Вспышка раздражения. У гнева множество лиц
Вспышка раздражения В шестидесятых годах, когда я возглавлял на Всеиндийском радио отдел программ на тибетском языке, директором там был человек, к которому я относился с глубочайшим почтением. Однажды, когда я сидел у него в кабинете, он был в дурном расположении духа. Внезапно он взорвался и начал кричать и ругаться. На меня напал смех, потому что его лицо стало в точности как обезьянья задница, разве что с усами. Он выгнал меня из кабинета. Так я потерял к нему уважение. Когда вы злитесь и приходите в ярость, представляйте себе, как вы при этом выглядите. Задумайтесь над этим серьезно. Когда вы взрываетесь, выходите из себя, когда гнев охватывает вас, запомните - ваше лицо становится похожим на обезьянью задницу. Тогда вы совсем не кажетесь милым, приятным и привлекательным и люди перестают уважать вас. На мой взгляд, вспышка раздражения - это всего лишь менее выраженное проявление ненависти или гнева. Раздражение - это тот же гнев, но гнев не настолько сильный, чтобы вы хотели причинить кому-то реальный вред. Вспышка раздражения подобна струе горячего воздуха. Мы чувствуем, что раздражение обжигает нас изнутри. При этом оно вводит нас в заблуждение, мы не замечаем его пагубности. Мы можем вспылить даже из сострадания. Мы повышаем голос на своих детей, или учеников, или престарелых родителей из любви к ним. Но если мы делаем это раз за разом, вспыльчивость неминуемо перерастает в жестокую озлобленность. Поэтому откажитесь от привычки раздражаться. Благодаря этой привычке вы все равно играете с огнем. У гнева множество лиц Подкрадываясь к вам, гнев принимает множество форм. Сначала он приходит как нетерпимость, затем как раздражительность, потом становится вспыльчивостью и наконец превращается в ненависть. Есть гнев, приводящий в смятение, есть сковывающий гнев, есть гнев, от которого вас начинает трясти, и гнев, делающий вас свирепым. И еще есть гнев на самого себя, так называемая ненависть к себе.
Ненависть к себе возникает не сразу. Она развивается постепенно. Все начинается с чувства неудовлетворенности. Неудовлетворенность появляется оттого, что мы не можем достичь желаемого. На самом деле не важно, чего мы при этом хотим - удовольствий, денег или еще чего-либо. Важно то, что достигнуть поставленной цели представляется нереальным. Мы выбиваемся из сил, трудимся на двух или трех работах, мы работаем все больше, спим все меньше, наше тело и ум не отдыхают, наше желание становится навязчивым. И все же иногда мы даже не знаем, откуда это желание взялось и почему мы так настойчиво хотим его исполнить. Если мы тяжело работаем и тем не менее не можем осуществить свои желания, мы постепенно перестаем себе нравиться. Мы начинаем видеть в себе одни недостатки и убеждаемся в своей неспособности достичь желаемого. И тогда мы говорим себе: " Я неудачник". Неудовлетворенные желания крепнут, вместе с ними усиливается ощущение неудачи. Мы начинаем считать себя вообще ни на что не годными. Однако нам не нравится быть неудачниками, из-за этого наше неудовольствие собой развивается в гнев на себя, который затем превращается в направленную на себя ненависть. Так мы вредим сами себе. Если вы злы на себя, у вас может появиться неудовлетворенность жизнью в целом. Для того чтобы оправдывать свои неудачи, некоторые люди ударяются в духовность. Вы начинаете говорить, что материальный успех вас больше не волнует. При этом ваш гнев и ненависть к себе заставляют вас верить в то, что вы успешны на духовном пути. Вы говорите, что материальное не важно, из-за того, что вы потерпели поражение в материальной жизни и не хотите это признавать. Поэтому вам остается вести себя так, как будто вам ничего не нужно, и притворяться праведником. Таково одно из типичных проявлений гнева, которое люди не осознают. Подобная духовность лишь погружает во тьму. Она дает оправдание бегству от жизни, неестественный кокон, в котором вы прячетесь, вместо того чтобы взглянуть проблеме в лицо.
Если вы разговариваете с человеком и затрагиваете больную для него тему, он замыкается, как только вы прикасаетесь к ней. " Я сам разберусь" - обычная отговорка в таких случаях. Человек расстраивается, но не хочет показывать свой гнев, или же не сознает того, что он рассердился. Поэтому он говорит: " Я сам разберусь" - и старается больше не возвращаться к своей проблеме. Понимает он или нет, но это признак его гнева. Некоторые люди тщательно маскируют свой гнев. Они не показывают свои истинные чувства, делают приятное выражение лица и демонстрируют заботу и любовь. Они не хотят думать о том, что на самом деле стремятся причинять боль. Например: " Я владею собой. Я сохраняю хладнокровие, а он злится. Чем дольше я остаюсь невозмутимым, тем больше он злится". Разве это не форма насилия? Такие люди черпают удовольствие в том, чтобы сердить других. Это разновидность сильного гнева, скрывающегося под фальшивой личиной. Подавление своих чувств может не восприниматься вами как гнев, потому что в этом случае трудно заподозрить себя в желании навредить. Но подавленный гнев может причинить не меньше вреда. Вы сдерживаетесь, чтобы гнев не вырвался наружу, и при этом окончательно пропитываетесь им изнутри. В результате вы начинаете выплескивать свое разочарование на кого угодно - на продавца в магазине, на кассира на бензоколонке, - лишь бы не там, где вы действительно сердиты. Иногда сдерживание гнева может принимать форму самоутверждения. Вы думаете: " Ладно, я приложу все усилия, но преподам ему урок и стану самым известным человеком на свете". Это тоже гнев. На первый взгляд, он может казаться позитивным, однако с кармической точки зрения это не так. В некоторых традициях подавление гнева поощряется. Но, подавляя гнев, вы тратите время и силы на то, чтобы создавать себе лишние трудности. Потому что подавление только способствует гневу и приводит к самым худшим последствиям. Подавление гнева часто приводит к бунту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|