Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тренировочные задания. 1. Сколько лет длилось монголо-татарское иго?. 2. Кто собирал дань с покоренных русских земель во времена монголо-татарского ига?




Тренировочные задания

 

Дать полный ответ на следующие вопросы:

1. Экономические и социальные причины распада Киевской Руси.

2. Экономическая зависимость Руси от монголо-татарских завоевателей.

3. Денежное обращение после распада Киевской Руси.

 

Тест 1

 

1. Сколько лет длилось монголо-татарское иго?

а) 50 лет

б) 100 лет

в) 240 лет

 

2. Кто собирал дань с покоренных русских земель во времена монголо-татарского ига?

а) баскаки

б) басурманские купцы

в) русские князья

 

3. Какие повинности выполняло русское население во времена монголо-татарского ига?

а) ратная

б) ямская

в) подводная

 

4. Кому платила дань русская православная церковь во времена монголо-татарского ига?

а) Золотой орде

б) русским князьям

в) никому

 

5. Означает ли политическая зависимость Руси от завоевателей, потому что князьям право на княжение давала Орда?

а) означает

б) не означает

 

6. Дворяне – это:

а) князья

б) бояре

в) младшие княжеские дети

г) младшие боярские дети

7. Какие торговые пошлины существовали на Руси?

а) тамга

б) явка

в) мостовщина (перевоз)

г) весчее, пудовое, подъёмное

д) пятно

е) роговое (привязное)

ж) костки

з) гостиное

 

8. Что использовалось во внутреннем денежном обращении на Руси?

а) привозное серебро д) любекские марки
б) медь в слитках е) шиллинги
в) немецкие марки ж) пфеннинги
г) рижские марки з) диргема (денга)

 

9. Как назывались монгольские монеты?

а) марка

б) пфеннинг

в) денга (диргема)

 

10. В каком году московский князь Дмитрий Донской стал перечеканивать монгольские монеты?

а) 1280

б) 1380

в) 1480

 


2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

 

Объединение русских земель в централизованное государство – объективная предпосылка формирования финансовой системы

В начале XIV века усилился процесс объединения русских земель в единое государство, который закончился в основном в XVI веке. Следует отметить, что объединительный процесс был закономерным для всех европейских стран, но там он завершился главным образом в конце XV – начале XVI веков и имел ряд особенностей. Так, почти во всех странах Западной Европы он проходил в условиях зарождения рыночной экономики, которая требовала активных деловых связей между регионами. Развитие городов, ремесленного производства, торговли вело к разрушению феодальной замкнутости и жесткой вассальной иерархии, отмене таможенных пошлин. Королевская власть была заинтересована в росте городского населения (ремесленников, торговцев, молодой буржуазии), которое помогало королям разрушить феодальный сепаратизм, объединиться в крепкое государство. В свою очередь, королевская власть поддерживала отечественную промышленность, торговлю, укрепляла внешние связи.

Процесс объединения на Руси происходил в иных условиях. Его первые попытки появились во Владимиро-Суздальском княжестве еще в XII-XIII веках при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Но этому помешало монгольское нашествие, которое надолго задержало развитие экономических и политических предпосылок объединения. В начале XIV века этот процесс возобновился на основе национально-освободительной борьбы с иноземным игом.

Основной причиной усиления объединительных тенденций на Руси, в отличие от Запада, было укрепление и развитие феодальных отношений, дальнейшее усиление вотчинного и поместного землевладения.

Феодалов-вотчинников, служилых людей (дворян) и духовенство стали все больше интересовать не просто земельные угодья, а общинные земли с работающими там крестьянами. Феодалы не желали терять работников, за счет которых они пополняли свое богатство. Общинники же считали, что у них есть свои более давние права на земельные угодья, а феодалы незаконно пользуются общинными землями. Все это требовало разработки целой системы законодательных норм, четко определяющих взаимоотношения феодалов и крестьян по поводу присвоения общинных земель, установления величины всевозможных отработок и оброка. Это можно было сделать только в условиях единой власти, мощного государственного аппарата, в чем были заинтересованы все слои общества.

Весь долгий путь объединения можно условно разделить на три этапа. Первый: конец XIII века – 1380-е годы; второй: 1380-е годы – 1462 год; третий: 1462 год – середина XVI века.

На первом этапе происходил заметный прогресс в развитии и укреплении Северо-Восточных княжеств. Шла борьба между Владимиром, Нижним Новгородом, Москвой и Тверью за политическое господство, а также решался вопрос: вокруг которого из этих центров будут объединяться земли. Сначала верх взяло Тверское княжество, но в конце XIII века при князе Данииле более сильным стало Московское княжество, которое первоначально было совсем небольшим (в него входили лишь Звенигород, Руза и несколько волостей). Постепенно к Москве были присоединены Можайск, Коломна и другие ближние города. Сын Даниила Иван 1 Калита получил от Орды ярлык на великое княжение и право собирать дань со всех русских земель, что позволило ему присоединять другие княжества и земли, захватывая их военной силой, покупая, получая в дар от золотоордынских ханов.

Заметный вклад в дело формирования централизованного государства внес великий князь Дмитрий Донской, разгромив монгольские войска на Куликовом поле в 1380 году. Тем самым ускорился распад Золотой Орды, хотя до окончательного свержения ига оставалось еще долгих сто лет. Но после этой победы Москва стала общепризнанным центром русских земель. Дмитрий Донской присоединил к Москве Владимир, Дмитров, Кострому, Тулу, Калугу, Медынь, окончательно включил в состав Московского княжества Углич, Галич и Белоозеро.

Именно с Куликовской битвы начался второй этап объединительного процесса. Дмитрий Донской проводил большую работу по упорядочению сбора податей с княжеств в пользу государства, пытался создать собственную денежную систему, независимую от Золотой Орды, реформировал процесс создания княжеских ополчений, из которых позже должно было получиться единое войско. Справедливости ради следует сказать, что Иван I Калита только начал собирать Московское княжество, а Дмитрий Донской стал основателем экономически и политически крепкого Московского государства. Наследники Дмитрия Донского продолжили его дело, объединив с Москвой Муромское, Суздальское княжества, Вологду, Великий Устюг, Двинскую и Пермскую земли.

На третьем этапе формирования единого российского государства, в результате ожесточенной борьбы Московскому княжеству были подчинены Ярославское, Ростовское, Козельское, Тверское княжества, Новгородская республика и другие земли. В конце XV – начале XVI века была создана самая крупная европейская держава, получившая название Россия.

Начиная с правления Ивана III, Русское государство активно развивало международные связи. В конце XV века были установлены посольские связи с Венецианской республикой, Германией, Венгрией, Турцией, Персией. При Василии III были установлены дипломатические отношения с Францией, Индией и другими странами.

В результате женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина, у Московского государства появилсявизантийский герб – двуглавый орел, который был соединен с прежним московским гербом, где был изображен Георгий Победоносец. В это же время у московских государей появилась и шапка Мономаха, символ наследия византийской короны. Получила распространение и доктрина, в соответствии с которой Москва, как наследница Константинополя, “второго Рима”, является “третьим Римом”, последним и вечным царством всего православного мира.

 

Экономическая политика России второй половины XV-ХVII веков

В конце XV – начале XVI века в России постепенно сформировалась система государственного управления во главе с великим московским князем. У него в подчинении находились удельные князья и бояре как московские, так и из присоединенных земель. Они должны были служить верховному собственнику земли русской. Вся эта иерархическая структура приняла форму местничества, при которой получение какой-либо должности для представителя княжеско-боярской знати обязательно увязывалось с происхождением и знатностью семьи, близостью к великому князю, верностью и давностью службы ему.

Вместо временных боярских советов, собиравшихся в удельных княжествах, при великом князе Иване III стал собираться высший совещательный орган Московского государства – Боярская дума.

В годы правления Ивана III большое место во внутренней политике занимали сложные отношения государства и церкви. Как уже отмечалось выше, церковь была в особом, привилегированном, положении еще со времен монголо-татарского владычества, она была освобождена от всех налогов и разорения. В результате этого в XV веке церкви принадлежало более трети всех богатств страны, она являлась главным ростовщиком и основным хозяйствующим субъектом в России. Церковь имела почти все имущественные, военные, судебные права, которыми пользовалась светская знать.

Для решения этих проблем Иван III использовал борьбу, развернувшуюся внутри самой церкви между нестяжателями и иосифлянами. Последователи строгого подвижника Нила Сорского (“заволжские старцы”) называли себя нестяжателями и проповедовали отказ церкви от богатства, пышности, земельной собственности. Игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий и иосифляне выступали за умножение богатства церкви, за сохранение церковно-монастырского землевладения, и таких взглядов придерживалась большая часть духовенства. Иван III и его сын Василий III так и не решились на радикальные шаги по отношению к церкви, так как они рассчитывали на ее поддержку в борьбе с боярской оппозицией. Вопрос о подчинении церкви государству был отложен, и только Иван IV смог окончательно разрушить ее экономический монополизм.

На протяжении XVI века феодальное землевладение продолжало укрепляться и развиваться. В этот период вотчинники по-прежнему сохраняли феодальный иммунитет, поддерживаемый великим князем, в связи с чем крупные феодалы были заинтересованы в сильном государстве. Но, с другой стороны, великие князья (а позже и цари), стремясь к самодержавию, постоянно ограничивали права и привилегии феодалов-вотчинников. Таким образом, на протяжении XVI века верховная власть России была вынуждена вести двоякую политику по отношению к феодалам, поддерживая одних и подавляя других. В этой сложной борьбе центральная власть нашла опору в наиболее прогрессивной части населения того времени – служилых дворянах, которые поддерживали великих князей и царей, поскольку им экономически и политически была выгодна сильная государственная власть.

Иван IV в 1547 г. был венчан на царство и стал царем Российского государства, что уравнивало его с западноевропейскими монархами и значительно возвышало над княжеско-боярской знатью. В первый период правления перед Иваном IV стояла проблема: пойдет ли развитие России по пути восточной деспотии, или она будет преобразована в страну с представительной монархией по образцу западноевропейских стран. В этот период он продолжал реформы своей матери, сориентированные на второй путь развития. Вокруг царя сконцентрировались советники, или так называемая“Избранная рада”, состоявшая из митрополита Макария, священника Сильвестра, князя Андрея Курбского, незнатного дворянина Алексея Адашева и др.

В своей деятельности Иван IV пытался ослабить консервативную боярскую оппозицию, используя служилое дворянство и другие слои населения. Когда в 1549 году был сформирован совещательный орган –Земский собор, туда вошли представители не только земельной аристократии, духовенства, дворян, но и купечества, богатых горожан. Созыв Земского собора означал, что в России установилась сословно-представительная монархия.

В 1550-х гг. Иван IV снова вернулся к проблеме соотношения церкви и самодержавия. В 1551 г. был созван так называемый Стоглавый церковный собор (его постановления состояли из ста глав). На соборе снова возникли споры нестяжателей и иосифлян по поводу церковного землевладения, и в результате был достигнут определенный компромисс: церковь одобрила проводимые царем реформы и Судебник 1550 года, а царь поддержал иосифлян. Царская власть стала осуществлять более строгий контроль за ростом церковных владений. Впредь приобретать и продавать земли церковь могла только с разрешения верховной власти.

При Иване Грозном отношения между царской властью и боярской оппозицией достигли наивысшего накала и приняли жестокие и кровавые формы. В 1565 г. царь объявил о переходе к особым условиям правления, что позволило ему получить неограниченные полномочия, в соответствии с которыми он мог объявить государственными изменниками любых представителей княжеско-боярской аристократии, на одних распространить опалу, других – казнить без суда и следствия, отобрать у них земли в государев удел – “опричнину”. Это был своего рода государственный переворот, по которому он лишил Боярскую думу и бояр многих прав.

В государев удел (опричнину) отходили лучшие земельные угодья, оттуда выселялись вотчинники-бояре и удельные князья на земли земщины, то есть на территории, не входившие в опричнину и которыми управляла Боярская дума. Земщина располагалась главным образом на окраинах страны. На место выселенных бояр расселяли служилых людей. В опричнину были взяты некоторые улицы и слободы Москвы, около 20 городов с уездами в центральных и северо-западных областях России. Земли опричнины составляли примерно половину всей территории государства.

В пределах опричнины создавался “государев двор”, или особое войско из опричников, основанное на беспрекословном подчинении царю, который давал им щедрое денежное и имущественное вознаграждение. Опричникам была присуща особая жестокость при проведении массового террора в стране. Огромные людские потери и хозяйственный ущерб во время карательных операций, неудачи в Ливонской войне, набеги крымских татар привели страну к тяжелому экономическому кризису. В 1572 г. царь отменил опричнину и даже запретил упоминать это слово. Иван IV, борясь с феодальной оппозицией, создал крепкую самодержавную власть. Но последствия опричнины были очень тяжелыми, и они еще долго оказывали отрицательное воздействие на экономику России.

Правление первых царей династии Романовых (с 1613 г. ) ознаменовалось существенными изменениями в жизни России. В середине XVII века заметно усилились тенденции перехода от сословно-представительной монархии к самодержавию. В Боярской думе увеличилось представительство дворян – опоры монархии. Из ведения думы был изъят ряд важных государственных дел в исключительную компетенцию государя. Начиная с 1653 г. почти прекратил свою деятельность Земский собор, одна из форм участия различных сословий в общественной жизни России. При царе Алексее Михайловиче был сделан важный шаг к полному устранению церкви от ее вмешательства в дела управления государством, что проявилось во время церковной реформы и в победе над патриархом Никоном.

Постепенно происходили изменения в Приказной системе, увеличивалось количество приказов1, а их функции все больше переплетались, порой их трудно было разграничить, что создавало неразбериху в управлении. Правительство время от времени проводило их слияние, реорганизацию, но это не устраняло всех сложностей.

Была сделана попытка систематизировать местное управление. Россия была разделена на 250 уездов во главе с воеводой, позже их стали укрупнять в так называемые разряды – Новгородский, Рязанский и др. В 33 крупных городах было также учреждено воеводское управление с большими административными и судебными полномочиями

Развитие экономики России в XV-XVI веках связано прежде всего с постепенным закрепощеиием крестьян, которые жили на княжеских, боярских, церковных (монастырских) землях. По договору с землевладельцами они занимали определенные участки земли и платили за них условленный денежный или натуральный оброк а также исполняли некоторые повинности: “барщину”, или “издолье, издольщину”. В соответствии с законами и старыми обычаями крестьяне имели право перехода от одного хозяина к другому, надеясь найти на новом месте лучшие условия жизни.

С годами крестьянам становилось все труднее переходить на новые места, так как постоянно росла их задолженность землевладельцам.

Экономическая политика России XV-XVII веков послужила надежной опорой развития финансовой системы. Именно в этот период возникли финансы государства, был разработан механизм их формирования.

 

Уровень развития товарно-денежных отношений

В XVI-XVII веках продолжался период активного развития ремесленного производства, местных промыслов. Одновременно с этим росли новые города, слободы, торговые села, развивались и укреплялись древние города, такие как Псков, Новгород, Ярославль, Владимир и многие другие. Но основным центром экономики стала Москва, в которой были сосредоточены многочисленные внутренние и внешние хозяйственные связи. Она была крупным ремесленным и торговым городом. В середине XVI века в ней проживало около 100 тысяч жителей. И все жегорода на Руси еще оставались центрами феодальных и княжеских вотчин, а городское население находилось в сильной зависимости от феодальной знати.

В этот период продолжало развиваться ремесленное производство, возрастал его удельный вес в экономике страны, увеличивалось количество ремесленных специальностей, заметно повышался уровень квалификации работников. Ремесленники все больше стали работать на рынок, а не на заказ. Феодалы предпочитали покупать ремесленные изделия на городских рынках, нежели использовать не очень качественные изделия своих сельских мастеровых. Все чаще и крестьяне покупали городские изделия, что приводило к росту внутреннего спроса и предложения.

В России в XVI-XVII веках почти не было цеховой организации ремесленного производства, подобно западноевропейской, где существовала очень жесткая регламентация при производстве и продаже продукции. На Руси отдельный ремесленник зачастую занимался изготовлением не одного, а различных видов товаров. Дальнейшая специализация производителей и развитие внутреннего спроса свидетельствовали о том, что в сфере производства зарождались иные формы, отличные от средневекового ремесла. В XVII веке начали появляться мануфактуры, предприятия, хотя и основанные на ручном труде, но более глубоко применяющие разделение труда. Если в Западной Европе развитие мануфактур происходило на основе найма вольных работников, то в России свободных людей почти не было, поэтому так называемые вотчинные мануфактуры основывались на использовании крепостного труда. Крепостных ремесленников и крестьян заставляли работать на предприятиях в порядке феодальной повинности, заработная плата им почти не выплачивалась. Такие мануфактуры существовали в России до середины XIX века.

Первая мануфактура была построена в 1631 г. на Урале: Ницинский медеплавильный завод. Около Тулы возникли металлургические заводы голландцев А. Виниуса, П. Марселиса, Ф. Акема и др. В Москве существовало несколько государственных (казенных) мануфактур, принадлежащих Дворцовому приказу: Монетный, Печатный, Хамовный (полотняный) дворы. Но в целом мануфактуры еще не занимали большого удельного веса среди предприятий, их общее количество к концу XVII века составляло всего два десятка.

В этот же период развивалась рассеянная мануфактура (мануфактура на дому). Появилась новая фигура – скупщик, то есть торговый посредник между ремесленниками и рынком. Скупщики из числа разбогатевших ремесленников и купцов распределяли заказы по домам производителей, предъявляя определенные количественные и качественные требования к продукции.

Заказчики-скупщики снабжали изготовителей сырьем, орудиями труда, нередко в долг, под будущие изделия. Тем самым скупщики постепенно отрезали производителей и от рынка сбыта, и от рынка сырья. Этот вид мануфактур просуществовал в России до конца XIX века, особенно вокруг крупных городов, где формировался постоянно высокий спрос на изделия повседневного быта: кожаную и валяную обувь, деревянные ложки и посуду, кадушки, глиняную посуду и др.

Заметное место начали занимать отхожие промыслы, особенно в Нечерноземье. Крестьяне осенью и зимой уходили на заработки в города, на строительство храмов и мостов, становились речными бурлаками и работниками на соляных промыслах, но весной они возвращались в деревню на полевые работы. Феодалы поощряли такую деятельность, поскольку крестьяне платили им денежный оброк, что было выгодно в условиях нарождающегося рынка.

XVII век ознаменовался важнейшим событием в экономической жизни страны – образованием всероссийского рынка. Для этого в России появились определенные предпосылки. Как указывалось ранее, в стране все заметнее углублялось территориальное разделение труда. Ряд районов специализировался на производстве различной промышленной продукции. В сельском хозяйстве также складывалась определенная региональная специализация, земледельческие хозяйства стали производить продукцию на продажу. Так, на северо-западе России предпочитали выращивать для рынка лен, на юге и юго-востоке – хлеб и мясной скот, вблизи больших городов – овощи, молочный скот. Даже монастыри занимались производством различной продукции на продажу: кожи, сала, пеньки, поташа и др.

Все это способствовало усилению экономических связей между регионами, постепенному слиянию местных рынков в один, всероссийский. К тому же централизованное государство поощряло процесс такого объединения. В экономические связи постепенно втягивались Левобережная Украина, Поволжье, Сибирь, Северный Кавказ.

Если в XVI веке внутренняя торговля велась в основном на небольших рынках-торжках, то в XVII веке начали появляться регулярные ярмарки и прежде всего около монастырей во время больших церковных праздников. Возникли общероссийские ярмарки: Макарьевская (около Нижнего Новгорода), Свенская (около Брянска), Архангельская, Тихвинская, Ирбитская, Сольвычегодская. Особое место среди торговых центров занимал Великий Новгород.

Но в XV-XVI веках центр торговли постепенно переместился в Москву. Именно в Москве в XVII веке сформировалось купечество как особое сословие горожан, игравшее все более заметную роль в экономической и политической жизни страны. Здесь выделялись особо именитые купцы, “гости”, примерно 30 человек. Это почетное звание получали от царя те, кто имел торговый оборот не менее 20 тыс. руб. в год (или около 200 тыс. золотых рублей в масштабе начала XX века). Эти купцы были особо приближенными к царям, выполняли важные финансовые поручения в интересах казны, вели внешнюю торговлю от царского имени, выступали в качестве подрядчиков на важных строительных объектах, собирали налоги и пр. Они освобождались от уплаты пошлин, могли покупать во владение крупные земельные участки.

Купцы, обладавшие меньшими капиталами, входили в так называемые “сотни” – гостиные, суконные и т. д. Их представители тоже обладали большими привилегиями, имели выборное самоуправление внутри сотни, которыми руководили “головы” и “старшины”. К самым Низким разрядам относились “черные сотни” и “слободы”. Сюда, как правило, входили те, кто производил продукцию и сам ее продавал.

В XVI-XVII веках в России начался процесс первоначального накопления капитала именно в сфере торговли. Позже купеческий капитал стал проникать в сферу производства, богатые торговцы покупали ремесленные мастерские и промышленные предприятия. Наряду с вотчинными и казенными появлялись купеческие мануфактуры, на которых использовался труд свободных горожан, оброчных крестьян, отпущенных на отхожие промыслы, а также привлекались и иностранные мастера. Так, на различных промыслах Строгановых (соляных, поташных) было занято около 10 тыс. вольных людей.

Одним из источников накопления купеческого капитала была система откупов, когда правительство предоставляло богатым купцам право на продажу соли, вина и других важных для казны товаров, на сбор кабацких и таможенных пошлин. Так, московские гости Воронин, Никитников, Грудицын и др. торговали хлебом, имели крупные железоделательные заводы, были судовладельцами, являлись откупщиками на поставку в армию продовольствия и обмундирования.

В XVI-XVII веках Россия стала более активно развивать внешнюю торговлю. Еще при Василии III были заключены торговые соглашения с Данией, при Иване IV установлены прочные связи с Англией. Английским купцам были даны большие привилегии в торговле, которая осуществлялась практически без пошлин для обеих сторон. Англичане основали несколько торговых домов-факторий в Вологде, Холмогорах, Москве, Ярославле, Казани, Астрахани. Вслед за Англией на российский рынок устремились Голландия и Франция. Внешняя торговля в больших масштабах осуществлялась с Литвой, Персией, Бухарой, Крымом. Российский экспорт составляли не только традиционные сырьевые товары (лес, пушнина, мед, воск), но и продукция ремесленного производства (шубы, льняные холсты, седла для лошадей, посуда, стрелы, ножи, металлические доспехи, канаты, поташ и многое другое). Еще в XV веке тверской купец Афанасий Никитин побывал в Индии за 30 лет до португальца Васко да Гама, прожил там несколько лет, усвоил иностранные языки, укрепил торговые связи с восточными странами.

Русское купечество пока еще не могло конкурировать на внутреннем рынке с сильными иностранными компаниями, и поэтому оно стремилось упрочить на нем свое монопольное положение при помощи государства. Купцы в челобитных грамотах просили правительство установить протекционистские меры по защите отечественных интересов, и правительство во многом шло им навстречу. Так, в 1646 году была отменена беспошлинная торговля с Англией.

В 1653 г. введена “Торговая уставная грамота”, по которой устанавливались более высокие торговые пошлины на иностранные товары. По “Новоторговому уставу” 1667 г. иностранным купцам разрешалось проводить в России только оптовые операции и лишь в определенных приграничных городах. Устав устанавливал большие льготы для российских купцов: таможенная пошлина была для них в четыре раза ниже, чем для иноземных торговцев. Устав всячески поощрял сокращение импортных операций и увеличение экспорта в целях привлечения в казну дополнительных денежных средств и формирования активного торгового баланса России, что и было достигнуто в конце XVII века. В этом большая заслуга принадлежала А. М. Ордыну-Нащекину, российскому государственному деятелю при царе Алексее Михайловиче. Правительство под влиянием Ордына-Нащекина старалось проводить меркантилистскую политику, то есть политику всемерного обогащения государства за счет внешней торговли.

 

Финансовая система России конца XV-XVII веков

Образование всероссийского рынка обусловило создание в стране единой денежной системы. До конца XV века чеканкой монет занимались самостоятельно практически все княжества Руси – Тверское, Рязанское, Нижегородское и пр. Князь Иван III стал запрещать чеканку денег всем князьям, входившим в состав единого государства. Он утвердил московскую денежную эмиссию. На московских монетах появилась надпись “государь всея Руси”. Но параллельный денежный выпуск в Новгороде Великом продолжался до времен Ивана IV. Его мать Елена Глинская, вдова Василия III, в 1534 г. сделала определённые шаги к созданию единой денежной системы Российского государства. Она ввела жесткие правила чеканки монет по стандартным образцам (весу, оформлению), причем, нарушение этих стандартов строго каралось. При Елене Глинской были выпущены серебряные денежки мелкого веса, на которых был изображен всадник с мечом в руках – мечевые денги. На деньгах более крупного веса изображался всадник-воин, поражающий копьем змея – копейные денги, которые позже получили название “копейка”. Эти денежки были неправильной формы, величиной с арбузное семечко. Выпускались и более мелкие монеты – полушки, или 1/4 копейки, с изображением птицы и др. До конца XVI века на монетах не указывался год выпуска. При царе Федоре Иоанновиче стали выбивать дату “от сотворения мира”. В начале XVII века царь Василий Шуйский успел выпустить первые золотые российские монеты – гривенники и пятаки, но они недолго продержались в обращении, превратившись в сокровища.

И все же самым важным фактором неустойчивого денежного обращения была острая нехватка благородных металлов, и прежде всего - серебра. Со времен Киевской Руси в течение многих веков для денежного обращения использовались иностранные монеты. В частности, при царе Алексее Михайловиче с 1654 г. на немецких и чешских талерах – круглых серебряных монетах – надчеканивалось государево клеймо в виде всадника с копьем или двуглавого орла дома Романовых. Такие монеты назывались “ефимок с признаком”, они ходили параллельно с российскими монетами. Кроме их самостоятельного хождения, из ефимка чеканили мелкие монеты. С самого начала был установлен твердый курс: 1 ефимок = 64 коп., то есть именно столько копеек можно было отчеканить из одного талера. Реальное же содержание серебра в одном талере было всего на 40-42 коп.

К середине XVII века государственная казна была практически пуста из-за многих причин. Еще сказывались последствия польско-шведской интервенции и Смутного времени. Несколько лет подряд был большой неурожай, к этому можно добавить эпидемии чумы 1654-1655 гг. До 67% всех государственных расходов в середине XVII века шло на содержание войска и на постоянные войны со Швецией (1656-1661) и с Польшей (1654-1667).

Чтобы покрыть расходы, правительство ввело сначала неполноценные серебряные, а затем, в 1654 г., – медные деньги с принудительным официальным курсом, по которому медная копейка приравнивалась к серебряной того же веса. Таких медных денег было выпущено на 4 млн руб. Это сразу же привело к обесцениванию денег и росту цен, поскольку медь гораздо дешевле серебра. За одну серебряную копейку с начала давали 4, а позже – 15 медных копеек. В стране существовали двойные цены на товары. Со служилыми и посадскими людьми государство расплачивалось медью, а налоги требовало платить серебром. Крестьяне отказывались продавать продовольствие на медные деньги. Все это привело к снижению уровня жизни населения, особенно его низших слоев, и к так называемому “Медному бунту” в Москве (1662), который был жестоко подавлен, а медные монеты изъяты из обращения.

В XVII веке усилилось стремление государства упорядочить всю валютно-финансовую систему. Это было связано, прежде всего, с тем, что постоянно росли государственные расходы на содержание административного аппарата, растущей армии (стрелецкого войска, рейтаров, драгунов), огромного царского двора.

В 1680 г. в России был принят первый государственный бюджет, где подробно указывались источники доходов и статьи расходов. Основную часть доходов составляли прямые налоги с населения. В этот период была проведена перепись крестьян и установлено подворное налоговое обложение (со “двора” или “тягла”) вместо прежней посошной подати с “сохи”, условной финансовой единицы. Данный шаг позволил увеличить количество налогоплательщиков за счет холопов и других категорий населения, с которых ранее налоги не брали. Следует отметить при этом, что феодалы, духовенство, как правило, не платили никаких налогов. Более того, они устанавливали еще и свои поборы с крепостных крестьян.

Крупной статьей доходной части бюджета были косвенные налоги на соль и другие товары, а также таможенные пошлины. Отдельной статьей доходов были казенные монополии государства – исключительное право торговать внутри страны водкой, а за ее пределами – хлебом, поташом, пенькой, смолой, икрой и пр. Монополии часто отдавались на откуп, что тоже пополняло бюджет.

По отношению к недобросовестным плательщикам применялись штрафы, " правеж", торговая казнь, включавшая битье кнутом, и, наконец, конфискация. Не случайно " Домострой", своего рода кодекс норм поведения русского человека середины XVI столетия, содержавший советы на все случаи жизни, рекомендовал: “дани и пошлины и всякий оброк, и разные царские подати на себе не задерживать... А кто в срок больших оброков и всяких повинностей не платит, не откупается, две дани ему набежит – вот уж ему и вдвое платить. И так неразумные люди попадают в рабство, а по судам и в долгах до конца обнищают”.

Земская реформа, общая перепись земли, создание специализированных финансовых приказов, перевод значительной части государственных повинностей на деньги завершили в основных чертах складывание к середине XVI столетия государственных финансов страны. В целом был определен состав податного сословия и организовано его обложение с учетом податной способности плательщиков. Был создан налоговый кадастр – “писцовые книги”. Использовалось финансовое планирование – “оклад”. Действенность системы поддерживали элементы финансовой дисциплины. В целом она позволяла концентрировать значительные финансовые ресурсы в общегосударственных целях, не подрывая нормальной хозяйственной деятельности в стране. Свидетельство тому – военные успехи первых лет царствования Грозного. Однако очень быстро выяснилось, что возможности системы далеко не беспредельны. И связано это было с объективными особенностями средневекового общества, которые не могли быть устранены на первом этапе государственной централизации. Его многообразная социальная структура делала организацию податного обложения на основе унифицированных принципов попросту невозможной. Сохранялось множество способов для уменьшения бремени государственных повинностей и выхода из состава “тяглецов” не только для отдельных лиц, но и для жителей целых местностей. Вместе с тем эти особенности служили своеобразным “амортизатором” фискальных интересов, обеспечивая в целом сохранение хозяйственного потенциала страны независимо от потребностей и притязаний государственной власти.

Столкнувшись с недостатком поступлений и испытывая нужду в средствах для продолжения войны, правительство Грозного перешло к практике чрезвычайных поборов и конфискаций. Введение опричнины ознаменовалось наложением на земщину специального сбора царю “на подъем” в размере 100 тыс. руб. Казни бояр происходили одновременно с опустошением родовых боярских гнезд. Грабительские походы на Тверь и Новгород, пополнив царскую казну за счет конфискаций, разорили эти крупнейшие центры, что отразилось на всем хозяйственном обороте страны, а следовательно, и на доходах казны. “Опричники живот пограбили, скотину засекли, сам безвестно сбежал”, – констатировали переписи крестьянских дворов.

Центральные области начали стремительно пустеть. Но податные тяготы, лежащие на крестьянских и посадских “мирах”, не уменьшились. Остав

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...