Способы анализа конфликтных ситуаций.
Легче разрешить конфликтную ситуацию, чем конфликт. Если Вы начали действовать конструктивно до того, как разгорелись эмоции, а истинные противоречия скрыты за личными оскорблениями или прошлыми обидами, - конфликта можно избежать. Для этого нужно: 1) проанализировать конкретную ситуацию; 2) принять решение о процедуре ее разрешения и приступить к реализации. Чтобы выбрать наиболее эффективную стратегию поведения, необходимо оценить «плюсы» и «минусы» каждой стратегии в данном конкретном случае. Пример. Вы, лечащий врач, идете по коридору больницы и слышите необычный шум, оживленные голоса в одной из палат. Заглянув в нее, Вы обнаруживаете, что пациенты отмечают день рождения. Ваши действия? Если особых нарушений Вы не заметили, можно просто уйти, поздравив именинника, и продолжить заниматься своими делами (а можно было и вообще не заходить в палату, пока жалоб нет). Конфликта не возникнет, если не произойдет каких-либо негативных последствий. Вы можете включиться в их устранение тогда, когда это потребуется. Выбрав стратегию приспособления, Вы можете присоединиться к отмечающим, помочь им с «чайком», посидеть, поговорить и послушать. Это поможет налаживанию более теплых, доверительных отношений; Вы больше узнаете о своих пациентах. Но более близкие отношения могут повредить Вашему авторитету, повлечь последующие нарушения дисциплины. Кроме того, этот поступок может быть негативно оценен коллегами или начальством. Запретив нарушающий больничный режим праздник, Вы вступаете в соперничество со своими пациентами. Вы позаботитесь о здоровье пациентов, проконтролировав режим питания (особенно при заболеваниях, требующих соблюдения строгой диеты) и обеспечив отдых соседям по палате, а также самому имениннику. Вы подтвердите свой статус и предупредите повторение нарушения дисциплины. Но возможно, возникнет напряженность в отношениях, а нарушения будут продолжаться, только скрывать их будут тщательнее, а значит, сложнее будет их проконтролировать.
Компромиссом будет договор с пациентами, при котором Вы ограничите время их «вечеринки», а также проследите за тем, чтобы не было нарушения режима питания, процедур и т.п. Взамен Вы уделите им немного своего времени, помогая почувствовать, что болезнь не должна нарушать привычную жизнь. Если Вы выберете путь сотрудничества, то, поздравив именинника и пожелав всем присутствующим скорейшего выздоровления, Вы объясните свою позицию врача и свое отношение к празднику в больничной палате. Высказав свои пожелания и опасения, Вы спросите их предложения по поводу выхода из этой ситуации и совместно выберете самый подходящий. Задание. Попробуйте самостоятельно или в группе проанализировать следующую задачу. Студент часто опаздывает на занятия на 15-20 минут. Других претензий к этому студенту нет. Какую стратегию поведения выбрали бы Вы на.месте преподавателя и почему? Иногда, устранив одни разногласия, мы сталкиваемся с другими. Конфликт развивается, так как истинные причины скрыты за поверхностными противоречиями, - тогда необходим более глубокий личностный анализ. Почему на практике обычно недостаточно внимания уделяется анализу конфликта? Из-за нашей нелюбви к конфликтам мы - сознательно или бессознательно - стремимся от них поскорее избавиться, поэтому, часто не разобравшись в ситуации, стараемся поскорее найти выход. Кроме того, мы иногда просто не знаем, как проанализировать ситуацию. Прежде чем принимать те или иные решения, следует понять: — > в чем суть конфликта;
—> кто является участником конфликтной ситуации; —> каковы позиции и интересы всех участников конфликта; —> каковы отношения участников и их эмоциональные установки по отношению друг к другу. Для анализа конфликтной ситуации можно воспользоваться схемой структуры личности, предложенной Эриком Берном, и методом трансактного анализа. В своей книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Э. Берн пытается проанализировать, что же происходит с человеком, когда он общается с другими людьми, по каким законам строится взаимодействие. Каждая личность имеет три состояния «Я», которые являются особыми источниками поведения: состояние «Я» Родителя, состояние «Я» Взрослого и состояние «Я» Дитя. Все они необходимы для жизни и являются результатом прошлого опыта человека. РОДИТЕЛЬ - это «автопилот», который ведет правильно наш корабль в обычных условиях, что освобождает нас от принятия обыденных решений. Родитель -В) это «тормоза», которые удерживают нас от опрометчивых поступков. Но в этом состоянии человек считает, что знает и умеет больше, чем другие. Это такое состояние, при котором человек стремится влиять на поведение других людей. Как правило, он руководствуется при этом теми нормами и правилами, которые внушили ему его родители, школьные учителя и т.п. Условно внутреннего Родителя делят на Помогающего родителя, который в процессе общения стремится оказать при общении помощь и поддержку тем, кто оказался в трудном положении, и Критического родителя, позиция которого в процессе общения проявляется в критических высказываниях, в обвинениях других людей. ВЗРОСЛЫЙ - необходим для выживания. Взрослый переходит улицу, добывает пищу, строит жилье, производит впечатление и т.п. Взрослый контролирует действия Дитя и Родителя, адаптирует их к реальности. Состояние Взрослого возникает в детстве в процессе экспериментирования с предметами или людьми. Оно формируется методом проб и ошибок. Состояние Взрослого - это то состояние, при котором человек стремится рассмотреть ситуацию со всех сторон, наметить план действий и реализовать их. Уровень развития Взрослого у всех людей различен. Это зависит от интеллектуального уровня и от того, насколько реальные родители и преподаватели смогли обеспечить ребенку свободу действий и эмоциональную поддержку. Кроме того, состояние Взрослого зависит от социальной обстановки, в которой человек развивается.
ДИТЯ - источник наших желаний, влечений и потребностей. Здесь радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность. Но здесь же и страхи, капризы, недовольство. В Дитя - вся психическая энергия. Дитя - это запись внутреннего опыта ребенка, того, что он видел и слышал, чувствовал и понимал, т.е. запись ситуаций детства в основном в виде чувств. В состоянии Дитя человек чаще всего находится в зависимости от оценок других людей, в ожидании одобрения или неодобрения. Эти три состояния личности (Р, Д, В) имеются у каждого человека, и каждое из них необходимо для того, чтобы сделать жизнь более полной, а общение с другими людьми - более интересным и многогранным. Девизы Дитя - хочу, нравится; Взрослого - целесобразно, полезно; Родителя — должен, нельзя. Пример. Молодой врач делает доклад на конференции. У него определенные поза, жесты, мимика, словарный запас. Это Взрослый, объективно оценивающий реальность человек. Он приходит домой, а жена прямо с порога отправляет его за хлебом. И перед нами другой человек — капризное Дитя. Изменилось все: словарный запас, мимика, жесты. Утром, когда он уходит на работу, сын случайно обливает его плащ вишневым соком. И снова перед нами другой человек - грозный Родитель. На одну и ту же ситуацию человек может реагировать совершенно различным образом из каждого состояния своего «Я». Иногда эти состояния «Я» находятся в согласии, иногда в конфликте. Взгляните на следующие примеры" реакций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|