Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Целостность и устойчивость образа Я




Важными характеристиками самоотношения является степень его целостности, независимости от внешних оценок. Самоотношение, таким образом, является механизмом обратной связи.

Нарушения целостности и устойчивости образа Я отражают личностные изменения человека.

Самосознание личности

По А. Н. Леонтьеву самосознание – это отношение личности к себе, что тесным образом связано со стремлением усовершенствовать себя.

Самосознание развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом на ранних стадиях существования.

Самосознание личности — это совокупность ее представлений о себе, выражающая в «Я-концепции», и оценка личностью этих представлений — самооценка.

В основе самосознания — способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности.

С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения и в соединении этих образов в единое целостное образование — понятие Я, собственной индивидуальности.

«Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности» — пишет В. С. Мерлин.

Самосознание развивается по мере того как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. В процессе развития личности самосознание все более усложняется, и по мере увеличения числа образов формируется глубокий и адекватный образ собственного Я.

С. Л. Рубинштейн в работе «Сознание и его границы» (1989) пишет,
что самосознание ребенка — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности.

Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун считают, что самосознание появляется лишь в подростковом возрасте.

Одним из первых к исследованию самосознания подростка обратился Л. С. Выготский. Он рассматривал самосознание, как особый временной момент развития личности — от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

Р. Лэнг пишет, что самосознание включает в себя осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого.

Свойства самосознания:

1) фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах;

2) выступает в качестве внутреннего регулятора поведения.

3) влияет на дальнейшее развитие личности и, являясь одним из необходимых внутренних условий непрерывности этого процесса, устанавливает равновесие между:

- внешним влиянием;

- внутренним состоянием личности;

- формами ее поведения.

Функции самосознания:

1) познание себя;

2) усовершенствование себя;

3) поиск смысла жизни.

Структура самосознания личности:

По Столину [11] :

• множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я,

• пересечение деятельностей — к поступкам,

• поступки — к конфликтным смыслам Я,

• конфликтный смысл Я, в свою очередь, дает ход развитию и дальнейшей работе самосознания.

Традиционно самосознание как вершина человеческой психики включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента:

1) самопознание — складывается из самонаблюдения и самооценки;

2) самоконтроль (или саморегуляцию);

3) самосовершенствование.

Наиболее полно временная динамика самосознания проявляется в самооценке — одном из ключевых личностных образований
самосознания.

По А. А. Налчаджян (одна из последовательниц школы Д. Н. Узнадзе):

• Я, центр личности и ее самосознания, причем ее структура находится на сознательно-подсознательном уровне;

• Я-концепция или самосознание — это общая структура самосознания;

• ситуативные или оперативные Я-образы;

• свойства личности (черты характера, способности и т. п.).

Вся структура центрирована вокруг Я. Познавательные процессы
составляют отдельный «блок» психики. Центральное Я личности через устойчивые структуры «Я-концепции» управляет этими процессами, регулирует их, направляет на познание себя и окружающего мира. Другие «блоки» — чувства и установки, программы действий, умения и навыки. Активность самосознания личности выражается в виде ситуативных Я-образов, «окружающих» центральное Я и его Я-концепцию.

 

Таким образом, мы видим, что проблема самосознания в современной психологической науке рассматривалась с разных позиций. Общим для всех них является выделение самосознания в отдельную область при изучении личности, а также очевидность того факта, что самосознание является необходимым условием существования личности.

Вывод, в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три образования:

1) образ себя;

2) самооценка;

3) самоотношение.

 

 

Список источников

1) Т. В. Слотина. Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

2) Ю.В. Щербатых. Д.б.н., профессор психологии МГЭИ: Учебное пособие для психологов «Общая психология», 2010 г.

3) С. Н. Мельник. Психология личности: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 96 с.

4) В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов / Психология: Учебник для бакалавров — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 520 с.

 


[1] Верно Р. Развитие «Я-концепции». Воспитание. - М., 1986

[2] Бернс Р.Развития «Я-концепции» и воспитание / Под общ. ред. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. С. 160.

[3] Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования / Пер.с англ. М.: Аспект:Пресс, 2000. С. 60.

[4] Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования / Пер.с англ. М.: Аспект:Пресс, 2000. С. 80.

[5] Психосинтез - метод психотерапии, саморазвития и интегрального обучения.

[6] Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

[7] Актуализация - (лат. actualis деятельный, действенный) - действие, направленное на приспособление чего либо к условиям данной ситуации.

[8]Экзистенциальный (лат. existentia существование) - филос. обусловленный существованием, относящийся к существованию.

[9] Активность - как личностное образование, подразумевает особую позицию субъекта по отношению к миру, к окружающим людям и к себе, противоположную реактивности.

[10] Реактивность - подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула, инертности, характеризующуюся преобладанием инициативности над пассивностью.

[11] Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...