Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кули и Мид. Символический интеракционизм




РЕФЕРАТ

 

 

Предмет: «Общая психология, история и методология психологической науки»

Тема: «Образ Я и Я-концепция»

 

 

Выполнила студентка 1 курса 2 семестра

Факультет «психологии»

Направление подготовки «психология»

Группа ПСИ-Б-0-В-2016-1

Дымма Людмила Викторовна

 

 

Москва — 2017

Оглавление

Общие представления о «Я-концепции»………………………………………………..  
Джемс. Основополагающие подходы……………………………………………………...  
Я-сознающая; Я-как-объект………………………………………………………...  
Физическое Я; социальное Я; материальное Я; духовное Я……………………..  
Роджерс. Феноменологическая традиция………………………………………………….  
Я-реальное…………………………………………………………………………...  
Я-идеальное………………………………………………………………………….  
Основные положения «Я-концепции» по К. Роджерсу…………………………..  
Кули и Мид. Символический интеракционизм……………………………………………  
Я-зеркальное…………………………………………………………………………  
Эриксон. Представления об идентичности………………………………………………..  
Эго-идентичность……………………………………………………………………  
Динамизм…………………………………………………………………………….  
Бернс. Я-концепция как совокупность установок………………………………………...  
Я-идеальное; Я-реальное; Я-зеркальное…………………………………………...  
Физическое Я; социальное Я; умственное Я; эмоциональное Я…………………  
Другие, более частные виды «Я-концепции»……………………………………………..  
Я-профессиональное; Я-творческое …………………………………………….....  
Я-сознательное и Я-высшее ……………………………………………………......  
Структура «Я-концепции» личности и ее роль в жизни личности…………………  
Структура «Я-концепции» …………………………………………………………………  
Роль «Я-концепции» в жизни личности…………………………………………………...  
Обеспечивает внутреннюю согласованность личности……………………..……  
Определяет характер интерпретации жизненного опыта………………….……..  
Источник установок и ожиданий личности……………………………………….  
Закономерности формирования «Я-концепции» личности………………………….  
Развитие «Я-концепции» по К.Роджерсу………………………………………………….  
Младенец или маленький ребенок…………………………………………………  
Когда ребенок взрослеет………………………………………………………...….  
Позитивное внимание; Условия ценности; Вред обусловленного позитивного внимания……………………………………………………………………………...  
Безусловное позитивное внимание…………………………………………………  
Становление «Я-концепции» по Леонтьеву……………………………………………….  
Первая грань Я (телесное); Вторая грань Я (социальноролевое) ……………….  
Третья грань Я (психологическое); Четвертая грань Я (экзистенциальное)…….  
Пятая грань Я (самоотношение или смысл Я)…………………………………….  
Образ Я………………………………………………………………………………………  
Самооценка…………………………………………………………………………..  
Целостность и устойчивость образа Я……………………………………………..  
Самосознание личности …………………………………………………………….  
Список источников……………………………………………………...…………………..  

 

 

Я-концепция личности

Общие представления о «Я-концепции»

Понятие «Я-концепции» появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного человеческого Я.

«Я-концепция» — это динамическая система всех представлений человека о самом себе, в которую входит:

1) осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных, интеллектуальных);

2) самооценка (Я – красивый, образованный, интеллигентный) см. стр. 19;

3) субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов[1].

Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе, опираются на теоретические положения, которые сводятся к следующим основным источникам:

Джемс. Основополагающие подходы

Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции». Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная и в котором соединяются:

Я-сознающая

1) «Я-сознающая» (I) — это одна сторона личности, которая являет собой чистый опыт;

Я-как-объект

2) «Я-как-объект» (Me) — вторая сторона личности, содержание этого опыта. Все то, что человек может назвать своим.

Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Личностное Я — это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я-как-объект.

По Джемсу, наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу[2].

Физическое Я; социальное Я; материальное Я; духовное Я

В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости (табл. 1):

 

Таблица 1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

Составляющая Описание
«Духовное Я» Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок.
«Материальное Я» То, что человек отождествляет с собой (его дом частная собственность, семья, друзья и пр.).
«Социальное Я» Признание и уважение, которое получает человек вобществе, его социальная роль.
«Физическое Я» Тело человека, его первичные биологические потребности.

 

Роджерс. Феноменологическая традиция

Феноменалистический подход - это впечатления субъекта, как индивид воспринимает самого себя. То, что человек воспринимает, является для него единственной реальностью.

Роджерс выдвинул свое понимание «Я-концепции» личности. Он вводит понятие самость.

Роджерс полагает, что Я-концепция — это система самовосприятий, наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида, которая возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, постоянно находящаяся в процессе формирования по мере изменения ситуации и состоят из:

1. восприятий свойств «Я» или меня;

2. восприятий взаимоотношений «Я» с другими людьми и разными аспектами жизни;

3. ценности, связанные с этим восприятием.

 

В психологии личности рассматриваются различные подструктуры в Я-личности. Чаще всего выделяют «Я-концепция» по Роджерсу:

Я-реальное

Я-реальное – представление о том, каким человек является сейчас. Совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас».

Под «Я-реальное» понимают нечто настоящее, действительно существующее в личности. Но в восприятии себя человек субъективен и пристрастен, поэтому говорить о действительности или объективности Я-реального можно лишь с небольшой долей уверенности.

Я-идеальное

Я идеально – представления о том, каким человек хочет быть в качестве идеала. Совокупность мыслей, идей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

Рассогласование между реальным и идеальным Я, с одной стороны, может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, с другой — стимулом профессионального самосовершенствования личности. В случае их относительного сближения говорят об отсутствии цели для саморазвития.

Степень, в какой Я-реальное отличается от Я-идеального – один из показателей неудовлетворенности и дискомфорта личности, а также невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек в действительности является, а не таким, каким хотел бы быть – признак душевного здоровья.

Основные положения «Я-концепции» по К. Роджерсу:

Сама «Я-концепция» может быть как положительной, так и отрицательной, но в любом случае человек стремится к достижению внутренней гармонии.

«Я-концепция» принимается и регулируется сознанием, она не бессознательна.

«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

«Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.

«Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.

«Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.

Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».

Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.

«Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 1).

 

Рис. 1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Кули и Мид. Символический интеракционизм

Кули предложил теорию:

Я-зеркальное

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...