Психологическая дистанция.
Характер оценки тех идей, которые предлагаются другими, зависит и от степени, в какой они затрагивают данного человека лично. В случае, если обсуждаемая проблема имеет к человеку опосредованное отношение, он, как правило, оценивает ход дискуссии как бы со стороны: проблема для него любопытна, но ее решение не требует от него немедленных действий и активного «я-включения». Так, чисто теоретическая дискуссия об эффективности различных методов обучения может в той или иной степени интересовать преподавателя, но выводы из нее не являются для него прямой директивой к организации собственных действий. Однако в том случае, если предлагаемые идеи и решения преподаватель должен непосредственно реализовать в собственной деятельности, происходит естественное сокращение психологической дистанции этих решений по отношению к «я» педагога, а следовательно, возрастание активного включения в обсуждение проблемы. Это проявилось, в частности, в довольно быстром внедрении в практику медицинских вузов так называемых ситуационных задач, в которых преподаватели увидели инструмент формирования клинического мышления студентов. Таким образом, «я-включенность» (психологическая дистанция) оказывает прямое влияние на отношение преподавателя к дискуссионной проблеме. Если дискуссия прямо не затрагивает профессиональных интересов личности, она не побуждает человека занять строго определенную позицию. Чем ближе проблема к личному опыту, тем активнее преподаватель вовлекается в ее обсуждение и тем определеннее он формулирует свою позицию. Резкое усиление полемичности в ходе дискуссии, как и недостаточная разносторонность аргументации, ведет к поляризации оценок (специалистов и неспециалистов, студентов и педагогов), а также повышает вероятность возникновения эффектов, противоположных ожидаемым («эффект бумеранга»).
Психологическая дистанция влияет и на готовность преподавателя к использованию предлагаемых ему идей и решений. Речь идет о том, что общее согласие личности с решением зависит от возможностей его реализации, как объективных (наличие определенных материально-технических условий, ресурсов, затрат времени и т.д.), так и субъективных (оценка собственных сил, требуемых усилий и т.п.). Если реализация решений, по самооценке преподавателя, превосходит его возможности, он, вероятнее всего, вынужден будет отказаться от их осуществления, даже высоко ценя их в принципе (пример применения деловых игр). Что касается самого использования решений, предлагаемых другими, то оно, естественно, имеет разный характер. Использование их может выступить: а) как непосредственная ассимиляция преподавателем отдельных приемов работы, включение их в собственную систему без сколько-нибудь существенного ее изменения; б) как организация собственного опыта решения достаточно крупной педагогической проблемы по образцу или по аналогии с решениями, разработанными в опыте других (например, практическая апробация схем 00Д, системы задач и т.д.); в) как перестройка ранее выработанной личной педагогической концепции на основе идей и принципов, разработанных в опыте других. Совершенно ясно, что психологическая трудность решения этих задач резко возрастает при переходе от одного уровня использования к другому.
Свобода выбора. Определенное решение может стать внутренним достоянием личности (своим) только тогда, когда оно является результатом собственного свободного выбора. Если оно человеку навязано (например, административно-директивным путем), он снимает с себя внутреннюю ответственность за возможные его последствия. То же относится к дискуссиям и обсуждениям. Если в дискуссии человек не является равноправным ее участником, если ему не предоставляется возможность свободно высказать и обсудить свое мнение, он скорее будет в этом мнении укрепляться, чем его перестраивать. Если при анализе некоторой важной для личности проблемы отсутствует терпимость к критике, если не обсуждаются все «плюсы» и «минусы» предлагаемых решений, у человека, как правило, возникает отрицательный эмоциональный барьер по отношению к этим решениям.
Ниже мы предлагаем тест, который поможет вам определить свой стиль преподавания и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Отвечая на вопросы, не забывайте, что «неправильных» ответов быть не может- могут быть только неискренние. Из трех вариантов ответа выбирайте тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, и отмечайте крестиком или значком. Результаты тестирования будут известны только вам, так как обработка теста будет производиться вами самостоятельно. 1. Если кто-то в студенческой группе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести занятие: 1) да; 2) в зависимости от настроения; 3) нет. 2. Когда студент на занятии излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю: 1) интерес; 2) смущение; 3) раздражение. 3. Если аудитория не приведена в порядок: 1) я не могу начать занятие; 2) я не обращаю на это внимания; 3) моя реакция зависит от ситуации. 4. Когда я поступаю несправедливо со студентом: 1) мне трудно признать это; 2) я готов признать свою неправоту; 3) таких случаев не было. 5. Для меня важнее: 1) отношения со студентами; 2) с коллегами; 3) не знаю. 6. Некоторые студенты вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть: 1) часто; 2) иногда; 3) никогда не вызывают. 7. Присутствие на занятии посторонних: 1) воодушевляет меня; 2) никак не отражается на моей работе; 3) выбивает меня из колеи. 8. Я считаю своим долгом сделать замечание студенту, если он нарушает порядок в общественном месте: 1) обычно; 2) нет; 3) в зависимости от ситуации. 9. Я с одинаковой теплотой отношусь ко всем своим студентам:
1) не уверен; 2) нет; 3) да. 10. Во время перерыва я предпочитаю общаться: 1) со студентами; 2) с коллегами; 3) лучше побыть в одиночестве. 11. Я почти всегда иду на занятие в приподнятом настроении: 1) нет; 2) не всегда; 3) да. 12. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других: 1) да; 2) не уверен; 3) нет. 13. Я предпочитаю работать под руководством человека, который: 1) дает четкие указания; 2) не вмешивается в мою работу; 3) предлагает простор для творчества. 14. Мне приходилось высказывать суждения о вещах, в которых я плохо разбираюсь: 1) да; 2) нет; 3) не помню. 15. Случайные встречи со студентами за пределами университета (института): 1) доставляют мне удовольствие: 2) вызывают у меня чувство неловкости; 3) не вызывают у меня особых эмоций. 16. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным: 1) часто; 2) редко; 3) никогда. 17. Замечания со стороны коллег и администрации: 1) меня мало волнуют; 2) иногда задевают меня; 3) часто задевают меня. 18. Во время занятия я придерживаюсь намеченного плана: 1) всегда; 2) предпочитаю импровизацию; 3) зависит от ситуации. 19. Мне случалось нелестно отзываться о своих коллегах: 1) да; 2) пет; 3) не помню. 20. С мнением, что каждого студента нужно принимать таким, каков он есть: 1) я согласен; 2) не согласен: 3) что-то в этом есть. 21. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег: 1) да; 2) иногда: 3) пег. 22. Мысль о предстоящей встрече со студентами и коллегами: 1) доставляет мне удовольствие: 2) особых эмоций не вызывает; 3) в тягость. 23. Когда я вижу, что студент ведет себя вызывающе по отношению ко мне: 1) я плачу ему той же монетой; 2) игнорирую этот факт; 3) предпочитаю выяснить отношения. 24. Я добросовестно готовлюсь к занятиям: 1) обычно; 2) иногда; 3) всегда. 25. В работе для меня важнее всего: 1) привязанность студентов; 2) привязанность коллег; 3) чувство собственной необходимости. 26. Успех занятия зависит от моего физического и душевного состояния: 1) часто; 2) иногда;
3) не зависит. 27. В дружелюбном отношении со стороны коллег: 1) я не сомневаюсь; 2) уверенности нет; 3) затрудняюсь ответить. 28. Если студент высказывает точку зрения, которую я не могу принять: 1) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку; 2) перевожу разговор на другую тему; 3) затрудняюсь ответить. 29. Я опаздываю на работу: 1) регулярно; 2) изредка; 3) никогда не опаздываю. 30. Если при мне незаслуженно наказывают студента: 1) я тут же заступлюсь за него; 2) один на один сделаю замечание коллеге; 3) сочту некорректным вмешиваться. 31. Работа дается мне ценой большого напряжения: 1) обычно; 2) иногда; 3) никогда. 32. У меня нет сомнений в своем профессионализме: 1) конечно; 2) есть сомнения; 3) не приходилось задумываться. 33. По-моему, в студенческом коллективе важнее всего: 1) трудовая дисциплина; 2) отсутствие конфликтов; 3) возможность работать творчески. 34. Я откладываю на завтра то, что необходимо сделать сегодня: 1) часто; 2) иногда; 3) никогда. 35. С высказыванием «Я ничему никогда не могу научить этого студента, потому что он меня не любит»: 1) согласен полностью; 2) не согласен; 3) что-то в этом есть. 36. Мысли о работе мешают мне уснуть: 1) часто; 2) редко; 3) никогда не мешают. 37. На заседаниях кафедры я выступаю по волнующим меня вопросам: 1) часто; 2) иногда; 3) предпочитаю слушать других. 38. Я считаю, что преподаватель может повысить голос на студента: 1) если студент этого заслуживает; 2) затрудняюсь ответить; 3) это недопустимо. 39. Правильный выход из конфликтной ситуации я нахожу: 1) не всегда; 2) не знаю; 3) всегда. 40. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями: 1) редко; 2) обычно; 3) всегда. 41. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных: 1) да; 2) не помню; 3) нет. 42. Непредвиденные ситуации на занятиях: 1) только мешают учебному процессу; 2) лучше игнорировать; 3) можно эффективно использовать. 43. Мне случалось быть не совсем искренним с людьми: 1)да; 2) нет; 3) не помню. 44) В конфликте между преподавателем и студентом я в душе встаю на сторону: 1) студента; 2) преподавателя; 3) сохраняю нейтралитет. 45. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем: 1) как правило; 2) не обязательно; 3) проблем со здоровьем нет. 46. Мои студенты относятся ко мне с симпатией: 1) да; 2) не все; 3) не знаю. 47. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже когда кажутся не вполне обоснованными: 1) не вызывают; 2) не знаю; 3) вызывают. 48. Ответы на некоторые вопросы давались мне с трудом: 1) да; 2) нет; 3) не помню.
Ключ к тесту «Психологический портрет преподавателя: опыт самодиагностики» приводится ниже.
Бланк ответов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|