Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я-зеркальное - представление о том, каким человека воспринимают другие.




Чарльз Кули утверждал, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Я-зеркальное возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является.

Я-концепция формируется методом проб и ошибок процесса, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли[3].

Джордж Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления, это происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом Я-сознающее и Я-как-объект.

Через усвоение культуры человек способен предсказывать поведение другого человека. Индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие.

 

Эриксон. Представления об идентичности

Я-концепция рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры.

Эго-идентичность

В теории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности (рис. 2). Формирование эго-идентичности протекает в основном в сфере бессознательного.

Рис. 2. Восемь стадий личностного развития по Эриксону

 

Эриксон критикует такие понятия, как самооценка, образ Я, считая их статическими. По его мнению, главной чертой этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем-то неизменным.

Динамизм

Процесс формирования идентичности Я характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания.

Эриксон считает, что чувство идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути[4].

 

Бернс. Я-концепция как совокупность установок

Р. Бернс назвал Я-концепцию совокупностью установок на себя и определил ее как динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность.

Я-концепция — совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Анализируя исследования У. Джемса, К. Роджерса, Д. Мида, Э. Эриксона, он выделил три основные модальности самоустановок :

Я-идеальное; Я-реальное; Я-зеркальное,

при этом каждая из них включает четыре подструктуры:

физическое Я; социальное Я; умственное Я; эмоциональное Я (рис. 3).

Рис. 3. Я-концепция по Бернсу

 

Пример «Я-концепции» как источник установок и ожиданий личности: в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»). В тоже время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»), при этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

 

Другие, более частные виды «Я-концепции»:

Я-профессиональное

По А. А. Реану, А. Р. Кудашеву, А. А. Баранову, Я-профессиональное также может быть: реальной — это представление личности о себе и идеальной — представление личности о себе в соответствии с желаниями.

Я-творческое

А. Адлер особое внимание уделяет концепции творческого Я, в которой воплощается активный принцип человеческой жизни. Понятие творческого Я раскрывает сущность процесса развития личности. Используя наследственность и социальное окружение, человек сам «выстраивает» свою личность и несет ответственность за то, какой она станет.

Я-сознательное и Я-высшее

Р. Ассаджиоли в теории психосинтеза[5] выделяет сознательное Я и высшее Я. Оба не осознаются, но сознательное Я может «вернуться» в «поле сознания» и начать осознаваться нами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...