Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы развития социально-культурной сферы и организации досуга населения




Современная российская социально-культурная ситуация харак­теризуется многосложностью и противоречивостью, т.к, с одной стороны, мы видим положительные перемены в ее развитии, ко­торые заключаются в активизации социально-культурного твор­чества различных групп населения, расширении жанрово-видового состава художественной деятельности, создании обще­ственных организаций и движений, любительских объединений и клубов по интересам, направленных на развитие культурно-образовательного пространства. Сегодня мы видим особенно пристальное внимание к русской народной культуре, что объяс­няется утратой части национальных традиций в обществе, жив­шем по идеологическим установкам, которые внедрялись в быт и сознание масс через искусственное создание новых традиций, обрядов и праздников.

С другой стороны, снижается уровень духовности общества, наблюдается расслоение населения в образе и стиле жизни, чрез­вычайно усложняется процесс социально-культурной адаптации молодежи, нарастают негативные тенденции в функционирова­нии образовательных и досуговых институтов.

Таким образом, глобальные социально-культурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряжен­ностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении обра­зования и культуры в жизни общества.

Но, тем не менее, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому по­дойти к проблеме развития социально-культурной сферы и орга­низации досуга людей всех возрастов.

Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и до­суга уделяется оптимизации социально-педагогической и психо­логической помощи различным группам населения и созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной деятельности.

Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной и пропагандистской работе учреждений соци­ально-культурной сферы, на которые и возлагается задача ин­формирования населения об изменениях и прогрессе в социаль­ной сфере, способах государственного и общественного развития общества.

Работники учреждений социально-культурной сферы долж­ны правильно выбирать необходимые формы культурно-досуговой работы, чтобы в полной мере донести до аудитории точ­ную оценку свершаемых событий и помогать на практике реализовывать насущные интересы людей.

В настоящее время основное внимание работники учрежде­ний социально-культурной сферы уделяют активному использо­ванию новейших достижений педагогики, биологии, физиоло­гии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют:

- восстановлению эмоционального равновесия людей;

- возможности участия населения в возрождении народ­ных праздников и гуляний;

- акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.

Сегодня в организации досуга населения мы наблюдаем сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посетите­ли часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объедине­ния и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени. Что же сегодня могут сделать учреждения социально-культурной сферы для того, чтобы привлечь к себе как можно больше посетителей?

Во-первых, необходимо комплексное исследование на­правленности и структуры проведения свободного времени на­селения;

во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России - это выявление, поощрение и тиражирование инновационных идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи;

в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности. Учреждения социально-культурной сферы должны притягивать подростков и молодежь не меньше, чем уличная компания;

в-четвертых, информирование, а также обучение населе­ния современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки;

• в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.

В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедре­ния необходима оптимизация культурной жизни региона, кото­рая должна базироваться на преемственности, сохранении и соз­дании опыта предшествующих поколений.

В последнее время совершен­ствуются методики по организации художественно-эстети­ческого воспитания и образования. В школах происходит освое­ние культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных тради­ций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.

Современные технологии социально-культурной деятельности сложно вхо­дят в практику небольших городов и сел. Здесь по-прежнему в сфере про­фессиональной работы наблюдается засилье устаревших методик, органи­зационных и управленческих форм деятельности. Целые направления со­циально-культурной деятельности как бы исчезают из поля зрения спе­циалистов.

Это объясняется не только отсутствием средств, но и спецификой под­готовки будущего специалиста, отсутствием или недостаточностью навы­ков работы в поисках новых, результативных воспитательных систем мо­лодыми специалистами социально-культурной сферы. Мешает также и непонимание в научной среде социально-культурных технологий как сис­темы, интегрирующей технологические, педагогические, психологические, социально-культурные, культурологические и другие знания. Нет усто­явшихся критериев в оценке эффективности социально-культурных технологий, недостаточным является уровень профессиональной

квалификации специалистов, значительны стереотипы мышления, не в полной мере востребованы навыки специалиста - мобильность, гибкость и т.п.. У теоретиков и практиков единого взгляда на социально-культурные технологии как эффективного средства управления социально-культурной деятельностью.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение формам социально-культурной деятельности. Ар­гументируйте свою позицию.

2. На конкретном примере из практики дайте оценку современным формам социально-культурной деятельности.

3. Что вы понимаете под средствами социально-культурной деятельности.

4. Дайте классификацию средств социально-культурной деятельности.

5. Назовите требования, предъявляемые к использованию средств соци­ально-культурной деятельности в практике работы учреждений культуры и досуга.

6 Приведите общую классификацию методов социально-культурной деятельности.

7. Какие методы, на ваш взгляд, наиболее часто применяются в практике социально-культурной деятельности?

8. Дайте характеристику каждому методу социально-культурной деятельности.

9. Выделите характерные черты современной социально-культурной ситуации в России.

Литература основная: 1,3,4,5

Литература дополнительная: 4,24,33,37,55,70.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...