Доходы государственного бюджета СССР в 1951- 1960 гг.
Доходы государственного бюджета СССР в 1951- 1960 гг. (млрд руб. )
* В числителе – абсолютные цифры, в знаменателе – %.
Рост отчислений от прибыли связан с увеличением прибыли предприятий и хозяйственных организаций, обусловленным расширением объема производства и снижением себестоимости продукции. Наличие двух каналов поступления средств от социалистических предприятий в бюджет обеспечивало своевременное финансирование общегосударственных нужд и укрепление хозяйственного расчета на предприятиях. Снижение удельного веса налогов с населения в доходах государственного бюджета в шестой пятилетке происходило за счет ряда мероприятий по улучшению материального благосостояния трудящихся. Среди них: увеличение с 1 января 1957 г. необлагаемого минимума по подоходному налогу с населения[14]; отмена с 1958 г. взимания налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан со значительной части плательщиков (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1957 г. )[15]; прекращение с 1 октября 1960 г. взимания налогов с рабочих и служащих, имеющих заработок не выше 50 руб. в месяц (на основании Закона о постепенной отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих, принятого в мае 1960 г. )[16]. Значительно был понижен размер сельскохозяйственного налога (на основании Закона о сельскохозяйственном налоге; принятом в августе 1953 г. ) – в 2, 5 раза в 1953 г. по сравнению с 1952 г. [17] В результате реформы сельхозналога произведен переход к обложению по твердым ставкам с 0, 01 га земли, находящейся в личном пользовании колхозников; полностью освобождались от уплаты сельскохозяйственного налога семьи военнослужащих, инвалиды Отечественной войны, инвалиды труда, семьи партизан, погибших на фронтах Отечественной войны17.
Большие изменения произошли в поступлениях по государственным займам: снизилась в бюджете доля займов, реализуемых по подписке среди населения, особенно в шестой пятилетке, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (19 апреля 1957 г. ) о прекращении с 1958 г. выпуска новых займов и отсрочке на 20 лет выплат по всем ранее выпущенным массовым займам. Отсрочка не распространялась на свободно обращающийся государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем[18]. Начиная с 1958 г. денежные средства населения стали привлекаться в бюджет в форме денежно-вещевых лотерей. За 1951-1955 гг. по государственному бюджету было израсходовано на народное хозяйство 988, 1 млрд руб., или 39, 3% всех расходов бюджета, в том числе на развитие промышленности – 455, 4 млрд руб., на развитие тяжелой промышленности и машиностроения – 329, 5 млрд руб., строительной индустрии – 71, 9 млрд руб. и других отраслей промышленности – 54 млрд руб. Общая сумма расходов в течение 1956-1960 гг. возросла на 74, 1% по сравнению с первой послевоенной пятилеткой и на 29, 4% – с 1951-1955 гг. Основная доля бюджетных средств направлялась на финансирование промышленности, сельского хозяйства и социально-культурных мероприятий, с повышением их удельного веса за счет сокращения расходов на управление и оборону. Удельный вес этих основных расходов с 65, 6% в 1951-1955 гг. поднялся до 77, 8% в 1956-1960 гг. [19]
Состав и структура основных расходов бюджета за 1951-1960 гг. (в млрд руб. ) [20]
* В числителе – абсолютные цифры, в знаменателе – % к общей сумме.
Развитие сети сберегательных касс и рост вкладов за 1950-1960 гг. [21]
На этапе строительства развитого социализма сберегательное дело получило интенсивное развитие: увеличилось число сберегательных касс, еще в большей мере возросло число вкладов. Вклады доходов трудящихся в сберегательные кассы в сельских местностях росли более высокими темпами, чем в городах, увеличился средний размер вклада: если в 1950 г. он составлял 1 000 руб., то в 1960 г. – 2 089 руб. С 1950-1951 гг. начали производиться по индивидуальным заявлениям рабочих и служащих перечисления в сберегательные кассы сумм заработной платы и одновременного вознаграждения за выслугу лет. Увеличилось число вкладчиков в сельской местности. Стало возможным снизить процентные ставки по вкладам, и, следовательно, удешевить кредит государству. Организационная перестройка произошла в страховом деле. С 1958 г. оно было передано в ведение министерств финансов союзных республик, и доходы от государственного страхования стали поступать в бюджет союзных и автономных республик, краев и областей. Органы госстраха союзных республик получили большую самостоятельность, они стали располагать собственными фондами и средствами и проводить свою работу на началах хозяйственного расчета. В годы пятой и шестой пятилеток возросло товарное обеспечение советской валюты, и на этой основе систематически повышалась покупательная сила советского рубля. После перевода курса рубля на золотую базу (1950-1960 гг. ) в связи с быстрыми темпами развития народного хозяйства увеличилось обращение товарно-денежной массы, а также объемы производства национального дохода страны. Это послужило основой для проведения денежной реформы. С 1 января 1961 г. в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег производился в пропорции 10: 1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата. Фактически была проведена деноминация, то есть укрупнение денежной единицы страны.
Итоги первого реформирования командно-административной системы оказались намного скромнее поставленных задач. С одной стороны, потому что задачи не учитывали реальностей жизни, с другой – потому что реформирование не несло кардинальных изменений, а ограничивалось совершенствованием существующей системы. В финансовой сфере также были предприняты попытки реформирования. В первую очередь это можно отнести к развитию кредитных отношений. Существенные изменения были внесены в кредитные отношения Госбанка СССР с предприятиями. С 1959 г. Госбанк СССР стал предоставлять предприятиям торговли новый вид кредита – кредит под операции по продаже товаров населению в рассрочку. Планомерно осуществлялось снижение налогообложения населения. С 1958 г. прекращен выпуск новых государственных займов, размещаемых среди населения. Привлечение денежных средств последнего в бюджет осуществляется на основе денежно-вещевых лотерей. Дальнейшее развитие получило сберегательное дело. В 1958 г. осуществлена перестройка страхового дела. В связи с повышением товарного обеспечения советской валюты и переводам курса рубля на золотую базу с 1 января 1960 г. проведена денежная реформа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|