Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прокомментируем более подробно задания части В.




Кишенкова О.В.

 

 

Тематические тесты по курсу «Обществознание»

Классы

Подготовка к ЕГЭ

 

 

ЭКСМО


Дорогие выпускники!

Различные формы тестовых испытаний давно вошли в школьную практику. Вам, наверное, уже приходилось писать и аттестационные тесты, и итоговые. Введен Единый государственный экзамен, также предполагающий использование тестовых заданий. Предлагаемое издание имеет своей задачей познакомить вас со структурой и содержанием тестов ЕГЭ по обществоведению, а также дать рекомендации по выполнению каждого из типов заданий.

Тест ЕГЭ по обществоведению состоит из 37 заданий, распределенных по трем частям: А, В, С. Также задания разделены по уровням сложности: базовый, повышенный, высокий.

Часть А включает в себя две группы заданий: на выбор одного правильного ответа из четырех (базового уровня) и на соотнесение двух суждений (повышенного уровня).

В первую группу входят вопросы базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырех. Они могут быть сформулированы как в виде части предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде вопроса, на который следует отыскать ответ. В этой части теста вам предстоит продемонстрировать следующие логические приемы и умения:

· найти и выявить различные смысловые аспекты ведущих понятий обществоведения;

· определить сходные и различные позиции между близкими понятиями;

· выявить ведущие признаки обществоведческих понятий и явлений;

· обобщить приведенный ряд социальных объектов;

· конкретизировать отдельными конкретными примерами более общие социальные явления;

· дать оценку конкретной социальной ситуации;

· выполнить различные операции с обществоведческими понятиями;

· установить правильный контекст тех или иных социальных явлений.

Хотя эти задания и входят в категорию базовых, они далеко не просты. Вам предстоит не столько воспроизвести знания, почерпнутые из учебника, сколько преобразовать их, применить к данной ситуации.

Примеры:

1. Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:

1) переходом Юлием Цезарем реки Рубикон и начало войны против Галлии
2) борьбой за власть в Римской республике сторонников Гая Мария и Корнелия Суллы
3) активным развитием в древней Греции торговли, мореплавания, выведение греками колоний в Средиземноморье и Причерноморье
4) победой спартанцев над афинянами в Пелопоннесской войне, переход полководца Алкивиада на сторону спартанцев

 

2. Страны Европейского Союза ратифицировали в 2009 г. Лиссабонское соглашение, согласно которому теперь объединенная Европа будет избирать общее правительство и Президента. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?

1) революция
2) регресс
3) интеграция
4) стагнация

 

3. Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них объединяет по смыслу остальные понятия.

1) религия
2) наука
3) искусство
4) культура

 

4. Понятия «обменный курс валют», «налог на добавленную стоимость», «антимонопольное законодательство» характерны для

1) государственного регулирования экономики
2) функционирования фондового рынка
3) развития потребительского кредита
4) финансирования оборонной промышленности

 

5. В одной из стран Западной Европы экологи устроили акции против продажи изделий из натурального меха, что привело к снижению объемов продаж меховых салонов и бутиков. Этим воспользовались производители одежды из искусственного меха и расширили предложение своих товаров. Какое предложение объясняет подобное экономическое поведение продавца?

1) Рыночная экономика может успешно развиваться только в условиях свободной конкуренции товаропроизводителей.
2) Возникновение крупных монополий, диктующих правила игры на рынке, осложняет свободную конкуренцию.
3) В рыночной экономике имеет смысл наращивать предложение, если есть условия для расширения спроса.
4) Государство для поддержания свободного развития рынка должно ограничивать деятельность монополий.

 

6. В перечне приведены социальные ситуации. Определите ту из них, которая является примером, иллюстрирующим поведение человека, регулирующееся в соответствии с нормами его собственного внутреннего самоконтроля.

1) Избранный президент страны участвовал в церемонии официальной инаугурации.
2) Пилоты авиалайнера в виду испортившихся погодных условий, запросили разрешения на экстренную посадку самолета в ближайшем аэропорту.
3) Суд присяжных рассмотрел обстоятельства дела и вынес вердикт в отношении группы подсудимых.
4) Школьник-сын признался матери, что в поисках нужного учебника уронил с полки и разбил ее любимую фарфоровую статуэтку.

 

Во вторую группу входят вопросы повышенного уровня на соотнесение двух суждений. Эти задания также как и задания предыдущего типа, предполагают выбор одного правильного ответа. Но вам предстоит проделать сложную аналитическую работу, «взвесить» оба приводимых суждения на логических весах и выяснить, какое суждение верно. При этом, сложность задания коренится в том, что как верными, так и неверными могут оказаться оба высказывания. Одно из правил успешного выполнения заданий данной группы – внимательное прочтение обоих приведенных суждений и понимание их сути. Детали, мелочи, уточнения, слова «только», «прежде всего» могут подсказать вам правильный ответ.

 

Примеры:

1. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А) В человеке самой природой заложено умение жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми

Б) Социально значимые качества формируются у человека только под влиянием общества, в процессе социализации.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

2. Верны ли следующие суждения о международном терроризме?

А) Угроза международного терроризма вынуждает правительства ряда стран мира ограничивать права своих граждан.

Б) Международный терроризм и экстремизм стали ответом на глобализацию и экспансию ценностей западного мира в развивающиеся страны.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

3. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Понимание сторонами конфликта необходимости взаимных уступок – важное условие конструктивных переговоров.

Б. Конфликты в обществе играют разрушительную, деструктивную роль и не способны содействовать поступательному развитию.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

4. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?

А. Для мажоритарной системы характерно создание единого национального избирательного округа.

Б. Для пропорциональной системы характерно законодательное определение избирательного порога (процента голосов, необходимых для прохождения партии в парламент).

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

5. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А. Международное гуманитарное право регулирует вопросы отношения к военнопленным по время военных конфликтов.

Б. Международное гуманитарное право регулирует вопросы защиты мирного населения во время ведения военных действий.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

ЧАСТЬ В

Часть В включает в себя задания базового и повышенного уровня. Она состоит из шести групп заданий.

Первая группа – задания, в которых требуется заполнить пропуски в таблице или схеме. Они рассчитаны на базовый уровень подготовки. Остальные задания повышенного уровня сложности.

Вторая группа – задания, в которых необходимо проанализировать приведенный логический ряд терминов, относящийся к определенному понятию и определить лишнее, не относящееся к представленному социальному объекту.

Третья группа части В - задания на соотнесение позиций, представленных в двух столбцах.

Четвертое задание – на выбор нескольких правильных ответов из приведенного списка (перечня).

Пятое задание – на выявление в представленной социальной информации фактов и оценочных суждений.

Шестое задание связано с контекстным прочтением обществоведческого текста и заполнении в нем пропущенных слов из приведенного перечня.

 

Прокомментируем более подробно задания части В.

В1

Первую группу составляют задания базового уровня, в которых потребуется вставить пропущенные слова в таблице или схеме. Существенной помощью для подготовки к решению подобных заданий являются сборники схем и таблиц по различным областям обществознания (социологии, политологии, праву, экономике). Важно понимать, что и схема, и таблица – это всего лишь своеобразная форма представления учебного материала, знакомого вам из учебников и разъяснений учителя. Нужно только суметь преобразовать информацию из текстовой в таблицу или схему.

Данное преобразование называется приемом классификации. Она позволяет представить изучаемый объект в систематизированном упорядоченнос виде, выявить существенные связи между элементами, входящими в социальный объект. Классифицирование, осуществляемое в различных областях знания, позволяет выявлять и определенные пробелы, то, чего мы пока еще не знаем. Вам и предстоит в определенном смысле, при решении этих заданий заполнить «белые пятна», восстановить пропущенные элементы классификации.

 

Примеры:

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

 
 

 


Ответ: _____________________________________ (активные)

2. Запишите слово, пропущенное в таблице:

Функции семьи
Название Пример
рекреационная в выходные дни семья в полном составе выходит на прогулку в городской парк отдыха
хозяйственная взрослые дети оказывают материальную помощь, поддерживают своих престарелых родителей
__________________________ отец, генеральный директор фирмы, пригласил на работу в юридический отдел своего предприятия сына, выпускника юридического вуза

Ответ: ______________________________ (статусная).

В2

Задание на исключение лишнего термина из ряда потребует от вас хорошего знания понятийного аппарата обществоведческого курса и умения логически мыслить, устанавливать аналогии, группировать понятия.

Примеры:

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальный контроль»

Самоконтроль, нормы, санкции, принуждение, неравенство, убеждение.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: ___________________________ (неравенство)

 

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «демографические группы»

Мужчины, дети, молодежь, подростки, женщины, молодожены, пожилые люди.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: ___________________________ (молодожены)

 

В3

Третью группу составляют задания в которых необходимо установить соответствие между позициями, расположенными в двух упорядоченных столбцах. К каждой их позиций первого столбца необходимо подобрать соответствующую ей позицию второго. Это может быть как определенный признак, так и отдельные пример, раскрывающий особенности позиции первого столбца, как правило, включающего в себя более общие понятия, явления. Неоценимую помощь в подготовке к их решению вам окажут рабочие тетради к учебникам обществознания, сборники справочных материалов и таблиц по общественным дисциплинам. Помогите себе и сами – попробуйте составить подобные таблицы на основании параграфов вашего базового учебника.

 

Примеры:

 

1. Установите соответствие между юридическими профессиями и их характерными признаками. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.

 

  ПРОФЕССИИ   ПРИЗНАКИ
1) прокурор А) оказывает квалифицированную юридическую помощь гражданам, выступает от лица защиты в суде по уголовным делам
2) адвокат Б) выступает в качестве государственного обвинителя в суде по уголовным делам
3) нотариус В) проводит предварительное следствие, собирает и проверяет обстоятельства дела
4) судья Г) оформляет доверенность на право пользования имуществом
    Д) разрешает правовые споры, определяет наказание тем лицам, которые виновны в совершении преступления.

 

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

 

       
       

 

Ответ: БАГД

 

2. Установите соответствие между конкретными ситуациями и типом правоотношений, который они иллюстрируют. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.

 

  СИТУАЦИИ   ПРАВООТНОШЕНИЯ
1) Семья нашла клад во время ремонта дома. А) семейное
2) Работник без уважительной причины не вышел на работу Б) административное
3) Гражданка оформила опеку над племянником В) трудовое
4) Гражданин нарушил правила дорожного движения Г) гражданское
    Д) уголовное

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

 

       
       

 

Ответ: ГВАБ

В4

Четвертую группу составляют задания, представленные в виде определенного перечня, списка. Из перечисленных в нем позиций необходимо отыскать и указать все правильные ответы. Ответ следует записать в виде последовательности цифр, разместив их по возрастанию. К примеру, правильный ответ может быть оформлен: 145.

Примеры:

1. Выберите из предложенного юридические факты, которые представляют собой действия:

1) Предприятие выкупило пакет акций смежной компании
2) На фондовом рынке произошел обвал котировок акций
3) Студент оформил доверенность на вождение автомобилем на свою подругу
4) Стихийное бедствие привело к аварии на предприятии
5) Гражданин подрядил на строительство загородного дома бригаду строителей

Ответ: __________________(135)

Выберите в приведенном ниже списке признаки экономики как науки:

1) выяснение причин снижения курса национальной валюты
2) определение перспективных направлений для государственных инвестиций
3) предложение на рынке бытовой техники новой модели холодильника
4) расширение спектра направлений для внутреннего туризма
5) заключение хозяйственных договоров между предприятиями
6) разработка путей снижения инфляции

Ответ: __________________________(126)

 

В5

Пятое задание проверяет умение выпускников различать в социальной информации факты и оценочные суждения. К сожалению, в тестологической практике встречаются немало подобных заданий, не вполне корректных по своему содержанию. Оценочные суждения должны содержать эмоционально окрашенные и личностно привязанные оттенки, например, слова «думается», «очевидно», «было бы правильным» и т.д.

Примеры:

1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

 

(1) Влиятельное международное агентство повысило инвестиционный рейтинг России. (2) Можно предположить, что теперь иностранные фирмы с большим доверием будут вкладывать свои капиталы в отечественную экономику. (3) Прежде всего, ожидаются инвестиции в нефтегазовую отрасль. (4) Однако, маловероятно размещение долговременных средств в иные отрасли хозяйства.

 

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений

 

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

       
       

Ответ: АБББ

 

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

 

(1)Во второй тур президентских выборов вышли два претендента. (2)Предвыборные рейтинги обоих кандидатов практически сравнялись (3)Без всякого сомнения, ожидается ожесточенная борьбы за голоса избирателей (4)Многое решится, скорее всего, в ходе теледебатов.

 

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений

 

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

       
       

Ответ: ААББ

В6

Шестое задание связано с контекстным прочтением обществоведческого текста и заполнением в нем пропущенных слов из приведенного перечня. При выполнении задания необходимо внимательно читать предложения и, мысленно, не заглядывая в приведенный перечень, стараться понять, какое понятие может быть вставлено вместо пропуска. Особенностью составления КИМ ЕГЭ 2010 г. стало некоторое усложнение отобранных на данную позицию текстов. Может возникнуть проблема понимания смысла текста из-за насыщенности его сложной специальной терминологией. Подготовка к решению данных заданий связана прежде всего с отработкой понятийного аппарата курса.

Примеры:

 

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Либеральная ________________(1) зарождается в Западной Европе на рубеже ХУШ-Х1Х веков. Главная ценность либерализма - свобода и независимость человека в экономической и политической области. Государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, предоставляя основной простор свободной ______________(2), предпринимательской инициативе.

Либералы признают равенство _________(3) в правовом и политическом отношении, естественные права и свободы личности, ломку сословных перегородок. Естественные, природные _____________________(4) - жизнь, свобода, собственность. Их гарантирует ________________(5). Свобода человека гарантируется законом и прежде всего заключается в независимости личности от общества. Либеральная доктрина предполагает равенство возможностей, равенство в судах, но не равенство в экономике, его нет и не должно быть. Все, и богатые, и бедные должны платить равные налоги.

Избирательная система в либеральной трактовке допускает наличие ________________(6) - например имущественного или же образовательного.

 

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

А) цензы
Б) государство
В) идеология
Г) общество
Д) граждане
Е) конкуренция
Ж) реформа
З) ответственность
И) права человека

 

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

           
           

 

Ответ: ВЕДИБА

 

2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

 

Большое распространение в ________________(1) получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения ________________(2) членства кадровые и ________________ (3) партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ___________________(4), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время _________________(5). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается _________________(6) единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных движений, отражающих интересы различных социальных групп.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

А) идеологический
Б) общественный
В) выборы
Г) избирательный
Д) лидер
Е) социум
Ж) массовый
З) политология
И) группа

 

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

           
           

 

Ответ: ЗКЖДВА

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...