Кули и Мид. Символический интеракционизм
Стр 1 из 4Следующая ⇒ РЕФЕРАТ
Предмет: «Общая психология, история и методология психологической науки» Тема: «Образ Я и Я-концепция»
Выполнила студентка 1 курса 2 семестра Факультет «психологии» Направление подготовки «психология» Группа ПСИ-Б-0-В-2016-1 Дымма Людмила Викторовна
Москва — 2017 Оглавление
Я-концепция личности Общие представления о «Я-концепции» Понятие «Я-концепции» появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного человеческого Я.
«Я-концепция» — это динамическая система всех представлений человека о самом себе, в которую входит: 1) осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных, интеллектуальных); 2) самооценка (Я – красивый, образованный, интеллигентный) см. стр. 19; 3) субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов[1]. Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе, опираются на теоретические положения, которые сводятся к следующим основным источникам: Джемс. Основополагающие подходы Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции». Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная и в котором соединяются: Я-сознающая 1) «Я-сознающая» (I) — это одна сторона личности, которая являет собой чистый опыт; Я-как-объект 2) «Я-как-объект» (Me) — вторая сторона личности, содержание этого опыта. Все то, что человек может назвать своим. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Личностное Я — это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я-как-объект. По Джемсу, наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу[2]. Физическое Я; социальное Я; материальное Я; духовное Я В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости (табл. 1):
Таблица 1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса
Роджерс. Феноменологическая традиция Феноменалистический подход - это впечатления субъекта, как индивид воспринимает самого себя. То, что человек воспринимает, является для него единственной реальностью.
Роджерс выдвинул свое понимание «Я-концепции» личности. Он вводит понятие самость. Роджерс полагает, что Я-концепция — это система самовосприятий, наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида, которая возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, постоянно находящаяся в процессе формирования по мере изменения ситуации и состоят из: 1. восприятий свойств «Я» или меня; 2. восприятий взаимоотношений «Я» с другими людьми и разными аспектами жизни; 3. ценности, связанные с этим восприятием.
В психологии личности рассматриваются различные подструктуры в Я-личности. Чаще всего выделяют «Я-концепция» по Роджерсу: Я-реальное Я-реальное – представление о том, каким человек является сейчас. Совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас». Под «Я-реальное» понимают нечто настоящее, действительно существующее в личности. Но в восприятии себя человек субъективен и пристрастен, поэтому говорить о действительности или объективности Я-реального можно лишь с небольшой долей уверенности. Я-идеальное Я идеально – представления о том, каким человек хочет быть в качестве идеала. Совокупность мыслей, идей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала. Рассогласование между реальным и идеальным Я, с одной стороны, может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, с другой — стимулом профессионального самосовершенствования личности. В случае их относительного сближения говорят об отсутствии цели для саморазвития. Степень, в какой Я-реальное отличается от Я-идеального – один из показателей неудовлетворенности и дискомфорта личности, а также невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек в действительности является, а не таким, каким хотел бы быть – признак душевного здоровья. Основные положения «Я-концепции» по К. Роджерсу:
Сама «Я-концепция» может быть как положительной, так и отрицательной, но в любом случае человек стремится к достижению внутренней гармонии. «Я-концепция» принимается и регулируется сознанием, она не бессознательна. «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания. «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение. «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека. «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью. Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция». Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты. «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 1).
Рис. 1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека Кули и Мид. Символический интеракционизм Кули предложил теорию: Я-зеркальное
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|