Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и основные подсистемы социально-культурных технологий.




Говоря о структуре технологии, следует отметить, что со­ставными ее элементами должны служить:

- концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и со­циально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

- системность, которая заключается в логике и целостно­сти процесса, взаимосвязи всех ее частей;

- управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достиже­ния результатов;

- эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

- целенаправленность технологической системы, указывающая на то, ‘ио полученный результат не случаен, а проектировался, и для его дости­жения была создана конкретная программа или проект;

- актуальность, проявляющаяся в решении конкретных воспитательных проблем и затруднений, которые удается преодолеть в практике, исполь­зуя данную технологию

- и еще важный элемент технологии - это воспроизводи мость разработанной технологии в других однотипных учрежде­ниях и другими субъектами.

Если представить систему технологического процесса схематично, ее структурные составляющие могут выглядеть следующим образом.

Концептуальная часть социально-культурных технологий предполагает глубоко проработанное научное обоснование проблемы, включая фило­софские, дидактические, социально-педагогические, культурологические с троны, выявление или осознание острых социально значимых целей и задач..

Диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточнения «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности.

Прогностическая часть социально-культурных технологий направлена им выработку предположений и конечных результатов, к которым должны прийти технологи в результате осуществления проекта.

Собственно проектная часть включает в себя отбор конкретных действий и оформление их в форму конкретного художественного или социального проекта.

Процессуальная часть реализует на практике технологический про­цесс. Она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагностику, анализ и возможную коррекцию протекающего процесса.

Процессуальная часть вызывает пристальный интерес ученых и доста­точно хорошо разработана в практической социально-культурной дея­тельности. Ее можно представить в виде нескольких подсистем, среди ко­торых важнейшие: организационная подсистема, которая рассматривается как совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам; методическая, разрабатывающая тактику действий, трансформирующую и переводящую в русло конкретной деятельности содержательный матери­ал, а также корректирующая, вносящая необходимые изменения в ходе реализации

проекта. В процессуальную часть социально-культурных и культурно-­досуговых технологий на уровне теоретических разработок Новикова Г.Н. предлагает включить управляющую подсистему. Включение этой подсистемы в процессуальную часть делает законченным весь технологический процесс.

Данная подсистема должна содержать такие операции, как целеполагание. и планирование, проектирование, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью корреляции результатов. Она позволяет управлять конкретными проектами и программами на всех стадиях работы, делая их более эффективными.

Управляющая подсистема в технологическом процессе становится од­ним из основополагающих и позволяет профессионально грамотно перевести социально-культурную деятельность с одного уровня на другой, более высокий, охватывая все этапы технологического процесса, вносить необходимые коррективы.

К важнейшим компонентам технологического процесса можно отнести прежде всего диагностику потребностей, интересов, запросов, уровня со­циальной зрелости объекта управления, умение технолога ставить цели и их диагностировать, что способствует более дифференцированному опре­делению качества планируемого и полученного результата. Сложность за­ключается в том, что очень трудно описать и выстроить такие характери­стики во всей совокупности социально-культурных процессов, которые способ­ствовали бы формированию качеств личности на необходимом уровне, и предусмотреть все случаи наложения процессов, искажающих результат.

Следующий, не менее важный компонент, - это мотивация и организа­ция, т.е. выявление мотивов посещения учреждений социально-культурной сферы, уровня развития личности и разработка дифференцированного под­хода к группам разного уровня развития, формирование комплексных групп с возможностью взаимовлияния и взаимовоспитания, привлечение их к различным видам деятельности, поддержание и развитие интереса к социально значимым видам деятельности.

Следующий компонент должен представлять, как мы уже отмечали, контроль действия средств социально-культурной деятельности, который осуществляется через взаимо­действие участника социально-культурных проектов с этими средствами.

В технологии значительное место отводят процессу контроля за каче­ством и эффективностью получаемых результатов, а блоки организации и контроля при этой модели равноценны по значимости взаимозависимы и взаимодополняемы.

В процессе осуществления проекта все части технологического процес­са взаимодействуют между собой на всех стадиях рождения и осуществ­ления технологической конструкции: замысел ведет к поиску концептуальной основы содержания, средств, форм, методов, далее к выражению замысла в конкретном проекте, программе, затем подбору условий, спо­собствующих получению оптимального результата.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...