Целостность и устойчивость образа Я
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Важными характеристиками самоотношения является степень его целостности, независимости от внешних оценок. Самоотношение, таким образом, является механизмом обратной связи. Нарушения целостности и устойчивости образа Я отражают личностные изменения человека. Самосознание личности По А. Н. Леонтьеву самосознание – это отношение личности к себе, что тесным образом связано со стремлением усовершенствовать себя. Самосознание развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом на ранних стадиях существования. Самосознание личности — это совокупность ее представлений о себе, выражающая в «Я-концепции», и оценка личностью этих представлений — самооценка. В основе самосознания — способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности. С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения и в соединении этих образов в единое целостное образование — понятие Я, собственной индивидуальности. «Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности» — пишет В. С. Мерлин. Самосознание развивается по мере того как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. В процессе развития личности самосознание все более усложняется, и по мере увеличения числа образов формируется глубокий и адекватный образ собственного Я. С. Л. Рубинштейн в работе «Сознание и его границы» (1989) пишет,
Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун считают, что самосознание появляется лишь в подростковом возрасте. Одним из первых к исследованию самосознания подростка обратился Л. С. Выготский. Он рассматривал самосознание, как особый временной момент развития личности — от самопознания к самоотношению и саморегуляции. Р. Лэнг пишет, что самосознание включает в себя осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого. Свойства самосознания: 1) фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах; 2) выступает в качестве внутреннего регулятора поведения. 3) влияет на дальнейшее развитие личности и, являясь одним из необходимых внутренних условий непрерывности этого процесса, устанавливает равновесие между: - внешним влиянием; - внутренним состоянием личности; - формами ее поведения. Функции самосознания: 1) познание себя; 2) усовершенствование себя; 3) поиск смысла жизни. Структура самосознания личности: По Столину [11] : • множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я, • пересечение деятельностей — к поступкам, • поступки — к конфликтным смыслам Я, • конфликтный смысл Я, в свою очередь, дает ход развитию и дальнейшей работе самосознания. Традиционно самосознание как вершина человеческой психики включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента: 1) самопознание — складывается из самонаблюдения и самооценки; 2) самоконтроль (или саморегуляцию); 3) самосовершенствование. Наиболее полно временная динамика самосознания проявляется в самооценке — одном из ключевых личностных образований По А. А. Налчаджян (одна из последовательниц школы Д. Н. Узнадзе): • Я, центр личности и ее самосознания, причем ее структура находится на сознательно-подсознательном уровне;
• Я-концепция или самосознание — это общая структура самосознания; • ситуативные или оперативные Я-образы; • свойства личности (черты характера, способности и т. п.). Вся структура центрирована вокруг Я. Познавательные процессы
Таким образом, мы видим, что проблема самосознания в современной психологической науке рассматривалась с разных позиций. Общим для всех них является выделение самосознания в отдельную область при изучении личности, а также очевидность того факта, что самосознание является необходимым условием существования личности. Вывод, в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три образования: 1) образ себя; 2) самооценка; 3) самоотношение.
Список источников 1) Т. В. Слотина. Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). 2) Ю.В. Щербатых. Д.б.н., профессор психологии МГЭИ: Учебное пособие для психологов «Общая психология», 2010 г. 3) С. Н. Мельник. Психология личности: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 96 с. 4) В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов / Психология: Учебник для бакалавров — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 520 с.
[1] Верно Р. Развитие «Я-концепции». Воспитание. - М., 1986 [2] Бернс Р.Развития «Я-концепции» и воспитание / Под общ. ред. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. С. 160. [3] Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования / Пер.с англ. М.: Аспект:Пресс, 2000. С. 60. [4] Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования / Пер.с англ. М.: Аспект:Пресс, 2000. С. 80. [5] Психосинтез - метод психотерапии, саморазвития и интегрального обучения. [6] Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.
[7] Актуализация - (лат. actualis деятельный, действенный) - действие, направленное на приспособление чего либо к условиям данной ситуации. [8]Экзистенциальный (лат. existentia существование) - филос. обусловленный существованием, относящийся к существованию. [9] Активность - как личностное образование, подразумевает особую позицию субъекта по отношению к миру, к окружающим людям и к себе, противоположную реактивности. [10] Реактивность - подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула, инертности, характеризующуюся преобладанием инициативности над пассивностью. [11] Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|