Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовая система в период НЭПа




Финансовая система в период НЭПа

 

Тренировочные задания

 

Дайте полный ответ на следующие вопросы:

1. Основные формы реализации новой экономической политики

2. Аренда в условиях новой экономической политики

3. Тресты в условиях новой экономической политики

Тест 7

 

1. Когда было принято решение о замене продразвёрстки продналогом?

а) 1918 г.

б) 1920 г.

в) 1921 г.

 

2. Формы простой кооперации?

а) потребительская

б) снабженческая

в) кредитная

г) промысловая

 

3. Чем занимались синдикаты?

а) оптовый сбыт продукции

б) закупка сырья

в) кредитование

г) регулирование торговых операций

 

4. Что такое деноминация денежных знаков?

а) изменение нарицательной стоимости

б) выпуск новых денежных знаков

 

5. Когда был выпущен червонец?

а) 1921 г.

б) 1922 г.

в) 1923 г.

 

6. На фондовых биржах разрешалась купля-продажа:

а) валюты

б) золота

в) облигаций государственных займов

г) недвижимости

 

7. На какие товары были установлены налоги при проведении налоговой реформы в 1921-1922гг.?

а) табак

б) спиртные напитки

в) пиво

г) спички

д) мед

е) минеральные воды

 

8. Какие специализированные банки появились в России после возрождения кредитной системы?

а) Торгово-промышленный банк (Промбанк)

б) Электробанк

в) Госбанк

г) Российский коммерческий банк (Внешторгбанк)

д) Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк)

 

 

9. Функции специализированных банков:

а) краткосрочное и долгосрочное кредитование

б) распределение ссуд

в) назначение ссудного, учётного процента и процента по вкладам

 

10. Когда был выпущен “Первый хлебный займ”?

а) 1921 г.

б) 1922 г.

в) 1923 г.

 

11. Когда был выпущен “Сахарный займ”?

а) 1923 г.

б) 1924 г.

в) 1925 г.

 

12. Чем обеспечивались “Золотые займы”?

а) деньгами

б) товарами

в) золотом

 

13. В каких городах существовали товарные биржи в 1925 г.?

а) Москва е) Тбилиси
б) Ленинград ж) Баку
в) Харьков з) Владивосток
г) Киев и) Бухара
д) Ростов-на-Дону к) Ереван

 

14. Кто мог стать членом московской вечерней валютно-товарной биржи?

а) кредитные учреждения

б) частные предприятия

в) частные лица

г) государственные учреждения

д) кооперативные учреждения

 

15. Акционерами в созданных в годы НЭПа акционерных банках были:

а) Госбанк

б) синдикаты

в) частные лица

г) кооперативы

д) иностранные предприниматели

 

16. Когда произошел отказ от котировки советских рублей за рубежом?

а) 1923 г.

б) 1924 г.

в) 1926 г.

 

8. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СССР В ПЕРИОД СВЕРТЫВАНИЯ НЭПА

И ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

 

Процесс свертывания НЭПа и формирование командно-административной системы

Процесс свертывания НЭПа начался постепенно. Экономическое развитие страны в 1924/1925 хозяйственном году еще не ощущало замедления темпов роста. Главный приоритет в экономической жизни страны в тот период составляли восстановление и интенсивное развитие крупной промышленности, которая рассматривалась как основная опора Советской власти в крестьянской стране и как источник укрепления ее обороноспособности. Для развития промышленности нужны были огромные средства, которые можно было извлечь только из сельского хозяйства через налоги и сознательное установление особой ценовой политики.

Тем самым центральная власть пыталась регулировать основные пропорции экономического роста. На практике это привело к глубоким диспропорциям, так называемым “ножницам цен”. Если с 1913 по 1922 гг. цены на промышленные товары, по сравнению с ценами на продукцию сельского хозяйства, выросли в 1, 2 раза, то к концу 1923 г. “раствор” ножниц цен достиг уже 300%. Другими словами, чтобы купить плуг в 1913 г. хватало 10 пуд. ржи, а в 1923 г. требовалось уже 36 пуд. ржи. Такая политика цен позволяла проводить неэквивалентный товарообмен между городом и деревней, изымать из сельского хозяйства немалые средства.

Одной из причин такой ситуации можно считать монополистическое положение трестов и синдикатов на внутреннем рынке, которые имели возможность получать большую прибыль даже при сокращении объемов производства, удерживая монопольно высокие цены.

Осенью 1923 г. в стране разразился так называемый “кризис сбыта”, когда был собран хороший урожай, но крестьяне не торопились сдавать хлеб по низким ценам, поскольку они не компенсировали затраты на производство. Крестьяне не могли купить необходимые промышленные товары, которыми были забиты все склады и магазины. Деревня стала задерживать сдачу хлеба по продналогу, кое-где по стране прокатились массовые крестьянские восстания, которые были подавлены.

Крестьянство не стремилось расширять свое производство, так как промышленные товары становились все дороже, и к тому же все явственнее ощущался их дефицит. В 1925/1926 хозяйственном году свыше 400 млн пуд. хлеба не было вывезено на рынок и оставлено в крестьянских амбарах. В 1926/1927 хозяйственном году предназначенного на продажу хлеба оказалось еще меньше, чем в предыдущем году, хотя государственные и кооперативные организации, казалось, до предела мобилизовали свои усилия по заготовке хлеба. Но его натуральные. запасы в крестьянских хозяйствах все росли и уже приближались к 1 млрд пуд.

Во второй половине 1926 г. перед правительством встал вопрос, в каком направлении будет развиваться экономика страны дальше. В руководстве партии разгорелись нешуточные споры о методах проведения хлебозаготовок. Еще в конце 1925 г. был созван XIV съезд РКП(б), где был утвержден “курс на индустриализацию ”. На этом съезде со своим мнением выступила “новая оппозиция” во главе с Г. Зиновьевым и Л. Каменевым. Эта группа приводила аргументы в пользу более резкого повышения налогов на зажиточные слои крестьянства. Она настаивала на возвращении к принудительным методам изъятия сельскохозяйственной продукции, заменив известный лозунг “лицом к деревне” на лозунг “кулаком по деревне”. Через год их поддержал Л. Троцкий. Он считал, что единственным источником пополнения государственного бюджета служит крестьянство, которое следует облагать повышенными налогами, даже несмотря на то, что это может привести к разрыву “союза рабочего класса с крестьянством”.

Другая часть руководства партии, так называемые“правые уклонисты (Н. Бухарин, А. Рыков, М. Томский), все еще держались принципов “хозрасчетного социализма”. “Программа 1925 года” Бухарина по отношению к крестьянству была сконцентрирована в его лозунге “Обогащайтесь! ”, что означало мирное, традиционное развитие экономики. “Правые” выступали за сохранение рыночных отношений между городом и деревней, предлагали поддержать индивидуальные хозяйства путем повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и увеличения налогов на “кулаков”, считали, что в первую очередь надо развивать легкую промышленность. Они были против ускоренных темпов индустриализации и принудительного кооперирования крестьян.

По словам Н. Валентинова, редактировавшего тогда “Торгово-промышленную газету”, программа “правых уклонистов” имела сходные черты с программой П. Столыпина с той лишь разницей, что Столыпин был уверен, что его реформы рассчитаны на вечность, в то время как программа Бухарина подчеркивала временный характер частного хозяйства на земле.

Со всей очевидностью вопрос о хлебозаготовках превращался из чисто хозяйственного в политический. Заготовительный кризис, трудности с продовольствием позволили Сталину разгромить “новую оппозицию”, а Зиновьева и Каменева – исключить из членов партии.

Постепенно государство возрождало чрезвычайные меры времен “военного коммунизма”. С этой целью уже в конце 1927 г. началась конфискация хлебных “излишков”, незаконные обыски крестьянских амбаров, установление постов на дорогах, препятствовавших привозу хлеба на городские рынки. К осени 1928 г. повсеместно началось применение чрезвычайных мер по отношению к кулакам, а кое-где и к середнякам. Ситуация с хлебозаготовками в 1927 и 1928 г. становилась все более напряженной.

В деревни из городов были направлены тысячи членов партии для принудительного изъятия хлеба. На поиски спрятанного зерна привлекались воинские части, а также деревенские бедняки, которым полагалось при этом до 25% конфискованного хлеба за низкую плату или совсем бесплатно.

В открытых выступлениях 1928 г. Сталин еще требовал отменить различные нарушения “революционной законности” по отношению к крестьянам, называя их “рецидивами продразверстки”, и даже настаивал на некотором повышении заготовительных цен на хлеб. Но на закрытых пленумах ЦК Сталин требовал применения к кулакам жестких мер, ускорения процесса коллективизации, резко критиковал “некоторых товарищей”, выступавших за развитие нормальных рыночных отношений в деревне. Он считал, что надо без колебаний демонтировать шатающийся механизм рыночной экономики, заменив его командными методами, которые полностью отвечали социалистическим идеалам. Начинать этот демонтаж Сталин предлагал с деревни, не дожидаясь, пока она снова поднимется против Советской власти.

В итоге НЭП был полностью свернут. “Союз пролетариата и крестьянства”, который, по словам Ленина, являлся основным условием строительства социализма, превратился в систему внеэкономической эксплуатации деревни, неэквивалентного обмена, выкачивания ресурсов из сельского хозяйства в пользу гипертрофированного развития промышленности.

Широко распространено мнение о том, что свертывание НЭПа произошло в ответ на внешнюю опасность со стороны “капиталистического окружения”, которая заставила проводить в СССР форсированную индустриализацию за счет других секторов экономики и снижения уровня потребления. Но в конце 1920-х – начале 1930-х годов угроза войны была относительно небольшой, поскольку западным странам в тот период было просто не по силам ввязываться еще в одну войну. Угроза войны была только предлогом для свертывания НЭПа. На самом деле существовали более глубокие причины.

Свертывание НЭПа было выгодно определенным влиятельным силам внутри страны, а именно бюрократическому аппарату, который имел собственные интересы, отличные от интересов рабочих и крестьян. Сразу же после революции аппарат стал жить в соответствии с этими интересами, стремясь к узурпации власти, подчиняя себе всю экономическую и политическую жизнь страны.

В период “военного коммунизма”, когда существовала опасность военного поражения страны, бюрократический аппарат еще как-то сдерживал себя, поступался своими интересами во имя сохранения главного. После окончания гражданской войны номенклатура была вынуждена согласиться с НЭПом, хотя в этот период ее бюрократические полномочия были существенно ограничены. Политика свертывания НЭПа продемонстрировала полную победу интересов номенклатуры над экономическими интересами всех других слоев общества, победу политики над экономикой.

Административная система не свалилась с неба, как снег на голову, она не являлась результатом злого умысла “вредителей”. Эта система вызревала в недрах НЭПа и стала следствием развития бюрократического аппарата без контроля со стороны общества.

Дело в том, что политическая система на протяжении 1920-х годов была шагом назад не только по сравнению с февралем 1917 г., когда российское общество переживало бурный период демократизации, но и по сравнению с дореволюционными годами (начиная с 1905 г. ). Как отмечалось выше, уже в начале 1920-х годов была запрещена деятельность всех оппозиционных партий. Советы потеряли свою прежнюю роль, а все важнейшие вопросы в центре и на местах решались руководителями единственной партии. А если принять во внимание неразвитость демократических традиций, низкий уровень политической культуры большинства населения страны, то, можно сказать, все это сыграло роковую роль в судьбе НЭПа.

Постепенно, с середины 1920-х годов, увеличивался государственный и политический аппарат, к 1928 г. он насчитывал около четырех миллионов чиновников. Но подобный аппарат не был готов управлять страной в условиях рыночной экономики из-за своей неповоротливости, неспособности принимать самостоятельные решения. К тому же, зачастую советскими руководителями всех уровней становились не по профессиональному признаку, а по партийной принадлежности.

Целенаправленное свертывание НЭПа в стране шло по всем направлениям. С 1927 г. для промышленных предприятий стал устанавливаться государственный производственный план. В конце 1929 г. тресты потеряли хозяйственную самостоятельность и постепенно превратились в посредническое звено системы управления. В годы первой пятилетки (1928-1932) они прекратили свое существование.

Синдикатам, напротив, были переданы дополнительные функции в сфере планового регулирования деятельности предприятий. В том же 1929 г. они были преобразованы в промышленные объединения (главки), которые также, как и во времена “военного коммунизма”, составляли жестко централизованную управленческую систему. Синдикаты уже больше не занимались оптовой торговлей, поскольку ее заменили централизованным распределением по фондам и нарядам. К концу 1930 г. прямые договорные поставки между производителями и потребителями составляли только 5% от общего объема реализуемой промышленной продукции, тогда как в 1929 г. они составляли 85%. В 1932 г. ВСНХ был преобразован в три наркомата: легкой, тяжелой и лесной промышленности.

В начале 1930-х годов происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. Так, если в 1928 г. доля частных предприятий в промышленности составляла 18%, то в 1933 г. – всего 0, 5%. В сельском хозяйстве этот процесс имел такую динамику: с 97% в 1928 г. до 20% в 1933 г., в розничной торговле – с 24% до нуля. К этому времени были практически аннулированы все иностранные концессии.

 

Развитие финансов в период формирования экономики власти

Преобразования в экономике с неизбежностью обусловили изменения в финансовой сфере.

В 1930 г. прошла налоговая реформа. Вместо 63 различных налогов и платежей в бюджет, которые регулировали производственную деятельность предприятий, было введено два основных вида: налог с оборота и отчисления от прибыли (для колхозов устанавливался один вид – подоходный налог). Но поскольку предприятия функционировали на основе обязательных плановых заданий, то налоги уже не осуществляли свою регулирующую роль, а всего лишь обеспечивали доходы для государственной казны. Все остальные виды налогов стали ненужными, и их просто ликвидировали.

На протяжении 1930-1932 гг. фактически было покончено с рыночными методами в кредитной системе. Кредит как таковой (то есть предоставление подлежащих возврату ссуд под определенный процент) был заменен централизованным финансированием. Был запрещен коммерческий кредит между предприятиями, отменялось вексельное обращение. Упразднялся долгосрочный кредит для государственных предприятий, ему на смену пришло безвозвратное финансирование на инвестиционные цели. Долгосрочное кредитование сохранялось только для колхозов, промысловой и потребительской кооперации. Ранее самостоятельные банки стали подчиняться наркомату финансов. Банки по своей сути уже больше не являлись кредитными учреждениями. На их счетах находились лишь собственные финансовые ресурсы государственных предприятий и бюджетные ассигнования, предназначенные для капитальных вложений, к тому же эти ресурсы можно было использовать только в строгом соответствии с планом.

В связи с ликвидацией кооперативных банков, все операции по краткосрочному кредиту перешли к Госбанку, который сосредоточил у себя до 97% всего объема краткосрочного кредитования. Для оставшихся к тому времени немногочисленных частных предприятий стали просто недоступны какие-либо формы кредитов. К концу 1930-х годов в стране осталось всего семь банков: Госбанк, Внешторгбанк и пять банков долгосрочных вложений (и уже в 1959 г. эти пять банков влились в Стройбанк и, таким образом, в СССР осталось всего три банка).

Постепенно стало происходить расстройство денежной системы, созданной при наркомфине Г. Сокольникове в 1922-1924 гг. Если сначала государство еще поддерживало эту систему, то уже в 1925 г. началась заметная инфляция. Денежная масса в обращении с февраля по октябрь 1925 г. увеличилась на 52%, что привело к резкому росту цен на свободном рынке, которые государство не могло регулировать. В 1926 г. приостановился свободный размен червонцев на золото. В том же году был наложен запрет на вывоз советской валюты за рубеж, а в 1928г. – на ввоз иностранной валюты в СССР. Также был ликвидирован частный валютный рынок. Госбанк начал широкомасштабную денежную эмиссию. Денежная масса, которая в 1926/1927 хозяйственном году составляла 1, 3-1, 4 млрд руб., в 1933 г. достигла 8, 4 млрд руб., а в 1937 г. – 11, 2 млрд руб. Цены свободного рынка тут же отреагировали на эмиссию: в 1932 г., по сравнению с 1927/1928 хозяйственным годом, они выросли почти в восемь раз, в том числе на промышленные товары более чем в пять раз, а на продукцию сельского хозяйства – почти в 13 раз.

Государство пыталось удержать цены в оптовой и розничной торговле на стабильном уровне, но это привело к острому товарному дефициту, вследствие чего со второй половины 1928 г. вводится карточная система распределения.

В конце 1920-х годов в печати снова появились статьи, где всерьез обсуждался вопрос об отмирании денег, о переходе к безденежному распределению продуктов. Поэтому восстановление карточной системы рассматривалось некак вынужденная, временная мера, а как непременное условие для дальнейшего продвижения к социализму. Также положительно оценивалось решение правительства о переходе от свободной оптовой торговли к централизованному распределению инвестиционных товаров. И хотя позже эти взгляды были названы “левым загибом”, они отражали общее негативное отношение к рыночным методам в экономике.

Первоначально карточки были введены в некоторых, а потом и во всех городах страны, сначала на хлеб, затем – на основные продовольственные товары и далее – на промышленные товары широкого потребления.

В 1929 г., который был относительно благополучным, по карточкам каждый рабочий получал примерно 600 г хлеба в день, член семьи – 300 г; жиров – от 200 г до 1 л растительного масла в месяц, 1 кг сахара в месяц и т. д. К 1934 г. карточное распределение из централизованных фондов распространялось на 40 млн человек, еще 10 млн человек снабжались из местных фондов. Но поскольку карточки “отоваривались” с большим трудом, в 1931 г. стали распространяться еще и “ордера”, которые распределялись между работниками в зависимости от их производственных показателей. По ордерам можно было купить дополнительно некоторые дефицитные товары.

В стране существовала значительная разница в ценах на одни и те же товары. Можно назвать по меньшей мере шесть различных видов цен: 1) государственные, “нормированные” цены на товары, отпускаемые по карточкам; 2) цены так называемого коммерческого фонда на товары, которые отпускались в городах сверх карточной нормы; 3) “среднеповышенные цены” устанавливались на товары, продаваемые в рабочих районах; они занимали промежуточный уровень между государственными и коммерческими ценами; 4) цены на товары в “образцовых” магазинах были гораздо ниже коммерческих. Этими магазинами пользовались различные категории руководящих работников; 5) цены в “торгсинах”[4]; 6) рыночные цены.

Что касается сельского населения, то здесь не было карточного распределения. Существовавшая на селе сеть магазинов снабжалась плохо, а цены в них устанавливались на уровне городского коммерческого фонда и даже на уровне рыночных цен.

В конце 1934 г. было принято решение об отмене с 1 января 1935 г. карточек на хлеб, муку и крупу. В октябре 1935 г. была отменена карточная система на все продовольственные товары, а с 1 января 1936 г. – на все прочие товары.

Экономисты подсчитали, что среднемесячная заработная плата рабочего в 1913 г. позволяла купить 333 кг черного хлеба, или 21 кг масла, или 53 кг мяса, или 83 кг сахара. В 1936 г. рабочий мог купить на свою среднемесячную заработную плату гораздо меньше продуктов, а именно: 241 кг хлеба, или 13 кг масла, или 19 кг мяса, или 56 кг Сахара. В годы НЭПа рабочие тратили на питание примерно 50% своей заработной платы, а в 1935 г. – 67, 3%

В конце 1936 г. цены на некоторые продовольственные и промышленные товары составляли: белый хлеб – 1, 2 руб., мясо – от 5 до 9 руб. /кг, картофель – 0, 4 руб. /кг, сало – 18 руб. /кг, мужские туфли – 290 руб., дамские туфли – 280 руб., мужское пальто – 350 руб., мужская рубашка – от 39 до 60 руб. и т. д. [5]

Для покрытия дефицита бюджета и финансирования промышленности широко использовались Государственные займы. Со второй половины 1927 г. и по 1929 г. включительно было выпущено четыре займа: первый, второй и третий займы индустриализации и заем укрепления крестьянского хозяйства. Общая сумма их выпуска составляла 1650 млн руб.

В это же время увеличился и выпуск принудительных займов, размещаемых среди предприятий и организаций. К ним относятся 8% займы 1927 и 1928 гг., 11% заем 1928 г. и беспроцентный заем 1929 г. Общая сумма эмиссии их ценных бумаг составила 1125 млн руб.

К свободно размещаемым рыночным займам относился только один выигрышный заем 1929 г., выпущенный на сумму всего навсего 50 млн руб. Поскольку облигации этих займов размещались принудительно, но имели свободное хождение на вторичном рынке, они стали в огромных масштабах продаваться их владельцами. Учитывая же, что основным покупателем государственных ценных бумаг стали сберегательные кассы, продажа облигаций по сути стала досрочным погашением государственного долга. В итоге, несмотря на перевыполнение плана подписки на займы, поступления от них в бюджет были гораздо ниже планируемых.

Это послужило основной для еще большего администрирования на фондовом рынке. 21 февраля 1930 г. появилось постановление ЦИК и СНК СССР о выпуске государственного займа " Пятилетка в четыре года". Согласно постановлению все ранее выпущенные облигации займов коллективной подписки конвертировались в облигации указанного займа. При этом ценные бумаги, подлежавшие обмену, лишались права свободного обращения.

Заем " Пятилетка в четыре года" выпускался сроком на 10 лет. Сумма выпуска составляла 1700 млн руб., из которых 500 млн руб. предназначалось для обмена на облигации прежних займов.

Конверсия государственных займов, проведенная в 1930 г., позволила значительно отсрочить дату погашения облигаций займов, выпущенных в 1927-1929 гг. В эти же годы делается попытка ввести контроль и за вторичным рынком ценных бумаг. Для этих целей в 1928 г. создаются комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу (комсоды). Их значимость была подтверждена специальным положением ЦИК и СНК о комсодах от 15 мая 1929 г. Согласно положению комсоды создавались на всех предприятиях и организациях (включая воинские части), при советах и исполкомах. Эти комиссии не только организовывали кампанию по размещению ценных бумаг, но и контролировали деятельность учреждений системы государственного кредита. Одновременно под контроль государства был поставлен и вторичный рынок. Ценные бумаги принудительных займов могли быть проданы или сданы в залог только с разрешения комсодов. Такие разрешения выдавались лишь в исключительных случаях.

В период второй пятилетки практика выпуска массовых принудительных займов была продолжена. В 1932-1935 гг. были выпущены займы второй пятилетки, а также большое число целевых займов в виде велосипедных обязательств, фотообязательств и т. п. Однако теперь командно-административную систему не устраивало даже и наличие разнообразных принудительных займов.

Поэтому 1 июля 1936 г. вышло постановление ЦИК и СНК СССР " О государственном внутреннем займе второй пятилетки (выпуск четвертого года) и о конверсии ранее выпущенных внутренних займов. " Новый заем выпускался на сумму 4 000 млн руб., причем большая часть его облигаций была предназначена для обмена на облигации всех ранее выпущенных принудительных займов.

Конверсия 1936 г. основной целью имела унификацию размещения доходности и погашения государственных займов. Все это соответствовало требованиям централизованно планируемой экономики, для которой разнообразие условий займов было просто ненужно.

В 1938-1941 гг. (причем в 1941 г. до начала войны) в стране было выпущено 4 принудительных займа на условиях, соответствовавших условиям займа 1936 г. Общая выпускаемая сумма их составляла 28, 5 млрд руб. При этом, как было принято для большинства плановых заданий, планы подписки перевыполнялись. Величина перевыполнения плана подписки за эти годы составляла почти 20%. Достигалось это, естественно, не материальной заинтересованностью, а усилиями партийно-хозяйственного аппарата.

 

Резюме

Начиная с 1929 г., в экономике утвердилась административная система управления, которая фактически вернула страну к политике “военного коммунизма”, но уже в новых условиях. Директивное плановое распределение ресурсов и продукции окончательно вытеснило рыночные отношения. К концу первой пятилетки полностью сформировалась сверхцентрализованная экономика, которая с незначительными модификациями просуществовала в СССР до конца 1980-х годов.

Отражением экономики, построенной на принципах строгой централизации явилась финансовая система России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...