Факторы роста капитала производственного предприятия
Капитал компании характеризует объем ресурсов, авансируемых в хозяйственную деятельность субъекта и обеспечивающих его функционирование с целью получения определенных доходов. Для обеспечения условий финансирования компании, в т.ч. в сфере инноваций, важно обратить внимание на особенности каждой из его составных частей. По принадлежности компании различают два вида капитала: собственный и заемный. Собственный капитал принадлежит компании на праве собственности, формирует чистые активы компании, включает в состав уставный капитал, накопленный капитал (резервный капитал, добавочный капитал, фонды специального назначения и нераспределенная прибыль) и прочие поступления. Особенностями собственного капитала выступают: - простота привлечения (без согласия других субъектов), - генерирование прибыли в различных областях деятельности, - снижение риска банкротства, повышение финансовой устойчивости. Недостатками привлечения собственного капитала выступают: - ограниченность привлечения, - высокая стоимость по сравнению с заемными источниками, - отсутствует возможность повышения рентабельности собственного капитала. Использование только собственного капитала ограничивает инвестиционные возможности компании. Заемный капитал привлекается на платной основе с помощью кредитов, займов, финансового лизинга, кредиторской задолженности. Преимуществами заемного капитала выступают: - широкие возможности привлечения, - рост финансового потенциала, - более низкая стоимость по сравнению с собственным капиталом за счет налогового щита, - способность генерировать прирост финансовой рентабельности.
Недостатками использования собственного капитала являются: - риски потери платёжеспособности, - низкая норма прибыли за счет выплаты процентов, - высокая зависимость от конъюнктуры финансового рынка, - сложность привлечения (необходимость залога или поручительства). Таким образом, компания, использующая заемный капитал, имеет более высокий финансовый, а значит, и инновационный, потенциал своего развития за счет формирования дополнительного объема активов и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности. Однако, при этом в большей мере генерируются финансовые риски и угроза банкротства, возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала. Вместе с тем именно инновационная деятельность компании способна нивелировать указанные угрозы, что является стимулом расширения подобных вложений. Ключевым моментом современной финансовой политики компании является ее инновационная направленность. Финансовым менеджмент компании должно иметь четкое представление, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять эту деятельность, и в какие конкретно проекты будет вкладывать свой капитал. Выполненный именно с этих позиций анализ источников формирования и размещения капитала имеет исключительно большое значение.[1] Для формирования компанией эффективного соотношения собственного и заемного капитала при реализации инновационных проектов, ей необходимо иметь определенную методологию управления структурой капитала.[2] Попробуем разобраться какие же этапы анализа нужно в этом случае пройти компании для построения эффективной структуры капитала. Поэтапный алгоритм процесса управления капиталом предприятия и оптимизации его структуры может быть представлен Анализ капитала компании необходим для оценки влияния на финансовую устойчивость, рассчитывается соотношение собственного и заемного капитала, долго- и краткосрочных финансовых обязательств, рассчитываются коэффициенты автономии, финансового левериджа, долгосрочной финансовой независимости, долго- и краткосрочной задолженности. На третьей стадии анализа капитала рассчитывается рентабельность, капиталоемкость и капиталоотдача собственного капитала.
2 этап. Оценка основных факторов, определяющих формирование структуры капитала (отраслевые особенности операционной деятельности компании, стадия жизненного цикла, конъюнктура товарного рынка, конъюнктура финансового рынка, кредитный рейтинг компании, менталитет собственников и менеджеров. Основными направлениями управления структурой компании выступают: - оптимальное соотношение собственного и заемного капитала, - привлечение необходимых объемов капитала для обеспечения оптимальной структуры. 3 этап. Оптимизация структуры капитала для обеспечения финансовой устойчивости с помощью механизма финансового левериджа. 4 этап. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его стоимости. 5 этап. Формирование показателя рациональной структуры капитала. Исследование методологии управления капиталом компании и оптимизации его структуры чрезвычайно важны в современном конкурентном рыночном мире для успешного ведения хозяйственной деятельности на основе инновационного развития. Именно системный подход к определению структуры капитала компании, может позволить ей добиться максимальных результатов при решении задачи роста инновационного потенциала.[4] Существует два способа максимизации стоимости компании: 1) за счет воздействия на структуру активов, в том числе нематериальных,[5] 2) за счет воздействия на структуру пассивов организации, зависит от факторов внутренней и внешней среды, в которых действует определенная отрасль.[6] На структуру капитала оказывают воздействие такие факторы, как размер и доходность капитала; возможности роста, структура активов; стоимость источников; доля государственной собственности; уровень риска.[7] Также на структуру капитала оказвыаает воздействие фискальная и монетарная политика государства.[8]
Финансовый леверидж как соотношение заменого и собственного капитала представлеяет собой оптимальное соотношение видов капитала.[9] Оба вида капитала имеет как достоинства, так и недостатки.[10] Избыток заемного капитала снижает прибыльность бизнеса.[11] Размер компании зависит от уровня задолженности.[12] Создание новой стоимости предполагает сначала выявление конкретных факторов, определяющих ее изменение, затем разработку на их основе стратегий по увеличению стоимости и далее последовательное целенаправленное воплощение этих стратегий (Коупленд, 2012). Е.В. Худько, А.А. Петросов делят факторы, влияющие на функционирование и стоимость компании, на внутренние и внешние. «Внешние факторы, безусловно, влияют на стоимость бизнеса, однако менеджмент не имеет рычагов непосредственного воздействия на эти параметры. Внутренние факторы должны обладать чувствительностью, т.е. степенью влияния изменений фактора на стоимость компании; во-вторых, быть управляемым, т. е. у менеджмента должна быть возможность воздействовать на фактор с целью роста стоимости компании» [44,С.157]. К внешним факторам, в первую очередь, относятся рост экономики в целом в стране, цена на выпускаемую продукцию, э кономические характеристики отрасли (в частности соотношение спроса и предложения), текущие процентные ставки, риск (страновой, политический и др. виды). К внутренним факторам роста стоимости компании можно отнести различные показатели в финансовой, производственной, организационной, кадровой, маркетинговой и других сферах деятельности компании. В. В. Самохвалов разделил все финансовые факторы стоимости на 4 группы показателей: показатели, отражающие стратегическую эффективность компании, эффективность операционной деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности. Выбор ключевых факторов зависит от стратегии и жизненного цикла компании, чувствительности результирующего финансового показателя, к различным финансовым факторам стоимости, потенциала улучшения показателей, а также их изменчивости. Автор отмечает, что изучаемые факторы должны определяться, прежде всего, внешней средой, а не стратегией компании, не зависеть от других факторов стоимости, по ним должны присутствовать исторические данные, а единство методики расчета анализируемых показателей в течение рассматриваемого периода (Самохвалов, 2014).
И.Н.Омельченко и Е. А. Сметаниной разработана система факторов стоимости, используемых на трех уровнях: на общем, где прибыль от основной деятельности в сочетании с показателем инвестированного капитала служат основой для расчета рентабельности инвестиций; на уровне деловой единицы, где особенно уместны такие параметры, как клиентская база; и на низовом уровне, где требуется предельная детализация, чтобы увязать факторы стоимости с конкретными решениями, находящимися в компетенции оперативных менеджеров (Сметанина, Омельченко, 2010). Первые семь факторов непосредственно влияют на величину денежного потока, последние два - на ставку дисконта. Воздействие на те или иные факторы (управление стоимостью) осуществляется в соответствии с конкретными стратегиями развития предприятия (бизнеса): операционными, инвестиционными, финансовыми (Цау, 2013). Однако достижение тех или иных финансовых результатов невозможно без учета влияния нефинансовых факторов: деловая репутация, уровень квалификации персонала, стратегия роста, наличие определенных ноу-хау и инновационная политика (как в технологической составляющей компании, так и в организаионной, вплоть до инноваций в системе вознаграждения персонала компании), система маркетинга и т. д. Также специфические факторы присутствуют в каждой отрасли. Основной моделью, в рамках которой изучаются факторы стоимости компании, является методология Balanced Scorecard, BSC. В процессе внедрения сбалансированная система показателей развивалась как на основе разработок основателей Р. Каплана и Д. Нортона, так и других специалистов (Осипов М. А., Добровольский И. Н., Китова О., Браун Марк Г. и другие). Каплан и Нортон дают следующее определение: «система сбалансированных показателей – это система управления, позволяющая сформулировать, разработать и реализовать стратегию» [23,C.52]. Д.В. Алферов, С.А. Баркалов, С.В. Крюков, Н.В. Хорохордина на примере холдинговых компаний в качестве интегрированного показателя первого уровня выбирают увеличение стоимости компании и выявляют различные показатели (KPI ), влияющие на её создание. Примеры наиболее важных и часто используемых показателей эффективности (КРI) приведены в приложении 1 (Китова, 2008). Второй уровень включает три основных фактора: объем аккумулированных к концу периода в компании инвестиций PACT, показатель эффективности (возврата) инвестиций ROAA (или их доходности r0), средневзвешенную стоимость капитала WACC. Третий уровень иерархии позволяет выявить влияние различных видов активов компании на среднее значение активов PAC, вклад в ROAAоперационной прибыли и амортизации, а также факторы, определяющие WACCи доходность инвестиций акционеров. На последующих уровнях эти факторы могут быть «расщеплены» на более частные показатели. После оценки влияния выявленных KPI на стоимость компаний с помощью различных методов факторного анализа выбираются такие факторы, которые обеспечивают максимальный прирост стоимости при условии, что эффективность (доходность) инвестиций не снизится (Алферов, Баркалов, Крюков, Хорохордина, 2013).
М. В. Кудина основной целью компании в условиях нестабильной экономической обстановки называет не максимизацию её рыночной стоимости, а оценку фундаментальных (долгосрочных) факторов. Основным фактором, формирующим фундаментальную стоимость компании, является ее конкурентоспособность, а факторами роста фундаментальной стоимости компании – ее инвестиционная активность и финансовая устойчивость (как основа инвестиционной привлекательности) (Кудина,2015). И. В. Ивашковская считает, что факторы управления стоимостью компании изменились с появлением экономики знаний, возрастанием роли интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал зависит от креативных способностей её стейкхолдеров как носителей знаний и от качества сформированных с ними связей. Устойчивые сети стейкхолдеров рассматриваются как стратегический фактор увеличения стоимости компании. В рамках исследования проанализирован также агентский подход, вытекающий из противоречий интересов менеджеров и собственников, в рамках которого финансовый анализ нацелен на выявление утраченной части стоимости фирмы для собственника. Предложен новый подход, ориентированный на оценку стоимости с точки зрения с точки зрения всех групп стейкхолдеров,(stakeholder value added, STVA), а не только собственников (shareholder value, SHV). По сравнению с устоявшейся концепцией максимизации стоимости капитала акционеров в условиях формирования экономики знаний при проведении анализа фирмы необходима оценка приращения ( изменения) стоимости, созданной для всех стейкхолдеров (Ивашковская, 2011). Э.Р. Байбурина, Т.В. Головко изучают влияние на стоимость факторов, являющихся компонентами интеллектуального капитала компании. Для этого проанализирована зависимость расчетного показателя интеллектуальной добавленной стоимости (рассчитывается как разница между рыночной и балансовой стоимостью собственного капитала компании) и составляющими интеллектуального капитала: человеческий капитал (затраты на тренинги персонала, активы компании в расчете на одного сотрудника), инновационный капитал (рост капитальных вложений, динамика дивидендных выплат), процессный капитал (коммерческие и управленческие расходы), сетевой капитал (факт наличия контролирующего собственника), а также фундаментальным фактором (рентабельность активов) (Байбурина, Головко, 2011). Т. И. Демиденко в качестве фактора, влияющего на формирование стоимости компании, рассматривает уровень информационной открытости компании, так как данный фактор чрезвычайно важен для принятия решений инвесторами. Автор отмечает, что внутренняя стоимость компании зависит не только от оценки воздействия факторов, влияющих на доходность бизнеса в данный момент, но и от новых условий развития бизнеса. Одним из основных факторов стоимости является структура собственности оцениваемой компании и количество её собственников, что обусловлено стремлением любого собственника к единоличному владению компанией (Демиденко, 2011). Классификацию показателей деятельности компании можно провести с помощью факторного подхода по видам деятельности компании. Добровольский И. Н. все факторы стоимости условно разделил на 5 групп: показатели, отражающие балансовую, внутреннюю экономическую, потенциальную финансовую, стратегическую и рыночную стоимость. Для вертикально диверсифицированных производственных холдингов классификация факторов стоимости и финансовые показатели, характеризующие тот или иной фактор, приведены на рис. 1.1. В вертикально диверсифицированных компаниях все большее значение приобретают факторы, обобщенные в соответствии с сегментами стоимости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|