Доходы российского государства в 1680 г.
Таким образом, косвенное обложение по второй половине XVII века, особенно после введения кабацких и питейных налогов, составляло более половины всех государственных доходов. Среди расходов наибольшая доля приходилась на содержание и вооружение армии – около 700 тыс. руб. На дворцовое управление было израсходовано свыше 224 тыс. руб., поддержку казенных предприятий – 68 тыс. руб., 120 тыс. руб. – на прочие расходы. Однако в начале XVIII столетия экономический рост существенно замедлился. Главная причина тому – бремя повинностей, обрушившееся на все сословия, и прежде всего на тяглое, с началом Северной войны. России противостояло сильнейшее в военном отношении государство Европы – Швеция. Требовалось обеспечить необходимый для ведения войны объем поступлений в казну в условиях крайнего напряжения всех сил государства. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Поэтому усиленная эксплуатация привычных способов увеличения доходов с самого начала активной государственной деятельности Петра соединялась с попытками по-новому организовать финансовое хозяйство страны. В 1713 г. Петр I сформулировал задачи финансового управления следующим образом: “всякие сборы, всякие покупки и продажи и подряды чинить... с великим радетельным осмотрением, без всяких лукавых вымыслов и беспосульно, ища государственной прибыли без тягости народной”. Жизненные обстоятельства неоднократно заставляли Петра проводить меры этому принципу противоречащие.
Первое средство повышения государственного благосостояния Петр видел в развитии торговли. В 1699 г., еще до начала шведской войны, в Москве была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. Выборные бурмистры отвечали за рассмотрение жалоб и челобитных по купеческим делам и отвечали за сбор государственных доходов. В провинциальных городах было рекомендовано ввести аналогичный порядок самоуправления с подчинением мирских выборных людей Ратуше. Условием перехода к новому порядку и освобождению от воеводских и приказных “обид и налогов, поборов и взяток” ставилась выплата двойного оклада. Только небольшая часть городов высказала готовность к самоуправлению на таких условиях. Пришлось вводить самоуправление в обязательном порядке, отказавшись от попытки получить от этой меры дополнительный доход. Последнее доказывает, что правительством руководила не только забота об увеличении поступлений, но и стремление усовершенствовать организацию торгового и промышленного сословия как служебного " чина", специальный предмет службы которого состоит в умножении казенного дохода. В этом отношении правительство Петра продолжило политику своих предшественников. Бурмистры, имея более широкое поле деятельности, должны были играть ту же роль, что и " верные головы" предшествующего времени – роль финансовых агентов правительства, хорошо знающих дело и к тому же выдвинутых самими плательщиками. В Ратушу поступали все собранные в городах доходы, в первую очередь таможенные и кабацкие сборы, а также оброчные, стрелецкие деньги; пошлины с дел. Однако значительная часть собранных средств по-прежнему исчезала в лабиринтах московских приказов и тратилась на далеко не первоочередные нужды. Хотя в первые годы царствования Петра правительством были ликвидированы явно отжившие свой век областные финансовые приказы – Чети, количество приказов не уменьшилось. По-прежнему каждое новое дело вызывало появление особенного приказа.
Другой источник пополнения казны правительство Петра видело в усиленной эксплуатации монетной регалии. Расширение торгового оборота требовало дополнительного количества средств обращения. Недостаток монеты не покрывался даже дополнительным ее выпуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная копейка вновь пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск этой монеты вырос в два раза по сравнению с 1681-1682 гг. Используя ситуацию, правительство осуществило переход к новой денежной системе, сопровождаемый дальнейшим снижением веса серебряной копейки. С 1698 г. он стал равен 1/100 веса талера, то есть был снижен еще на 43%. Серебряная копейка была практически единственной монетой, обслуживающей хозяйственный оборот. “Для всенародной пользы и для общей прибыли ко всякому торгу” был начат в 1700 г. выпуск медных денег. Медная мелкая разменная монета (денежки и полушки) должна была стать необходимым дополнением монете серебряной. Вместе с тем печальная память о “медных деньгах” царя Алексея Михайловича побуждала правительство к особенной осторожности. В первые годы Северной войны объемы чеканки медной монеты были незначительными. Потребности увеличения доходов казны покрывались за счет усиленной чеканки серебряной монеты. За 1700-1704 гг. ее было выпущено более чем на 13 млн руб. (для сравнения: за все остальные годы с 1698 по 1724 г. серебра было начеканено на 15, 6 млн руб. ). Главным источником выпуска был передел старых, изымаемых из обращения серебряных монет. Доходы от чеканки монеты поступали в приказ Большой казны. Эти доходы, также как и собиравшиеся Ратушей, как правило использовались на военные надобности. Вся чеканка при Петре I составила 43, 4 млн руб., в том числе медных монет – 4, 4, серебряных – 38, 4, золотых – 0, 7 млн руб. При этом был упорядочен и значительно расширен сбор денежных знаков разного достоинства и веса.
Выстроенный ряд монет из меди составляли полполушки, полушка (полкопейки), деньга, копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра – копейка, алтын (6 деньги, или 3 коп. ), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина, полтинник, рубль, 2 руб., из золота – крестный рубль, 2 руб., червонец, два червонца. С учреждением Ближней канцелярии, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год. Согласно этой росписи уже в 1701 г. расходы на воинские нужды превысили 2/3 всех расходов. Однако возможности покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки серебряной монеты оказались быстро исчерпанными. Лучшие (выпущенные до 1698 г. ) деньги стали изыматься из обращения, увеличился их отток за границу. Доходы от выпуска серебряной монеты, достигнув максимума в 1700-1704 гг., в последующие годы резко сократились. В 1701 г. превышение государственных доходов над расходами составило полмиллиона рублей или около 20% всех расходов. Однако в дальнейшем размеры переходящего на следующий год остатка средств быстро сократились. Очевидным свидетельством ослабления податной способности плательщиков стало падение темпов роста таможенных и кабацких сборов. Растущий недостаток средств вынудил правительство прибегнуть к испытанным способам увеличения поступлений: повышению окладов действующих сборов и установлению сборов новых, усиленной эксплуатации оброчных статей, монополизации торговли. Драгунские, рекрутские, корабельные и некоторые другие сборы быстро стали " повсягодными". По мере надобности производились " запросные" сборы: на провиант, фураж, городовое строение. Некоторые обязательные натуральные поставки были заменены денежными сборами. В частности, на деньги был переведен “стрелецкий хлеб”. В России была учреждена новая государственная должность – “прибыльщик”, в обязанности которого входило разрабатывать способы увеличения государственной казны.
Первый из прибыльщиков, дворовый человек князя Шереметьева Андрей Курбатов, измысливший гербовый сбор с " орленой бумаги" для подачи прошений, стал оберинспектором Ратушного правления, а впоследствии Архангельским вице-губернатором. Умер он, находясь под судом за растрату. “Трудами” прибыльщиков было умножено число всевозможных мелких сборов, таких как хомутейный, шапочный, сапожный, пчельный, трубный, с ледоколу и водопою и тому подобных. В 1724 г., последнем году царствования Петра, в приходе государства насчитывалось свыше 70 мелких доходных статей. Знаменитый сбор " с неуказных платья и бород" принес в том году ни много ни мало 1 196 руб. Тогда же часть этих сборов Петр самолично упразднил, признав, очевидно, их полную несостоятельность. С 1704 г. в государственную монополию были обращены продажа соли и табака. Торговля солью давала казне 100% прибыли. Однако следствием стало вздорожание этого продукта. “Многие без соли едят и оцынжают и умирают”, – отмечал известный публицист петровского времени Иван Посошков. Казна монополизировала также торговлю юфтью, пенькой, дегтем, щетиной, икрой и многими другими товарами. Прибыль от этой торговли поступала в доход государства. Купцы, непосредственно производившие торговые операции, получали только комиссионные. В 1719 г. все товары, прежде взятые в казну, были предоставлены вольной торговле. Казенным товарам велено было быть только двум – поташу и смольчугу (в целях сбережения лесов). В 1705 г. с целью увеличения доходов казны был введен сбор за винокурение и торговлю водкой. Но ежегодные размеры кабацкого сбора увеличились на 100-150 тыс. руб. в обесценивающейся монете. Реформа системы управления позволила изменить и финансовое управление страной. С 1712 г. на каждую губернию была положена определенная часть военных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5 536 дворов или около того, " как удобнее по расстоянию места". В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно. Ратуша не смогла обеспечить требуемого увеличения доходов и была упразднена. В 1711г. " ради умножения торгов" позволено было торговать, кроме " купецких" людей, людям всяких чинов. На созданный в 1711 г. правительствующий Сенат были возложенызадачи высшего распоряжения и надзораза управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено " учинить фискалов во всяких делах". Во главе их стоял выбираемый Сенатом обер-фискал, в задачу которого входило " над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, а также в сборе казны и прочего". Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней. Так, в 1711 г. был создан прообраз современной налоговой полиции.
Однако проведенные реформы существенно не улучшили состояния казны. Быстро выяснилось, что полноту и своевременность денежных сборов губернское управление обеспечивает не лучше, чем приказное. Губернские и уездные чины не уступали московским дьякам и подъячим и в отношении мздоимства, хотя наказания были достаточно суровыми. Так указ 1720 г. “О рачительном сборе податей и наказании взятки” предусматривал за взятки смертную казнь или вечную ссылку на галеру, вырезание ноздрей и лишение всего имения. Грозные указы не оставались на бумаге. Не привело к качественному обновлению слоя администраторов и настойчивое утверждение Петром принципа личной выслуги, закрепленное " Табелью о рангах". Не помог и пример царя, как известно весьма скромного в личных тратах. За годы его царствования расходы на содержание двора в реальном выражении даже снизились. Резко снизилась и доля этих затрат в общих расходах казны: с 19 до 4, 6%. Таким образом, в условиях полного исчерпания всех привычных способов увеличения доходов, требовались меры, способные поставить государственные финансы на иное, более прочное основание. Одной из таких мер стала еще одна реорганизация торгово-промышленного сословия и городского устройства, проведенная в начале 20-х годов. Созданный на сей раз в Петербурге, подчиненный Сенату, Главный магистрат должен был ведать магистратами, создаваемыми в городах. Новое устройство городов укрепило сословную организацию " купецкого чина" и преобладающее влияние " первостатейных" граждан на городские дела. Принятый в 1724 г. таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов. Вместе с тем тариф открывал дорогу на внутренний рынок товарам, которых в стране не хватало. Способ достижения этого результата был рационален и прост: пошлина с цены ввозимых товаров устанавливалась в соответствии с долей собственного производства в общем потреблении соответствующих продуктов. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат – по ставке 50%, шерстяные ткани, писчая бумага – 25% и т. д. Но главный способ упрочения государственных финансов был открыт на пути кардинального реформирования прямого обложения – введения подушной подати. " Подушина" не была личным изобретением Петра. Он мог заимствовать идею из Франции, где подушный налог был одним из главных доходных источников казенных доходов. Вопросе введении " поголовщины" обсуждался в Москве еще в правление царевны Софьи. Перепись населения и введение " подушины" стали последним актом борьбы Петра за мобилизацию народного труда и народных денег в интересах государственного строительства, завершением начатой еще при Алексее Михайловиче реорганизации общества на служебно-корпоративных началах. Уже введение во второй половине XVII столетия " дворового числа" было продиктовано стремлением правительства положить " тягло" на максимальный контингент потенциальных плательщиков и поставить преграду их попыткам выйти из состава тяглецов. Однако достигнуть этого было весьма затруднительно. На практике подушная подать обнаружила немало отрицательных черт. При разной платежеспособности крестьянского населения в различающихся по своим природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, единый размер податного оклада плательщика означал прямое нарушение самим же Петром сформулированного требования " меж убогими и богатыми по пропорции надлежащее равенство в осмотрении иметь". Во многих случаях нарушался и другой императив финансовой политики, который сформулировал в подготовленной для Екатерины записке о состоянии дел в России генерал-прокурор Правительствующего Сената Павел Иванович Ягужинский, – “на подданных положить то, что понести могут”. Об эффективности реформы можно судить по ее фискальным результатам. Если общая сумма прежних прямых налогов не превышала 1, 8 млн руб., то в 1724 г. она достигла более 4, 6 млн руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|