Процесс только тогда получает статус «технология» когда он заранее был спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он запущен. Все разработанные и используемые сегодня технологии делятся на две группы: а) промышленные; б) социальные. К промышленным относятся: а) технологии переработки природного сырья (нефть, древесина, руда и т.п.); б) технологии переработки полученных из сырья полуфабрикатов (металл, прокат и т.п.). Нас же интересуют социальные технологии, значение которых очень велико в связи с повышением роли социальной сферы. Под социальными технологиями можно понимать методы воздействия на социальные объекты с целью изменения их состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, новых социальных потребностей. Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению – одно или несколько его свойств. Классический пример социальных технологий – обучение специальностям. Под социальными технологиями следует понимать определенные методы воздействия на социальные субъекты, их деятельность и взаимодействия с целью улучшения процессов адаптации к условиям современного общества. Сложность и неоднозначность человеческого фактора приводит к разработке определенных методов, способов и приемов воздействий, как на определенных людей, так и групп. К возникновению специальных социальных технологий приводят и естественные изменения в разных сферах жизнедеятельности общества.
Социальные технологии помогают людям лучше адаптироваться к условиям современного общества. Успешная социальная адаптация обеспечивает активную жизнедеятельность. Люди по мере возможности пытаются овладеть социальными технологиями, которые позволяют изменить их психо-эмоциональное и физическое состояние, улучшить отношения с окружающими, получить новый статус в обществе. Социальная технология также является специфическим и стандартным оперативным средством деятельности социолога-практика в сфере управления. Но здесь необходимо отметить, что в сфере управления используются технологии многих различных предметных сфер. Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям. Классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования. Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель - которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность. Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.). Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений. Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности. Технологии можно классифицировать и по степени новизны.
Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Пример инновационных технологий – инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества обучаемых, его средств и характеристик. В отличие от инновационных, рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям. Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения. Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально - этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем: 1) позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус - кво; 2) демаркирование границ в связи с изменениями административного статуса; 3) компромисс, взаимные уступки: 4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.); 5) ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально – территориальных образованиях. Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности. С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях. В структуре управленческих технологий особое место занимают административно управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Актуальность социальных технологий ставит вопрос об их типах и видах: По объекту воздействия делятся на: а) субъектные; б) деятельностные; в) средовые. Субъектные в свою очередь делятся на: а) индивидуальные; б) групповые; в) сферные; г) уровне всего общества. Среди современных социальных технологий особое место занимают методы саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самоорганизации. Групповые же технологии можно разделить в зависимости от: а) половозрастных признаков; б) статустных; в) профессиональных и т.п. Например, для безработных – технологии трудоустройства; для подростков – технологии адаптации к условиям современного общества; для одиноких людей – технологии устройства личной жизни и т.п. Субъектные социальные технологии на уровне всего общества К. Поппер делит на: а) частичные; б) утопистские. Утопистские социальные технологии предлагают преобразования общества за один прием т.е. революционным путем, что не позволяет вовремя учесть и предотвратить последствия предпринятых преобразований. Частичные – предлагают постепенность преобразований, осторожность и контроль за их осуществлением. Положительными их сторонами являются: а) контроль; б) возможность корректировки; в) ликвидация непредвиденных последствий. Деятельностные социальные технологии имеют принципиальное значение для функционирования как всего общества в целом, так и его отдельных членов и групп. Деятельность рассматривают как определенный тип отношения к действительности, который определяется исторически выработанными социально-культурными программами. Наличие этих программ позволяет говорить о деятельности как специфической форме активного отношения к миру. Любая деятельность связана с целью, с мотивами, со способами. Деятельностных социальных технологий большое количество, т.к. они связаны с удовлетворением потребностей людей. Удовлетворение которых есть активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенным общественным развитием. Средовые социальные технологии включают в себе методы оздоровления окружающей среды обитания человека (как природной, так и социальной). Наиболее важные те, которые направлены на создание благоприятной социологической среды. Эти технологии помогают человеку найти свой социум, в котором человек чувствует себя комфортно. Это и выбор профессии, организации, создание семьи. По сути, это достижение определенного статуса в обществе. Сюда относятся и технологии совершенствования уже имеющейся среды обитания человека: а) коррекция процессов общения; б) технология профилактики и разрешения конфликтов; в) развитие стрессоустойчивости. Все современные технологии представляют активную социологию реальных изменений, которая отвечает на вопрос: что теперь делать? В связи с этим А.И. Пригожин выделяет 3 группы социальных технологий. Первая – кабинетные технологии. Исследователь на основе имеющейся информации о деятельности социального объекта (партии, предприятия и т.п.) вырабатывает для них предложения по улучшению их деятельности. Вторая – лабораторные. Суть – искусственно создаются временные условия взаимодействия людей с целью получения нового знания, выявления и решения проблем. Это исследование действием: деловые игры, мозговые атаки. Третья – полевые. С ними социолог входит в реальную среду для взаимодействия с респондентами, с целью получения информации, поиска решений их проблем. Социальные технологии делят и по степени новизны. Согласно этого различают: а) радикальные (принципиально новые); б) комбинаторные (доработанные, т.е. адаптированные к новым условиям). Критерием деления могут быть: а) время внедрения; б) время действия По характеру воздействия социальные технологии бывают: а) мягкие; б) принципиальные; в) корректирующие; г) реабилитирующие По степени внедрения: а) разработанные, внедренные и полностью используемые; б) внедренные, но слабо используемые; в) не внедренные По последствиям: а) с негативными последствиями; б) с положительными последствиями; в) с нейтральными последствиями По масштабности реализации: а) действующие в пределах всего общества; б) действующие в пределах одного региона; в) действующие в пределах одного области; г) действующие в пределах одного района и т.п. Значительный интерес представляет классификация социальных технологий с позиций их отношения к управленческим решениям. Здесь их делят на два типа: а) социальные технологии, направленные на подготовку управленческих решений, т.е. технологии социологической диагностики; б) социальные технологии, направленные на реализацию управленческих решений, т.е. социальных технологий реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|