Богослужения великой пятницы
В Великую Пятницу совершаются три основные службы: УТРЕНЯ, ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ и ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ с МАЛЫМ ПОВЕЧЕРИЕМ. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушений и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а такие и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте. УТРЕНЯ. "Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христе" должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием евангельского повествования о страстях Христовых, так что главное содержание УТРЕНИ ВЕЛИКОГО ПЯТКА составляет чтение 12 Евангелий — избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери в кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского. Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется "Аллилуиа" со стихами великопостными и тропарь: "Егда славнии ученицы..." (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает такие и перед 12-м Евангелием, а перед остальными — малое каждение. По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же (после возгласа диакона: "И сподобитися нам...") читается 1-й Евангелие св. Страстей.
Перед чтением каждого Евангелия поется: "Слава страстем Твоим, Господи" (По Уставу петь: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе") (а после Евангелия — "Слава долготерпению Твоему, Господи"). При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая там пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляюсь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва. ВЕЛИКАЯ СУББОТА В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предсказывается и славное Воскресение Христово. Основные воспоминания Дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня — Святой Пасхи: "Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный". Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней. УТРЕНЯ Великой Субботы начинается по обычаю с двупсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и "Бог Господь с обычными стихами поются три тропаря: "Благообразный Иосиф...", на "Славу" — "Егда снизшел еси к смерти..." и на "И ныне" — "Мироносицам женам...". Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма. По окончании тропарей поются "непорочны", т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха — краткие песнопения, или "похвалы" в честь Господа, "в мертвецех вменившагося".
В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженнымисвечами. 2. Подготовка к Таинству Причащения. Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае — три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища — мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов — и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона. Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди — вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило водин день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения. Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению. Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.
Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие — не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5—6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу. Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми. Билет №11 1. Пасхальное богослужение. Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. С вечера в храме читаются Деяния Апостолов, составляющие непреложные свидетельства Воскресения Христова. Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль — Святая Церковь бодрствует "в священную и спасительную ночь светлого Воскресения Христова" — провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу. В день Пасхи и во всю Светлую седмицу, священник совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом — в правой. Диакон совершает каждение и произносит ектении со свечой в левой руке. Он выходит из алтаря и входит в него через царские врата (в обычное же время диакон может проходить через царские врата только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню).
На пасхальной утрени и утрени каждого дня Светлой седмицы не бывает шестопсалмия и великое славословие не поется (на Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в день праздника Благовещения, храмового праздника или великомученика Георгия, 23 апреля). 2. Общие особенности на Божественной Литургии в дни двунадесятых Господских Праздников. На Литургии в попразднство и в отдание прокимен праздника поется (трижды) вместо дневного прокимна. На Малом входе в попразднство Господских праздников поется «Приидите, поклонимся» с особым праздничным припевом в конце, который берется из второго антифона литургии праздника, а в попразднство Богородичных праздников — «молитвами Богородицы…» (кроме дней воскресных, когда поется «воскресший из мертвых»). В отдание Богородичных праздников (но не Господских) на литургии читаются Апостол и Евангелие праздника после рядового зачала. Причастен праздника поется в попразднство (но не в предпразднство) и в отдание. Задостойник поется во все дни попразднства (в том числе и в воскресенье) до отдания включительно. В дни попразднства до отдания праздника включительно полагается полный отпуст праздника, только без упоминания седмичных святых, например, бесплотных сил и др., так как Октоих в попразднство не поется, но в воскресные дни — отпуст воскресный, а не праздника. Билет №12 1. Таинство Брака: обручение и венчание. Формирование чина. Семья играет исключительную роль как в государственной жизни, так и в церковной. Христианская семья называется в Священном Писании Церковью (Кол.4,15). Отсюда понятно, какое большое внимание должно уделяться семье с духовной точки зрения, чтобы она исполняла свое назначение быть малой Церковью. Этому как раз и способствует таинство Брака. Определение: «Брак – таинство, в котором подаётся благодать, освящающая супружеский союз и естественное рождение и воспитание детей». Как известно, первым чудом Господа было претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской (Ин.2,1-11). Это событие понимается святоотеческой традицией, как благословение брачного союза. «Мы утверждаем, – учит святитель Кирилл Александрийский, – что Он благословил брак в соответствии с домостроительством, по которому Он стал Человеком, и пошел на брачный пир в Кане Галилейской». О невидимой стороне Брака следует сказать, что в этом таинстве благодать делает союз мужа и жены тайной великой. Святой апостол Павел сравнивает таинственный союз Господа и Церкви с брачным союзом мужа и жены. «Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: Аз же глаголю во Христа и во Церковь» (Еф.5,31-32).
Благодать, сообщаемая в этом таинстве, во-первых, освящает и одухотворяет брачный союз. Во-вторых, скрепляет брачный союз двух лиц узами нерасторжимыми, так как нерасторжим и вечен союз Христа и Церкви. Главными видимыми действиями таинства Брака являются добровольное согласие жениха и невесты сохранять взаимную любовь и верность до конца жизни и возложение священнослужителем венцов на брачующихся со словами: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя). Венчается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя)». Затем дается общее благословение обоим брачующимся с троекратно произносимой молитвой: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я». Заметим, что есть еще и другой образ личной жизни, благословенный в христианстве – это девство или безбрачие. Безбрачие Христа ради создало особый вид церковно-общественной христианской единицы – монашество. При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Всякий христианин – и монах, и мирской – должен быть иноком, гражданином иного, Божественного мира. «В пустыне кто живёт или в монастыре, или в миру содевает свое спасение – всякому неотложный закон очистить сердце свое от страстей», – учит святитель Феофан Затворник. «Я часто молил, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – чтобы миновала надобность в монастырях, и такой бы настал порядок добрый в городах, чтобы никому никогда не нужно было убегать в пустыню». Девство выше брака не потому, что брак заключает в себе нечто греховное, а в силу того что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу. Апостол Павел пишет: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7,32,33). 2. Богослужебное пение: деление на периоды История становления этой системы может быть разделена на два периода: первый — от мужей апостольских до святого Константина Великого, второй — от святого Константина Великого до преподобного Иоанна Дамаскина и VII Вселенского собора. Первый период отличается большим разнообразием самых разнородных мелодических традиций и довольно свободным применением их в практике отдельных церквей. Так, в первые годы христианское богослужение находилось в близких отношениях с ветхозаветным богослужением, совершавшимся в храме Иерусалимском. Апостолы и первые христиане, с одной стороны, пребывали всегда в храме, «прославляя и благословляя Бога», с другой стороны, они составляли свои собственно христианские собрания по домам. О том, что собрания эти сопровождались пением, свидетельствуют уже и послание святого апостола Иакова, и слова святого апостола Павла, в которых он советует назидаться «псалмами, славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах Господу». Таким образом, певческая практика первоначальной иерусалимской церкви складывалась из двух компонентов: из ветхозаветного храмового пения и из народного или домашнего пения собственно христианских собраний. Именно этот второй компонент и начал активно развиваться в практике новых образующихся храмов. В связи с этим явлением в истории одноголосного духовного пения в России различаются три периода: 1) старого истинноречия, или праворечия (с XI до XIV вв.), 2) раздельноречия, или хомонии (с XIV в. до второй половины XVII в., когда принята были меры к исправлению текста), 3) нового истинноречия (со времени исправления текста до сих пор). Преподаватель МинДС протодиакон Андрей Скробот
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|