Структура и функции управления социально-экономическим развитием муниципального образования
Систему управления социально-экономическим развитием на уровне муниципального образования можно определись как сложную, иерархическую систему, имеющую соответствующее структурное построение. В ней можно выделить управляющую (субъект) и управляемую (объект) подсистемы, а также проследить взаимодействие между ними. Объектами муниципального управления являются многообразные социально-экономические процессы: § развитие промышленного производства, строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания; § увеличение инвестиционного потенциала муниципального образования; § финансовое обеспечение муниципального образования; § социально-демографические процессы (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, миграция, изменение профессионально-квалификационного состава); § занятость и безработица; § процессы формирования и использования доходов; § социальная дифференциация и стратификация населения; § социальная мобильность населения; § изменение объемов и структуры потребления; § процессы образования; § процессы укрепления здоровья населения; § повышение культурного уровня населения. Субъектом муниципального управления в системе управления социально-экономическим развитием города выступает население муниципального образования ¾ местное сообщество. Оно передает часть функций и полномочий органам местного самоуправления,и в этом случае уже они выступают в роли субъекта управления социально-экономическим развитием муниципального образования. К подразделениям администрации, занимающимся управлением социально-экономическим развитием, относят: управление экономическим развитием, управление финансами, управление инвестициями, управление образования, управление здравоохранения, комитет по делам молодежи и спорта, городское управление культуры, городское отделение по труду и социальным вопросам и др.
Каждое из указанных управлений ставит перед собой определенные цели и задачи, выполняет соответствующие функции, например: § управление экономическим развитием ¾ проводит анализ и составляет прогноз социально-экономического развития города, разрабатывает и реализует целевые программы развития; § управление финансов ¾ осуществляет финансово-бюджетное планирование и регулирование, ведет ценовую и кредитную политику муниципального образования; § управление инвестициями ¾ реализует инвестиционные проекты на территории города; § управление здравоохранения ¾ обеспечивает развитие системы здравоохранения, организует охрану здоровья населения города на основе профилактики заболеваний и оказания населению общедоступной квалифицированной медицинской помощи; § комитет по делам молодежи и спорта ¾ определяет приоритетные направления и организует работу по решению молодежных проблем посредством включения их в план социально-экономического развития города и бюджет; содействует информированию молодежи о наличии возможностей по реализации ее интересов в сфере трудоустройства, образования, профессиональной ориентации и подготовки, охраны здоровья, культуры, досуга, физической культуры, туризма; организует и контролирует работу подростковых клубов; § управление образования ¾ организует формирование адаптивной, личностно-ориентированной образовательной среды города; § отдел по труду и социальным вопросам ¾ осуществляет мероприятия по реализации государственной и муниципальной политики в области труда и социальных вопросов, решает проблемы занятости населения города, организует обеспечение надлежащих условий и охрану труда, проводит оценку состояния трудовых ресурсов в городе, производит ежемесячный расчет прожиточного минимума жителей города и др.
Для повышения эффективности управления социально-экономическими процессами в городе, усиления процессов демократизации общества структурные подразделения администрации должны координировать свои действия с общественными структурами муниципальных образований (рис. 22.1). Рис. 22.1. Взаимодействие структур, При построении организационных взаимосвязей органов управления необходимо использовать опыт управления социально-экономическими процессами в странах англосаксонского типа, где местные органы власти передают права выполнять отдельные функции в области муниципального управления специализированным организациям (публичным корпорациям, агентствам по региональному социально-экономическому планированию и развитию, общественным организациям, сообществам людей). Администрация может передавать часть своих функций (на основе муниципального заказа) специализированным организациям города (т. е. физическим или юридическим лицам с различными организационно-правовыми формами и разными формами собственности), удовлетворяющим условиям конкурсного отбора. На развитие муниципального образования влияют и иные реальные экономические и политические силы, которые наряду с органами местного самоуправления могут рассматриваться в качестве субъектов управления социально-экономическим развитием города: § органы государственной властиРоссийской Федерации и соответствующего ее субъекта; § органы местного самоуправления соседних муниципальных образований ¾ они могут быть косвенными субъектами, реально оказывающими влияние на развитие муниципального образования (такой вариант возможен, когда местное сообщество по каким-либо причинам не может осуществлять свои функции в полном объеме и часть своих полномочий передает иным структурам, в том числе и соседнему местному сообществу); § не являющаяся официальной промышленная, финансовая или духовная элита муниципального образования ¾ также может выступать в качестве косвенного субъекта муниципального управления (в современной российской практике представители научной, промышленной, финансовой элиты оказывают влияние на указанный процесс через созданные добровольные объединения ¾ совещательные органы).
Из исследования объектов (социально-экономических процессов) и субъектов управления социально-экономическим развитием муниципального образования вытекает, что существующая в большинстве случаев организация муниципального управления социально-экономическими процессами страдает рядом недостатков, к которым, в частности, относятся: § недостаточная координация деятельности комитетов и управлений и пересечение их базовых функций, отсутствие концентрации ответственности и контроля исполнения и, как следствие, распыление и ¾ в ряде случаев ¾ нерациональное использование материальных и финансовых ресурсов; § недостаточное использование функций целеполагания, долгосрочного планирования и прогнозирования в сфере муниципального социально-экономического развития, низкая эффективность деятельности по стратегическому управлению социально-экономическими процессами; § низкий уровень организационного обеспечения программно-целевого регулирования проблем, связанных с развитием и функционированием муниципального образования.
Рекомендация:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|