Возможно ли построение идеального
Образа врача-педагога? Именно такой вопрос часто задают преподаватели во время обсуждения этих проблем на циклах ФПКП. Действительно, если существует проблема оценивания квалификации (психолого-педагогической, методической, специальной), то, вероятно, неплохо было бы иметь и некий ориентир — образ так называемого «идеального» врача-педагога. Надо сказать, что подобные попытки предпринимались в рамках исследований научной организации учебного процесса (НОУП) в 80-е годы и вплоть до середины 90-х годов. Однако эта работа так и осталась незавершенной, т.к. существует объективная сложность дать полный перечень профессиональных умений и действий преподавателя-медика. Считая, что все-таки необходимо ответить на задаваемый вопрос, мы попробовали подойти к составлению обобщенного образа врача-педагога (понимая, что любая обобщенность приводит к стиранию индивидуальности) через представление основных качеств личности, черт характера, деятельностных способностей и через описание специфики содержания и структуры профессионального педагогического сознания и мышления. В результате многочисленных экспертных оценок мы пришли к некоему так называемому обобщенному образу врача-педагога. I. Личные качества: —> личностная зрелость; —> порядочность, нравственная зрелость; —> креативность и эвристичность, готовность к работе в новых для себя ситуациях; —> толерантность; —> способность к децентрации, видению ситуации с разных точек зрения; —> наблюдательность и восприимчивость; — > интуиция, «чутье» на гуманитарные проблемы; — > корректность, тактичность, деликатность; —> независимость, принципиальность, способность не поддаваться давлению других людей, группы.
2.Коммуникативная компетентность: — > уважение и внимательность к собеседнику, «беспристрастная заинтересованность»; —> способность устанавливать контакт (со взрослыми и детьми); —> способность слушать и слышать; —> эмпатия; —> искусство помощи собеседнику в высказывании своего мнения; — > способность адекватно выражать собственную позицию; —> коммуникативная гибкость и конструктивность, готовность разрешать межличностные проблемы; —> способность работать в команде. 3.Методологическая и методическая грамотность: —> понимание философско-антропологических основ высшего медицинского образования; —> понимание специфики гуманитарной парадигмы; —> владение основными методами гуманитарного познания. 4.Профессиональная подготовка: —> гуманитарное образование как дополнительное; —> знание актуальной педагогической реальности, основных современных подходов, тенденций и новаций в сфере образования; —> психологическая грамотность (знание основ психологии личности, личностного роста и психологического развития, психологии общения, педагогической психологии и т.д.); — > умение организовывать педагогический процесс в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) и нормативной моделью деятельности преподавателя; — > умение использовать современные психолого-педагогические методики (технологии) в преподавании специальных дисциплин; -» владение современными методами поэтапного, рубежного и итогового контроля знаний студентов; —> умение достигать такого уровня обучения, который позволял бы студенту самостоятельно получать профессиональную информацию и оценивать се объективно; —> умение создавать условия для самореализации студентов и понимать, что способствует и препятствует их полноценному психологическому развитию и профессиональному становлению в ходе обучения.
В результате обучения под руководством преподавателя студенты должны: => овладеть методами обследования пациента, диагностики, профилактики и лечения заболеваний; => уметь помочь пациенту осознать необходимость ведения здорового образа жизни; => научиться применять полученные знания на практике и стремиться постоянно их совершенствовать; => уметь анализировать результаты фундаментальных научных исследований и применять их для повышения качества медицинской помощи населению; => осознать важность деонтологического компонента врачебной деятельности и уметь применять принципы этики и деонтологии на практике; => уметь устанавливать эмоционально психологический контакт с пациентом. Все сказанное выше позволяет подойти к определению понятий «педагогическое сознание» и «педагогическое мышление», формирование которых является целью психолого-педагогической подготовки врачей-педагогов. Педагогическое сознание - центрированное на педагогических проблемах восприятие мира как мира «педагогизированного», видение педагогического процесса как целостного явления, центральное место в котором принадлежит формирующейся личности студента. В структуре педагогического сознания ведущее значение имеют педагогическое мышление и рефлексия. Педагогическое мышление - вид практического мышления по решению профессионально значимых задач, заключающийся в способности непрерывной психолого-педагогической диагностики состояния всех компонентов учебного процесса, самооценки и оценки возможностей как отдельных студентов, так и группы в целом, способности проектирования, управления, моделирования, предвидения результатов деятельности, способности немедленного реагирования, принятия решений, организации коммуникаций между всеми участниками учебного процесса, что позволяет добиваться положительных результатов обучения и воспитания, формирования профессионально грамотных действий, активной профессиональной и личностной позиции будущего врача.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|