Участие России в международных финансовых организациях
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Вступление России в международные финансовые институты в 1992 году обусловлено постепенной интеграцией страны в глобализирующееся мировое хозяйство и его институциональную структуру, включающую многочисленные международные финансовые организации. Сферы их деятельности различны. Одни международные финансовые институты предоставляют кредиты, что открывает доступ странам-заемщикам па мировой рынок ссудных капиталов. Другие стали форумом для межправительственною обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютнюй, кредитной и финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор и распространение информации, выпускают статистические и научно-исследовательские издания по актуальным экономическим, в том числе валютнокредитным и банковским, проблемам. Некоторые международные финансовые институты выполняют все перечисленные функции. Участие России в международных финансовых организациях дает ей возможность заимствовать у них средства на определенных условиях, что повышает ее кредитный рейтинг и открывает доступ па мировой рынок ссудных капиталов. Такое кредитное сотрудничество может способствовать развитию экономики, если международные кредиты эффективно используются. Не менее важны рекомендации международных по совершенствованию банковского надзора, техническая помощь по обучению банкиров, разработка международных стандартов учета и отчетности организаций, включая банки, а также унифицированных правил основных форм международных расчетов. Рациональное использование этого мирового опыта, обобщенного международными организациями в виде рекомендаций, важно для модернизации российской банковской системы.
Участие России в международных финансовых организациях требует выполнения ряда обязанностей. Признание уставов этих организаций предполагает приведение национального законодательства, в частности, банковского и валютного, в соответствие с международными соглашениями, правовыми нормами. Заимствование кредитов, особенно в МВФ, налагает на Россию обязательство соблюдать их условия, выполнять одобренную Фондом стабилизационную программу, которая не всегда отвечает интересам страны. ВБ, предоставляя кредиты, требует выполнения его рекомендаций по развитию кредитуемой отрасли. За внешней либеральностью условий кредитов международных финансовых институтов скрываются жесткие требования, позволяющие им влиять на экономику, денежное обращение, банковскую систему стран-заемщиков. В условиях улучшения макроэкономических показателей России ее сотрудничество с международными финансовыми институтами станет более эффективным.
МВФ и его функции. Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (июль 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гемпшир). На конференции был принят Устав МВФ (статьи Соглашения о МВФ), который вступил в силу 27 декабря 1945 г., а деятельность Фонда началась в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов, непосредственно валютные операции стали проводиться с 1 марта 1947 г. Россия вступила в МВФ в июле 1992 г. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне (США), а. отделения — в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япо- нйя) и при ООН (Нью-Йорк). Основная миссия МВФ — регулирование валютно-кредитных отношений государств-членов и оказание им финансовой помощи при валютных затруднениях путем предоставления кредитов в иностранной валюте. В соответствии с миссией основными целями МВФ являются: 1) расширение сотрудничества стран в валютно-финансовой сфере;
2) поддержка стабильности валют и регулирование отношений в валютной области среди государств-членов; 3) оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между странами-членами; 4) устранение валютных ограничений; 5) временное предоставление странам-членам средств в иностранной валюте для решения проблем в финансово-кредитной сфере. Высшим opганом управления МВФ является Совет управляющих, в ведение которого входит решение таких вопросов, как внесение изменений в статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр долей государств-членов в капитале, выборы исполнительных директоров. Принятие решений в МВФ определяется голосованием, причем доля голосов стран-членов зависит от их доли в капитале Фонда. Совет управляющих делегирует ряд своих полномочий Исполнительному совету (директорату), который решает многие политические и' административные вопросы деятельности МВФ. Число исполнительных директоров равно 24. Кроме того, исполнительный совет выбирает директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда в течение пяти лет. Финансовые ресурсы МВФ образуются за счет капитала Фонда и заемных средств. Капитал формируется за счет взносов государств-членов, проводимых по подписке. Каждая страна-член имеет квоту, выраженную в СДР, которая определяет: а) сумму подписи на капитал; б) возможности использования ресурсов Фонда; в) сумму СДР, получаемую государством-членом при распределении; г) количество голосов страны в Фонде. Размеры квот зависят: от объема ВВП; суммы текущих операций платежного баланса, размера официальных золотовалютных резервов. Заемные средства МВФ привлекаются в соответствии с Генеральным соглашением о займах, заключенным между центральными банками ведущих, стран и Фондом об открытии кредитной линии на возобновляемой основе. Кроме того, МВФ прибегает к займам у ряда стран на двухсторонней основе и у Банка международных расчетов. МВФ осуществляет кредитование стран-членов в йностранной валюте для покрытия дефицитов платежных балансов; поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики. Фонд проводит операции только с официальными, органами стран-членов.
За счет собственных ресурсов МВФ предоставляет следующие виды кредитов: 1. Резервная позиция, представляющая собой сумму займов в виде резервной доли, т. е. возможности Получения кредита в пределах 25% квоты страны-заемщика, и кредитной позиций т. е. суммы займов, предоставленной страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений. 2. Кредитные доли, т. е. средства в иностранной валюте, которые страна-член может получить сверх резервной доли. 3. Резервные кредиты «стенд-бай» и расширенное финансирование дополняют резервную позицию и кредитные доли и обеспечивают стране-члену гарантию того, что при соблюдении определенных условий и проведении соответствующей финансово-экономической политики она может получить определенную сумму в иностранной валюте в обмен на национальную на определенный срок для решения экономических проблем. 4. Специальные кредитные механизмы, включающие такие виды кредитов, как компенсационное и чрезвычайное финансирование, дополнительный резервный механизм, чрезвычайные кредитные линии и другие, различающиеся по целям, условиям и стоимости. За счет других источников Фонда оказывается льготная помощь наименее развитым странам с помощью механизма расширения финансирования структурной перестройки. Предоставление кредитов со стороны МВФ обусловливается выполнением определенных политических и экономических условий, в связи с чем Фонд оказывает воздействие на выбор пути развития страны-заемщика, расстановку социально-политических сил, согласование экономической политики. Вопросы для самоподготовки студентов: 1. Перечислите основные международные финансово-кредитные институты. 2. Что обеспечивает России участие в международных финансовых организациях? 3. Когда Россия вступила в МВФ? 4. Каковы основные функции МВФ? 5. Какие виды кредитов предоставляет МВФ? Список литературы: 1. Деньги, кредит, банки: конспект лекций /Г.Н. Белоглазова [и др.]; под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. – 158с.
2. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / В.Н. Романов; Брянск. гос. техн. ун-т. – Брянск: Изд-во БГТУ, 2012. – 166с. 3. Меркулова И.В. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / И.В. Меркулова, А.Ю. Лукьянова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – 352с. 4. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие для бакалавров / Г.М. Колпакова – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 538с. 5. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для вузов /Л.А. Чалдаева [и др.]; под ред. Л.А. Чалдаевой. – М.: Юрайт, 2011. – 540с. Электронный ресурс: 1. Звонова Е.А., Топчин В.Д. Деньги, кредит, банки. Учебник и практикум. М.: Изд. Юрайт, 2013 г. – 455с. Серия: Бакалавр. Базовый курс
Лекция 20 МБРР и ЕБРР План лекции: 1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Крупнейший институт в составе Всемирного банка. 2. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|