Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ступени развития региональной экономической интеграции




Ступени Сущность Примеры
1. Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1958-1968 гг. ЕАСТ с 1960 г. НАФТА с 1988 г.
2. Таможенный союз Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран ЕЭС в 1968-1986 гг.
3. Общий рынок Либерализация движения капиталов и рабочей силы между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1987 – 1992 гг.
4. Экономический союз Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте ЕЭС с 1993 г.
5. Политический союз Проведение единой внешней политики Пока примеров нет

У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность – между странами, вступив­шими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. В результате в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Благодаря этому все страны выигрывают, так как повышается про­изводительность труда и экономятся расходы на таможенный кон­троль. В то же время каждая ступень интеграции имеет специфи­ческие черты.

Сначала создается зона свободной торговли, – снижаются и отменяются таможенные пошлины в торговле между странами-участницами, хотя каждая страна проводит особую внешнеэкономическую политику по отношению к государствам, не участвующим в этом интеграционном объединении. В условиях зоны свободной торговли страны добровольно от­казываются от защиты своих национальных рынков только в отно­шениях со своими партнерами по данному объединению, а в отно­шениях с третьими странами они выступают не коллективно, а ин­дивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли ус­танавливает собственные тарифы.

Затем переходят к таможенному союзу, где унифицируются внешние тарифы и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определя­ются коллективно. Так, участники союза совместно устанавлива­ют единый тарифный барьер против третьих стран, что дает воз­можность более надежно защищать формирующееся единое реги­ональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участ­ники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений яв­ляется общий рынок. Здесь остаются значимыми все условия тамо­женного союза. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов данного интеграционного объединения. При этом свобода межстранового передвижения требует более высокого организационного уровня межгосударственной координации экономической полити­ки. Такой метод управления интеграционными процессами осуще­ствляется на периодических совещаниях глав государств и прави­тельств стран-участниц, а также на встречах руководителей мини­стерств финансов.

Общий рынок не является завершающим этапом развития меж­дународной экономической интеграции. Свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказывается мало для формирования зрелого единого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо выполнить следующие мероприятия:

– выровнять уровни налогов;

– устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям;

– преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйствен­ных законодательствах;

– унифицировать национальные технические и санитарные стандарты;

– скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты.

Реализация этих мероприятий и дальнейшая координация на­циональной налоговой, антиинфляционной, валютной, промыш­ленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников определенного интеграционного блока приведет к созданию еди­ного внутрирегионального рынка экономически объединяющихся стран. Эту ступень интеграции принято называть экономическим союзом. На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента), способных не только наблюдать и координировать их экономические действия, но и принимать оперативные решения от имени всего интернацио­нального блока.

По мере развития экономического союза в странах скла­дываются предпосылки для высшей ступени региональной ин­теграции – политического союза. Этот вид региональной интег­рации предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому взаим­ные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран пе­реходят во внутригосударственные и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать. Речь идет о возникновении новых многонациональных субъектов мирохозяйственных и международных политических отношений, которые выступают с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участ­ников этих союзов. Фактически происходит создание новых огром­ных государств.

Предпосылки и результаты интеграционных процессов. Почему в одних случаях (как в ЕС) интеграционный блок оказывался прочным и устойчивым, а в других (как в СЭВ) нет? Успех региональной экономической интеграции определяется рядом факторов, как объективных, так и субъективных.

Во-первых, необходима одинаковость (или сходство) уровней экономического развития интегрирующихся стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Соединение в одном интеграционном блоке стран обоих типов встречается довольно редко.

Во-вторых, все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень хозяйственного развития. Именно поэтому в первую очередь оказываются успешными интеграционные объединения высокоразвитых стран «ядра», в то время как «периферийные» союзы неустойчивы. Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы в экономических контактах с более развитыми партнерами, чем с такими же, как они сами.

В-третьих, в развитии регионального интеграционного союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли – таможенный союз – валютный союз – общий рынок – экономический союз – политический союз.

В-четвертых, объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным, причем между ними желателен некоторый баланс сил (так, в ЕС четыре сильных лидера – Германия, Великобритания, Франция и Италия).

В-пятых, предпосылкой возникновения новых интеграцион­ных блоков является так называемый демонстрационный эффект. В странах, участвующих в международной эконо­мической интеграции, обычно происходит ускорение темпов эко­номического роста, снижение инфляции, рост занятости и дру­гие положительные экономические сдвиги, что оказывает опреде­ленное стимулирующее воздействие на другие страны. К примеру, демонстрационный эффект проявился наиболее ярко в желании не­которых восточноевропейских стран как можно скорее стать чле­нами Европейского Союза, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных экономических предпосылок.

Интеграционные процессы приводят к разви­тию экономического регионализма, в результате которого отдель­ные группы стран создают для себя более благоприятные условия торговли, передвижения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран. Несмотря на очевид­ные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития мировой экономи­ки, если группа интегрирующихся стран, упрощая взаимные эко­номические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государства­ми. Экономический регионализм, либерализуя экономические связи между странами одной группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными странами. До тех пор, пока регионализм не ухудшает условия для торговли с ос­тальным миром, он считается положительным фактором разви­тия мировой экономики.

В настоящее время насчитывается около 20 международных эко­номических объединений интеграционного типа, расположенных на разных континентах земного шара. В Западной Европе находит­ся одна из старейших интеграционных групп – Европейский Союз (ЕС), в Северной Америке – НАФТА, в Африке – Африканское эконо­мическое сообщество и т.д.

Чтобы до конца понять закономерности развития международных экономических отношений (МЭО), необходимо со­поставить содержание таких категорий, как международное разде­ление труда (МРТ), международная кооперация производства (МКП), интернационализация и глобализация производства, а так­же международная экономическая интеграция.

Начнем с международного разделения труда. Напомним, что МРТ – это система организации международного производства, при которой страны специализируются на изготовлении определенных товаров и обмениваются ими. Результатом международного разде­ления труда является развитие общественного характера производ­ства в международном масштабе, международного обобществления производства, т.е. интернационализации производства. При этом интернационализация может идти между несколькими или всеми стра­нами мировой экономики.

Что касается международной кооперации производства, то она представляет собой такую форму организации производства, при которой люди совместно участвуют в одном и том же или разных про­цессах производства, связанных между собой. По мере развития МКП усиливается общественный характер производства в между­народном масштабе через развитие самих международных предпри­ятий – фирм, компаний, международных и транснациональных корпораций, т.е. углубляется интернационализация производства.

Интернационализация производства может иметь фор­мальный и реальный характер. Формальная интернационализация представляет собой такое международное обобществление произ­водства, когда на основе международного разделения труда или меж­дународной кооперации производства устанавливаются экономи­ческие связи между странами, обусловленные при этом какими-либо параметрами развития производственных предприятий. В этом случае страны трудятся друг на друга, но результаты в аналогичных отраслях разные.

В противоположность формальной реальная интернационализация предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В настоящее время реальная интернационализация существует только в региональном масштабе в виде интеграции группы стран. Интеграция представляет боле высокий уровень международного обобществления производства, чем формальная интернационализация.

Основные современные интеграционные группировки развитых стран. Исторически наиболее полное развитие междуна­родная экономическая интеграция получила в Западной Европе, где во второй половине XX в. сложилось единое экономическое про­странство, в пределах которого формируются общие условия вос­производства и функционирует общий механизм его регулирова­ния.

Для западноевропейской интеграции было много объективных предпосылок. С точки зрения экономики интеграцию в Западной Европе отличает длительный исторический опыт развития взаим­ных хозяйственных связей и возникшая на этой базе сравнитель­ная однородность промышленных, сельскохозяйственных, торго­вых и кредитно-денежных отношений. Помимо объективных эко­номических процессов, западноевропейская интеграция опиралась на близкие культурные и религиозные традиции. Немалую роль в ее возникновении сыграли идеи единой Европы, которые выдви­гались многими политическими и общественными деятелями, в том числе В. Гюго и И. Кантом. Важное значение имели и итоги Вто­рой мировой войны, которые однозначно показали, что добиться господства на пространстве Западной Европы одной державе не уда­стся и нужно коллективными усилиями развивать мирное сотруд­ничество в интересах роста благосостояния всех европейских народов.

Начальный импульс развитию западноевропейской интеграции положило выступление министра иностранных дел Франции Р. Шу­мана 9 мая 1950 г., который предложил поставить все производство угля и стали в ФРГ и Франции под общее верховное руководство. Это предложение поддержали политические и деловые круги ряда европейских стран, и уже в апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор вступил в силу в 1953 г.

Новый толчок европейскому экономическому сотрудничеству дан Мессинской конференцией, состоявшейся в июне 1955 г., на ко­торой участники обсудили меморандум о европейской интеграции. В нем речь шла о создании единой Европы путем развития совмест­ных институтов, постепенного слияния национальных экономик и согласования социальной политики. В соответствии с решениями Мессинской конференции 25 марта 1957 г. был подписан Римский договор о создании Европейского экономиче­ского сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958 г. В этом же году образовано Европейское сообщество по атомной энер­гии (Евратом). Таким образом, вступивший в силу Римский дого­вор объединил три крупные западноевропейские организации – ЕОУС, ЕЭС и Евратом.

Западноевропейская интеграция в своем развитии прошла несколько этапов, характеризующихся как ее углублением, пе­реходом от низших видов к высшим, так и увеличением числа участников. В процессе развития менялось и само название ин­теграционного блока западноевропейских стран. Первоначаль­но группа этих стран называлась Европейским экономическим сообществом (ЕЭС), или Европейским сообществом, или еще про­ще – Сообществом. Но с 1 ноября 1993 г., после вступление в силу Маастрихтских соглашений, западноевропейская интеграция ста­ла официально называться Европейским Союзом (ЕС).

Сначала западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968 гг., в Сообщество входило шесть стран – Франция, ФРГ, Ита­лия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На этом этапе интегра­ции в соответствии с положениями Римского договора между учас­тниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю. В то же время каждая страна-участница интеграционного блока сохраняла свой национальный таможенный тариф для третьих стран.

На этапе зоны свободной торговли, который считается «золотым веком» в жизни Сообщества, интегрирующиеся западноевропейские страны большое внимание уделяли коллективному решению проблем сельского хозяйства.

С 1962 г. была введена в действие единая сельс­кохозяйственная политика, которая защищала производителей агро-продукции от резких колебаний конъюнктуры мирового рынка. В ре­зультате западноевропейские страны сумели в короткие сроки прой­ти путь от чистых импортеров сельхозпродукции до почти полного самообеспечения сельскохозяйственными товарами и до превраще­ния их в крупного мирового экспортера. Продуманная агрополитика стран ЕЭС послужила мощным импульсом для развития интеграци­онных процессов не только в аграрной экономике, но и во множестве связанных в ней отраслей.

Следует отметить, что устранение таможенных пошлин между странами-партнерами зоны свободной торговли вовсе не означало отмены контроля на их государственных границах. Участники этой интеграции осуществляли валютный контроль, обеспечивали об­щественную безопасность, вели борьбу с контрабандой и поддел­ками, следили за соблюдением промышленных стандартов, соби­рали налоги и, конечно, статистические данные. Все эти виды конт­роля давали странам возможность возводить на пути движения товаров внутри Сообщества нетарифные препятствия и лик­видированы только в 1993 г., т.е. когда западноевропейская эконо­мическая интеграция оказалась на более высоком этапе развития.

Система управления зоной свободной торговли была достаточ­но проста. Ее функционирование могло координироваться неболь­шим межгосударственным секретариатом, который располагался в одной из стран-партнеров. Но члены зоны свободной торговли об­ходились и без этого официального органа, обсуждая и согласовы­вая основные вопросы своего развития на проводимых время от времени совещаниях руководителей определенных министерств и ведомств

Второй этап западноевропейской интеграции, по­лучивший название Таможенного союза, был самым продолжитель­ным: с 1968 г. по 1986 г. включительно.

С 1 января 1973 г. к шести первым членам интеграционного блока присоеди­нились Великобритания, Дания, Ирландия, 28 мая 1979 г. в него вступила Греция, а 1 января 1986 г. — Испания и Португалия. Все­го в 1986 г. в интеграционном союзе оказалось 12 западноевропей­ских стран.

В период функционирования Таможенного союза экономи­ческое сотрудничество стран-членов интеграционной группиров­ки активно развивалось. Они не только сохранили свободную бес­пошлинную торговлю между собой, но и ввели единый таможен­ный тариф для стран, согласовав при этом свои внешние индивидуальные тарифы и приведя их к общему знаменателю.

Уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товар­ной позиции был установлен как среднее арифметическое зна­чение ставок национальных таможенных тарифов. В итоге сред­ний уровень таможенных тарифов составил примерно 40%, а по отдельным товарам и превышал это значение. К середине 1990-х гг. этот уровень фактически снизился до 4,5% и стал одним из самых низких в мире.

Гармонизированный единый таможенный тариф распространя­лся на все товары, ввозимые на территорию Сообщества, и был осно­ван на режиме наибольшего благоприятствования для всех стран-членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), если не существовало каких-либо специальных двусторон­них соглашений с третьими странами, предполагающих предостав­ление еще более благоприятного режима.

Следующий третий этап западноевропейской интеграции, 1987—1992 гг., называется в экономической литературе Общим рынком или Единым внутренним рынком стран ЕЭС.

Его исходным пунктом стало подписание Единого европейского акта 27 февраля 1986 г., который вступил в силу с 1 июля 1987 г. В достижении общей цели, в первую очередь высокой сте­пени экономического сотрудничества, соединились 12 стран: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великоб­ритания, Испания, Португалия, Греция, Дания и Ирландия.

Центральным положением Единого европейского акта являет­ся указанная в нем цель – создание единого европейского рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для конкретизации идеи создания Общего рынка стороны выдви­нули более 300 предложений для устранения различных барьеров на пути свободного межгосударственного передвижения товаров, услуг и факторов производства. В частности, было намечено лик­видировать следующие барьеры:

– физические в виде пограничных таможенных постов и пас­портного контроля;

– технические, обусловленные различиями в стандартах и не­признанием образовательных сертификатов;

– фискальные, находившие свое выражение в различных сис­темах налогообложения.

Четвёртый этап западноевропейской интеграции начался с 1993 г. и продолжается до сих пор.

ЕЭС стало именоваться Европейским Союзом, в состав которого входят теперь 15 стран: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, а с 1 января 1995 г. Австрия, Финляндия, Швеция.

По сравнению с другими этапами четвёртый этап западноевропейской интеграции не только включает больше стран, но и является её самым высоким уровнем, так как в это время интеграция превращается в Экономический союз.

Экономический союз предусматривает соблюдение следующих требований:

· полная свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

· проведение политики поощрения конкуренции на всём едином экономическом пространстве;

· политика структурного выравнивания и регионального развития;

· координация макроэкономической политики;

· преодоление различий в разных национальных экономических параметрах.

Экономический союз стран-членов ЕС неотделим от их валютного союза. Решение о создании Европейской валютной системы стороны приняли ещё в 1978 г., а с марта 1979 г. она начала действовать. Европейская валютная система установила ЭКЮ – базу соизмеримой стоимости, предназначенную стать деньгами, и систему валютных курсов между странами сообщества.

Маастрихтский договор ЕС 1991 г. принял решение о переходе к единой валюте. В 1995 г. было принято решение называть единую валюту ЕС «евро». Переход на новую валюту должен завершиться к 1 июля 2002 г. Введение единой западноевропейской валюты – это необходимое условие для развития частного предпринимательства и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в пределах одного внутреннего рынка стран-членов интеграционного блока.

В будущем теоретически возможен и пятый этап – Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам сначала части, а затем и всех политических полномочий. Это на практике означало бы создание единого государственного образования.

Наряду с Европейским союзом в Европе с 1960 г. функционирует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), объединяющая сегодня только четыре страны: Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия. Есть и более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии).

Европейское сообщество является в настоящее время самым «старым» интеграционным блоком, именно его опыт стал в 1980-1990-е гг. образцом для подражания.

В 1988 г. между США и Канадой было заключено Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), в 1992 г. к этому союзу присоединилась Мексика. НАФТА существенно отличается от Европейского союза. Первая особенность НАФТА – асимметрия экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Канада и Мексика не столько партнёры по интеграционному процессу, сколько конкуренты на американском рынке товаров и рабочей силы. Вторая особенность заключается в том, что составляющие НАФТА страны пребывают на разных ступенях экономического развития: если США и Канада – высокоразвитые страны, то Мексика находится в числе экономически относительно отсталых государств. Третья особенность проявляется в том, что североамериканская интеграция ещё не создала регулирующих взаимное сотрудничество институтов.

В 1989 г. по инициативе Австралии было образовано Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), членами которого стали 18 стран (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Япония, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, США). В 1997 г. членами АТЭС стали Вьетнам, Перу и Россия.

В «третьем мире» есть более 30-ти различных региональных экономических союзов (типа Латиноамериканской ассоциации интеграции или Ассоциации стран Юго-Восточной Азии), но их значение еще относительно невелико.

Интеграционные группировки социалистических и переходных стран. Важнейшей организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, являлся Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

СЭВ был создан в 1949 г. и призван осуществлять широкие связи в экономической и научно-технической сферах. Первоначально СЭВ создавался как организация восточно-европейских стран. В 1962 г. в СЭВ вступила Монголия, в 1972 г. – Куба, в 1978 г. – Вьетнам.

Национальные хозяйства должны были на практике выступать как составные части единого мирового социалистического хозяйства. Но этому препятствовали основы государственно-монополисти-ческой системы хозяйства социалистических стран, не допускающие возможности развития самостоятельных связей предприятий по горизонтали, препятствовавшие свободному движению капитала, рабочей силы, товаров и услуг.

Тезис об интегрированности национальных социалистических экономик в единую целостность не выдержал испытания временем. Причина этого в том, что страны ко времени своего вступления на путь социализма не достигли стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Социалистические страны Восточной Европы своё участие в СЭВ использовали для стимулирования собственного экономического развития за счёт материальной помощи СССР, в частности, через расширение сырьевых поставок из Советского Союза. В то же время многие теоретики из Восточной Европы полагали необходимым переориентацию своих связей на Европу.

Ещё одной из причин развала экономической системы социализма являлась тенденция к хозяйственной автаркии стран социализма, т. е. самоизоляции, опоры на собственные ресурсы и отказ от экономического сотрудничества с Западом в годы «холодной войны».

После политических изменений в Восточной Европе в 1989 – 1990 гг. СЭВ в 1991 г. прекратил свое существование.

На постсоветском экономическом пространстве пытаются создать новый жизнеспособный экономический блок в масштабах СНГ, однако в 1990-х гг. успех этого замысла еще не обозначился.

В состав СНГ входит 12 государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. В 1993 г. в Москве страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза, цель которого – формирование на рыночных основах единого экономического пространства.

Внутри СНГ действуют как факторы притяжения (прежде всего, заинтересованность в рынках сбыта для товаров, малоконкурентных на Западе), так и факторы отталкивания (экономическое неравенство участников, стремление избавиться от русского «гегемонизма» и найти контакты с более перспективным мировым рынком). Лишь в XXI в. окончательно определится, будут ли доставшиеся от советской эпохи интеграционные связи в дальнейшем отмирать или удастся найти новые опоры для экономического сотрудничества.

Наиболее продвинутыми в интеграционном плане представляются взаимоотношения двух стран СНГ – Белоруссии и России.

2 апреля 1996 г. был подписан Договор России и Белоруссии об образовании Сообщества суверенных республик. Президенты России и Белоруссии Ельцин и Лукашенко договорились о формировании единого государства. И уже в декабре 1999 г. Россия и Белоруссия подписали Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления.

Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней, Россия и Белоруссия приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» в принципе возможно, но необходимо подвести под него прочную основу, т. е. пройти последовательно все «пропущенные» ступени экономической интеграции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...