Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Территориальная организация управления в различных типах муниципальных образований.




Территориальная организация государствен-ного управления включает центральные и территориальные органы управления и взаимосвязи между ними.

Характер связи между центром и территориальными органами управления имеет определяющее значение как для самой системы территориальной организации государственного управления, так и для территориальной организации общества в целом. Отношения между центром и периферией, центром и регионами, а также органами местного самоуправления неизбежно испытывают влияние многих исторических, географических, политических и этнокультурных факторов.

Конкретные формы связи между центральными и территориальными органами управления весьма разнообразны, однако все это разнообразие может быть сведено к нескольким основным типам управленческих территориальных связей:

централизации,

децентрализации,

автономии,

местному самоуправлению,

федерации,

конфедерации.

Первые четыре типа связи относятся к простому или унитарному государству, специфическими чертами которого являются: единая конституция и гражданство, единая система суда, права, высших органов государственной власти, действующих без ограничений на всей территории страны.

Федерация и конфедерация характеризуют связи между центром и периферией в сложном, союзном государстве, где территориальные единицы сами могут обладают признаками простого государства.

Типы муниципальных образований во многом зависят от специфики расселения и хозяйственной деятельности населения.

Исходя из данного критерия, можно выделить три основных типа муниципальных образований.

· Наиболее древними и ныне малораспространенными являются территориальные муниципальные образования. Данный тип характеризуется тем, что на территории района практически отсутствуют сколько-то значимые постоянные поселения. Этому признаку больше всего соответствуют районы, где население занимается скотоводством и ведет преимущественно кочевой образ жизни. Подобная модель может использоваться также в сельскохозяйственных районах с высокой степенью рассеянности расселения, например, в районах, где преобладают фермерские хозяйства.

· Другим ярко выраженным типом, возникшим в результате развития социально-экономического уклада, являются территориально-поселенческие муниципальные образования. Данный тип используется преимущественно в тех районах, где существует несколько поселений, не имеющих самодостаточной собственной производственной, социальной инфраструктуры. Такие поселения в силу того, что обычно занимаются однотипным видом хозяйственной деятельности, либо дополняют друг друга в выполнении одного производственного цикла (например, производство и первичная переработка продуктов сельского хозяйства), обычно имеют общие интересы и цели развития. Этим характеристикам соответствуют преимущественно сельские районы. В связи с тем, что сельские поселения относительно невелики, по отдельности они не могут поддерживать многие необходимые объекты социальной инфраструктуры (больницы, школы и т.п.).

· В том случае, если поселение достаточно велико, обладает собственной необходимой социальной и производственной инфрастуктурой, возникает поселенческий тип муниципальных образований.

Традиционно подобные муниципальные образования развирались как многофункциональные, во многом самодостаточные поселения. Однако в ходе индустриализации, как в нашей стране, так и за рубежом возникли поселения, созданные не в процессе естественного развития, а в результате целенаправленной политики государства либо крупных корпораций — собственников градообразующих предприятий. Для таких поселений характерна узкая специализация на каком-то одном виде деятельности, например, научном (наукограды), производственном (при градообразующих предприятиях), добывающем. Возникли также такие специфические поселения, как закрытые административно-территориальные образования, военные и пограничные городки.

 

 

Вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы:

формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета,

распоряжение муниципальным имуществом,

содержание и строительство автомобильных дорог,

обеспечение малоимущих граждан жильем,

предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания,

организация досуга населения,

вопросы благоустройства и озеленения поселения,

вывоза твердых бытовых отходов

и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.

Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.

Активное участие в решении вопросов местного значения поселенийпринимает муниципальный район. В исключительны х случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся:

отсутствие органов местного самоуправления и

невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией,

неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования

или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием.

Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления ограничиваются лишь административной сферой. Законодательных полномочий они не имеют и действуют на основе законов, принятых вышестоящими органами. К компетенции местного самоуправления относится, главным образом, функционирование и развитие сферы услуг - образования, здравоохранения, дорог, транспорта, социального обеспечения и т.д.

Конечно, для решения этих задач органы местного самоуправления заинтересованы в стимулировании экономической деятельности на своей территории, открытии новых производств, привлечении новых инвестиций. При этом они не выступают в качестве верховных собственников на своих территориях: местные представительные органы осуществляют регулятивную деятельность, определяющую формы взаимодействия независимых собственников между собой и с территорией.

Местное самоуправление (определяемое Европейской хартией местного самоуправления как “право и действительная способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел”) является частью муниципального управления. Последнее, кроме того, включает в себя элементы государственного управления в той его части, которая направлена на решение местных вопросов и согласование федеральных, региональных и местных интересов.

Таким образом, муниципальное управление содержит в себе:

распре-деление полномочий по вертикали (между уровнями власти),

процедуры делегирования полномочий и

сферу собственно местного самоуправления.

 

 

Местное самоуправление осуществляется как в форме представительной демократии, то есть через деятельность выборных органов, так и в форме непосредственной демократии - через участие в референдумах, собраниях и сходах граждан и т.д.

Местное самоуправление функционирует на разных уровнях территориальной организации: в одних странах оно осуществляется во всех звеньях территориального деления, в других - лишь на низовом уровне, на уровне общин,

тогда как на более высоком региональном уровне осуществляется централи-зованное государственное управление.

В целом эффективное местное самоуправление позволяет осуществить:

а) решение местных проблем силами местного сообщества, не перекладывая возникающие территориальные проблемы на более крупные сообщества или центральную власть;

б) максимальное сближение органов власти и общества, власти и граждан, тем самым стимулируя и обеспечивая их участие в управлении общественными делами. Именно поэтому местное самоуправление считается одной из важнейших основ демократического общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...