Росселлини своим фильмом отрезвлял людей. И, по всей видимости, отрезвил самого феллини.
РОССЕЛЛИНИ СВОИМ ФИЛЬМОМ ОТРЕЗВЛЯЛ ЛЮДЕЙ. И, ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ, ОТРЕЗВИЛ САМОГО ФЕЛЛИНИ.
Невольная пощечина общественному вкусу, она задела многих критиков. Зрители свистели, называли главного героя коммунистом (неужели потому, что герой Марчелло Мастроянни предпочитает свободные сексуальные отношения, изменяя жене с несколькими любовницами? ). Даже католическая церковь отозвалась негативно, причем не из‑ за наличия эротических сцен (фильм заканчивается оргией), а из‑ за скрытой критики религии! И что бы вы думали? Да: картина удостоилась «Золотой пальмовой ветви» на Каннском фестивале. Символично.
ВПРОЧЕМ, НУЖНА ЛИ ЛОГИКА, КОГДА ИМЕЕШЬ ДЕЛО С МАТЕРИЕЙ ЖИЗНИ? МОЖНО ЛИ, СКАЖЕМ, ДОКАЗАТЬ, ЧТО ПРОСТИТУТКА БЫВАЕТ КРОТКОЙ И ВЕЛИКОДУШНОЙ? А ФЕЛЛИНИ ВЗЯЛ ДА И ПОКАЗАЛ ТАКУЮ В «НОЧАХ КАБИРИИ» (1957).
Еще символичнее, что фамилия одного из героев, настойчивого фотографа Папараццо, стала нарицательной. Что ж, для истории культуры обычное дело по‑ тертуллиански восклицать: ценно то, что абсурдно! Не этим ли иррациональным порывом были одержимы режиссеры сборника киноновелл «Боккаччо 70» (1962), взявшие на себя ответственность создать «Декамерон» современности? Да, у Витторио Де Сика, Лукино Висконти, Марио Моничелли и Федерико Феллини непохожие стили, но тем не менее их много чего роднит – они смелые, открытые и, попросту говоря, они итальянцы. Горестно вестись на стереотипы, но кому еще просвещать зрителей в сфере интимных отношений, открывать глаза на их скрытые эротические желания? Не Фрейду же! Именно Античность подарила нам легкомысленного «Золотого осла» и «Сатирикон», именно древнеримские комедии высмеяли высокоморальный консерватизм и показную моду на ханжество. А Джованни Боккаччо, этот итальянский гуманист, образцово конвертировал античную традицию в легкое романное повествование. Люди не меняются. И их пороки тоже. В фильме женщина легко может выставить свое тело в качестве приза победителю соревнования, а муж – заплатить своей жене за проведенную в постели ночь. И как бы абсурдно это ни звучало, человеческая сексуальность порой способна спровоцировать самые немыслимые фантазии. Между прочим, и «Казанова Феллини» (1976) из той же пикантной оперы.
Кстати, в 1969 году Феллини экранизирует «Сатирикон» (1969) – вольнодумное сочинение античного писателя Петрония, «арбитра вкуса», как он себя называл. Режиссер честно признавался, что школа, заставлявшая восхищаться латинскими и древнегреческими трактатами, лишь раздражала своим патетическими напором. Но Петроний, в сущности, совсем другое дело. Перефразируя Пушкина, можно сказать: в те дни, когда в садах Лицея он безмятежно расцветал, читал Петрония охотно, а Цицерона не читал. Художники и философы, роскошные пиры, любовь без преград – римская жизнь во всей ее цивилизационной наивности. Одно досадно: сочинение дошло до наших дней не полностью. Но для Феллини это стало интеллектуальным вызовом, сродни литературной игре «вставь нужное слово». Он ведь и в школе так делал: когда звучала строчка из утерянного текста одного поэта «Я пью, опершись на длинное копье», Федерико с легкостью придумывал различные варианты продолжений. Так он досочинил и «Сатирикон». Ведь что такое, в конце концов, режиссер? Творец неповторимого мира. Однако мир этот в своих деталях частенько повторяет реальный. В общем, углубляться в сложный творческий процесс – дело тупиковое. Об этом, собственно, и фильм «8 с половиной» (1963), название которого родилось из подсчета снятых режиссером к тому моменту картин. Итак, Феллини захотел снять ленту о внутреннем мире человека. Какую бы взять профессию? Журналист? Был. Инженер? Попахивает соцреализмом. Может быть, повар? Странная мысль, больная, даже есть захотелось. Что делать? Феллини лихорадочно разбрасывается мыслями, находясь на съемочной площадке, где уже отснята часть сцен. Но портрет героя так и не определен. И тут: члены съемочной группы, пройдите, пожалуйста, в павильон на бокал шампанского – там отмечает день рождения машинист Гаспарино. «Это будет великий фильм! » – произносит тост именинник. Все сомнения тотчас же улетучились: как вообще можно томиться в сомнениях, когда члены команды так оптимистически настроены! А он еще думал все отменить! Нет. Такая загадочная душа и должна стать объектом анализа. Фильм будет о режиссере!
Два «Оскара», победитель Московского кинофестиваля и обладатель еще массы наград, он создал моду на саморефлексивное кино. В «Джульетте и духах» (1965) он изучает внутренних демонов своей жены. А в «Трех шагах к бреду» (1968) – сборнике трех киноновелл по мотивам произведений Эдгара По – вместо того, чтобы передать собственно внешнюю, ужасную сторону событий рассказа «Никогда не закладывай черту свою голову», Феллини вновь берется за отвлеченные мудрствования. Главный герой Тоби Даммит («он был изрядная собака и умер собачьей смертью» и все пороки его, согласно писателю, были обусловлены тем, что его мама была левшой, а «лучше совсем не пороть детей, чем пороть их левой рукой») у режиссера стал современником, поглощенным светскими удовольствиями киноактером. Вышла этакая «Светская жизнь» с готическим привкусом. Или лучше это назвать гротеском?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|