Финансовая система СССР в 1941-53 гг.
Финансовая система СССР в 1941-53 гг.
Тренировочные задания
Дайте полный ответ на следующие вопросы: 1. Источники ресурсов государственного бюджета в годы войны 2. Источники послевоенного экономического роста в СССР 3. Денежная реформа 1947 г. Тест 9
1. Когда в СССР началось восстановление разоренной войной экономики а) 1943 г. б) 1945 г. в) 1946 г.
2. Функции машинно-тракторных станций? а) распределять плановые задания между колхозами б) диктовать хозяйствам сроки посева и уборки в) производить обязательные заготовки сельхозпродукции г) взимать с колхозов натуральную плату за выполнение механизированных работ
3. Когда было произведено укрупнение колхозов? а) 1945 г. б) 1950 г. в) 1953 г.
4. Сколько военных займов было выпущено за годы войны? а) три б) четыре в) пять
5. Сколько денежно–вещевых лотерей было организовано за годы войны? а) две б) четыре в) шесть
6. Какие налоги были введены в годы войны? а) сельскохозяйственный б) подоходный в) военный г) налог на холостяков
7. Когда в СССР после войны была отменена карточная система на продукты питания и промышленные товары? а) 1945 г. б) 1946 г. в) 1947 г.
8. Когда было принято постановление «О переводе курса рубля на золотую базу и о повышении курса рубля в отношении иностранных валют»? а) 1947 г. б) 1949 г. в) 1950 г.
9. Когда проводилось объединение всех ранее выпущенных государственных займов в единый новый двухпроцентный займ? а) 1945 г. б) 1946 г. в) 1947 г.
10. Формы и методы всенародной помощи фронту во время войны?
а) добровольные взносы и пожертвования в фонд обороны б) добровольные взносы и пожертвования в фонд Красной Армии в) государственные займы г) государственные лотереи д) вклады в сберегательные кассы е) добровольное личное страхование ж) налоги
10. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА В ПЕРИОД ПЕРВОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ (1953-64 ГОДЫ)
Первая попытка реформирования командно-административной системы в 1950-1960-е годы тесно связана с окончанием в марте 1953 г. сталинского периода в истории СССР.
Управление страной сосредоточилось в руках трех политиков: Председателя Совета Министров Г. М. Маленкова, министра внутренних дел Л. П. Берии и секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Между ними разгорелась борьба за единоличную власть, в ходе которой каждый из них рассчитывал на поддержку партийно-государственной номенклатуры. Этот новый слой советского общества (секретари ЦК республиканских компартий, обкомов, крайкомов и др. ) готов был поддержать одного из этих руководителей страны при условии предоставления ему большей самостоятельности в решении местных вопросов и, главное, гарантий личной безопасности, прекращения политических “чисток” и репрессий. При соблюдении этих условий номенклатура была готова согласиться на реформы в определенных пределах, дальше которых она не могла и не хотела идти. В ходе реформ предстояло реорганизовать или упразднить систему ГУЛАГа, стимулировать развитие аграрного сектора экономики, провести преобразования в социальной сфере, снизить напряжение постоянной “мобилизационности” в решении хозяйственных проблем и в поисках внутренних и внешних врагов. Вследствие сложной борьбы на политическом “олимпе” к власти пришел поддержанный номенклатурой Н. С. Хрущев, стремительно оттеснивший своих соперников. В 1953 г. был арестован и расстрелян Л. Берия по абсурдному обвинению в “сотрудничестве с империалистическими разведками” и “заговоре с целью восстановления господства буржуазии”. В январе 1955 г. подал в вынужденную отставку Г. Маленков. В 1957 г. была изгнана из высшего руководства “антипартийная группа” в составе Г. Маленкова, Л. Кагановича, В. Молотова и др. Хрущев, будучи первым секретарем ЦК КПСС, в 1958 г. стал еще и Председателем Совета Министров СССР.
В 1953-1954 гг. из тюрем, ссылок, лагерей стали возвращаться люди. К 1956 г. система ГУЛАГа была упразднена и начался процесс реабилитации осужденных по политическим мотивам. На XX съезде КПСС (февраль 1956 г. ) была дана критическая оценка всем этим событиям и подведена черта под целой эпохой. Несмотря на недоговоренности и издержки, это был первый шаг к гражданскому миру в обществе, к кардинальным реформам во всех сферах, и прежде всего, в экономике. Реабилитация невинно осужденных явилась не только политическим, но и чисто экономическим фактором роста, поскольку миллионы специалистов вышли из лагерей, получили утраченные гражданские права, смогли применить свои знания и опыт в народном хозяйстве. Политические изменения в СССР требовалось подкрепить изменениями и в экономике. Выступая в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, Г. М. Маленков четко сформулировал основные направления экономической политик и: резкий подъем производства товаров народного потребления, крупные инвестиции в отрасли легкой промышленности. Одной из самых главных задач было решение продовольственной проблемы и вывод сельского хозяйства из глубокого и затяжного кризиса. А поскольку все резервы народного энтузиазма были уже исчерпаны, надо было использовать материальные стимулы. Проходивший вслед за сессией Верховного Совета Пленум ЦК КПСС в сентябре 1953 г. принял постановление о неотложных мерах по подъему сельского хозяйства. Еще нельзя было открыто признаться в полной неэффективности полукрепостной колхозной системы, в том, что в течение многих лет колхозники едва сводили концы с концами, особенно в Нечерноземных и северо-западных областях России.
Одним из первых мероприятий нового руководства страны было снижение сельскохозяйственного налога (на 1954 год – в 2, 5 раза по сравнению с 1952 годом), списание недоимок по налогам за прошлые годы, увеличение размеров личных подсобных хозяйств колхозников и приусадебных участков рабочих и служащих в городах и поселках. Были снижены нормы обязательных поставок государству продукции животноводства, увеличены закупочные цены на продукцию колхозов и совхозов, расширены возможности развития колхозных рынков. Так, заготовительные и закупочные цены на основные сельскохозяйственные продукты к концу 1950-х годов выросли в три раза. С середины 1950-х годов сельское хозяйство впервые за долгие годы стало рентабельным. Заметно увеличились государственные ассигнования на развитие аграрного сектора: в 1954-1955 гг. они составили 34, 4 млрд руб., что на 38% больше, чем за всю четвертую пятилетку. Доля расходов государственного бюджета на сельское хозяйство увеличилась с 7, 6% в 1950 г. до 18% в 1955 г.. А всего за 1953-1954 гг. капиталовложения в сельское хозяйство увеличились в четыре раза. На сентябрьском (1953) Пленуме ЦК партии Н. Хрущев выступил с предложением о поднятии целинных и залежных земель, но оно не получило должной поддержки у других руководителей партии и государства. И лишь на Пленуме ЦК в феврале-марте 1954 г. эта программа была принята, и в том же году началось массовое освоение целины. Однако это новое грандиозное начинание в первые же годы столкнулось с обычной бесхозяйственностью, беспечностью. Не были построены зернохранилища или простые укрытия для зерна, и огромное количество собранного хлеба лежало на токах под открытым небом, мокло под дождем, развевалось ветром. Не было железных дорог, не хватало автомашин, чтобы вывозить хлеб на элеваторы. Трудовой героизм молодежи оказался никому не нужным. Каждый год в восточные целинные области приходилось перебрасывать технику и людей для уборки урожая из центральных и южных районов, где урожай созревал и убирался раньше. Все это требовало значительных расходов, и стоимость зерна на целине в 1954-1964 гг. была на 20% выше, чем в основных зерносеющих районах.
Большие изменения происходили не только в аграрном секторе, но и в других отраслях экономики. Заметное внимание стало уделяться промышленности, особенно ее техническому уровню. В 1955 году на Пленуме ЦК была осуждена, как ошибочная, “теория” об отсутствии морального износа техники при социализме. Было подчеркнуто, что самое главное в настоящее время для промышленности – это “всемерное повышение технического уровня производства на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации”. В середине 1950-х годов стало очевидным, что без признания приоритетного развития новых направлений в науке Советскому Союзу будет трудно выдержать не просто экономическое, но, прежде всего, военное противостояние с Западом. Именно на рубеже 1950-1960-х годов появился знаменитый лозунг: “Наука должна стать непосредственной производительной силой социалистической экономики”. Огромные финансовые, материальные и людские ресурсы были направлены на развитие отдельных отраслей фундаментальных наук и естествознания (физики, химии, биологии, кибернетики, космических исследований), на подготовку высококвалифицированных научных кадров, в результате чего был достигнут значительный рывок советской науки и техники. В эти же годы бурно развивалась энергетическая база страны. Был построен ряд гидроэлектростанций на Волге, Днепре, Ангаре и других реках, много теплоэлектростанций местного значения. В результате производство электроэнергии выросло с 150, 6 млрд кВ/ч в 1954 г. до 507, 7 млрд кВ/ч в 1965 г. Одновременно с этим мощный импульс был дан развитию добычи нефти и газа, прежде всего, в Сибири. Добыча нефти увеличилась с 52, 7 млн т в 1954 г. до 347, 3 млн т в 1965 г. Рост энергетической базы позволил перевести железнодорожный транспорт с паровозов на тепловозы. Заметное развитие получили химическая промышленность, металлургия, добыча угля. Характеризуя развитие страны в 1953-64-е годы приходится констатировать, что советское руководство, приступая к столь масштабным реформам, не имело комплексной перспективной программы дальнейшего развития страны. Этим объясняются многочисленные, лишенные здравого смысла, повороты в экономической политике, зависевшие от нетерпения руководителей (Н. Хрущева, в первую очередь), их желания немедленно исправить все недостатки, что приводило к поспешности и в определении сроков достижения намеченных целей, в выборе методов их осуществления, зачастую обесценивало положительный эффект от нововведений.
В качестве примера можно привести выдвинутое Хрущевым в 1957 г. предложение догнать США по производству мяса, масла, молока в течение трех-четырех лет. Такой же непродуманной была затея Хрущева с принудительным внедрением посевов кукурузы на зерно по всей стране, невзирая на климатические условия различных районов. Исходя из тезиса о временном, преходящем характере колхозно-кооперативной собственности, во второй половине 1950-х годов руководство страны начало проводить политику массового преобразования колхозов в совхозы, превращения колхозников-крестьян в сельскохозяйственных рабочих. Число совхозов увеличилось с 4 857 (1953) до 10 078 (1964). Одновременно стал изживаться достаточно своеобразный сектор экономики, оставшийся еще со времен НЭПа – промысловая кооперация, на долю которой в 1955 г. приходилось 8% всей промышленной продукции. Промартели выпускали разнообразные изделия повседневного быта, выполняли различные услуги. В 1956 г. в государственную собственность переведены наиболее крупные промартели, а в 1960 г. промысловая кооперация полностью прекратила свое существование. В качестве примера не очень продуманной реформы можно привести попытку перестроить управление по территориальному признаку (1957). В ходе этой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, а взамен появились территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Не были затронуты данной перестройкой лишь министерства, ведавшие военным производством, министерство обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. Таким образом, была сделана попытка децентрализации управления, обеспечения контроля за хозяйственными органами снизу, создания условий для комплексного развития экономики в пределах данного совнархоза, сокращения и удешевления государственного аппарата и др. Все реорганизации, в конечном итоге, не приводили к заметным успехам. Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное – на 20, 5%, а в 1956-1960 г. соответственно на 64, 3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел в основном за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 гг. эти цифры стали снижаться и составили 51 и 11%. Центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 гг. началось укрупнение совнархозов: более слабые стали присоединяться к более мощным (по аналогии с укрупнением колхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной. Достаточно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура в экономике страны. В результате всех “экспериментов” экономическое положение внутри страны на рубеже 1950-1960-х годов оставалось достаточно напряженным.
Развитие финансовой системы рассматриваемого периода было направлено на выполнение основной задачи – отказа от мобилизационных мер при решении хозяйственных проблем. Однако, как показало время, без коренного реформирования самой административной системы, решить ее было невозможно. В заданиях пятой и шестой пятилеток главный упор делался на мобилизацию внутренних ресурсов, снижение себестоимости, увеличение накоплений, ускорение оборачиваемости оборотных средств, усиление контроля рублем. В выполнении этих задач значительное место принадлежало кредитной системе и особенно Государственному банку. Требовалось провести большую работу по улучшению кредитного, расчетного и кассового обслуживания народного хозяйства, усилению банковского контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий. Основные направления в области развития краткосрочного кредита, организации расчетов и банковского контроля нашли отражение в постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 21 августа 1954 г. “О роли и задачах Государственного банка СССР”[12]. Это постановление повышало контроль Госбанка за уровнем экономической работы предприятий, за целевым использованием собственных и заемных оборотных средств, а также за состоянием платежной дисциплины. Существенные изменения были внесены в кредитные отношения банка с предприятиями и хозяйственными организациями. Был введен дифференцированный режим кредитования и расчетов хозорганов. Кредитные отношения стали строиться в зависимости от выполнения ими плановых заданий, результатов хозяйственной деятельности и сохранности собственных оборотных средств. Предприятиям, удовлетворяющим этим требованиям, предоставлялось льготное кредитование. Банку давалось право переводить в определенных случаях плохо работающие предприятия на особый режим кредитования и расчетов, предусматривающий более жесткие условия получения кредита и осуществления расчетов. Применение на практике нового порядка кредитования дало положительные результаты. В связи с улучшением работы было восстановлено на общий режим кредитования и расчетов около 70% всех предприятии. Для предотвращения накопления сверхнормативных запасов материальных ценностей банк стал производить расчеты с соответствующими поставщиками путем предварительной оплаты. Предприятиям, испытывающим временные финансовые затруднения, Государственный банк стал шире выдавать краткосрочные ссуды на нужды, возникающие в ходе выполнения планов производства и обращения товаров. Если все оборотные средства принять за 100%, то доля заемных оборотных средств на конец 1959 г. составила 62% по сравнению с 56 2% на конец 1955 г. [13] В соответствии с Постановлением был усилен контроль банка за расходованием фондов заработной платы. Только часть фонда заработной платы, относящаяся к группе промышленно-производственного персонала, стала пересчитываться на процент выполнения плана производства, а не на весь фонд, как это было раньше. Вводилось возмещение в течение трех-пяти месяцев ранее допущенных перерасходов фондов заработной платы за счет экономии этих фондов в последующих месяцах. Предусматривалось распространение контроля за использованием фондов заработной платы на государственные сельскохозяйственные предприятия и транспорт. С 1959 г. предоставляется новый вид кредита торговым организациям – кредит под операции по продаже товаров населению в рассрочку (так называемый потребительский кредит ). Платежный оборот, учитываемый Государственным банком, увеличился за 1956-1960 гг. на 74, 9%. Совершенствовалась и система безналичных расчетов. Сокращение сроков расчетов обеспечило ускорение оборачиваемости оборотных средств в хозяйстве и относительное снижение потребности в банковском кредите под расчетные документы в пути, предоставляемом поставщиками. В 1956 г. завершился переход к системе децентрализованных зачетов. Объем платежного оборота, осуществляемого посредством децентрализованных зачетов, увеличился в 1960 г. в 2, 6 раза. Произошло совершенствование этой системы путем объединения отраслевых групп децентрализованных зачетов в межотраслевые. В 50-е годы продолжалось развитие всех звеньев финансовой системы СССР, возрастало значение государственного бюджета. План доходов и расходов бюджета является основным финансовым планом социалистического государства. Через бюджет распределяется и перераспределяется примерно половина национального дохода, и за счет средств бюджета покрывается 2/3 всех капитальных вложений в народное хозяйство. В отличие от первой послевоенной пятилетки в рассматриваемый период наблюдалось некоторое изменение структуры доходов бюджета. В частности, изменилось соотношение между налогом с оборота и вторым важным доходным источником бюджета от государственного хозяйства – отчислениями от прибыли. Удельный вес налога с оборота в доходах бюджета уменьшился примерно на 13-15% по сравнению с четвертой пятилеткой, тогда как отчислений от прибыли возрос почти в 2 раза в пятой и в 2, 8 раза в шестой пятилетках. Уменьшение налога с оборота – результат значительного снижения розничных цен, произведенного в эти годы и вызвавшего снижение доходов бюджета в 1951 г. на 27 млрд. руб., в 1952 г. – на 24 млрд и в 1953 г. – свыше 50 млрд руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|