Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безусловное позитивное внимание




Никто не может полностью быть свободным от условий ценности, но Роджерс полагал, что можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но».

Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то условие или оправдал ожидания, а просто потому, что это ее ребенок.

По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации[7] ребенка — это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ребенка любят и принимают без критики и оговорок. Роджерс утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно функционировать.

С точки зрения Роджерса, в поведении ребенка нет ничего такого, что дало бы родителю повод сказать: «Если ты поступаешь так или чувствуешь так, то я больше не уважаю и не люблю тебя». Признаемся, что обычному родителю очень трудно придерживаться этого принципа, если трехгодовалый ребенок пинает ногами новый цветной телевизор.

Важно понять — безусловное позитивное внимание не означает буквально, что значимые другие должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит.

Разумеется, ребенку не следует позволять делать все, что ему вздумается, не приучая его к дисциплине и не наказывая. Иначе немногие дети пережили бы детство, поскольку они были бы не защищены от реальных опасностей.

В действительности это означает создание семейного окружения, в котором ребенка хвалят и признают именно за то, кем он является — растущим индивидом, который порой может быть несносным, но, тем не менее, любимым. Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал».

Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение. В этом случае ребенок будет сознавать, что есть определенные ожидания в относительно его поведения, но он будет доверять себе и своим суждениям, а не требованиям идущим извне.

Воспитание с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для становления полноценно функционирующей личности, раскрывает естественную тенденцию к самоактуализации, которая есть в каждом.

В своем поведении человек стремится сохранить согласованность самовосприятия и переживания.

Переживания, которые находятся в соответствии с «Я-концепцией» и условиями ценностями, осознаются человеком и точно воспринимаются. В противном случае переживания не осознаются и не воспринимаются.

Если идет несоответствие «Я-концепции» и актуального переживания возникает угроза «Я-концепции», которая в свою очередь порождает замешательство и напряжение.

Если человек осознает несоответствие «Я-концепции» и актуального

переживания – возникают легкие формы – напряжение, чувство вины, если человек не осознает это несоответствие – велика вероятность возникновения личностных расстройств.

 

 

Становление «Я-концепции» по Леонтьеву

По мнению российского психолога Д. А. Леонтьева:

Я — это форма переживаний человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе.

 

Я имеет несколько граней:

Эта точка зрения заслуживает особого внимания, поскольку всесторонне раскрывает категорию Я, одну из значимых в психологии личности.

Первая грань Я (телесное)

Первая грань Я — это телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни.

Вторая грань Я (социальноролевое)

Вторая грань Я — это социальноролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций.

Третья грань Я (психологическое)

Третья грань Я — психологическое Я, которое включает в себя восприятие собственных черт, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я?».

Психологическое Я составляет основу того, что в психологии называют образом Я или Я-концепцией, хотя телесное и социальноролевое в него тоже входят.

Четвертая грань Я (экзистенциальное [8])

Четвертая грань Я — это ощущение себя как источника активности[9]
или реактивности[10], переживание своей свободы или несвободы, ответственности или отстраненности.

Это то Я, которое является не представлением о себе, а некоторой первичной точкой отсчета любых представлений о себе.

Пятая грань Я (самоотношение или смысл Я)

Пятая грань Я — это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка — общее положительное или отрицательное отношение к себе.

 

 

Образ Я

Образ Я

Это знания и представление личности о себе, о своих физических свойствах, способностях, качествах.

Самооценка

Самооценка — это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Как отмечает А. А. Реан, самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру.

Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Самооценка напрямую связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности.

Традиционно принято различать: общую и частную самооценку.

Частная формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких элементов, как Я-идеальное, рефлексия, целеобразование.

Я-идеальное субъекта, являясь одним из компонентов психологической структуры самооценки, служит источником формирования ценностных ориентаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...