А в это время Тома говорила по телефону.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Тамара: Это будет скульптура Женщине. Женщине с большой буквы. Матери, жене, любовнице, подруге в одном лице. Той женщине, о которой мечтает каждый мужчина. Понимаете, господин министр? -- Анатолий Иванович, -- поправил голос министр. Тамара: Анатолий Иванович, это скульптура могла бы стать городским, даже государственным проектом. Мастер, переживший такую страшную трагедию, незаслуженно забытый на пике своего творческого мастерства, нуждается и во внимании общества, и в признании его таланта и в улучшении условий для работы. Десятки призов на международных конкурсах и полная мастерская шедевров. Там уже ступить негде. -- Я все понимаю, Тамара Андреевна. Но ничего не могу пока обещать. План финансирования культуры на этот год уже перевыполнен, а на следующий определен без учета… -- министр развел руками. Тамара: Ну, при чем тут план? Я тут сижу перед вами в роли просительницы, умоляю о малости, которая в размерах государственной казны, тьфу… А в это время мастер – великий, можно сказать, художник, умирает от своей невостребованности… Ведь помочь ему в ваших полномочиях... -- Не нужно на меня давить! Тамара: Скажите, у вас есть дети? -- Двое, а что? Тамара: Значит, вы бываете дома простым нормальным человеком? Значит, вы когда-то читали сказки по вечерам? Знаете, в это так трудно поверить... -- Ну, знаете ли, Тамара Андреевна... Тамара: Если вы бываете нормальным человеком, вы должны понять, что художника убивает невостребованность... -- Ну, это уже слишком, -- министр был крайне недоволен. Тамара: Признание нужно мастеру при жизни... А не потом... Не мне учить вас, как нужно правильно тратить деньги налогоплательщиков. -- Тамара Андреевна...
Тамара: Нужно строить на только школы, больницы и тюрьмы, но и ставить скульптуры. Это ведь не менее важно! И соловей может помочь пахарю, если не надевать на него хомут. -- Тамара Андреевна... Тамара: Скульптуру женщины в человеческий рост поставить в центре города... -- Тамара Андреевна! Извините, но мне пора на совещание к Президенту. Я обещаю рассмотреть ваш вопрос. Но обещать ничего не могу. План финансирования культуры на этот год уже перевыполнен, а на следующий определен без учета… И тут Тамара взорвалась: Откуда ты родом? -- Что вы себе позволяете?.. – министр опешил... Тамара: Откуда ты родом? Я из Толочина! А ты? Откуда? – Тома бросила трубку. Затемнение * * * Скульптор лепил в своей мастерской. Услышал шаги за дверью. Поспешно накрыл скульптуру тканью. Пошел открывать. Влетела взволнованная жена. Тамара: Меня наконец-то принял министр. Никольский: Я просил не приходить в мастерскую, когда я работаю. Тамара: Я хотела поделиться новостями. Никольский: Я просил не приходить в мастерскую, когда я работаю! Новости я могу послушать и дома. Тамара: Неврастеник! Я пробиваю возможность поставить твою бабу в центре города, а ты на меня орешь, -- жена надула губы. Никольский: Она – не баба! Тамара: Хоть рожу ее бесстыжую покажи. Я же должна знать, толковая ли скульптура. Никольский: Толковая! Или думаешь, мои пальцы тоже ослепли? Тамара: Нет, не думаю. Только ты на меня не ори. Я тебе не девочка – у-че-ни-ца! Я – не бесстыдная шлюха, которая уводит чужих мужей, а потом бросает! Никольский: Меня никто не бросал! Тамара: Ага, как же! Да у меня твоя баба, как кость в горле сидит! Никольский: А у меня твои упреки! Тамара: Все поломал своей дурацкой интрижкой. Всю жизнь мою раскурочил. Никольский назло жене: Это не интрижка, это – ЛЮБОВЬ! Тамара: Лепи, лепи свою Оленьку. Никольский: Кого хочу, того и леплю. Это мое право, право мастера.
Тамара: Ремесленник несчастный! Никольский: Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство. Про это даже вчера в газете написали... Тамара: Да если бы не я, про тебя бы не журналисты, а патологоанатомы в своих отчетах писали. Никольский: Не умер бы. Не младенец. Тамара: Да, уж, не младенец. Да я твоей скульптуре как акушерка! Никольский: В творчестве не бывает акушеров. Тамара: Все назло мне! Все назло. Что ж я тебе такого сделала? Тома хлопнула дверью, ушла. Никольский лепил. В углу на стуле качался, как маятник, Александр, грыз яблоко. Александр: А Тамара у тебя – баба мировая! Надо же – пробила тебе персональную выставку и мастерскую новую! В самом центре! И простила тебе все… Вот ведь как бывает. Оказывается, настоящая любовь сильнее гордости. Никольский лепил молча. Александр: Мы, мужики, что ищем в бабе? Грудь, попу, волосы, ногу точеную... А надо искать основу. Повезло тебе, Вовка. Никольский лепил молча. Александр: А я, если честно, всегда завидовал тебе. Твоему таланту. И вере твоей, непоколебимой вере в искусство. Это мало кому дано. А тебе все завидовали. Все суетились, искали модные тенденции и легких денег, а ты просто лепил, брат. Лепил и верил. Никольский: Да ладно тебе врать... Баб менял как перчатки, машины... Клиенты тебя не обижали. Александр: Все так. И деньги, и известность какая-то... А жаба душила. Как ни крути, а ты Вовка – талант. Помню, в студенчестве все мы клялись быть верными искусству, не сбиться на ремесленничество, не уйти в другие сферы. А верным ему остался только ты...
Звучит песня: Быть Вместе с тобой Говори В ночь Там где горят фонари Прочь Я уходил столько раз Мало Целого мира Без твоих глаз Я Брошусь к твоим ногам Я Сердце тебе отдам Просто глаза закрой Просто иди за мной Веришь?
Затемнение. Никольский стоял посреди мастреской. Жена одевала его в черный фрак, бабочку, на ее глазах блестели слезы. Она улыбалась. Работало радио: -- А теперь новости культуры. С вами Алена Казначей. Премьера, о которой так много говорили, наконец-то свершилась и… шумно провалилась буквально после первого показа. Новый блокбастер Игоря Орловского не просто разочаровал и критиков и зрителей бездарной игрой молодой жены режиссера Ольги Орловской, но и обонкротил новоявленного продюсера. Впервые Орловский решился продюсировать собственный фильм и сразу же потерпел финансовый крах.
Актриса отказалась как либо комментировать свою киноработу. Но это за нее сделали зрители, -- продолжала ведущая. -- Дешевка, -- слышен голос тинэйджера. -- Я не верю, как говорил Станиславский, -- еще один комментарий. Никольский: Выключи радио. Жена молча нажала на кнопку пульта. Радио замолчало. Затемнение Растяжки по городу: «Персональная выставка скульптора Владимира Никольского. Спешите видеть!». Но эти растяжки уже не мог увидеть Никольский, хотя, конечно, знал о них. * * * Дворец искусств на Козлова. Персональная выставка Никольского. Туда стекался народ. И кукольник, и Александр, и вся публика с пикника в вечерних туалетах пришла к мастеру. Павел тоже ходил по залу. Официанты разносили шампанское... Все скульптуры и статуэтки из мастерской перекочевали в залы Дворца искусств. Все они были отполированы, приведены в порядок. Все, что успел изваять мастер, дождалось своего часа. В центре зала стояла скульптура, пока накрытая брезентом. Переговаривалась интеллигентная публика, люди рассматривали скульптуры. Фотокорреспонденты снимали статуи. Телевизионщики устанавливали камеры... Скульптор с женой и дочерью стояли среди друзей. В центр зала, к микрофону около накрытой скульптуры вышел министр: -- Сегодня мы открываем персональную выставку работ выдающегося скульптора современности -- Владимира Никольского, -- публика зааплодировала. Министр продолжал: -- Здесь собраны практически все работы мастера, созданные за тридцать лет творческой деятельности. Творец должен быть услышан, а его работы должны стать достоянием народа. В этом смысл любого творчества. Поэтому министерство культуры решило украсить скульптурами Владимира Петровича наш город в ближайший год. – публика снова искупала министра в овациях. -- Сегодня, -- продолжал министр, -- мы не просто открываем выставку и заново открываем художника, мы открываем и его последнюю работу – памятник Женщине. Женщине с большой буквы. Матери, жене, подруге. Той женщине, о которой мечтает каждый мужчина.
Толпа взорвала зал аплодисментами. Никольский смутился. С памятника сняли брезент, а под ним оказалась Женщина с лицом Жены Скульптора. Жена посмотрела на памятник и перестала слышать шум толпы, голоса, она заплакала, прижала ладони мужа к своим губам и тихонько спросила... Тамара: Но почему я? Никольский улыбнулся: Милая, милая, моя девочка, твое лицо самое знакомое и дорогое моим пальцам, ты – моя Женщина...
Звучит песня:
Вместе с тобой 1. Быть Вместе с тобой Не спеша Плыть Там где раздета душа Шаг В небо а в нем никого Мало Целого мира Для одного Я Брошусь к твоим ногам Я Сердце тебе отдам Просто глаза закрой Просто иди за мной Веришь? 2. Быть Вместе с тобой Говори В ночь Там где горят фонари Прочь Я уходил столько раз Мало Целого мира Без твоих глаз Я Брошусь к твоим ногам Я Сердце тебе отдам Просто глаза закрой Просто иди за мной Веришь? * * * Минск. В городе стоят красивые скульптуры Никольского – девочка под дырявым зонтиком, дама на скамейке, прикуривающий, фотограф, девушка в платье с рюшками, почтальон… Конец второго действия ЗАНАВЕС
Сентябрь 2005г. – февраль 2006г.
Диана БАЛЫКО
Республика Беларусь 220012 г.Минск ул. Сурганова, 30-17 т. +375172857463, +3752940591 e-mail: gentledi@mail.ru, gentledi@tut.by
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|