Определение резервов снижения себестоимости продукции на ООО «Дальмебель»
Снижение себестоимости продукции – один из резервов увеличения прибыли предприятия. Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов. Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный: достигнутый на передовых предприятиях: базовый фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли: фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран. Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов в оборудовании и др.
При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:
где: -резерв снижения себестоимости продукции за счет i-го вида ресурсов; -фактический уровень использования i-го вида производственных ресурсов; -потенциальный уровень использования i-го вида производственных ресурсов. Обобщающая количественная оценка общей суммы резерва снижения себестоимости продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов:
где: - общая величина резерва снижения себестоимости продукции; -резерв снижения себестоимости по i-му виду производственных ресурсов. Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определена общая сумма резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле:
где: -резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции; -возможное снижение затрат на рубль продукции; V-фактический объем реализованной продукции за изучаемый период; PV-возможное увеличение объема реализации продукции. Затраты на производство и реализацию произведенной продукции в целом и по статьям за отчетный год (фактически и по плану), а также за предшествующий год представлены в таблице 24.
Таблица 14 Затраты на производство и реализацию продукции
Для того, чтобы затраты на производство и реализацию продукции по статьям привести в сопоставимые значения, пересчитаем их на 1 рубль произведенной и реализованной продукции, используя формулу:
.
Таблица 15 Затраты на 1 рубль товарной продукции
Как показывают данные таблицы 10, существуют резервы снижения себестоимости продукции за счет уменьшения управленческих и коммерческих затрат. Возможное снижение затрат на рубль товарной продукции равно: руб.
Затраты на рубль товарной продукции в 2003 году составили 0,891 руб. снижение этой суммы на 0,03 руб. позволит увеличить сумму прибыли. Рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости: тыс. руб.
А это в свою очередь повысит рентабельность продаж. Фактическая рентабельность продаж в 2003 г. составила:
%.
Возможная рентабельность продаж при снижении на 0,03 руб. затрат на рубль реализованной продукции составит:
%.
Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Рассматриваемое предприятие ООО "Дальмебель" выпускает продукцию I-го и II-го сорта. Специфика выпускаемой продукции, а именно продукции деревообработки, такова, что не всегда качество полностью зависит от производителя. Часто качество продукции зависит от качества сырья. Однако соблюдение технологической дисциплины контроль за работой оборудования и своевременная его наладка, условия хранения и транспортировки сырья и готовой продукции являются важнейшими факторами повышения качества товарной продукции.
Резерв увеличения прибыли за счет повышения качества обычно определяется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции:
где: -резерв увеличения прибыли за счет повешения качества продукции; УДi-удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации; Цi- отпускная цена i-го вида продукции; V- фактический объем реализации продукции в анализируемом периоде; PV-возможное увеличение объема реализации продукции. В 2003 году продукция I-го сорта в общем объеме реализации продукции ООО "Дальмебедь" составляла 65%, II-го сорта - 35%. Отпускная цена продукции деревообработки II- сорта на 20% ниже цены продукции I-сорта (т.е.
= 100%; =80%).
Предприятие имеет возможность изменить структуру продукции таким образом: на 5% увеличить удельный вес продукции I-го сорта и на столько же снизить удельный вес продукции II-го сорта. Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет такого изменения структуры
Таблица 16 Расчет резерва роста прибыли за счет улучшения качества продукции
Средняя цена реализации условной единицы возросла на 1 условную денежную единицу. Рассчитаем, чему же равна 1 условная денежная единица. Весь объем продукции примем за 100 условных единиц количества, тогда фактический объем продукции I-го сорта будет равен 65 условных единиц количества, - II-го сорта - 35 условных единиц количества. Сумму выручки от реализации можно выразить в условных единицах и представить в виде суммы:
усл. ден. ед.
В тоже время выручка от реализации продукции с учетом возможного увеличения объема производства и реализации продукции составляет 3783,255 тыс. руб.
Тогда 9300 усл. ден ед. = 3783,255 тыс. руб. Отсюда 1 усл. ден ед. = 0,4068 тыс. руб.
Итак, в связи с увеличением удельного веса продукции I-го сорта на 5% и сокращением удельного веса II-го сорта средняя цена возрастает на 0,4068 тыс. руб. за условную единицу количества, а сумма прибыли за возможный объем реализации увеличивается на 40,68 тыс. руб.
тыс. руб. Обобщим все выявленные резервы роста прибыли (таблица 17).
Таблица 17 Обобщенные резервы увеличения суммы прибыли
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли от реализации продукции, снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов увеличения рентабельности продаж может быть использована следующая формула:
где: -резерв роста рентабельности; -рентабельность возможная; -рентабельность фактическая; -фактическая сумма прибыли; -резерв роста прибыли от реализации продукции; -возможная себестоимость продукции с учетом выявленных резервов; -фактическая сумма затрат по реализованной продукции. Возможная сумма затрат на рубль товарной продукции:
0,8910 - 00,03 = 0,861 руб.
Умножим эту сумму затрат на возможный объем товарной продукции выраженный в ценах реализации (3783,255 тыс. руб.), получим значение суммы возможной себестоимости:
тыс. руб.
Подсчитав все известные данные в формулу вычислим резерв увеличения рентабельности производственной деятельности фирмы ООО "Дальмебедь" за счет названных выше факторов:
Таким образом, при увеличении объема производства и реализации продукции на 5%, снижении на 0,03 руб. затрат на рубль товарной продукции, увеличении на 5% удельного веса продукции I-го сорта в общем объеме реализованной продукции фирма ООО "Дальмебедь" получит дополнительную прибыль в сумме 173,813 тыс. руб. и увеличит рентабельность производства (окупаемость затрат) на 5,16%.[11] 2.4 Анализ уровня и динамики рентабельности ООО «Дальмебель». Резервы увеличения финансовых результатов
Произведем расчет показателей эффективности хозяйственной деятельности ООО «Дальмебель»
Таблица 18 Основные показатели рентабельности предприятия
Коэффициент рентабельности продаж, общей рентабельности и производства остается неизменным, откуда можно сделать вывод об устойчивом спросе на продукцию предприятия. Снижение рентабельности капитала с 4,6 до 0,6 свидетельствует о снижении эффективности использования имущества организации. Увеличение рентабельности чистых активов с – 1,4 до 2,1 свидетельствует об увеличении чистых активов, не обремененных обязательствами. Таблица 19 Показатели деловой активности рассматриваемого предприятия
За рассматриваемый период 2003-2004 гг. группа показателей деловой активности в основном не плохую тенденцию: · длительность оборота текущих активов сократилась до 138,1 дня, то есть оборот по сравнению с предыдущим периодом снизился на 107 дней или на 3,5 месяца; · оборачиваемость запасов и затрат снизилась 0,5 (6,6-6,1); · период оборота запасов и затрат снизился на 4,2 дня (59,5-55,3); · оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 0,5 (6,6-6,1); · оборачиваемость кредиторской задолженности увеличилась на 0,1 (1,9-1,8) Комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности предприятия, заключающаяся в комплексной оценке влияния использования ресурсов (материальных и трудовых) на выпуск товарной продукции путем расчета обобщенного показателя факторов производства проводится следующим образом: на основе производственно-технологических показателей деятельности предприятия проводится расчет обобщенного показателя факторов производства предприятия по следующей методике. 1) Исходные данные ai1 сравниваются с эталонными (плановыми, нормативными) ai2. 2) Исходные данные стандартизуются по отношению к эталонным по формуле:
(6)
3) Обобщенный показатель находится по формуле:
. (7)
Этот показатель отражает совокупное отклонение факторов производства от их эталонных (плановых, нормативных) показателей. III. Анализ взаимосвязи «затраты – объем продаж – прибыль» дается на основе категории маржинального дохода. Маржинальный доход представляет из себя сумму прибыли и постоянных расходов.[12] Суть этой категории в том, что полное погашение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты деятельности предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить двумя основными формулами:
Dm = P + Zc; (8) Dm = Q – Zv, (9)
где Р – прибыль; Zc – постоянные расходы (не зависят от изменения объема производства); Zv – переменные расходы (изменяются пропорционально изменению объема производства); Q – выручка от продаж. Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу (7) следующим образом:
P = Dm – Zc. (10)
В аналитических расчетах прибыли от продаж часто используются показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке от продаж вместо показателя общей суммы маржинального дохода. Эти три показателя взаимосвязаны:[13]
, (11)
где Dy – удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Если исходя из этой формулы выразить сумму маржинального дохода как Dm = Q × Dy (12)
и преобразовать формулу (9), то получим следующую формулу определения прибыли от продаж: P = Q×Dy – Zc .(13)
Формулу (12) используют тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при выпуске одного вида продукции и от продаж предприятием нескольких видов продукции. Если известны удельные веса маржинального дохода в выручке от продаж по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки от продаж подсчитывается как средневзвешенная величина. В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются количество проданного в натуральных единицах и ставки маржинального дохода в цене за единицу продукции. Маржинальный доход можно представить как
Dm = g×Dc, (14)
где g – количество проданного в натуральных единицах; Dc – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции. Отсюда формулу (9) можно записать как
P = g×Dc – Zc. (15) На прибыль от продаж оказывают влияние изменение количества и структуры продукции, уровня цен, а также уровня постоянных расходов. Приведем алгоритм расчета данного влияния.[14] Пусть исходные данные для расчета выглядят следующим образом:
Пусть выручка от продаж планировалась в объеме Qпл, а фактически она составила Qф, постоянные расходы по плану и по факту не изменились и составили Zc. Определим прибыль от продаж по плану, используя формулу (15). Предварительно рассчитаем удельные веса маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции:
Средний удельный вес маржинального дохода в выручке (Dy1) для всего объема по плану:
. Подставив полученное значение в формулу (14), получим
Р1 = Qпл × Dy1 – Zc. Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж:
Средний удельный вес маржинального дохода (Dy2) для всего объема фактических продаж:
.
Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и постоянных расходах:
Р2 = Qф × Dy2 – Zc.
Проводим сравнение полученных значений плановой и фактической прибыли, вычисляя разность (Р2 – Р1). За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастет абсолютная сумма прибыли. И это позволяет считать, что при постоянной структуре данного объема не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составит:
(Qф – Qпл) × Dy2. Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению среднего удельного веса маржинального дохода как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, и находится по алгоритму:
(Dy2 – Dy1) × Qф. Для контроля за правильностью вычислений необходимо проверить выполнимость равенства (Р1 – Р2) = (Qф – Qпл) × Dy2 – (Dy2 – Dy1) × Qф. В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную продукцию могут отклоняться от плановых. Для иллюстрации алгоритма учета этого факта предположим, что gb1 процент от общего объема проданных изделий В был продан по измененной цене b4. Тогда вес маржинального дохода в этом случае составит
.
Прибыль от продаж при фактическом объеме выручки, измененных ценах неизменном уровне постоянных расходов равна:
Р3 = Qф3 × Dy3 – Zc,
где Qф3 – измененная выручка от фактических продаж при измененной цене на один вид продукции. Пусть постоянные расходы изменились по каким-либо причинам, так что их значение стало равно Zc3. Тогда, окончательная сумма прибыли от продаж при изменении всех трех факторов (количества и структуры проданного, уровня цен и уровня постоянных расходов) равна
Р4 = Qф3 × Dy3 – Zc3. Окончательно результаты анализа сводятся в следующую таблицу:[15]
Комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности предприятия проведем по формулам (6) и (7). В формуле (6) в качестве эталонных показателей возьмем показатели за 2003 год. Для расчета обобщающего аналитического показателя использования производственных ресурсов составим следующую вспомогательную таблицу:
Итак, итоговое значение обобщающего показателя использования производственных ресурсов организации равен R = 0,175. Найденные значения говорят о том, что показатели использования производственных ресурсов в 2004 году по сравнению с 2003 годом изменились довольно значительно, причем в лучшую сторону изменились показатели ФОа, МЕ и ФРВ, тогда как ухудшились показатели ФО и Уа. Эти факты будут учитываться при разработке рекомендаций по улучшению основных экономических показателей организации. Анализ взаимосвязи «затраты – объем продаж – прибыль» дается на основе категории маржинального дохода. Исходные данные для расчета предприятия ООО «Дальмебель» выглядят следующим образом:
В 2004 году выручка от продаж планировалась в объеме 127247,5 тыс. руб., а фактически она составила 132110,5 тыс. руб. Для простоты пока полагаем, что постоянные расходы по плану и по факту не изменились и составили 47245 тыс. руб. Определим прибыль от продаж по плану, используя формулу (15). Предварительно рассчитаем удельные веса маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции:
Средний удельный вес маржинального дохода в выручке (Dy1) для всего объема по плану: .
Подставив полученное значение в формулу (15), получим
Р1 = 127247,5 × 0,47 – 47245 = 12561,325 тыс. руб. Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж:
Средний удельный вес маржинального дохода (Dy2) для всего объема фактических продаж:
.
Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и постоянных расходах:
Р2 = 132110,5 × 0,5697 – 47245 = 28018,35185 тыс. руб.
Проводим сравнение полученных значений плановой и фактической прибыли, вычисляя разность
Р2 – Р1 = 28018,35185 – 12561,325 = 15457,02685 тыс. руб.
Таким образом, фактическая прибыль за счет изменения структуры продаж увеличилась на 15457,02685 тыс. руб. по сравнению с плановой. За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастет абсолютная сумма прибыли. И это позволяет считать, что при постоянной структуре данного объема не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составила: (132110,5 – 127247,5) × 0,5697 = 2770,4511 тыс. руб.
Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению среднего удельного веса маржинального дохода как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В нашем случае эти сдвиги составили
(0,5697 – 0,47) × 132110,5 = 13171,41685 тыс. руб.,
т.е. на такую сумму произошло увеличение среднего удельного веса маржинального дохода. В 2004 году производственная ситуация на ООО «Дальмебель» сложилась таким образом, что постоянные расходы увеличились в среднем на 12000 руб., так что составили по каким-либо причинам, так что их значение стало равно 47257 тыс. руб. Тогда, окончательная сумма прибыли от продаж при изменении обоих исследуемых факторов (количества и структуры проданного и уровня постоянных расходов) равна
Р4 = 132110,5 × 0,5697 – 47257 = 28006,35185 тыс. руб.
В сравнении с плановой прибылью эта прибыль увеличилась на
28006,35185 – 12561,325 = 15445,02685 тыс. руб. Окончательно результаты анализа сводятся в следующую таблицу:
Таким образом, предприятие ООО «Дальмебель» в 2004 году в ходе оперативного планирования – изменения количества и структуры продаж – увеличила свою фактическую прибыль по сравнению с плановой на 15445,02685 тыс. руб.
3. Проект мероприятий по повышению эффективности производства на предприятии ООО «Дальмебель»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|