Структура государственного бюджета СССР в годы войны
Структура государственного бюджета СССР в годы войны (млн руб. )
Для пополнения доходов бюджета в годы войны широко привлекались средства населения, доля которых увеличилась с 5, 2% (1940 г., до 13% (1945 г. ), а с учетом государственных займов и лотерей – с 10% до 21% соответственно. В период Великой Отечественной войны советский народ передал в распоряжение государства значительную часть своих текущих доходов и сбережений. За четыре года войны непосредственно от населения поступило в государственный бюджет СССР 270 млрд руб., что составляет более 1/4 всей суммы бюджетных доходов[6]. Кроме того, крупные суммы были привлечены сберегательными кассами и системой Госстраха СССР. Мобилизация указанных средств имела большое значение не только для увеличения доходов государственного бюджета, но также и для укрепления денежного обращения. Основными формами и методами всенародной помощи фронту явились добровольные взносы и пожертвования в фонды обороны и Красной Армии, государственные займы, государственные лотереи, вклады в сберегательные кассы, добровольное личное страхование, налоги. Широкий поток добровольных взносов в фонд обороны СССР и в фонды Красной Армии – одна из наиболее ярких форм проявления народного патриотизма.
Важнейшую роль в привлечении средств населения для финансирования возросших расходов сыграли и государственные займы. За годы войны были выпущены четыре военных займа на общую сумму в 72 млрд руб. Подписка на эти займы составила 89, 7 млрд руб. Выпускная сумма займов покрывалась подпиской в невиданно короткие сроки – в течение 1-2 дней; вся подписка продолжалась по каждому займу не более 6-10 дней. Государственные военные займы выпускались сроком на 20 лет каждый. По своему строению они несколько отличались от займов, выпущенных в мирные годы третьей пятилетки. Среди населения реализовались лишь облигации выигрышных выпусков военных займов. Что же касается процентных выпусков, то они предназначались исключительно для размещения среди колхозников, промартелей и других кооперативных организаций. В качестве одной из форм дополнительного привлечения средств населения на нужды финансирования обороны страны были использованы денежно-вещевые лотереи. Всего за годы войны были организованы четыре лотереи на общую сумму 10 000 млн рублей. Государственные займы в 1942- 1945 гг. [7] (млн руб. )
Другим каналом привлечения средств населения, колхозов и кооперации, направляемых через государственные займы в государственный бюджет СССР для финансирования потребностей военного времени, было государственное имущественное и личное страхование. За 1941-1944 гг. Госстрах СССР передал в государственный бюджет в порядке приобретения облигаций госзаймов и в порядке отчисления от прибылей свыше 5, 8 млрд руб. [8]
Наряду с привлечением средств населения в порядке добровольных взносов государство в годы войны увеличило размеры налоговых платежей населения. Это вызывалось возросшими военными расходами. Значение налогов с населения как источника бюджетных ресурсов в большой степени возросло. Вместе с тем намного увеличилась роль налогов как орудия регулирования доходов населения, воздействия на рыночную (базарную) торговлю и укрепления денежного обращения. Увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет и усиление регулирующей роли налоговых платежей населения достигались посредством повышения ставок налогов, расширения круга плательщиков налогов, более полного учета облагаемых доходов и изменения принципов построения налоговых платежей. В начале войны были проведены меры, направленные на повышение эффективности довоенных налогов и сборов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1941 г. была установлена на военное время надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам с населения. Надбавка к сельскохозяйственному налогу была установлена в размере 100% к ставке налога. Хозяйства колхозников – единоличников, в составе которых имелись военнослужащие, освобождались от надбавки: на 50% – при одном военнослужащем и полностью – при двух и более военнослужащих в хозяйстве. Чтобы обеспечить более раннее поступление налоговых платежей. в бюджет, в 1941 г. сроки уплаты сельскохозяйственного налога были приближены на один месяц. Размер надбавки к подоходному налогу с населения дифференцировался в зависимости от категорий плательщиков налога и месячного заработка рабочих и служащих. Все плательщики надбавки подразделялись на две категории: рабочие, служащие и приравненные к ним лица и прочие плательщики подоходного налога. Внутри каждой из категорий плательщиков размер надбавки зависел от отношения плательщика налога к действительной военный службе или призыву в Советскую Армию по мобилизации. В этом заключалась главная особенность построения надбавки.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 г. был введен, начиная с 1942 г., военный налог с одновременный отменой временной надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам. Военный налог распространялся как на городское, так и на сельское население. Взимался он как с граждан, получающих самостоятельные доходы, так и с иждивенцев. Круг лиц, освобождаемых от военного налога, был значительно уже, чем по подоходному и сельскохозяйственному налогам. За 1942-1945 гг. по военному налогу в государственный бюджет поступило 72, 1 млрд руб. [9] После окончания войны налог этот был отменен. В 1941 г. был введен еще один новый налоговый платеж населения, а именно: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. В отличие от военного, этот налог сохранился и после окончания войны, так как вызван не специфическими потребностями военного времени, а явился необходимым дополнением к подоходному обложению вообще. В качестве основного критерия этого налога принимается семейное положение граждан: налогом облагаются лишь граждане определенного возраста (мужчины – от 20 до 50 лет, женщины – от 20 до 45 лет), имеющие менее троих детей или вообще не имеющие детей, причем ставки налога дифференцируются в зависимости от заработка. Плательщики налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан подразделяются на те же четыре категории, что плательщики военного налога. В отношении рабочих и служащих налог является строго пропорциональным и ставки налога дифференцируются лишь в зависимости от количества детей: с бездетных – 6% заработка, при наличии одного ребенка – 1%, при наличии двоих детей – 0, 5%. Эти же ставки распространяются на некооперированных кустарей и ремесленников и на прочих граждан, имеющих самостоятельные источники дохода, облагаемые подоходным налогом. В годы войны была осуществлена также перестройка системы местных налогов и сборов, приведшая ее в соответствие с новыми взаимоотношениями между союзными, республиканскими и местными бюджетами, сложившимися на основе Конституции СССР 1936 г.
В апреле 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о местных налогах и сборах, значительно изменивший порядок их взымания. На основании этого указа были введены пять основных местных налогов и сборов: налог со строений, земельная рента (сбор за пользование участками земли), сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота и разовый сбор на колхозных рынках. Указ о местных налогах и сборах, кроме того, расширил круг их плательщиков и повысил их ставки. Все это обеспечило повышение эффективности местных налогов и сборов. В 1944 г. поступления по ним в 3 раза превысили поступления за 1940 г. и составили около 20% всех доходов местных бюджетов[10]. До конца 1947 г. в СССР сохранялась карточная система на продукты питания и промышленные товары для населения. Ее отмена планировалась на конец 1946 года, но из-за засухи и неурожая этого не произошло. Отмену удалось провести только в конце 1947 года. Тем не менее, Советский Союз был одной из первых европейских стран, отменивших карточное распределение. Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания взамен существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен. Вследствие этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла. Цена 1 кг черного хлеба по карточкам была 1 руб., а стала 3 руб. 40 коп., цена 1 кг мяса выросла с 14 до 30 руб., сахара – с 5, 5 руб. до 15 руб., сливочного масла – с 28 до 66 руб., молока – с 2, 5 руб. до 8 руб. При этом минимальная заработная плата составляла 300 руб., средняя заработная плата в 1946 г. равнялась 475 руб., в 1947 – 550 руб. в месяц. Правда, для низко- и среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих одновременно с едиными ценами устанавливались так называемые “хлебные надбавки” в среднем около 110 руб. в месяц, но эти надбавки не решали общей проблемы доходов. В это же время была проведена и денежная реформа. Ее необходимость определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательная способность денег упала. Кроме того, в стране было много фальшивых денег, выпущенных фашистами во время войны.
14 декабря 1947 г. было издано постановление правительства “О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары”. Старые деньги в течение недели обменивались на новые из расчета 10: 1. Для тех, кто держал деньги на счетах в сберегательных кассах, обмен был более льготным. Так, вклады до 3 тыс. руб. оставались без изменения и не подлежали переоценке. Вклады на сумму от 3 до 10 тыс. руб. обменивались из расчета 3: 2, а вклады сверх 10 тыс. руб. – 2: 1. Одновременно проводилось объединение всех ранее выпущенных государственных займов в единый новый двухпроцентный заем, а старые облигации обменивались на новые в соотношении 3: 1, облигации свободно реализуемого займа 1930 г. – в соотношении 5: 1. С помощью таких методов произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа приобрела в основном конфискационный характер. В ходе реформы пострадали главным образом сельские жители, которые, как правило, хранили свои накопления дома, да спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшие реализовать большие наличные суммы денег. Денежная реформа 1947 г. способствовала укреплению хозяйственного расчета и росту накоплений, а также повысила заинтересованность колхозов в увеличении производства продукции. Все это привело к повышению покупательной силы рубля и реальных доходов населения и явилось важным стимулом усиления материальной заинтересованности трудящихся в результатах труда и росте его производительности. Снижение цен после денежной реформы позволило повысить покупательную способность рубля и его курс в отношении иностранной валюты. Инфляция и рост цен в капиталистических странах привели к массовой девальвации валют (“валютное землетрясение”, охватившее 30 стран мира). Учитывая это обстоятельство, а также укрепление денежного обращения в СССР, Советское правительство приняло 28 февраля 1950 г. постановление “ О переводе курса рубля на золотую базу и о повышении курса рубля в отношении иностранных валют”. В соответствии с этим было принято решение “прекратить с 1 марта 1950 г. определение курса рубля по отношению к иностранным валютам на базе доллара и перевести на более устойчивую, золотую основу, в соответствии с золотым содержанием рубля”[11]. Золотое содержание рубля было установлено в 0, 22168 г чистого золота, а покупная цена золота – 4 руб. 45 коп. за один грамм.
Несмотря на то что Советский Союз вынужден был принять на себя главный удар милитаристской машины германских империалистов и весьма длительное время сражался без непосредственной военной помощи со стороны каких-либо других государств, наша страна вышла из войны без экономического кризиса и потрясений. Военно-хозяйственная и политическая мощь социалистического государства в ходе войны возрастала. Это позволило быстрыми темпами ликвидировать последствия войны и не только восстановить, но и значительно превзойти довоенный уровень развития во всех отраслях хозяйства и культуры. Советскому государству в трудных условиях военного времени удалось добиться роста промышленного производства и товарооборота и на этой основе уже в 1944 г. сбалансировать государственный бюджет. В 1944 г. и 1945 г. бюджет стал планироваться и исполняться с превышением доходов над расходами, что служило показателем устойчивости финансовой системы Советского государства. Прекращение эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита вызвало укрепление денежного обращения. Государственный бюджет, вся система доходов и расходов были приведены в соответствие с условиями военной экономики и послевоенного развития народного хозяйства. На основе изменения шкалы налогообложения и введения военного налога, дополнения подоходного налога налогом на " малосемейных", упорядочения системы местных налогов, были взысканы дополнительные крупные финансовые ресурсы для обеспечения денежными средствами военной перестройки всего народного хозяйства, оказания финансовой помощи предприятиям, перебазированным в восточные районы страны, и эвакуированному населению. Мобилизация резервов, осуществление режима экономии, массовой трудовой героизм позволили осуществить в 1947 г. денежную реформу и ввести золотой стандарт рубля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|