Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Минская духовная семинария




имени Вселенских Учителей и Святителей

Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

По предмету: «История Православного богослужения»

Для БПС ОЗО 2 курс

Билет №1

1. Скиния Завета и Иерусалимский Храм.

Жертвоприношение должно было постоянно напоминать людям об их виновности пред Богом, о тяготеющем на них первородном грехе, и о том, что Бог может слышать и принимать их молитвы только во имя той жертвы, которую впоследствии принесет в искупление грехов их обетованное Богом в раю семя жены, то есть имеющий прийти в мир и совершить искупление человечества Спаситель мира Мессия-Христос. Таким образом, богослужение для избранного народа имело умилостивительную силу, не само по себе, а потому, что было прообразом той великой жертвы, которую некогда должен был принести Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, распятый на кресте за грехи всего мира. Во времена патриархов, от Адама до Моисея, богослужение совершалось в семействах этих патриархов их главами самими патриархами, в местах и во времена по их усмотрению. Со времени Моисея, когда избранный народ Божий, ветхозаветный Израиль, хранивший истинную веру во Единого Бога, умножился в своем числе, богослужение стало совершаться от лица всего народа особо поставленными на то лицами, которые назывались первосвященниками, священниками и левитами, как повествует об этом книга ИСХОДЪ и, затем, книга ЛЕВИТЪ. Чин ветхозаветного богослужения у народа Божия был определен со всеми подробностями в обрядовом законе, данном через Моисея. По повелению Самого Бога, пророком Моисеем для совершения богослужения были установлены и определенное место ("скиния завета"), и время (праздники и посты), и священные лица, и самые формы его. При царе Соломоне вместо переносного храма-скинии был воздвигнут в Иерусалиме постоянный величественный и прекрасный ветхозаветный храм, который и был в Ветхом завете единственным местом, где совершалось богослужение истинному Богу.

Ветхозаветное богослужение, определенное законом, перед пришествием Спасителя, делилось на два вида: на богослужение храмовое и богослужение синагогальное. Первое отправлялось в храме и состояло оно из чтения десятословия и некоторых других избранных мест ветхозаветного Священного Писания, из приношений и жертв и, наконец из песнопений. Но, кроме храма со времени Ездры, начали устроять синагоги, в которых чувствовали особую нужду иудеи, лишенные участия храмового богослужения и не желавшие оставаться без общественного религиозного назидания. В синагоги собирались иудеи по субботам для молитвы, пения, чтения Священного Писания, равно как и для перевода и объяснения богослужения для рожденных в плену и не знавших хорошо священного языка.

2. Таинство в Православном понимании.

Церковь – хранительница благодати Божией. Видимыми же знаками, через которые людям сообщается благодать, являются таинства и другие церковные священнодействия.

Учение о таинствах Церкви Христовой содержится в десятом члене Символа веры. Прежде всего следует отметить, что величайшим таинством является содействие Христа, как Главы, с Церковью, как Его телом. Святой апостол Павел пишет об этом так: «Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь» (Еф.5,32). Поэтому, когда апостол Павел от имени всех апостолов говорит: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1Кор.4,1), то он, очевидно, имеет ввиду разные виды служения, имеющие целью скреплять эту таинственную связь Христа с Церковью.

Деятельность апостолов всегда была полна таинственных элементов, среди которых центральное место имели различные священнодействия. Со временем ряд священнодействий по преимуществу получили в Церкви наименование таинств.

Священнодействия, называемые таинствами, являются как бы высотами в длинной цепи холмов, в цепи остальных богослужебных чинов и молитвословий. «Церковь, – учит святитель Феофан Затворник, – есть Тело и Риза Господня, виднейшие части, к которым прикасаемся мы – божественные таинства».

Определение: «Таинство – есть священнодействие, через которое под видимыми знаками и образами сообщается человеку невидимая благодать Божия».

В Православной Церкви семь основных таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Брак, Священство, Елеосвящение.

Причина установления таинств заключается в духовно-телесной природе человека. «Если бы ты был бестелесен, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – то Христос сообщил бы тебе сии дары бестелесно; поскольку же душа твоя соединена с телом, то духовное сообщается тебе через чувственное».

Билет №2

1. Устройство Храма. Архитектурные особенности православного храмостроительства и их символический смысл.

Православные храмы имеют различную внешнюю форму:

1. продолговатого четырехугольника (вид корабля).

2. форму креста.

3. форму звезды.

4. форму круга.

Такие формы получили большое распространение по своей внутренней символической связи с христианским вероучением.

1. Продолговатая форма храма в виде корабля выраж ает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани Царства Небесного. Кроме того, указанная форма храма обозначает, что Церковь спасает нас от вечной погибели, подобно тому, как Ноев ковчег спас от потопа людей. не отступивших от Бога.

2. Крестообразная форма храма показывает, что в основании Церкви лежит Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение

3. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.

4. Виде круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существовать вечно. “Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея” (Мф. 16, 18) говорит Сам Спаситель.

По внешнему виду храм отличается от обычных зданий тем, что под ним вместо потолка возвышается купол, который означает небо. Купол же, в свою очередь, увенчивается главой с крестом наверху (главы иногда называются “маковицами” “лбами”). Глав над храмом бывает не одинаковое число: одна, три пять, семь, девять, 13 и больше. Встречаются 2-х ярусные, символизирующие Церковь небесную торжествующую и земную воинствующую.

В восточное части христианского храма, какой бы формы он ни был, устраивается алтарь. Обычно алтарь выделяется в самом здании своей полукруглой формой. Эта пристройка называется алтарной апсидой.

С западной части к храму пристраивается высокая башня, называемая колокольней, на ней висят колокола, звон которых служит средством сообщения верующим о совершении богослужения.

Внутреннее расположение храмов определяется еще с глубокой древности целями христианского богослужения и символическим воззрением на их значение. Как всякое целесообразное здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался: во-первых, в нем должно было находиться удобное пространство для священнослужителей, совершавших богослужение, во-вторых, помещение, где стояли бы молящиеся верные, то есть уже крещеные христиане; и, в третьих, должно было быть особое помещение для оглашенных, то есть еще не крещеных, а только готовившихся принять крещение, и кающихся. Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения "святое святых," "святилище" и "двор," так и христианский храм издревле разделялся на три части: алтарь, средняя часть храма, или собственно "церковь," и притвор.

2. Суточный круг богослужения.

Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются "повседневными." В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями.

Церковно-богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

В начале все эти службы, особенно в монастырях, совершались отдельно, каждая в свое, положенное ей время суток. Но впоследствии, для удобства верующих, занятых повседневными житейскими трудами, они стали группироваться в три группы: вечером - Девятый час, Вечерня и Повечерие, рано утром - Полунощница, Утреня и Час первый, днем в предобеденное время - Часы третий, шестой и Божественная литургия. Порядок этот несколько видоизменяется Великим постом, когда по Уставу Девятый час и Вечерня предшествуют совершению Божественной литургии. Накануне Великих праздников совершается Всенощное бдение, состоящее из Вечерни, Утрени и Первого часа. В случае совершения Всенощного бдения, перед ним служится Девятый час и Малая вечерня, представляющая собой сокращение Великой вечерни, а Повечерие и Полунощница совершенно отпадают, поскольку для них, если бдение действительно происходит в течение всей ночи, не остается времени. В настоящее время по немощи людской и небрежению Всенощное бдение сохранило лишь свое название, а по продолжительности своей далеко не захватывает и половины ночи, ибо в мирских храмах продолжается нередко всего полтора или два часа

Билет №3

1. Богослужебная утварь. Богослужебные книги, их классификация (книги священно-богослужебные и церковно-богослужебные)

Содержание и порядок Богослужения Православной Церкви излагаются в богослужебных книгах; изучение их абсолютно необходимо для углубленного понимания и правильного отправления Богослужения. Начало богослужебных книг восходит к глубокой древности. История Церкви указывает, что они были в употреблении уже в третьем веке. Окончательное оформление богослужебные книги получили в IX веке. На Руси они появились с принятием христианства. Греческие богослужебные книги были переведены на славянский язык. Начало этому было положено свв. братьями Кириллом и Мефодием. Богослужебные книги в Русской Церкви постепенно дополняются, ибо составление служб новопрославленным святым продолжается до наших дней.

Употребляемые при богослужении книги могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К священно-богослужебным книгам относятся: Евангелий, Апостол и Псалтирь, т.е. книги, взятые из Библии. К церковно-богослужебным книгам относятся: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон, или Устав, Ирмологий, Требник, Книга моленных пений книги, составленные Отцами и Учителями на основании Священного Писания и Священного Предания.

2. Таинство Крещения и Миропомазания.

Определение: «Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, светлую». К невидимой стороне таинства Крещения относится благодать Святого Духа, которая очищает младенца от прародительского греха, а взрослого и от собственных, и возрождает в новую духовную жизнь. Главными видимыми действиями в таинстве Крещения являются:

1. Троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во Имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святаго Духа, Аминь».

2. Молитвы, возносимые при совершении таинства.

3. Помазание освященным елеем, что указывает на готовность человека вступить в борьбу с диаволом.

4. Чтение Священного Писания.

5. Пострижение волос, как знак послушания Церкви.

Святой Диадох замечает: «До крещения грех живет в сердце, а Благодать извне действует; после же сего Благодать вселяется в сердце, а грех влечет извне. Он изгоняется из сердца, как враг из укрепления, и поселяется вне, в частях тела, откуда и действует раздробленно набегами: беспокоит и тревожит, но не повелевает».

Если в таинстве Крещения происходит духовное рождение, то в таинстве Миропомазания подаются особые благодатные силы уже для духовного возрастания.

Святые Отцы Церкви само слово «христианин» ставят в тесную связь с таинством Миропомазания. Так святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Сделавшись причастными Христу, вы достойно именуетесь «христианами», т.е. «помазанными», и о вас Бог сказал: «Не прикасайтесь помазанным моим (Пс.104,15)».

Определение: «Миропомазание – есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром главнейших частей тела, во Имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».

К невидимой стороне таинства Миропомазания относится благодать Святого Духа, которая укрепляет крещёного в новой духовной жизни и восстанавливает в человеке потемнённый образ Божий.

Святитель Кирилл Иерусалимский так говорит о значении этого таинства: «Помазаны вы были на челе, чтобы избавится вам от стыда, какой Адам носил всюду с собой, и чтобы откровенным лицом созерцать вам славу Господню, на ушах – для слушания божественных таин, на ноздрях, чтобы вы благоухавшись божественным миром, возглаголали: «Христово благоухание есмы Богови в спасаемых» (1Кор.11,15). На персях, да облекшеся в броню правды, станете против козней диавольских (Еф.6,14)».

Билет №4

1. Лица, совершающие богослужение: диакон, священник, епископ. Иерархические особенности трех степеней священства, их власть.

Священнослужители различаются по степеням священства. Таких степеней три: 1) епископы; 2) пресвитеры (священники); 3) диаконы.

1. Епископ это высшая степень священства в Церкви. Епископ является: а) предстоятелем общества верующих и б) главным начальником над священниками, диаконами и всем церковным причтом своей епархии, илу принадлежит право: а) совершать богослужения, б) совершать все таинства, в) освящать миро для таинства Миропомазания, г) освящать антиминсы, д) освящать храмы.

В зависимости от масштаба территориального управления Церкви и ее исторических условий епископы получают различные наименования. Епископ, управляющий Церковью целой страны, обычно называется Патриархом (однако в целом ряде стран Греция, Кипр, Польша и др. первостоятель Православной Церкви носит титул архиепископа).

Епископ, управляющий Церковью областного значения, в зависимости от территориальных и исторических условий, называется митрополитом, архиепископом или просто епископом. Звание митрополита или архиепископа часто дается отдельным епископам как почетное отличие, как награда за особые заслуги или за многолетнее ревностное служение

Те области, которые управляются митрополитами, часто называются митрополиями, а области, управляемые архиепископами и епископами епархиями.

Некоторые епископы не имеют самостоятельной области управления, а являются помощниками при других, старших архиереях; такие епископы называются викарными.

2. Вторую степень священства составляют священники (пресвитеры старший). В таинстве Хиротонии священники получают благодать и право: а) учить народ, б) совершать церковные службы в) совершать таинства, кроме таинства Священства (т.е. иерей не может рукополагать, ему не дано также право освящать миро и антиминсы). Священник имеет право освящать храм, но только с благословения правящего епископа.

Пресвитеры носят название: иереи, протоиереи и протопресвитеры.

Протоиерей (первый иерей) звание, которое дается священнику как почетное отличие перед остальными священниками за заслуги или долголетнее служение. Это звание не дает никакой власти; протоиерей имеет только первенство чести.

Старший иерей Патриаршего собора в Москве называется протопресвитером.

Иереи из монахов называются иеромонахами. Старшие из иеромонахов; которым может быть поручено управление монастырем, называются игуменами и архимандритами. Игумен начальник, предводитель монахов. Архимандрит () начальник монастыря. В белом духовенстве сану архимандрита соответствует сан протоиерея и протопресвитера.

3. Третью степень священнослужителей составляют диаконы, в монашестве иеродиаконы. Диаконы не совершают таинств, а только помогают епископам и священникам при их совершении. При отправлении богослужения диаконы произносят ектении, читают евангелие на Литургии, совершают каждение и с благословения епископа или священника могут произносить проповеди. Старшие из диаконов в кафедральных соборах называются протодиаконами, а старшие из иеродиаконов в монастырях архидиаконами. Эти звания означают первенство чести, а не власти.

2. Таинство Священства.

Все православные христиане, как посвященный Богу «народ святой и царственное священство» (1Петр.2,9), являются своего рода священнослужителями, т.к. сама жизнь христианская есть служение Богу.

Все члены Церкви призваны к совместному служению Богу, однако образы этого служения различны и требуют особой благодатной помощи Божией, особого посвящения. В таком посвящении с апостольских времен нуждался епископ. При умножении же верующих таинства по поручению епископа стали совершать пресвитеры. В помощь тем и другим при совершении таинств, избирались диаконы.

Определение: «Священство – таинство, в котором подаётся благодать Божия, необходимая для духовного рождения и воспитания других посредством учения и совершения священнодействий».

Внутреннюю сторону Таинства составляет благодать Божия, которая сообщает избранному права и власть священнодействовать, учить и управлять в Церкви, соответственно той степени священства, на которую он поставлен.

Главными видимыми действиями Таинства Священства являются: возложение архиереем рук на голову рукополагаемого с особой молитвой: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи...»

Заметим, что это Таинство еще называется рукоположением, т. к. совершая его, епископы, как в древности апостолы, возлагают руки на посвящаемого. Такой способ передачи благодати в таинстве Священства засвидетельствован апостолом Павлом: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим.4,14).

Таинство Священства, также как и таинства Крещения и Миропомазания, неповторимо. Те, кто законно был поставлен на ту или иную степень священства, не могут быть поставлены в тот же сан вторично. Только принявшие рукоположение от еретиков, или несогласно с церковными правилами, должны быть снова рукоположены.

Билет №5

1. Священнослужители и церковнослужители. Монашеские степени.

От священнослужителей надо отличать церковнослужителей, которые присутствуют и помогают при богослужении епископам, пресвитерам и диаконам. Это иподиаконы, и чтецы, называемые также псаломщиками, и пономари. Разница между священнослужителями и церковнослужителями в том, что священнослужители хиротонисаются, или рукополагаются епископом в алтаре за Божественной литургией, получая чрез это рукоположение особую благодать священства, а церковнослужители поставляются на свое служение не через хиротонию рукоположение, а через хиротесию - возложение руки епископа, имеющее значение лишь простого благословения, вне алтаря, среди храма, перед Божественной литургией, во время чтения часов.

Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся: иподиаконы (т.е. помощники диакона), чтецы, певцы и свещеносцы (в народе их называют псаломщиками, дьячками и пономарями).

Церковнослужители имеют право читать за богослужениями Апостол, Псалтирь, паремии все, кроме Евангелия, и наблюдать за чистотой и порядком в храме. Все обязанности, возлагаемые на церковнослужителей, могут исполняться и мирянами, но только с благословения священника или архиерея.

2. Понятие о богослужении. Богослужение частное и общее. Привести примеры.

В силу тесной связи между духом и телом, человек не может не выражать вовне движений своего духа. Как тело действует на душу, сообщая ей посредством органов внешних чувств известные впечатления, так точно и дух производит в теле известные движения. Религиозное чувство человека, как и все другие его мысли, чувства и переживания, не может оставаться без внешнего обнаружения. Совокупность всех внешних форм и действий, выражающих внутреннее религиозное настроение души, и образует собою то, что называется "богослужением," или "культом." Богослужение, или культ, в том или ином виде является поэтому неизбежной принадлежностью каждой религии: в нем она проявляется и выражается, подобно тому, как душа обнаруживает свою жизнь через тело. Таким образом, богослужение это внешнее выражение религиозной веры в молитвах, жертвах и обрядах.

Билет №6

1. Божественная Литургия. Виды, разделение на части и их чинопоследование.

Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.

(Чинопоследование Божественной литургии изложено в Служебнике, но краткие и сжатые выражения Служебника часто требуют разъяснений, в которых указывалось бы на основании издревле существующей литургической практики, что именно, когда и как должен делать священнослужитель, совершающий литургию.

По сложившейся практике, приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает, по Уставу, два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то сатрий надевает епитрахиль, остальные – в рясах).

2. Таинство Евхаристии.

Определение: «Евхаристия – таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни».

Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери, когда, благословив приготовленный хлеб, Спаситель преломил его, и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое: еже за вы ломимое во оставление грехов». Затем взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пийте от нея вси; сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета» (ср.Мф.26,26-28).

Благодать Евхаристии, во-первых, теснейшим образом соединяет христианина с Господом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6,56).

Во-вторых, способствует нашему духовному возрастанию: «Ядый Мя, и той жив будет Мене ради» (Ин.6,57).

В-третьих, служит залогом будущего воскресения и вечной блаженной жизни: «Ядый Хлеб сей жив будет во веки» (Ин.6,58).

Как говорилось выше, спасительные плоды таинство Евхаристии приносит только тем, кто приступает к нему с чистой совестью. Святой апостол Павел пишет: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11,28,29). «Всю жизнь помни, – учит священномученик Серафим (Звездинский), – что ты готовишься к Святому Причащению».

Таинство Евхаристии совершается в Православной Церкви во время Божественной литургии. Божественная литургия состоит из трёх частей. Такое деление установил Сам Спаситель. Как учит священномученик Серафим (Звездинский): «На Тайной Вечери прежде всего было приготовление, о чём свидетельствуют слова Спасителя, обращённые к двум ученикам: «Идите и приготовьте нам горницу». Затем Господь возлёг с двенадцатью учениками, но Иуда, не досидев до конца трапезы, вышел, как исходили оглашенные. Наконец, по уходе Иуды, Господь начал священнодействие: под видом хлеба и вина дал ученикам вкусить Плоти Своей и Крови Своей».

Со временем каждая из частей Божественной литургии получила особое название:

1.Проскомидия, что значит «принесение». В этой части литургии происходит приготовление вещества для таинства. Она называется так потому, что древние христиане сами приносили хлеб и вино для таинства в церковь.

2.Литургия оглашенных. Во время совершения этой части происходит приготовление верующих к таинству Причащения. К слушанию этой части литургии допускались кроме крещеных, еще и оглашенные. Оканчивается эта часть литургии повелением выйти оглашенным из храма.

3.Литургия верных. Главными видимыми действиями этой части являются: произнесение священнослужителем слов, которые сказал Господь на Тайной Вечери (Мф.26,26-28); призывание Святого Духа; благословение священнослужителем Святых Даров с молитвой: «И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего … а еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего … приложив Духом Твоим Святым». После этого благословения, как говорится в «Послании восточных Патриархов», хлеб и вино прелагаются, пресуществляются, претворяются, преобразуются в Самое истинное Тело и Самую истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Билет №7

1. Годовой круг богослужения. Понятие о двунадесятых праздниках. Праздники подвижные и неподвижные.

Каждый день в году, каждое число, каждого из 12 месяцев года, посвящен воспоминанию или каких-либо священных событий, дорогих сердцу христианина, или памяти различных святых. Установленные в честь этих событий и лиц особые молитвословия, песнопения, чтения и обряды образуют собою круг годового богослужения. Некоторые из богослужений годового круга совершаются более торжественным образом, называются праздниками, а богослужения, совершаемые в них, делятся на Господские, Богородичные и святых. Некоторые из праздников совершаются всегда в определенные дни года и называются поэтому неподвижными. Величайший из всех христианских праздников - Пасха, в день которого мы прославляем Воскресение Христово, не приурочена к определенному дню года, а случается в разные дни в промежуток времени между 22 марта и 25 апреля, так как, по церковному установлению, она празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, случившегося после дня весеннего равноденствия. Поэтому Пасха является подвижным праздником. В зависимости от дня Пасхи празднуются и некоторые другие праздники, которые поэтому тоже являются подвижными. В зависимости от степени торжественности праздники делятся на великие, средние и малые. Важнейших праздников считается двенадцать, которые поэтому и называются двунадесятыми. В их число не входит Пасха, которая является "Праздником праздников и торжеством торжеств."

В праздничные дни, освободившись от обычных житейских занятий, христианин должен проводить время в молитве, в чтении или слушании Слова Божия и душеспасительных книг и в благотворении ближним. Праздники отмечаются также и особо торжественными богослужениями. Праздники можно подразделять по важности воспоминаемых событий, а также по месту и времени празднования. По важности воспоминаемых событий праздники разделяются на великие, средние и малые. Великие праздники в Церковном Уставе отмечаются знаком красного креста в красном круге (+). К этим праздникам принадлежат 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемые двунадесятыми; а именно:

1. Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября

3. Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта

4. Рождество Христово 25 декабря

5. Сретение Господне 2 февраля

6. Крещение Господне (Богоявление) 6 января

7. Преображение Господне 6 августа

8. За неделю до Пасхи “Вход Господень во Иерусалим” (эта неделя называется Неделей Ваии, или Вербным Воскресением)

9. В сороковой день по Пасхе (в четверг)? Вознесение Господне.

10. В 50-й день по Пасхе (в Воскресенье) - день Пятидесятницы, или Троицы.

11. Успение Божией Матери 15 августа

12. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 14 сентября

(Праздники перечислены по порядку празднуемых событий).

Праздник Пасхи это “праздников праздник и торжество торжеств”. Он бывает в различные дни месяца марта или апреля (от 22 марта до 25 апреля по ст.ст. в первый воскресный день после весеннего полнолуния).

Великие недвунадесятые праздники

1. Обрезание Господне и память св. Василия Великого 1 января

2. Покров Пресвятой Богородицы 1 октября

3. Рождество св. Иоанна Предтечи 24 июня

4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи 29 августа

5. Память свв. апостолов Петра и Павла 29 июня

2. Таинство Покаяния.

Хотя в таинстве Крещения человеку прощаются все грехи, но человек не освобождается от склонности ко греху, т.к. такое освобождение противоречило бы закону человеческой свободы, лишало бы человека возможности участвовать в своём спасении и собственными усилиями, а не действием одной лишь благодати Божией.

Святые Отцы называли таинство Покаяния вторым Крещением, подчеркивая этим его очищающее и обновляющее действие. «Покаяние, – учит святой Иоанн Лествичник, – есть возобновление Крещения. Покаяние есть очищение совести».

Определение: «Покаяние – таинство, в котором сообщается благодать, очищающая кающегося от грехов, соделанных им после Крещения».

Невидимую сторону таинства Покаяния составляет благодать Божия, которая: очищает кающегося от грехов, способствует примирению кающегося с Богом, освобождает кающегося от вечных наказаний за грехи и подаёт надежду на вечное спасение.

Исповедование грехов кающимся происходит перед священнослужителем. «Глаголи беззакония твоя прежде, – возвещает пророк Исаия, – да оправдишися» (Ис.43,26).

Молитва о разрешении грехов произносится священнослужителем после исповеди.

Приготовительными средствами к истинному покаянию являются пост и молитва. «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф.17,21), – учит Спаситель.

Кроме поста и молитвы в Церкви с древних времен существует особое средство к очищению и умиротворению совести уже покаявшегося грешника. Этим средством является епитимия (греч. «έπίτιμία», «запрещение», «наказание»).

В Православной Церкви епитимия выступает как врачебное средство в руках духовника. Цель епитимии – поддержать решение воли покаявшегося к исправлению.

Святитель Василий Великий так говорит о продолжительности епитимии: «Врачевание измеряется не временем, но образом покаяния».

Билет №8

1. Подготовительные недели Великого Поста. Богословский аспект и богослужебные особенности.

Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно:

о мытаре и фарисее (без седмицы);

о блудном сыне (с седмицей);

мясопустная;

сыропустная (сырная).

В продолжение подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную.

Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы является древним установлением Церкви. Так, знаменитые проповедники IV века: св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие — оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно поста еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, произнесенное в каждую из названных подготовительных недель.

Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных недель, также относятся к древнему периоду: в VIII-IХ веке Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский — канон на Неделю мытаря и фарисея.

 

 

2. Таинство Елеосвящения.

Как бы тщательно человек не готовился к таинству Покаяния, может так случится, что существенная часть грехов не будет сказана на исповеди. В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения (соборование).

Определение: «Елеосвящение – таинство, в котором подаётся благодать Божия очищающая человека от грехов, забытых по немощи, и врачующая болезни душевные и телесные».

Благодатное действие таинства Соборования состоит в том, что принимающий его очищается от неосознанных и забытых по немощи грехов, которые в большинстве случаев являются причинами болезней.

Главным видимыми действиями таинства являются крестообразное помазание освященным елеем чела, уст, щек, ноздрей, груди и молитвенные слова, с которыми совершается помазание елеем: «Отче Святый, врачу душ и телес…»

В конце десятого члена заметим, что в каждом таинстве подаётся особый благодатный дар Божий, а через все таинства освящается вся жизнь человека и всего человеческого рода.

Билет №9

1. Богослужения 1-й Седмицы Великого поста. Общие особенности.

С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского. В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Повечерие первых четырех дней называется "малым стоянием", в отличие от "Андреева или Мариина стояния" на 5-й седмице и "великого стояния" в Пяток Великий.

Внешнее отличие канона св. Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая 2-ю), и к каждому тропарю поется припев: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св. Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию.

Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари в честь творца его — св. Андрея Критского.

В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона, который в 362 голу явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).

Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим.

2. Литургия Преждеосвященных Даров: история происхождения и богослужебные особенности.

Под именам литургии Преждеосвященных Даров разумеется литургия, на которой верующим предлагаются Св. Дары, освященные прежде на предшествующей полной литургии и сохраняющиеся на св. Престоле в дарохранительнице.

С древних времен Православная Церковь из-за особого, благоговейного почитание св. Четыредесятницы как времени строгого поста и покаяния, не совершает священнодействия полной литургии в дни Великого поста, кроме суббот и воскресных дней, а совершает литургию Преждеосвященных Даров. Запрещение совершать полную литургию в дни св. Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, содержится в 49-м правиле Лаодикийского Собора. В 52-м правиле Трулльского Собора также определено: "Во все дни св. Четыредесятницы, кроме субботы и Недели и св. дня Благовещения, да будет литургия не иная, как Преждеосвященных Даров". Эта литургия, как показывает самое название ее, отличается от литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Св. Дары, уже освещенные на прежде бывшей литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста. Поэтому на литургии Преж<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...