Предисловие. Введение
Предисловие Его Святейшество Далай-Лама Реинкарнация - это понятие, которое мы, тибетцы, принимаем как само собой разумеющееся. Мы выросли с сознанием, что наша нынешняя жизнь есть следствие нашего поведения в прошлом, а наша будущая жизнь зависит от того, как мы поступаем сейчас. Я чувствую, что во многом это очень полезный подход, так как вместе с ним мы определенно получаем в свои руки ответственность за то, какие мы есть сейчас и какими мы можем стать. Такой подход дает нам основание сделать нашу жизнь как можно более содержательной. Что требуется от нас? Самым важным из того, что делает нашу жизнь ценной, я считаю развитие сострадания. Сострадание есть источник неиссякаемого счастья и радости, оно основа доброго сердца - сердца человека, которым движет желание помогать другим. Через доброту, через любовь, через честность, через правду и через справедливость по отношению ко всему, что есть, мы приносим благо самим себе. И здесь не нужно долго рассуждать, это просто здравый смысл. Думать о других - правильно, ибо наше счастье очень глубоко переплетено со счастьем каждого. Если страдает общество, страдаем и мы. И совершенно очевидно - чем сильнее охвачено недобрыми побуждениями наше сердце и ум, тем более жалкими мы становимся. Нам не уйти от необходимости любить и сострадать. До тех пор пока мы относимся к другим с состраданием и ответственностью, мы, несомненно, будем счастливы. Конечно, уверенность в своем жизненном пути - один из важнейших факторов, она помогает нам оставаться безмятежными и невозмутимыми во время смерти. Чем содержательнее мы сделаем свою жизнь, тем меньше мы будем сожалеть о ней во время смерти. Ведь от того, как мы проживем нашу жизнь, зависит, что мы будем чувствовать, когда придет время умирать. Если каждый прожитый нами день будет осознанным и светлым, то, когда придет конец - пусть мы и не хотим его, - мы сможем отнестись к нему как части нашей жизни. И у нас не будет сожалений.
Наванг Гехлек Ринпоче рассматривает эти вопросы в своей книге " Правильная жизнь, правильная смерть". Он признанный перевоплощенный лама и обладает всеми достоинствами, которые необходимы для того, чтобы обсуждать такие темы. До китайского переворота Наванг Гехлек Ринпоче прошел традиционное буддийское обучение в Тибете как монах, потом был вынужден уехать в Индию, где занимался важным делом - изданием и распространением тибетской литературы по буддизму. В дальнейшем он поселился в Америке. Хорошо владея английским языком и прекрасно зная современный мир, он в полной мере воспользовался этим, чтобы учить своей традиции. Как станет ясно из его книги, он способен раскрыть современному читателю глубину и полезность учения тибетского буддизма так, чтобы их можно было легко понять и применить в своей жизни. Я уверен, что люди, которым нравится тибетский подход к поиску внутренней гармонии, почерпнут из этой книги много интересного и вдохновляющего. Тензин Гьяцо, Введение Гехлек Ринпоче необычайно умен и проницателен. При этом он неизменно добродушен и снисходителен к недостаткам. Он живет и дышит дхармой. В его уме дхарма проявляется как философия, в его культуре - как жизненный путь, в его крови - как искусство правильно жить и умирать. Дхарма приносит радость ему самому, и он щедро делится ею с другими. Гехлек Ринпоче родился в одной из наиболее почитаемых в Тибете семей. Его род дал миру Великого Тринадцатого Далай-Ламу, Тубтена Гьяцо (1876-1933). Отец Гехлека Ринпоче хотел, чтобы его сын жил обычной жизнью, но он был признан воплощением. Уже в раннем возрасте он отказался от домашних радостей и принял трудную жизнь перевоплощенного ламы.
Будучи еще ребенком, он стал монахом и приступил к скрупулезному интеллектуальному, духовному и нравственному обучению. Поначалу ему приходилось запоминать множество сложных текстов, порой безнадежно непонятных и утомительных для маленького мальчика. Когда он не мог повторить выученное, его сурово наказывали, оставляли без сна и заставляли заново учить урок. Он рассказал мне, как разочаровывал тогда своих учителей тем, что умудрялся спать и при этом четко повторять стихи. Он мог повторить более сотни стихов, не понимая их смысла. Видя, что он уклоняется от бодрствования, учителя ставили его в оконный проем на третьем этаже. Они думали, что из страха упасть он не будет засыпать. В результате он научился спать, стоя в оконном проеме. В конце концов, опасаясь, что он и вправду вывалится, учителя оставили его в покое. В отроческие и юношеские годы Гехлек Ринпоче обучался в Лоселинге - школе при Дрепунгском монастыре, крупнейшем в мире монашеском университете. Там он узнал смысл того огромного количества текстов, которые ему пришлось запомнить в детстве. В Лоселинге Гехлек Ринпоче выделялся среди всех остальных благодаря своей мгновенной проницательности, глубине понимания, изощренности в аналитических диспутах и утонченности в ритуалах. Тибетские монахи, в отличие от монахов дзэн-буддизма, не занимаются групповой медитацией, но посвящают себя уединенному созерцанию. Кроме того, они выучивают на память основополагающие тексты буддизма и под руководством наставника изучают их глубокий смысл. Затем они участвуют в дискуссиях с товарищами по обучению и так доводят свои знания до совершенства. Гехлек Ринпоче стал непревзойденным авторитетом этих ученических дискуссий. Гехлек Ринпоче получил наилучшее образование; на него не жалели розг и потому он не был испорчен. Он преуспел в знаниях и окончил обучение в небывало короткий срок. О нем шла молва. Вскоре он обрел покровительство некоторых просветленных лам того времени, в особенности Лингцанга Ринпоче и Триджанга Ринпоче - старшего и младшего наставников Его Святейшества Далай-Ламы, носителей тайных заповедей и глубочайших созерцательных откровений возвышенного учения ваджраяны.
В 1959 году Гехлек Ринпоче пережил великое потрясение. Китайские коммунисты ввели войска в Тибет. Тысячи тибетцев были убиты и брошены в тюрьмы. Далай-Лама покинул страну. Монастыри были разрушены. Беженцы погибали под обстрелами и умирали от истощения и холода, уходя через Гималаи в Индию, Непал, Бутан и Сикким. Гехлек Ринпоче потерял многих учителей и товарищей, семью, родину и драгоценную буддийскую культуру Тибета. При этом он сам чуть было не расстался с жизнью. Трудно вообразить себе испытания, более тяжкие, чем те, которые ему пришлось пережить. Переселившись в Индию, Гехлек Ринпоче оставил монашеские обеты. Он стал мирским человеком, посетил Америку и овладел английским языком. Он вновь взялся за свое образование, изучал Индию и Запад, индуизм, христианство и иудаизм, светские гуманитарные науки и атеизм. Несмотря на множество сомнений, которые возникли из-за ужасной катастрофы, разрушившей его мир, он продолжал свою духовную практику. Из чувства долга перед своей разоренной страной он начал работу в Тибетской палате - культурном центре, основанном Его Святейшеством Далай-Ламой в Нью-Дели для того, чтобы заново собрать и сохранить разбросанные трагическим историческим катаклизмом фрагменты тибетской культуры. Тогда я и познакомился с Гехлеком Ринпоче. Я родом из Нью-Йорка, из тех, кто беззаботно провел юношеские годы в частной средней школе и колледже. Я был на пару лет младше его, успел жениться, и у меня была маленькая дочь. На тот момент я вел жизнь странствующего философа и искал просветления. Не имея представления о том, что произошло в Тибете, я погрузился в тибетскую культуру и стал монахом. Являясь носителями различных культур, мы тем не менее хорошо понимали друг друга.
Гехлек Ринпоче всегда был великодушен и помогал мне. Мои учители были его учителями, поэтому в те дни я недооценивал его. Однако потом, начиная с конца семидесятых годов, когда я, исследуя йогические школы ваджраяны, стал проводить больше времени в Индии, я оценил его истинную глубину. Он знал все, что я хотел узнать, объяснял истину словами из классических писаний и исходил при этом из собственного опыта. Его учители, особенно Лингцанг Ринпоче, убеждали его взять на себя ответственность учителя дхармы.
Я вижу в нем глубочайшее бескорыстие, которое является отличительной чертой буддийского учения. Мне нравится его последовательность и в то же время гибкость. В традиционных условиях он прекрасный лама и достойно представляет свой выдающийся род. В другой обстановке он мудрый советчик, знающий непреходящую полезность дхармы. И при любых обстоятельствах он остается приятным человеком и добрым другом. Я могу уверенно сказать, что Гехлек Ринпоче получил знание от величайших лам предшествующего поколения. Он несет людям подлинное и совершенное послание и делает это в современной форме, с точки зрения здравого смысла, основываясь на своем глубоком опыте общения с людьми по всему миру. Я приветствую появление книги Гехлека Ринпоче " Правильная жизнь, правильная смерть". Эта книга содержит много практических советов. В ней есть все, что необходимо знать для того, чтобы достойно прожить свою жизнь и получить от нее больше радости. Роберт А. Ф. Термэн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|