Структура и основные подсистемы социально-культурных технологий.
Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить: - концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей; - системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей; - управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов; - эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение; - целенаправленность технологической системы, указывающая на то, ‘ио полученный результат не случаен, а проектировался, и для его достижения была создана конкретная программа или проект; - актуальность, проявляющаяся в решении конкретных воспитательных проблем и затруднений, которые удается преодолеть в практике, используя данную технологию - и еще важный элемент технологии - это воспроизводи мость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами. Если представить систему технологического процесса схематично, ее структурные составляющие могут выглядеть следующим образом. Концептуальная часть социально-культурных технологий предполагает глубоко проработанное научное обоснование проблемы, включая философские, дидактические, социально-педагогические, культурологические с троны, выявление или осознание острых социально значимых целей и задач..
Диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточнения «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности. Прогностическая часть социально-культурных технологий направлена им выработку предположений и конечных результатов, к которым должны прийти технологи в результате осуществления проекта. Собственно проектная часть включает в себя отбор конкретных действий и оформление их в форму конкретного художественного или социального проекта. Процессуальная часть реализует на практике технологический процесс. Она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагностику, анализ и возможную коррекцию протекающего процесса. Процессуальная часть вызывает пристальный интерес ученых и достаточно хорошо разработана в практической социально-культурной деятельности. Ее можно представить в виде нескольких подсистем, среди которых важнейшие: организационная подсистема, которая рассматривается как совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам; методическая, разрабатывающая тактику действий, трансформирующую и переводящую в русло конкретной деятельности содержательный материал, а также корректирующая, вносящая необходимые изменения в ходе реализации проекта. В процессуальную часть социально-культурных и культурно-досуговых технологий на уровне теоретических разработок Новикова Г.Н. предлагает включить управляющую подсистему. Включение этой подсистемы в процессуальную часть делает законченным весь технологический процесс. Данная подсистема должна содержать такие операции, как целеполагание. и планирование, проектирование, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью корреляции результатов. Она позволяет управлять конкретными проектами и программами на всех стадиях работы, делая их более эффективными.
Управляющая подсистема в технологическом процессе становится одним из основополагающих и позволяет профессионально грамотно перевести социально-культурную деятельность с одного уровня на другой, более высокий, охватывая все этапы технологического процесса, вносить необходимые коррективы. К важнейшим компонентам технологического процесса можно отнести прежде всего диагностику потребностей, интересов, запросов, уровня социальной зрелости объекта управления, умение технолога ставить цели и их диагностировать, что способствует более дифференцированному определению качества планируемого и полученного результата. Сложность заключается в том, что очень трудно описать и выстроить такие характеристики во всей совокупности социально-культурных процессов, которые способствовали бы формированию качеств личности на необходимом уровне, и предусмотреть все случаи наложения процессов, искажающих результат. Следующий, не менее важный компонент, - это мотивация и организация, т.е. выявление мотивов посещения учреждений социально-культурной сферы, уровня развития личности и разработка дифференцированного подхода к группам разного уровня развития, формирование комплексных групп с возможностью взаимовлияния и взаимовоспитания, привлечение их к различным видам деятельности, поддержание и развитие интереса к социально значимым видам деятельности. Следующий компонент должен представлять, как мы уже отмечали, контроль действия средств социально-культурной деятельности, который осуществляется через взаимодействие участника социально-культурных проектов с этими средствами. В технологии значительное место отводят процессу контроля за качеством и эффективностью получаемых результатов, а блоки организации и контроля при этой модели равноценны по значимости взаимозависимы и взаимодополняемы. В процессе осуществления проекта все части технологического процесса взаимодействуют между собой на всех стадиях рождения и осуществления технологической конструкции: замысел ведет к поиску концептуальной основы содержания, средств, форм, методов, далее к выражению замысла в конкретном проекте, программе, затем подбору условий, способствующих получению оптимального результата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|