Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ошибки в терминологии уголовного закона




Как видно из некоторых приведенных примеров, попутно возникает культурно-речевой аспект терминологии закона, связанный с неточным словоупотреблением в отдельных случаях.

В ст. 51 многозначное слово лицо в сочетании со словом исправлено воспринимается в первом значении: «передняя часть головы». Слово исправлено следовало бы заменить словом перевоспитано, которое более точно, без ненужных ассоциаций будет передавать норму закона.

В термине производство рыбного, звериного и других водных добывающих промыслов (ст. 163) многозначное слово звериный употреблено без учета его семантики. В словаре русского языка зарегистрированы следующие значения этого слова: 1) прилагательное к слову зверь: звериный вой, звериная тропа, звериная шкура; 2) жестокий, свирепый: звериные законы..; 3) (разг.) чрезмерно, невероятно сильный: звериная тоска. В законе же выражается мысль о незаконном промысле животных. Возможны следующие варианты правки: рыбный промысел, а равно другие водные добывающие промыслы; или: рыбный промысел, а равно промысел водных животных.

В ст. 173, 174 вместо причастия судившимся следовало бы употребить сужденным,, которое в данном случае соответствует норме литературного языка.


Раздел 1. Точность словоупотребления 159

В отдельных статьях Уголовного кодекса РСФСР наблюдается многословие (см., например, ст. 51 (п. 3), 72, 221). В термине производство промысла морских котиков и морских бобров возможно убрать слово производство, так как два отглагольных существительных производство, промысел называют одно и то же действие и образуют многословие. Правильнее термин звучал бы в таком варианте: промысел морских котиков и т. д. В термине занятие кустарно-ремесленным промыслом (ст. 162) слово занятие также является лишним (ср.: кустарно-ремесленный промысел ). Правильно оформлен термин в ст. 781: незаконный экспорт.

В ст. 221: занятие врачеванием как профессией лицом, не имеющим медицинского образования, — слово занятие также создает многословие, в результате чего возникает нанизывание творительного падежа: врачеванием как профессией лицом. Предлагаем следующий вариант правки: систематическое или незаконное врачевание лицом…

В ст. 72: организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению особо опасных государственных преступлений, к созданию организации, имеющей целью совершать такие преступления — многословие создает слово организационная, так как последующий текст раскрывает смысл именно организационной деятельности.

В ст. 104: умышленное убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего, а равно вызванного иными противозаконными действиями потерпевшего, если эти действия повлекли или могли повлечь тяжкие последствия для виновного или его близких, — употребление местоимения эти приводит к неточному выражению мысли. Местоимения, как известно, не называют понятий — они принимают значение того существительного, за которым стоят. В данном примере местоимение эти позволяет включить в обобщенное понятие эти действия лишь иные противозаконные действия потерпевшего, исключая насилие и тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего. Так неточное словоупотребление приводит к неточному восприятию уголовной нормы. Местоимение эти следовало бы заменить причастием названные или указанные, в результате чего словосочетание указанные действия охватит все противозаконные действия потерпевшего, названные в статье.

Лингвистические термины

Экстралингвистические факторы — внеязыковые, относящиеся к реальной действительности, в условиях которой функционирует язык.


 

160 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста

Вопросы для самопроверки

1. Что входит в понятие специальной лексики? 2. Что такое термин? 3. Какие черты характерны для языка закона? 4. Как понимается юридический термин? 5. Чем достигается точность выражения мысли в законе? 6. Почему в качестве терминов УК РСФСР используются разговорные слова? 7. Что Вы знаете об использовании иноязычных слов в тексте закона? 8. Какие семантические группы можно выделить среди терминов УК РСФСР? 9. Каково грамматическое оформление терминов? 10. Что такое оценочные понятия? Какова их роль в УК РСФСР? 11. Употребляется ли в качестве терминов эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика? 12. Что Вы знаете об использовании многозначных слов в тексте закона? 13. Какие речевые недочеты отмечаются в терминологии УК РСФСР?

Примерный план практического занятия

Теоретическая часть

1. Термины и профессионализмы.

2. Ошибки, вызванные употреблением профессионализмов.

3. Речевые недочеты в тексте уголовного закона.

4. Российские юристы о языке закона.

Практическая часть

Задание 1. Проанализируйте 10 статей УК РСФСР и 10 статей УПК РСФСР, ГК РФ, ГПК РСФСР по следующему плану:

а) Какие термины преобладают: простые или составные? Чем объясняется это преобладание? б) Что обозначают термины: организации, документы, какие-либо обстоятельства, состояния, процессуальные действия, виды преступлений; вред, причиняемый преступлениями; конструирующие признаки преступлений, виды наказания? в) Употребляются или нет иноязычные слова в функции терминов? Понятны ли иноязычные слова читающим? г) Много ли многозначных слов используется в функции терминов и в каких значениях? Чем Вы объясните это? д) Наблюдается ли стилистически сниженная, устаревшая лексика в функции терминов? Чем обусловлено ее употребление? е) Какова грамматическая оформленность терминов? ж) Какие из терминов позволяют говорить о трудности языка права?

Задание 2. Расскажите студентам-филологам об особенностях юридической терминологии так, чтобы им было интересно.


Раздел 1. Точность словоупотребления 161

Задание 3. Прочитайте в сборнике «Процессуальные акты предварительного расследования. Примерные образцы» постановление о возбуждении уголовного дела, об избрании меры пресечения, обвинительное заключение; выделите в них юридическую терминологию.

Задание 4. Проследите использование юридических терминов подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный. Обоснуйте это нормами УПК РСФСР. Объясните употребление термина место происшествия (не место преступления).

Задание 5. На основе прочитанных Вами речей выдающихся судебных ораторов сделайте вывод, насколько часто пользовались русские дореволюционные ораторы юридической терминологией, в каких случаях. Приведите примеры. Хорошо это или плохо?

Задание 6. Расскажите, чем терминология ГК РФ отличается от терминологии УК РСФСР. Выпишите термины, представляющие интерес в плане грамматической оформленности, сообщите о них на занятии.

Задание 7. Подумайте, какие термины следует использовать в кроссвордах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...