Союзы и ассоциации муниципальных образований в Российской Федерации
В нашей стране союзы и ассоциации местных властей стали появляться сравнительно недавно, с началом перестройки 1980-х гг. Первой в 1986 г. была создана Ассоциация сибирских городов, преобразованная в дальнейшем в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Большую роль в развитии межмуниципального сотрудничества и защите интересов местного самоуправления сыграл образованный в 1991 г. Союз российских городов, объединивший в основном столицы субъектов Российской Федерации и другие крупные города. По состоянию на 2004 г. в Российской Федерации создано и функционирует несколько десятков различных союзов и ассоциаций муниципальных образований. Согласно действующему законодательству, союз (ассоциация) органов местного самоуправления является юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Учредителями союзов и ассоциаций становятся органы местного самоуправления. На основании учредительных договоров устанавливаются вид деятельности союза (ассоциации), права на долевое участие и пользование результатами деятельности, организационные формы управления, порядок и процедура принятия решений по всем вопросам работы. Союзы и ассоциации создаются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено в учредительных документах. Для описания сфер и видов деятельности самых разнообразных союзов и ассоциаций используются многочисленные параметры, что приводит к необходимости классификации указанных объединений. По территории действия союзы и ассоциации муниципальных образований разделяются: § на региональные союзы и ассоциации (например, Ассоциация городов, поселков и сельсоветов Калужской области, Ассоциация местных властей Волгоградской области, Ассоциация муниципальных образований Калининградской области, Союз местных властей Дагестана и т. д.) ¾ объединяют муниципальные образования, расположенные в границах одного субъекта Российской Федерации; в некоторых крупных субъектах (Красноярский край, Приморский край) имеется по нескольку подобных ассоциаций, охватывающих части территории соответствующего региона;
§ межрегиональные союзы и ассоциации (АСДГ, Союз городов Центра и Северо-Запада России, Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация муниципальных образований «Города Урала», Ассоциация городов Юга России) ¾ координируют деятельность муниципальных образований в рамках крупных макрорегионов; § общероссийские союзы и ассоциации (важнейшими среди них являются Союз российских городов и Союз малых и средних городов России) ¾ представляют интересы муниципальных образований на всей территории Российской Федерации. По профилю деятельности союзы и ассоциации муниципальных образований делятся: § на объединения, представляющие интересы всех муниципальных образований соответствующей территории; § специализированные (обычно общероссийские) ассоциации по отраслевым или иным направлениям деятельности. К числу специализированных ассоциаций относятся Союз шахтерских городов, Ассоциация развития наукоградов, Союз закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), Ассоциация городов Заполярья и Крайнего Севера, Союз малых исторических городов и др. По уровню представительства выделяют союзы и ассоциации: § объединяющие муниципальные образования в целом; § объединяющие только отдельные органы местного самоуправления (например, представительные органы, жилищно-коммунальные службы, органы здравоохранения и т. п.).
Союзы и ассоциации муниципальных образований принимают участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, реализации государственных программ его поддержки, участвуют в парламентских слушаниях и международных форумах по проблемам местного самоуправления, осуществляют взаимодействие с зарубежными союзами и ассоциациями. Многие положительные результаты, достигнутые в ходе муниципальной реформы в России за последние годы, в немалой степени оказались следствием совместной работы союзов и ассоциаций муниципальных образований. В 1998 г. по инициативе ряда союзов и ассоциаций муниципальных образований был учрежден Конгресс муниципальных образований Российской Федерации ¾ единая общенациональная организация, своеобразный «союз союзов», представляющий интересы всех типов муниципальных образований страны при взаимодействии с федеральными органами государственной власти, а также с зарубежными и международными организациями по вопросам местного самоуправления. Создание конгресса было поддержано Указом Президента Российской Федерации. Конгресс отстаивает и защищает права и интересы местного самоуправления при проведении государственной политики в различных сферах общественной жизни. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вносит ряд существенных изменений в деятельность союзов и ассоциаций муниципальных образований России. Установлено, что в каждом субъекте Российской Федерации должен быть образован единый совет муниципальных образований. Организация и деятельность таких советов осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях (применительно к ассоциациям). Совет должен иметь свой устав, органы управления. Совет определяет размер и порядок уплаты членских взносов на осуществление своей деятельности; он не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований или ограничивать ее. Существование совета не препятствует созданию и деятельности иных союзов и ассоциаций муниципальных образований на территории или части территории субъекта Российской Федерации.
Региональные советы муниципальных образований могут рассматривать следующий круг вопросов: § предварительное рассмотрение и согласование проектов законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации, регулирующих деятельность местного самоуправления; § выработка согласованных подходов к вопросам, касающимся установления системы муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации, порядка их создания, объединения и упразднения, изменения их границ, границ и правового режима пригородных зон; § выработка согласованных решений по вопросам передачи в муниципальную собственность различных объектов государственной собственности, включая землю и другие природные ресурсы; § выработка согласованных решений по вопросам региональной налоговой политики, системы межбюджетных и иных финансовых взаимоотношений между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями; § участие в разработке и реализации региональных программ государственной поддержки местного самоуправления; § согласование порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, финансирования и контроля их исполнения; § согласование порядка и формы участия муниципальных образований в выполнении федеральных, региональных и других программ, с компенсацией расходов. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлено, что указанные региональные советы могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований, в которое могут также входить иные объединения муниципальных образований.
Рекомендация:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|