Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Режиссер доказал, что можно оставаться независимым, будучи американским режиссером. А это значит полностью контролировать процесс съемки.




НА ЖУРНА‑ ЛИСТСКОЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ХОТЕЛ БЫ УВИДЕТЬ МИСТЕРА КУБРИКА» РЕЖИССЕР ОТВЕЧАЛ: «ЕГО НЕТ ДОМА», И ОТПРАВЛЯЛ НАЗОЙЛИВОГО КОРРЕСПОНДЕНТА ВОСВОЯСИ – ТОТ НЕВОЗМУТИМО ПОВОРАЧИВАЛСЯ СПИНОЙ К МЭТРУ И УХОДИЛ, ТАК ЕГО И НЕ УЗНАВ.

 

– Пап, ты же не обидишь нас с мамой?

– Я никогда не сделаю тебе ничего плохого, – отвечает герой Джека Николсона, чье выражение лица уже предвещает будущую роль Джокера. Это и без «сияния» понятно.

И тем не менее где грань между тем, что существуют призраки, призывающие отца к насилию, и тем, что отец просто помешался? В фильме ответ намеренно размыт. Картина, напротив, лишь запутывает зрителя, погружая его в мрачный лабиринт фобий. Не случайно именно в лабиринте оказывается отец, где безнадежно замерзает. У человека с богатым воображением и интеллектуальным бэкграундом эта сцена не может не вызвать ассоциаций с психическими поисками себя, психологическими копаниями и, разумеется, лабиринтом Минотавра, в котором в античности было сосредоточено кровавое зло, требовавшее жертвоприношений.

Впрочем, о реальном жертвоприношении Кубрик снял другую ленту – «Цельнометаллическую оболочку» (1987). Она повествует о войне во Вьетнаме и в то же время о людях, рожденных убивать и умирать. Пацифистский пафос имеет реальную силу лишь тогда, когда объект его критики показан в самых жестких проявлениях. Если война, то бессмысленная и беспощадная. Если люди на войне, то униженные и оскорбленные. Потому что иначе быть не может – иначе это было бы не жертвоприношение.

Однажды швейцарский психотерапевт Карл Юнг признался: дескать, читая Джойса, он засыпал по дороге, так как такие произведения имеют гипнотический эффект. Австрийский писатель Артур Шницлер как раз славился своими гипнотическими произведениями, но если многих они вгоняли в тоску, то Кубрику, безусловно приходились по вкусу. Особенно рассказ «Traumnovelle», права на который он приобрел в 1968 году и задумывал идею экранизации аж 30 лет. Ему очень хотелось снять мягкую порнографию о супругах, чьи отношения подорвали необъяснимые сновидения. В главных ролях должны были быть звезды первой величины, но долгое время информация о них находилась в строжайшем секрете. Итоговый выбор пал на Тома Круза и Николь Кидман, которые на тот момент являлись реальными супругами. Впрочем, семейные конфликты мистическим образом начали происходить между ними прямо на площадке. А вскоре после выхода фильма «С широко закрытыми глазами» (1999) они вообще развелись.

 

РЕЖИССЕР ДОКАЗАЛ, ЧТО МОЖНО ОСТАВАТЬСЯ НЕЗАВИСИМЫМ, БУДУЧИ АМЕРИКАНСКИМ РЕЖИССЕРОМ. А ЭТО ЗНАЧИТ ПОЛНОСТЬЮ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПРОЦЕСС СЪЕМКИ.

 

И не удивительно, ведь картина рассказывает, что у любой счастливой пары всегда есть оборотная сторона отношений. Но лучше всего ее никому не знать. Пусть самые потаенные, самые дикие желания остаются во снах и не перебираются в реальность.

Что до самого Кубрика, то если он своим творчеством и угадал чьи‑ то желания, то не на короткой, а на длинной дистанции. На журналистское «Здравствуйте, я хотел бы увидеть мистера Кубрика» режиссер отвечал: «Его нет дома», и отправлял назойливого корреспондента восвояси – тот невозмутимо поворачивался спиной к мэтру и уходил, так его и не узнав.

При жизни фильмы Кубрика встречали по‑ разному, но сейчас лишь безумец, похожий на персонажа Джека Николсона, или пострадавший от экранизаций писатель способны метнуть в него критическую стрелу. Режиссер доказал, что можно оставаться независимым, будучи американским режиссером. А это значит полностью контролировать процесс съемки. Это значит делать кино по своему вкусу. Кино Стэнли Кубрика.

 

Кино и его обратная сторона

«Лучшее воспоминание о работе с Кроуфорд – то, как я столкнула ее с лестницы»

 

Лишь счастливчикам удается не провалиться в засасывающее болото киноиндустрии – никаких рецептов нет, либо повезло, либо не повезло. Конечно, нужно еще воспользоваться случаем и проявить все свои таланты, но порой этого момента нужно ждать всю жизнь. Остальным же достается рутина. Голливуд, нагляднее всех иллюстрирующий работу внутренних органов индустрии – просто потому, что он большой, разросшийся и могущественный гигант, – безжалостен к слабым. Никакой благотворительности, только бизнес. Покуда ты здоров, красив и молод, тебе открыта дорога в большой мир с бесконечными красными ковровыми дорожками, светскими интрижками, вниманием ненасытной прессы, а вот ежели ты… скажем, постарел, то о тебе мгновенно забывают.

Театр, для сравнения, гораздо милостивее: вот, допустим, не сходит со сцены пьеса «Ромео и Джульетта» целых 15 лет, и все эти годы один и тот же авторитетный актер из первого состава играет влюбленного юношу. И пусть за это время он потучнел, облысел, огрубел – в общем, совсем перестал быть похожим на субтильного мальчика из Вероны, он все равно будет продолжать играть. Свою роль он категорически не отдаст. Возраст на сцене – понятие относительное. Смотря как свет поставишь.

А в хищной индустрии кино с человеком могут сразу попрощаться. Как? Просто никуда не приглашать. Забыть. Его молодость и красоту заберет экран и будет вечно хранить их в себе. Звучит зловеще, по‑ уайльдовски, как неотвратимый приговор изменчивой жизни.

Драматическая картина Билли Уайлдера «Сансет бульвар» (1950) о вышедшей в тираж актрисе Норме Десмонд очень наглядна: если героиня у кого‑ то еще и вызывает интерес, то лишь у погрязшего в долгах неудачника‑ сценариста. Как ей не сопереживать? В мечтах она видит себя Саломеей, тогда как мир давным‑ давно перестал носить туники и покрывала.

Студийные начальники продают мечты и идеалы, и нет смысла хранить стареющую звезду, как бутылку вина в погребе, – она, актриса, с возрастом лучше не станет.

И потому вдвойне удивительно, что в 1962 году был снят ставший затем знаменитым триллер с участием не молодых Мэрилин Монро или Одри Хепберн, а уже пожилых звезд Бетт Дейвис и Джоан Кроуфорд. Хотя, конечно, тут с сюжетом подфартило. Все‑ таки нужно было играть сумасбродных женщин преклонных лет.

«Лучшее воспоминание о работе с Кроуфорд – то, как я столкнула ее с лестницы на съемках «Что случилось с Бэби Джейн? » – призналась однажды Дейвис.

Режиссер Роберт Олдрич тоже ведь любил обнаженную женскую грудь больше любых драматических кривляний. Зачем ему эти Дейвис и Кроуфорд, раз они даже не разденутся на экране? Однако настоящие взаимоотношения голливудских див уж больно совпадали со сценарными коллизиями. Бетт Дейвис нужно было сыграть заглавную героиню, издевающуюся над своей прикованной к инвалидной коляске сестрой. Добавим безуминку, белый грим и яркую помаду – и вот вам первый образ Джокера в истории кино! А теперь не обойдем вниманием важный факт: Дейвис яростно ненавидела Кроуфорд. Каких только реплик она не отпускала в ее адрес…

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...