Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Методологические основы повышения эффективности функционирования розничного подразделения предприятия по производству строительных материалов




 

В первой главе мы рассмотрели стратегию развития и ее фундаментальное значение для компании. Однако стратегия - только направление движения, недетализированный план действий. Детализация этого плана приводит к необходимости разработки конкретных действий. По факту, реализация стратегии находится в плоскости оперативной деятельности, то есть максимизации выгод компании и минимизации ее издержек. Именно эти области служат основой для принятия управленческих решений. То есть вопрос реализации стратегии - это вопрос повышения ее экономической эффективности.

В широком смысле экономическая эффективность - это результативность экономической системы, выражающаяся в отношении конечного результата деятельности этой системы к затраченным ресурсам.

В обыденном смысле экономическая эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в способности предприятия производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками и по максимальной цене. Также экономическая эффективность предприятия в отличие от его технической эффективности зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.

В итоге, экономическая эффективность - это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно, чтобы производитель и потребитель благ стремились к наивысшей эффективности и для этого максимизировали каждый свои выгоды и минимизировали свои затраты.

Таким образом, экономическая эффективность деятельности компании это двунаправленный показатель максимизации выгоды, то есть выручки компании, и минимизации издержек.

 

Эффект максимизации выгод

 

Прибыль является ключевым критерием эффективного размещения ресурсов. В экономической теории различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек. Экономическая прибыль - это разница между выручкой от реализации продукции и альтернативными издержками.

"Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением уставных вкладов участников" [12, С.211]. Основная идея, которая лежит в основе поведения фирмы - это максимизация прибыли путем увеличения доходов и минимизации расходов. Фирма производит продукт, издержки которого колеблются в зависимости от объема производства, а продукт продается по рыночной цене. В этой ситуации фирме ничего не остается делать, как выбрать объем продаж, который максимизировал бы ее прибыль. Считается, тот объем продаж, который обеспечит максимум прибыли и будет оптимальным.

Основные вопросы, которые стоят перед фирмой: стоит ли производить данный товар? Если стоит, то, до каких пределов? Какая прибыль при этом будет получена?

При решении этих вопросов фирма должна помнить, что: в краткосрочном периоде фирма, ничего не производя (объем производства Q=0), терпит убытки, равные ее постоянным издержкам. Для фирмы рационально продолжить производство, если она может получить либо экономическую прибыль, либо убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки.

Есть два основных решения вопроса, стоит ли производить данную продукцию и в каком количестве, чтобы максимизировать прибыль. Первый предполагает сравнение совокупного дохода и совокупных издержек. Второй - сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Совокупный доход (TR) - сумма, полученная фирмой от продаж, находится как произведение цены проданного товара (P) и объема продаж (Q): TR=P*Q.

Средний доход (AR) - это доход компании от реализации одной единицы продукции. В то же время для покупателя это является ценой товара: AR=P.

Предельный доход (MR) - это дополнительный доход, приносимый последней дополнительной проданной единицей продукции: MR=ΔTR / ΔQ.

На рынке совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию является совершенно эластичной и пока на цену не влияет количество товара, продаваемое фирмой, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет равен цене. Так как цена - константа, изменение в совокупном доходе будет зависеть от производства. Поэтому для конкретной фирмы предельный доход будет равен цене. Отсюда справедливо равенство, когда цена равна предельному и среднему доходу: P=MR=AR.

Согласно первому методу, прибыль находится как разность совокупного дохода и совокупных издержек (ТС): R=TR-TC. При малых объемах производства прибыль отрицательна, доход не покрывает постоянные и переменные издержки. При нулевом выпуске фирма терпит убытки в размере постоянных издержек. По мере увеличения объема прибыль становится положительной и растет, пока не достигнет определенного объема, точка максимума, после этого прибыль начинает снижаться, отражая опережающий рост совокупных издержек.

Если фирма по каким-то причинам продолжает увеличивать производство после достижения оптимального объема, то каждая дополнительная произведенная единица уже будет сокращать имеющуюся прибыль из-за возрастающих предельных издержек. Фирма достигает максимальной прибыли в точке, в которой MR=MC (предельные издержки). А это равенство есть не что иное, как условие максимизации прибыли.

Здесь подключается второй способ определения максимума прибыли. Пока предельная прибыль как разница между MR и MC положительна, общая масса прибыли увеличивается. Фирмы увеличивают выпуск до тех пор, пока не достигнут равенства MR=MC. Поскольку для конкурентной фирмы MR=P, то фирма получает максимум прибыли тогда, когда выпуск продукции устанавливается в точке, где P=MC.

Таким образом, сравнивая показатели совокупного дохода и совокупных издержек, предельного дохода и предельных издержек, мы можем сделать следующие выводы. Фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, когда совокупный доход превышает общие издержки на максимальную величину, т.е. когда P=MR=MC. Любое производство в ситуации, когда совокупный доход будет выше совокупных издержек, обеспечивает фирме экономическую прибыль. Достижение максимальной прибыли и минимальных убытков возможно при различных обстоятельствах и ценах, на которые конкурентная фирма не в силах повлиять, при условии выполнении фирмой условия равновесия P=MR=MC.

Экономическая прибыль это разница между совокупным доходом и суммой явных и неявных издержек. Фирма ее получает, если цена складывается выше средних издержек. Получение экономической прибыли, т.е. сверхприбыли, возможно только в краткосрочном периоде, когда другие фирмы, привлеченные этим обстоятельством, не успевают войти в отрасль и начать производить аналогичный продукт. Краткосрочный период - временный отрезок, в течение которого фирма не в состоянии количественно изменить все свои производственные факторы. В долгосрочном периоде у фирмы есть возможность приспособится к изменившимся условиям, уйти из отрасли или наоборот расширить производство.

Основная задача фирмы - находить точку равновесия, где предельные издержки соответствовали бы предельному доходу. Однако для фирмы довольно распространена ситуация, когда цена складывается на уровне средних общих издержек. В точке равновесия Р=АС прибыль на единицу продукции равна нулю, т.е. экономическая прибыль (Р-АС) Q=0. Для фирмы эта ситуация является обычной. Фирма покрывает все издержки и получает нормальную прибыль, которая является прибылью, от которой владелец фирмы отказался, использовав собственные ресурсы в своей фирме. Она является альтернативной собственностью ресурсов, принадлежащих владельцу фирмы. Каждый из факторов производства в этой ситуации имеет соответствующее вознаграждение.

Прибыль равна разности валового дохода и совокупных издержек, а они в свою очередь, включают все альтернативные издержки фирмы. Совокупные издержки включают альтернативную стоимость времени и денег, которые собственники вкладывают в бизнес. В случае, когда прибыль равна нулю, доход компенсирует владельцам вложенные время и деньги. В ситуации рыночного равновесия при нулевой экономической прибыли бухгалтерская прибыль положительная. Именно это обстоятельство заставляет фирмы оставаться в отрасли, не стремиться покинуть ее или изменить масштаб производства в долгосрочном периоде.

 

Эффект минимизации затрат

 

Поведение фирмы, максимизирующей прибыль, в краткосрочном периоде определяется с одной стороны, ценой товара на рынке, а с другой - издержками производства.

Минимизация затрат - производство заданного, требуемого объема продукции с наименьшими затратами факторов посредством их рационального сочетания и учета цен на них. То есть это стремление любого предпринимателя, компании к ведению своей деятельности с минимальными затратами при всех прочих равных условиях.

Однако для того, чтобы учитывать затраты и использовать эти данные в калькуляции себестоимости необходимо разобраться в этом вопросе подробно.

Рассмотрим классификацию затрат, предложенную А.Д. Шереметом в учебнике "Управленческий учет" [21, С.36].

 

Таблица. Виды затрат

Признак классификации Вид затрат
Экономическая роль в процессе создания потребительской стоимости Основные и накладные
Способ включения в себестоимость продукции Прямые и косвенные
Зависимость от объема производства продукции Постоянные и переменные
Состав Одноэлементные и комплексные
Периодичность возникновения Текущее и единовременные
Участие в процессе производства Производственные и непроизводственные
Эффективность использования Производственные и непроизводственные
Вид хозяйственной деятельности Основная, инвестиционная, финансовая

 

По экономической роли, которую затраты играют в процессе производства, их делят на основные и накладные. Основные затрат связаны непосредственно с процессом производства. Накладные - прочие затраты, связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством. Однако нас будут интересовать два вида затрат: прямые и косвенные и постоянные и переменные.

Начнем рассмотрение с прямых и косвенных затрат, которые распределяются по способу включения в себестоимость. "Если затраты можно прямо и экономично отнести к конкретной партии продукции, такие затраты называются прямыми. Косвенные затраты нельзя отнести на одну партию продукции, они распределяются по всем партиям и видам продукции, которые производятся или реализуются предприятием" [21, С.36].

К прямым затратам относят прямые материальные затраты и затраты на оплату труда производственного персонала. При этом материальные затраты подразделяются на затраты сырья и основных материалов. Все другие затраты, в том числе вспомогательного персонала, менеджеров и т.д. относят на косвенные затраты. При этом такое распределение недетерменировано, поскольку если компания производит один вид продукции, то заработная плата управленческого персонала может быть классифицирована как прямые затраты. Однако для требуемых в настоящей работе расчетов нам потребуется, в первую очередь, анализ постоянных и переменных затрат.

По отношению к объему продукции затраты принято делить на постоянные и переменные, в основе деления лежит характер поведения затрат в зависимости от уровня деловой активности компании или уровня производства.

Постоянными называются (FC) такие затраты, величина которых не зависит от изменения объема производства или продаж. Они связаны с самим существованием фирмы и взятыми ею на себя обязательствами. Постоянные издержки, очевидно, являются обязательными и сохраняются даже в том случае, если фирма вообще ничего не производит.

Переменными (VC) называются такие издержки, величина которых находится в зависимости от изменения объема производства: это расходы на сырье, вспомогательные материалы, комплектующие изделия, топливо, электроэнергию, транспортные услуги и большую часть трудовых ресурсов.

Чтобы решить, сколько выпускать продукции, руководителям фирм необходимо знать, как возрастут переменные издержки с ростом объема производства. При отсутствии производства фирма не несет переменных издержек. Любое увеличение производства связано с ростом суммы переменных издержек. Однако до определенного положения переменные издержки фирмы повышаются медленнее, чем рост объема производства. Затем они увеличиваются ускоряющимися темпами в расчете на каждую дополнительную единицу производимой продукции. Такое поведение переменных издержек обуславливается законом убывающей отдачи.

Увеличение предельного продукта до определенного момента будет вызывать все меньший прирост переменных ресурсов для производства каждой последующей единицы продукции. Следовательно, и сумма переменных издержек будет увеличиваться меньшими темпами, чем объем производства. Но с момента падения предельной производительности все большее количество дополнительных переменных ресурсов будет использоваться для производства каждой дополнительной единицы продукции. Соответственно, сумма переменных издержек будет увеличиваться темпами, превышающими темпы роста объема производства.

Общие (валовые TC) издержки - это сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства или продаж.

Для принятия управленческих решений производители должны знать не только общую сумму издержек, но и их величину в расчете на единицу выпуска продукции, т.е. уровень средних издержек. Этот показатель необходим, например, для сравнения с ценой, которая всегда дается на единицу продукции. Имеются три вида средних издержек: средние постоянные; средние переменные; средние общие издержки.

Средние постоянные издержки (AFC) представляют собой постоянные издержки на единицу продукции. Средние переменные издержки AVC представляют собой переменные издержки в расчете на единицу продукции. Средние общие издержки (ATC) представляют собой валовые издержки в расчете на единицу продукции. Их можно рассчитать путем деления валовых издержек на количество произведенной продукции: ATC=TC/Q.

Крайне важным для компании является учет предельных издержек (MC). Для каждой дополнительной единицы продукции их можно определить, выявив то изменение суммы издержек, которое явилось результатом производства этой единицы.

Определение предельных издержек имеет для фирмы важное значение, поскольку позволяет определить те издержки, величину которых она всегда может контролировать. Предельные издержки показывают, каков объем тех затрат, которые фирма понесет в случае увеличения производства на последнюю единицу продукции, или тех средств, что она сэкономит при сокращении объема производства на эту единицу.

Кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке их минимума и, следовательно, равна средним издержкам. В положении равновесия в долговременном периоде все находится в равенстве:

(P) =AC=МС

 

Это тройное равенство говорит нам, что, хотя конкурентная фирма может получить экономические прибыли или убытки в краткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом MR (P) =МС в долговременном периоде.

В любой экономике основные ресурсы ограничены, а эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий, называемых эффективностью распределения ресурсов (P=MC) и производственной эффективностью (P=AC). Первое: для достижения эффективности распределения ресурсов они должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

Основным источником минимизации издержек является установление оптимального значения объема производства, продвижения и сбыта. Преимущества стратегии минимизации издержек отражены в модели пяти сил конкуренции, предложенной М. Портером (Портер, 2005).

.   Конкуренция со стороны клиентов;

2. Конкуренция со стороны товаров-заменителей;

.   Конкуренция со стороны поставщиков;

.   Конкуренция между отраслевыми организациями;

.   Конкуренция со стороны организаций из других отраслей.

По отношению к прямым отраслевым конкурентам организация, имеющая минимальные издержки, при прочих равных условиях имеет более высокую рентабельность продаж. В том случае, если такая организация не имеет максимальную в отрасли рыночную долю, у нее есть шансы завоевать ее за счет большей рентабельности.

По отношению к покупателям такая организация также имеет сильные позиции, так как никто кроме нее на рынке не может предложить более низкие цены в долгосрочном периоде.

В отношении поставщиков в отдельных случаях минимальные издержки могут в значительной мере достигаться за счет благоприятных отношений с поставщиками; с другой стороны, организация может от них сильно зависеть, так как последние осознают, что в значительной мере определяют успех выбранной организацией стратегии минимизации издержек. Однако если доля организации значительно превосходит доли других отраслевых организаций, она может до определенной степени диктовать поставщикам свои условия.

По отношению к потенциальным конкурентам такие организации имеют сильные позиции в силу своего положения, но они могут значительно ослабнуть, если конкуренты войдут в отрасль с новыми, более эффективными технологиями.

По отношению к товарам-заменителям статус организации с минимальными издержками не дает ощутимо выраженных преимуществ, за исключением случаев, когда конкурентоспособность товаров-заменителей сравнима с таковой у организации.

Наиболее уязвимы организации, сделавшие ставку на стратегию минимизации издержек к величине загрузки мощностей. Обычно считается, что оптимальной является 95% загрузки от максимальной. При большей загрузке непропорционально возрастает темп износа оборудования, при меньшей - резко возрастает себестоимость продукции, обусловленная фактическим омертвлением части капитала.

Основной слабостью стратегии минимизации издержек является ее относительное противоречие со стратегией дифференциации, то есть производством множества модификаций продукции, что объяснятся тем фактом, что наиболее полно достоинства производственного эффекта масштаба достигаются при достаточно значительных объемах производства. То есть, при наличии у производителя сильно диверсифицированной продуктовой линии, он не всегда сможет достичь минимальных удельных издержек. Данное противоречие частично нивелируется при применении гибкого производства, предполагающего: низкие издержки перестройки и переналадки производственных мощностей при производстве различных модификаций продукции; достижение максимальности проявления производственного эффекта масштаба при относительно небольших объемах производства.

Учет тех или иных затрат в управленческом учете зависит от выбранных методик учета затрат. Выделяют несколько систем учета: директ-костинг, метод учета полных затрат и стандарт-костинг.

"Метод учета переменных затрат (система "директ-костинг") - метод, при котором для определения себестоимости продукции и оценки запасов учитываются только переменные производственные затраты. В расчете себестоимости участвуют прямые материальные затраты, прямые трудовые и переменные общепроизводственные расходы, а постоянные производственные расходы рассматриваются как периодические. Другой метод - метод учета полных затрат учитывает все производственные затраты и только коммерческие и общехозяйственные расходы рассматривает как периодические. И система стандарт-костинг - система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат" [21, С.].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...