Прежде всего, надо понять и до конца продумать, что корпоративный строй требует от граждан зрелого правосознания. Желающий участвовать в управлении государством должен уметь управлять самим собой, понимать сущность государства, его задачи и цели, органичность народной жизни, значение и смысл свободы, технику социальной организации, законы политики и хозяйства. Нет этого – и общий интерес остается неосознанным, подмененным частной корыстью и личными вожделениями, принцип солидарности остается пустым словом, общая цель утратится, полномочие будет подменено «кулачным правом»; начнется фальсификация государственности и развал. Государство погибнет или сложится вновь по типу диктаторского учреждения.
И вот по отношению ко всем гражданам с незрелым правосознанием (дети, несовершеннолетние, душевнобольные, дикари, политически бессмысленные, уголовно-преступные, аморальные, жадные плуты и т. п.) государство всегда останется опекающим учреждением. Тех, кто не способен осознать и жизненно оформить свой общественный интерес и кому нелепо давать право голоса, государство всегда будет опекать и вести.
Но и этим дело не ограничивается. Люди вообще живут на свете не для того, чтобы убивать свое время и силы на политическую организацию, а чтобы творить культуру. Политика не должна поглощать их досуга и отрывать их от работы, а обеспечивать им порядок, свободу, законность, справедливость и технически-хозяйственные удобства жизни. Кипение в политических разногласиях, страстях и интригах, в тщеславии, честолюбии и властолюбии есть не культура, а растрата сил и жизненных возможностей. Поэтому политика не должна поглощать времени и воли больше, чем это необходимо. Корпоративный строй склонен растрачивать народные силы; строй учреждения, если он на высоте, экономит их.
В довершение всего – политическое дело требует особых знаний, изучения, подготовки, опыта и таланта, которыми «все» никогда не обладали и обладать не будут; политическое строительство всегда было и всегда будет делом компетентного меньшинства.
(И.А. Ильин)
1. Какие требования автор предъявляет к людям, желающим управлять? Опираясь на текст, приведите шесть позиций (требований).
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Желающий управлять должен:
а) уметь управлять самим собой;
б) понимать сущность государства, его задачи и цели;
в) понимать органичность народной жизни;
г) понимать значение и смысл свободы;
д) понимать технику социальной организации;
е) понимать законы политики и хозяйства.
Указано шесть позиций.
Указано четыре-пять позиций.
Указано менее четырех позиций, позиции не указаны или указаны неверно.
Максимальный балл
2
2. Каких граждан, по мнению автора, государство должно опекать и вести? Опираясь на текст, укажите категории граждан, для которых государство – «опекающее учреждение».
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В ответе должны быть указаны позиции:
1) Отмечено, что государство должно «опекать и вести» «тех, кто не способен осознать и жизненно оформить свой общественный интерес и кому нелепо давать право голоса».
2) Приведены с опорой на текст категории граждан «с незрелым правосознанием» (дети, несовершеннолетние, душевнобольные, дикари, политически бессмысленные, уголовно-преступные, аморальные, жадные плуты).
Значения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Указано авторское понимание тех граждан, которых государство должно «опекать и вести», и приведены категории подобных граждан с опорой на текст.
Указано авторское понимание тех граждан, которых государство должно «опекать и вести», ИЛИ приведены категории подобных граждан с опорой на текст.
Ответ неправильный.
Максимальный балл
2
3. Автор пишет о том, что «политика не должна поглощать времени и воли больше, чем это необходимо», полагая это ненужной растратой сил частного гражданина. Как понимает автор сущность профессиональной политики? Выскажите свое отношение к позиции автора и поясните его. Сформулируйте два любых направления политической деятельности, которые необходимо осуществлять каждому гражданину в демократическом обществе.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В ответе должно быть
1) Сформулировано понимание сущности – профессиональной политики автором, например:
Политика (политическая деятельность) не должна поглощать слишком много времени частных лиц, она – удел профессионалов-управленцев.
2) Высказано отношение к позиции автора, например: согласие/несогласие, приведено пояснение, допустим:
а) в случае согласия
Политическая деятельность, управление – сложный процесс, осуществлять его должны подготовленные, образованные люди, «каждая кухарка не может управлять государством»;
б) в случае несогласия
Граждане должны сами и непосредственно, и опосредованно участвовать в политической деятельности, иначе их интересы не будут отражены и реализованы в стране, чиновники будут жить сами по себе, народ сам по себе.
3) Могут быть приведены направления, например:
– участие в выборах в качестве избирателя;
– ознакомление с программами кандидатов в депутаты, в президенты;
– участие в деятельности муниципальных органов.
Могут быть приведены и иные адекватные точки зрения, иные пояснения, иные направления.
Сформулировано понимание сущности профессиональной политики автором, высказано отношение к позиции автора, приведено пояснение, приведены два адекватных направления (пять элементов).
Сформулировано понимание сущности профессиональной политики автором, высказано отношение к позиции автора, приведено пояснение, приведено одно направление ИЛИ
сформулировано понимание сущности профессиональной политики автором, высказано отношение к позиции автора, пояснение приведено в неявном виде или отсутствует, приведены два адекватных направления ИЛИ
сформулировано понимание сущности профессиональной политики автором, высказано отношение к позиции автора, пояснение приведено в неявном виде или отсутствует, приведен один адекватный пример ИЛИ
сформулировано понимание сущности профессиональной политики автором, высказано отношение к позиции автора, приведено пояснение, направления не приведены (три-четыре элемента).
Сформулировано понимание сущности профессиональной политики автором, высказано отношение к позиции автора, пояснение приведено в неявном виде или отсутствует, направления отсутствуют ИЛИ
сформулировано понимание сущности профессиональной политики автором, высказано отношение к позиции автора, пояснение и направления не приведены (два элемента).
В наличии один элемент ответа ИЛИ ответ неправильный.
Максимальный балл
3
4. Автор подчеркивает, что «политическое дело… всегда было и всегда будет делом компетентного меньшинства». Опираясь на знание курса и собственный социальный опыт, приведите три примера, показывающие, что политический лидер обязательно должен быть компетентным человеком.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В ответе могут быть приведены примеры:
1) Политический лидер, например президент страны, ведя переговоры с руководителем другой страны, должен хорошо знать международную политику, положение в той стране, с руководителем которой он переговаривается, знать, каких взглядов придерживается собеседник, в чем заключается интерес его собственной страны;
2) Выступая перед парламентариями, президент должен хорошо владеть вопросами состояния экономики, исполнения бюджета;
3) Участвуя в дебатах по телевидению, лидеры партий должны основательно разбираться в вопросах текущей политики, знать положение в стране, интересы и настроения народа;
4) Принимая законы, голосуя в парламенте за законопроекты, депутаты должны хорошо ориентироваться в юридических вопросах, понимать смысл того, за что они голосуют.
Могут быть приведены иные верные примеры.