Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доходы государственного бюджета СССР в 1951- 1960 гг.




Доходы государственного бюджета СССР в 1951- 1960 гг.

(млрд руб. )

  1951-1955 гг. 1956-1960 гг.
Всего доходов* 2630, 8 3396, 1
Поступления от социалистического хозяйства 2089, 6 79, 4 2997, 2 88, 3
Из них:
налог с оборота 1204, 9 45, 8 1462, 9 43, 1
отчисления от прибыли 363, 3 13, 8 702, 7 20, 7
Средства государственного социального страхования 118, 7 4, 5 166, 7 4, 9
Налоги с населения 230, 1 8, 7 265, 6 7, 8
Государственные займы, реализуемые среди населения 132, 6 5, 0 54, 6 1, 6

* В числителе – абсолютные цифры, в знаменателе – %.

 

Рост отчислений от прибыли связан с увеличением прибыли предприятий и хозяйственных организаций, обусловленным расширением объема производства и снижением себестоимости продукции. Наличие двух каналов поступления средств от социалистических предприятий в бюджет обеспечивало своевременное финансирование общегосударственных нужд и укрепление хозяйственного расчета на предприятиях.

Снижение удельного веса налогов с населения в доходах государственного бюджета в шестой пятилетке происходило за счет ряда мероприятий по улучшению материального благосостояния трудящихся.

Среди них: увеличение с 1 января 1957 г. необлагаемого минимума по подоходному налогу с населения[14]; отмена с 1958 г. взимания налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан со значительной части плательщиков (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1957 г. )[15]; прекращение с 1 октября 1960 г. взимания налогов с рабочих и служащих, имеющих заработок не выше 50 руб. в месяц (на основании Закона о постепенной отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих, принятого в мае 1960 г. )[16]. Значительно был понижен размер сельскохозяйственного налога (на основании Закона о сельскохозяйственном налоге; принятом в августе 1953 г. ) – в 2, 5 раза в 1953 г. по сравнению с 1952 г. [17] В результате реформы сельхозналога произведен переход к обложению по твердым ставкам с 0, 01 га земли, находящейся в личном пользовании колхозников; полностью освобождались от уплаты сельскохозяйственного налога семьи военнослужащих, инвалиды Отечественной войны, инвалиды труда, семьи партизан, погибших на фронтах Отечественной войны17.

Большие изменения произошли в поступлениях по государственным займам: снизилась в бюджете доля займов, реализуемых по подписке среди населения, особенно в шестой пятилетке, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (19 апреля 1957 г. ) о прекращении с 1958 г. выпуска новых займов и отсрочке на 20 лет выплат по всем ранее выпущенным массовым займам. Отсрочка не распространялась на свободно обращающийся государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем[18].

Начиная с 1958 г. денежные средства населения стали привлекаться в бюджет в форме денежно-вещевых лотерей.

За 1951-1955 гг. по государственному бюджету было израсходовано на народное хозяйство 988, 1 млрд руб., или 39, 3% всех расходов бюджета, в том числе на развитие промышленности – 455, 4 млрд руб., на развитие тяжелой промышленности и машиностроения – 329, 5 млрд руб., строительной индустрии – 71, 9 млрд руб. и других отраслей промышленности – 54 млрд руб.

Общая сумма расходов в течение 1956-1960 гг. возросла на 74, 1% по сравнению с первой послевоенной пятилеткой и на 29, 4% – с 1951-1955 гг. Основная доля бюджетных средств направлялась на финансирование промышленности, сельского хозяйства и социально-культурных мероприятий, с повышением их удельного веса за счет сокращения расходов на управление и оборону. Удельный вес этих основных расходов с 65, 6% в 1951-1955 гг. поднялся до 77, 8% в 1956-1960 гг. [19]

 

Состав и структура основных расходов бюджета

за 1951-1960 гг. (в млрд руб. ) [20]

  1951-1955 гг. 1956-1960 гг.
Всего расходов* 2 511, 4 3 248, 8
Народное хозяйство 988, 1 39, 3 1 467, 5 45, 2
Социально-культурные мероприятия 659, 7 26, 3 1 059, 5 32, 6
Содержание органов государственного управления и судебных органов 68, 4 2, 7 58, 1 1, 8
Оборона страны 516, 8 20, 6 468, 9 14, 4

* В числителе – абсолютные цифры, в знаменателе – % к общей сумме.

 

 

Развитие сети сберегательных касс и рост вкладов

за 1950-1960 гг. [21]

  1950 г. 1955 г. I960 г.
Число сберегательных касс, тыс. ед. 40, 3 47, 7 66, 5
в городах 11, 2 14, 2 19, 5
в сельской местности 29, 1 33, 5 47, 0
Количество счетов вкладчиков, млн 14, 4 32, 8 52, 2
в городах 10, 5 24, 2 38, 3
в сельской местности 3, 9 8, 6 13, 9
Сумма вкладов, млрд руб. 1, 8 5, 4 10, 9
в городах 1, 6 4, 5 8, 7
в сельской местности 0, 2 0, 9 2, 2

 

На этапе строительства развитого социализма сберегательное дело получило интенсивное развитие: увеличилось число сберегательных касс, еще в большей мере возросло число вкладов. Вклады доходов трудящихся в сберегательные кассы в сельских местностях росли более высокими темпами, чем в городах, увеличился средний размер вклада: если в 1950 г. он составлял 1 000 руб., то в 1960 г. – 2 089 руб. С 1950-1951 гг. начали производиться по индивидуальным заявлениям рабочих и служащих перечисления в сберегательные кассы сумм заработной платы и одновременного вознаграждения за выслугу лет. Увеличилось число вкладчиков в сельской местности. Стало возможным снизить процентные ставки по вкладам, и, следовательно, удешевить кредит государству.

Организационная перестройка произошла в страховом деле. С 1958 г. оно было передано в ведение министерств финансов союзных республик, и доходы от государственного страхования стали поступать в бюджет союзных и автономных республик, краев и областей. Органы госстраха союзных республик получили большую самостоятельность, они стали располагать собственными фондами и средствами и проводить свою работу на началах хозяйственного расчета.

В годы пятой и шестой пятилеток возросло товарное обеспечение советской валюты, и на этой основе систематически повышалась покупательная сила советского рубля. После перевода курса рубля на золотую базу (1950-1960 гг. ) в связи с быстрыми темпами развития народного хозяйства увеличилось обращение товарно-денежной массы, а также объемы производства национального дохода страны. Это послужило основой для проведения денежной реформы. С 1 января 1961 г. в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег производился в пропорции 10: 1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата. Фактически была проведена деноминация, то есть укрупнение денежной единицы страны.

 

 

Резюме

Итоги первого реформирования командно-административной системы оказались намного скромнее поставленных задач. С одной стороны, потому что задачи не учитывали реальностей жизни, с другой – потому что реформирование не несло кардинальных изменений, а ограничивалось совершенствованием существующей системы.

В финансовой сфере также были предприняты попытки реформирования. В первую очередь это можно отнести к развитию кредитных отношений. Существенные изменения были внесены в кредитные отношения Госбанка СССР с предприятиями.

С 1959 г. Госбанк СССР стал предоставлять предприятиям торговли новый вид кредита – кредит под операции по продаже товаров населению в рассрочку.

Планомерно осуществлялось снижение налогообложения населения.

С 1958 г. прекращен выпуск новых государственных займов, размещаемых среди населения. Привлечение денежных средств последнего в бюджет осуществляется на основе денежно-вещевых лотерей.

Дальнейшее развитие получило сберегательное дело.

В 1958 г. осуществлена перестройка страхового дела.

В связи с повышением товарного обеспечения советской валюты и переводам курса рубля на золотую базу с 1 января 1960 г. проведена денежная реформа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...