Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль и место знаний основ социально-культурных технологий в концептуальной системной модели специалиста социально-культурной деятельности.




Теоретические знания, которыми должен обладать специалист, работаю­щий в социально-культурной сфере, должны строиться на знании:

- конкретных управленческих и технологических моделей формирова­нии коллектива и личности;

- механизмов общественно-психологических явлений и путей их фор­мирования;

- психологии, индивидуально-психологических и возрастных особен­ностей личности;

- психологических основ обучения и воспитания;

- педагогических закономерностей организации этих процессов в усло­виях свободного времени и неформальных отношений.

Технологические знания включают в себя знание видов профессио­нальной деятельности: педагогической, художественно-творческой, орга­низаторской, управленческой; знание основных способов, форм, методов социально-культурной деятельности.

Ему необходимы навыки и умения:

- управления системой отношений, общения, организации обучения, воспитания и развития личности и коллектива;

- управления самовоспитанием и саморазвитием личности:

- управления собственным развитием, собственным психическим со­стоянием. совершенствования профессиональной культуры и мастерства.

Особое место в обучении отводится владению конкретными методиками и технологиями, освоению навыков работы с различными ка­тегориями населения, социальными и возрастными группами, умению применять конкретные формы и методы работы в конкретной ситуации, включая индивидуальные, групповые, массовые.

Социально-культурная деятельность как сфера, где трудится менеджер социально-культурной деятельности, образует системное единство пяти видов человече­ской деятельности: преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной и художественной. Все виды дея­тельности в творческом процессе сливаются воедино, вбирая в себя и та­кие подвиды, как игровая, воспитательная, социально-преобразующая деятельность. Их связь органически вплетается в коммуникативные про­цессы и общественно-групповые отношения, как слово, танец, музыка, иг­ра, изображение сливаются в единое произведение - проект, сценарий, программу.

Подводя итоги рассмотрения профессиональных ценностей и качеств личности специалиста социально-культурной деятельности, можно предло­жить некую идеальную модель специалиста.

1. Специалист социально-культурной деятельности должен обладать широким круго­зором, быть знатоком мировой и национальной культуры, человеческих отношений, психологом и педагогом, стимулирующим действия коллег на повышение общекультурного уровня населения, развитие духовного по­тенциала.

2. Специалист социально-культурной деятельности - человек неравнодушный к боли другого, «язвам» общества, умело расставляющий акценты частных явлений, поднимая их на уровень социально значимого звучания, н наоборот, раскрывая общие социальные проблемы через частные примеры обыденной жизни.

3. Специалист виртуозно владеет приемами, способами и методами влия­ния на аудиторию, облекая их в яркую, адекватную целям и задачам фор­му.

4. Он обладает эмоционально - образной памятью, творческой фантази­ей и воображением, образным мышлением, ярко выраженной тягой к по­иску нетривиальных, нестандартных путей решения назревших проблем, новых, оригинальных, действенных фирм влияния на аудиторию.

5. Он широко использует социологические и другие исследовательские методы в разработке социально-культурных проектов, обладает аналитическим мышлением, научно обоснованно формулируя «проблемное поле» кон­кретного социума.

6. Специалист социально-культурной деятельности умеет «заразить» сотрудников своей идеей, отобрать необходимых людей для создания и осуществления проекта, обоснованно доказать необходимость разработки творческого проекта и убедительно отстоять основные его позиции, привлечь к деятельности широкую обще­ственность. Виртуозно владеет секретами коммуникативной культуры, приветлив, доброжелателен и уважителен с людьми.

7. Он умеет четко и образно сформулировать цели и задачи предстоя­щей акции для коллектива, работающего по ее осуществлению, принять своевременные решения, актуальные для конкретного времени.

8. Он постоянно работает нал повышением своего профессионального мастерства, культурного потенциала, совершенствует знания по техноло­гии сотрудничества внутри коллектива и с аудиторией.

9. Такой идеальный специалист в совершенстве владеет организационно- управленческими технологиями, умеет наладить контакты с государст­венными, общественными и коммерческими (частными или акционерны­ми обществами), привлечь людские, материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление разрабатываемого проекта, правильно сплани­ровать, распределить задания и ответственность, осуществлять контроль над качеством выполнения заданий, выбрать адекватные формы поощре­ния или порицания.

10.Он обладает высокими нравственными принципами, справедлив и объективен. Является примером ответственного отношения к обязанно­стям, носителем корпоративной культуры, культуры управленческого труда, постоянно работает над совершенствованием собственного имиджа и обучает этому других сотрудников и посетителей учреждения культуры.

Контрольные вопросы:

1. Что входит в понятие «профессиональная компетентность менеджера социально-культурной деятельности?

2. В чем заключается профессиональное мастерство менеджера социально-культурной деятельности?

3. Дайте характеристику менеджерской и технологической стороне дея­тельности менеджера социально-культурной деятельности.

4. Что включает в себя методика формирования профессионального мастерства менеджера социально-культурной деятельности?

5. Какие вы знаете преобразования в в современном процессе подготовки менеджера социально-культурной деятельности?

6. Как вы определите творческую направленность деятельности менеджера социально-культурной деятельности?

7. Перечислите профессиональные ценности и качества «идеальной» личности модели менеджера социально-культурной деятельности?

Литература основная: 1,3,4,5

Литература дополнительная:.3,5,6,27,28,31,32,52,72,77

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1.Чем обусловлено появление социально-культурных технологий?

2.Что представляют собой социально-культурные технологии?

3.Охарактеризуйте системные части социально-культурных технологий. Как и почему они образуют систему?

4.Какими критериями необходимо руководствоваться при определе­нии качественных параметров социально-культурных технологий?

5 Что понимают под социально-культурной деятельностью?

6.Назовите наиболее значимые особенности и тенденции, которые ха­рактеризуют современную социально-культурную ситуацию.

7.Дайте характеристику основным направлениям и содержанию социально-культурной деятельности.

8.Назовите сходство и отличие социально-культурных технологий и производственных.

9.Дайте характеристику этапам творческого процесса работы специалиста над технологическим проектом.

10.Назовите отличительные особенности социально-культурных техно­логий от других видов социальных технологий.

11.Почему необходима классификация социально-культурных техноло­гий и в чем заключается сложность ее осуществления?

12.Охарактеризуйте классификацию социально-культурных технологий по принципу целостности технологического процесса.

13.Дайте характеристику социально-культурных технологий, классифицированных по методическому принципу.

14.Охарактеризуйте технологии, классифицированные по историко- содержательному и функциональному признаку.

15.Дайте характеристику технологий, классифицированных по соци­ально-демографическому признаку и признаку инноваций.

16.Дайте определение понятия «цели социально-культурной деятельно­сти» и обоснуйте объективные факторы, влияющие на их выбор.

17.Что такое «проблемное поле» и какова его роль в определении пре­обладающих целей и задач социально-культурной политики?

18.Объясните, что такое «программно-целевой метод», которым приня­то руководствоваться при разработке технологических проектов?

19.Дайте определение понятию «содержание социально-культурной деятельности» и обоснуйте круг проблем, которые находят отражение в содержании социально- культурной деятельности

20.Определите составные части инструментария технологического про­цесса социально-культурной деятельности и дайте им характеристику.

21.Что такое «средства социально-культурной деятельности», какова их классификация?

22.Каково значение формы в технологическом процессе? Приведите примеры удачного выбора формы в социально-культурной деятельности.

23.Что такое «метод социально-культурной деятельности»? Дайте об­щую классификацию методов социально-культурной деятельности.

24.Что входит в понятие «профессиональная компетентность технолога социально-культурной деятельности»?

25.Дайте характеристику менеджерской и технологической стороне дея­тельности технолога социально-культурной деятельности. Как они между собой связаны?

26.В чем заключается профессиональное мастерство технолога социально-культурной деятельности. Охарактеризуйте уровни этого мастерства.

27.Как вы определите творческую направленность деятельности техно­лога социально-культурной деятельности?

28.Перечислите профессиональные ценности и качества «идеальной» личности модели технолога социально-культурной деятельности и дайте им обоснование.

29.Что представляют собой технологии социально-культурного прогно­зирования и каково их содержание?

30.Определите этапы социально-культурного прогнозирования.

31.Охарактеризуйте модели, применяемые в социально-культурных технологиях моделирования.

32.Перечислите, в чем сходство и в чем различие между социально- культурной программой и творческим проектом.

33.Назовите составные части творческого проекта и дайте им характе­ристику.

34.Охарактеризуйте роль замысла в творческом проекте и раскройте этапы работы над ним.

35.Что входит в понятие «организационно-управленческие технологии»?

36.Что входит в систему управления социально-культурной деятельно­стью? Дайте характеристику се звеньям,

37.Охарактеризуйте этапы управленческой деятельности по реализации социально-культурного проекта и сравните их с организаторской деятель­ностью. В чем их сходство и отличие?

38.. Основные направления информационно-просветительской деятельности.

39. Информационное обеспечение сферы культуры и досуга.

40. Понятие о социальной информации.

41 Цели и задачи информационно-просветительской работы.

42. Формы и методы информационно-просветительской деятельности.

43. Традиционные методики информационно-просветительской деятельности.

44. Современные информационно-просветительские технологии.

45.Охарактеризуйте сущность самодеятельного творчества.

46. Дайте определение функциям самодеятельного творчества.

47.Дайте определение понятиям «творчество» и «контртворчество».

48. Какую роль играет творчество в контексте теории деятельности?

49. Какие факторы влияют на развитие современных подростков.

50. Как современная общественная обстановка в нашей стране влияет на мировоззрение подростков, формирование их ценностей.

51. Какие требования предъявляются к профессиональным и личностным качествам современного педагога

52. Охарактеризуйте основные проблемные области современных подро­стков.

53. Назвать функции руководителя общественного объединения.

54. Перечислить причины, тормозящие развитие личности.

55. Что необходимо для создания комфортной атмосферы по программе общественного объединения?

56.Дать характеристику организационно-правовым формам обществен­ных объединений.

57. В чем заключается сущность семьи?

58. По каким признакам осуществляется классификация семей?

59. Назовите формы брака.

60. Какие методы исследования семьи Вам известны?

61. Дайте характеристику функциям семьи.

62. Каково значение функций семьи в процессе социализации личности?

63. Охарактеризуйте современную социокультурную ситуацию и основные проблемы организации досуга семьи.

64. Что такое этническая идентификация и межкультурная интеграция?

65. В чем заключается этнокультурное образование в условиях региона?

66. Что подразумевается под культурным образованием?

67. Из чего складывается этнокультурное образование?

68. Что такое этнокультурная образовательная технология?

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Основная литература

1. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности:.учебник – М.: МГУКИ, 2008.

2. Ермишин С.П. Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма: учебно-метод.комплекс. – Тольятти, ПВГУС, 2011

3. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности::учебное пособие – Тамбов, ТГУ, 2011

4. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2010

5. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник - М.: МГУКИ, 2009.

6. Попова Ф.Х. Культуротворческие технологии. – М.: РИЦ ТГАКИ. 2008.

Дополнительная литература

Акимова Л. А. Социология досуга: Учеб. пособие.- М.: МГУ КИ, 2003

2. Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. тр. / Под науч ред. В.М. Чижикова. Г.Н. Новиковой.- М.: МГУКИ, 2002.

3. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: ИРПО, 1996.

4. Брусов С.В. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга. в кн. «Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования». Свердловск, УРО АН СССР, 1991. С. 55

5. Бакланова И.К. Профессиональное мастерство специалиста культу­ры: Учеб. пособие.- М.: МГУКИ, 2003.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педаго­гика, 1989.

7. Беспалько В.И Педагогика и прогрессивные технология обучения.- М., 1995.

8. Бестужев - Лада И.В. Основные этапы разработки прогнозов (к комплексной методике социального прогнозирования) Социолог, иссле­дования.1982.№1.

9. Бестужев - Лада И.В. Алгоритм прогнозного обоснования социаль­ного исследования Социолог, исследования. 1991. №12.

10. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы социального проектирова­ния.- СПб., 1998.

11. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. – М., 1999.

12. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник.– М., 1998.

13. Волощенко Г.Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск, 2005.

14. Войтковский С.Б. Основы менеджмента и проектный менеджмент в искусстве.- М НАМ-ИЗДАТ, 2001.

15. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М., 1998.

16. Горушкина, С. Н. Управление культурными процессами.// Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. - №3. - С.7-10.

17. Горбатова И.И. Деятельность клубных учреждений. – М., 1999.

18. Гергинский Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа).- М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 1997.

19. Головлева Е.Д. Основы рекламы: Учеб. пос.- М.; Ростов на/Д: Фе­никс, 2005

20. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. Пособие -.М: МГ'УКИ, 2003.

21. Дуликов В.З.Социально-культурная работа за рубежом: учебное пособие – М.: МГУКИ, 2005.

22. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России. Теория и история. - М.Академический проект, 2001

23. Жилкин В.В. Проблемы бытования этнокультурных традиций в совре­менно городской среде Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья (региональный аспект): Сб. науч. тр. Вып. 1.- Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та,1997. С. 56-64..

24. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности:Учебное пособие. – М., 2002.

25. Жаркова С,А, Деятельность учреждений культуры: Учеб. Пособие - М.: МГУКИ, 2000.

26. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. – М., 1989.

27. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб.науч. статей / Под ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2002.

28. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой дея­тельности: Сб. науч. трудов / Под науч. ред. А.Д Жаркова и В.М. Чижи­кова.- М.: МГУКИ, 2000; Вып. 2/Под науч. ред. А Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001.

29. Информационная культура личности - Кемерово, 2006. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры.- СПб.: «Петрополис», 2001. – 224 с.

30. Каменец А.В. Клубы вчера, сегодня, завтра. – М., 2001.

31. Казакова A.F. Современные педагогические технологии в дополни­тельном образовании преподавателей.- М.: Профиздат, 2000.

32. Касаткина С.А. Основы профессиональной деятельности менедже­ра социокультурной сферы: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2001.

33. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004.

34. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии: Учебная программа. – М.: МГУКИ, 2001.

35. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: Курс лекций.– М., 1992.

36. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной дея­тельности: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГУК, 1995. 136 с.

37. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятель­ность: Учебник. М.: МГУКИ, 2004.

38. Клявина И.И. Культура детства: В 2 ч. – Кемерово, 2004.

39. Крастников Ю.Д. Методика социально-культурного проектиро­вания: Учеб. пособие.- М.: МГИК, 1993.

40. Кутцын Г.М. Проектирование социокультурных процессов: Учеб. пособие, 2-е изд.- Пермь: ПГИИК, 2002.

41. Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М.- М.: МГУКИ, 1998.

42. Лапшин И.А. Основы менеджмента в социально-культурной сфере: Учеб. пос.- М.: МГУКИ, 2005.

43. Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: Ин-т социальной рабо­ты, 1997.

44. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы.- М., 1997.

45. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие.- СПб., 1998.

46. Мазур И.И. Управление проектами: Учеб. пос.- М.: Омега-Л, 2006,

47. Марков А.П., Бирженюк Г.М, Основы социокультурного проекти­рования.- СПб., 1998.

48. Моздокова Ю.С. Атлас социально-культурных реабилитационных технологий.- М.: МГУКИ, 2002.

49. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструиро­вания учебного процесса.- Волгоград, 1995.

50. Нишинецкая И. Креатив в рекламе.- М.; Рил-холдинг, 2003.

51. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск, 1992.

52. Новикова Г.Н. Особенности формирования творческих способно­стей специалиста культурно-досуговой деятелытости/Инновационньге технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. трудов /Под ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001. С.

53. Новикова Г.Н. Социально-культурные технологии: Программа кур­са для студентов специализаций кафедры менеджмента социально- культурной деятельности.- М.: МГУКИ, 2003.

54. Новикова Г.Н. Технологии арт-мсиеджмента: Учеб. пос.- М.: МГУКИ, 2006.

55. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. – М.: МГУКИ, 2004.

56. Основы разработки педагогических технологий и инноваций/Под ред. В.А. Пятипа.- Астрахань: Астрахан. гос. под. ун-т, 1998.

57. Парадигмы Х1 века: Информационное общество, информацион­ное мировоззрение, информационная культура: Материалы междун. на­учи.конф.(Краснодар, I 8- 19 сент., 2002), Краснодар, 2002.

58. Пименов П.А. Основы рекламы: Учеб. пос.- М.: Гардарики, 2006.

59. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. – М., 1994.

60. ПономаревВ.Д. Игровая технология праздничного досуга: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.

61. Попов В.В., Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. – Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2004.

62. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей иподростков в современных условиях. – М., 1994.

63. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические проблемы: Учеб. пособие. 2-е изд. М.:Наука, 1994.

64. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.

65. Санкин Л.А. Социально-культурная деятельность: теория и методика организации деятельности общественных объединений: учебное пособие,- СПбГУП, ISBN 5-7621-0272-6, 2006

66. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. по­собие.- М.: Народное образование, 1998.

67. Сибирская М.К.. Педагогические технологии профессиональной подготовки. СПб., 1995.

68. Смирнова Е.И. Клубные объединения: Учебное пособие.– М.: Просвещение, 1977.

69. Современные технологии социально-культурной деятельности:Учебное пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов, 2002.

70. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности: учебное пособие, СПбГУП, 2005

71. Социальное прогнозирование и моделирование.- М., 1995.

72. Специалист культуры и досуга нового тысячелетия: Материалы «круглого стола». М.: МГУКИ, 2000.

73. Суртаев В. Я. Игра как социокультурный феномен: Учебн. пос.- СПб, 2005.

74. Суртаев В.Я. Социокультурное пространство молодежи: Методо­логия, теория, практика.- СПб., 2006.

75. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: Учебное пособие. – М., 1999.

76. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. – М., 2000.

77. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 2004.


[1] Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых ка­честв социального взаимодействия // Ученые чаииски. Вып. 23. М.: МГУКИ, 2001. С. 46

[2] Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: Нчл-во ТГУ 2002. С. 27

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...