Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А в это время Тома говорила по телефону.




Тамара: Это будет скульптура Женщине. Женщине с большой буквы. Матери, жене, любовнице, подруге в одном лице. Той женщине, о которой мечтает каждый мужчина. Понимаете, господин министр?

-- Анатолий Иванович, -- поправил голос министр.

Тамара: Анатолий Иванович, это скульптура могла бы стать городским, даже государственным проектом. Мастер, переживший такую страшную трагедию, незаслуженно забытый на пике своего творческого мастерства, нуждается и во внимании общества, и в признании его таланта и в улучшении условий для работы. Десятки призов на международных конкурсах и полная мастерская шедевров. Там уже ступить негде.

-- Я все понимаю, Тамара Андреевна. Но ничего не могу пока обещать. План финансирования культуры на этот год уже перевыполнен, а на следующий определен без учета… -- министр развел руками.

Тамара: Ну, при чем тут план? Я тут сижу перед вами в роли просительницы, умоляю о малости, которая в размерах государственной казны, тьфу… А в это время мастер – великий, можно сказать, художник, умирает от своей невостребованности… Ведь помочь ему в ваших полномочиях...

-- Не нужно на меня давить!

Тамара: Скажите, у вас есть дети?

-- Двое, а что?

Тамара: Значит, вы бываете дома простым нормальным человеком? Значит, вы когда-то читали сказки по вечерам? Знаете, в это так трудно поверить...

-- Ну, знаете ли, Тамара Андреевна...

Тамара: Если вы бываете нормальным человеком, вы должны понять, что художника убивает невостребованность...

-- Ну, это уже слишком, -- министр был крайне недоволен.

Тамара: Признание нужно мастеру при жизни... А не потом... Не мне учить вас, как нужно правильно тратить деньги налогоплательщиков.

-- Тамара Андреевна...

Тамара: Нужно строить на только школы, больницы и тюрьмы, но и ставить скульптуры. Это ведь не менее важно! И соловей может помочь пахарю, если не надевать на него хомут.

-- Тамара Андреевна...

Тамара: Скульптуру женщины в человеческий рост поставить в центре города...

-- Тамара Андреевна! Извините, но мне пора на совещание к Президенту. Я обещаю рассмотреть ваш вопрос. Но обещать ничего не могу. План финансирования культуры на этот год уже перевыполнен, а на следующий определен без учета…

И тут Тамара взорвалась: Откуда ты родом?

-- Что вы себе позволяете?.. – министр опешил...

Тамара: Откуда ты родом? Я из Толочина! А ты? Откуда? – Тома бросила трубку.

Затемнение

* * *

Скульптор лепил в своей мастерской. Услышал шаги за дверью. Поспешно накрыл скульптуру тканью. Пошел открывать.

Влетела взволнованная жена.

Тамара:  Меня наконец-то принял министр.

Никольский: Я просил не приходить в мастерскую, когда я работаю.

Тамара: Я хотела поделиться новостями.

Никольский: Я просил не приходить в мастерскую, когда я работаю! Новости я могу послушать и дома.

Тамара: Неврастеник! Я пробиваю возможность поставить твою бабу в центре города, а ты на меня орешь, -- жена надула губы.

Никольский: Она – не баба!

Тамара: Хоть рожу ее бесстыжую покажи. Я же должна знать, толковая ли скульптура.

Никольский: Толковая! Или думаешь, мои пальцы тоже ослепли?

Тамара: Нет, не думаю. Только ты на меня не ори. Я тебе не девочка – у-че-ни-ца! Я – не бесстыдная шлюха, которая уводит чужих мужей, а потом бросает!

Никольский: Меня никто не бросал!

Тамара: Ага, как же! Да у меня твоя баба, как кость в горле сидит!

Никольский: А у меня твои упреки!

Тамара: Все поломал своей дурацкой интрижкой. Всю жизнь мою раскурочил.

Никольский назло жене: Это не интрижка, это – ЛЮБОВЬ!

Тамара: Лепи, лепи свою Оленьку.

Никольский: Кого хочу, того и леплю. Это мое право, право мастера.

Тамара: Ремесленник несчастный!

Никольский: Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство. Про это даже вчера в газете написали...

Тамара: Да если бы не я, про тебя бы не журналисты, а патологоанатомы в своих отчетах писали.

Никольский: Не умер бы. Не младенец.

Тамара: Да, уж, не младенец. Да я твоей скульптуре как акушерка!

Никольский: В творчестве не бывает акушеров.

Тамара: Все назло мне! Все назло. Что ж я тебе такого сделала?

Тома хлопнула дверью, ушла.

Никольский лепил. В углу на стуле качался, как маятник, Александр, грыз яблоко.

Александр: А Тамара у тебя – баба мировая! Надо же – пробила тебе персональную выставку и мастерскую новую! В самом центре! И простила тебе все… Вот ведь как бывает. Оказывается, настоящая любовь сильнее гордости.

Никольский лепил молча.

Александр: Мы, мужики, что ищем в бабе? Грудь, попу, волосы, ногу точеную... А надо искать основу. Повезло тебе, Вовка.

Никольский лепил молча.

Александр: А я, если честно, всегда завидовал тебе. Твоему таланту. И вере твоей, непоколебимой вере в искусство. Это мало кому дано. А тебе все завидовали. Все суетились, искали модные тенденции и легких денег, а ты просто лепил, брат. Лепил и верил.

Никольский: Да ладно тебе врать... Баб менял как перчатки, машины... Клиенты тебя не обижали.

Александр: Все так. И деньги, и известность какая-то... А жаба душила. Как ни крути, а ты Вовка – талант. Помню, в студенчестве все мы клялись быть верными искусству, не сбиться на ремесленничество, не уйти в другие сферы. А верным ему остался только ты...

 

Звучит песня:

Быть

Вместе с тобой

Говори

В ночь

Там где горят фонари

Прочь

Я уходил столько раз

Мало

Целого мира

Без твоих глаз

Я

Брошусь к твоим ногам

Я

Сердце тебе отдам

Просто глаза закрой

Просто иди за мной

Веришь?

 

Затемнение.

Никольский стоял посреди мастреской. Жена одевала его в черный фрак, бабочку, на ее глазах блестели слезы. Она улыбалась. Работало радио:

-- А теперь новости культуры. С вами Алена Казначей. Премьера, о которой так много говорили, наконец-то свершилась и… шумно провалилась буквально после первого показа. Новый блокбастер Игоря Орловского не просто разочаровал и критиков и зрителей бездарной игрой молодой жены режиссера Ольги Орловской, но и обонкротил новоявленного продюсера. Впервые Орловский решился продюсировать собственный фильм и сразу же потерпел финансовый крах.

Актриса отказалась как либо комментировать свою киноработу. Но это за нее сделали зрители, -- продолжала ведущая.

-- Дешевка, -- слышен голос тинэйджера.

-- Я не верю, как говорил Станиславский, -- еще один комментарий.

Никольский:  Выключи радио.

Жена молча нажала на кнопку пульта. Радио замолчало.

Затемнение

Растяжки по городу: «Персональная выставка скульптора Владимира Никольского. Спешите видеть!». Но эти растяжки уже не мог увидеть Никольский, хотя, конечно, знал о них.

* * *

Дворец искусств на Козлова. Персональная выставка Никольского. Туда стекался народ. И кукольник, и Александр, и вся публика с пикника в вечерних туалетах пришла к мастеру. Павел тоже ходил по залу. Официанты разносили шампанское... Все скульптуры и статуэтки из мастерской перекочевали в залы Дворца искусств. Все они были отполированы, приведены в порядок. Все, что успел изваять мастер, дождалось своего часа. В центре зала стояла скульптура, пока накрытая брезентом. Переговаривалась интеллигентная публика, люди рассматривали скульптуры. Фотокорреспонденты снимали статуи. Телевизионщики устанавливали камеры... Скульптор с женой и дочерью стояли среди друзей. В центр зала, к микрофону около накрытой скульптуры вышел министр:

-- Сегодня мы открываем персональную выставку работ выдающегося скульптора современности -- Владимира Никольского, -- публика зааплодировала. Министр продолжал: -- Здесь собраны практически все работы мастера, созданные за тридцать лет творческой деятельности. Творец должен быть услышан, а его работы должны стать достоянием народа. В этом смысл любого творчества. Поэтому министерство культуры решило украсить скульптурами Владимира Петровича наш город в ближайший год. – публика снова искупала министра в овациях.

-- Сегодня, -- продолжал министр, -- мы не просто открываем выставку и заново открываем художника, мы открываем и его последнюю работу – памятник Женщине. Женщине с большой буквы. Матери, жене, подруге. Той женщине, о которой мечтает каждый мужчина.

Толпа взорвала зал аплодисментами. Никольский смутился.

С памятника сняли брезент, а под ним оказалась Женщина с лицом Жены Скульптора.

Жена посмотрела на памятник и перестала слышать шум толпы, голоса, она заплакала, прижала ладони мужа к своим губам и тихонько спросила...

Тамара: Но почему я?

Никольский улыбнулся: Милая, милая, моя девочка, твое лицо самое знакомое и дорогое моим пальцам, ты – моя Женщина...

 

Звучит песня:

 

Вместе с тобой

1.

Быть

Вместе с тобой

Не спеша

Плыть

Там где раздета душа

Шаг

В небо а в нем никого

Мало

Целого мира

Для одного

Я

Брошусь к твоим ногам

Я

Сердце тебе отдам

Просто глаза закрой

Просто иди за мной

Веришь?

2.

Быть

Вместе с тобой

Говори

В ночь

Там где горят фонари

Прочь

Я уходил столько раз

Мало

Целого мира

Без твоих глаз

Я

Брошусь к твоим ногам

Я

Сердце тебе отдам

Просто глаза закрой

Просто иди за мной

Веришь?

* * *

Минск. В городе стоят красивые скульптуры Никольского – девочка под дырявым зонтиком, дама на скамейке, прикуривающий, фотограф, девушка в платье с рюшками, почтальон…

Конец второго действия

ЗАНАВЕС

 

Сентябрь 2005г. – февраль 2006г.

 

Диана БАЛЫКО

 

 

Республика Беларусь

220012 г.Минск

ул. Сурганова, 30-17

т. +375172857463, +3752940591

e-mail: [email protected], [email protected]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...