Ступени развития региональной экономической интеграции
У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность – между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. В результате в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Благодаря этому все страны выигрывают, так как повышается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль. В то же время каждая ступень интеграции имеет специфические черты. Сначала создается зона свободной торговли, – снижаются и отменяются таможенные пошлины в торговле между странами-участницами, хотя каждая страна проводит особую внешнеэкономическую политику по отношению к государствам, не участвующим в этом интеграционном объединении. В условиях зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы.
Затем переходят к таможенному союзу, где унифицируются внешние тарифы и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран, что дает возможность более надежно защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь остаются значимыми все условия таможенного союза. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов данного интеграционного объединения. При этом свобода межстранового передвижения требует более высокого организационного уровня межгосударственной координации экономической политики. Такой метод управления интеграционными процессами осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств стран-участниц, а также на встречах руководителей министерств финансов. Общий рынок не является завершающим этапом развития международной экономической интеграции. Свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказывается мало для формирования зрелого единого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо выполнить следующие мероприятия:
– выровнять уровни налогов; – устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям; – преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах; – унифицировать национальные технические и санитарные стандарты; – скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Реализация этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников определенного интеграционного блока приведет к созданию единого внутрирегионального рынка экономически объединяющихся стран. Эту ступень интеграции принято называть экономическим союзом. На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента), способных не только наблюдать и координировать их экономические действия, но и принимать оперативные решения от имени всего интернационального блока. По мере развития экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать. Речь идет о возникновении новых многонациональных субъектов мирохозяйственных и международных политических отношений, которые выступают с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание новых огромных государств. Предпосылки и результаты интеграционных процессов. Почему в одних случаях (как в ЕС) интеграционный блок оказывался прочным и устойчивым, а в других (как в СЭВ) нет? Успех региональной экономической интеграции определяется рядом факторов, как объективных, так и субъективных.
Во-первых, необходима одинаковость (или сходство) уровней экономического развития интегрирующихся стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Соединение в одном интеграционном блоке стран обоих типов встречается довольно редко. Во-вторых, все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень хозяйственного развития. Именно поэтому в первую очередь оказываются успешными интеграционные объединения высокоразвитых стран «ядра», в то время как «периферийные» союзы неустойчивы. Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы в экономических контактах с более развитыми партнерами, чем с такими же, как они сами. В-третьих, в развитии регионального интеграционного союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли – таможенный союз – валютный союз – общий рынок – экономический союз – политический союз. В-четвертых, объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным, причем между ними желателен некоторый баланс сил (так, в ЕС четыре сильных лидера – Германия, Великобритания, Франция и Италия). В-пятых, предпосылкой возникновения новых интеграционных блоков является так называемый демонстрационный эффект. В странах, участвующих в международной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны. К примеру, демонстрационный эффект проявился наиболее ярко в желании некоторых восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных экономических предпосылок. Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают для себя более благоприятные условия торговли, передвижения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран. Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития мировой экономики, если группа интегрирующихся стран, упрощая взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами. Экономический регионализм, либерализуя экономические связи между странами одной группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными странами. До тех пор, пока регионализм не ухудшает условия для торговли с остальным миром, он считается положительным фактором развития мировой экономики.
В настоящее время насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа, расположенных на разных континентах земного шара. В Западной Европе находится одна из старейших интеграционных групп – Европейский Союз (ЕС), в Северной Америке – НАФТА, в Африке – Африканское экономическое сообщество и т.д. Чтобы до конца понять закономерности развития международных экономических отношений (МЭО), необходимо сопоставить содержание таких категорий, как международное разделение труда (МРТ), международная кооперация производства (МКП), интернационализация и глобализация производства, а также международная экономическая интеграция. Начнем с международного разделения труда. Напомним, что МРТ – это система организации международного производства, при которой страны специализируются на изготовлении определенных товаров и обмениваются ими. Результатом международного разделения труда является развитие общественного характера производства в международном масштабе, международного обобществления производства, т.е. интернационализации производства. При этом интернационализация может идти между несколькими или всеми странами мировой экономики. Что касается международной кооперации производства, то она представляет собой такую форму организации производства, при которой люди совместно участвуют в одном и том же или разных процессах производства, связанных между собой. По мере развития МКП усиливается общественный характер производства в международном масштабе через развитие самих международных предприятий – фирм, компаний, международных и транснациональных корпораций, т.е. углубляется интернационализация производства. Интернационализация производства может иметь формальный и реальный характер. Формальная интернационализация представляет собой такое международное обобществление производства, когда на основе международного разделения труда или международной кооперации производства устанавливаются экономические связи между странами, обусловленные при этом какими-либо параметрами развития производственных предприятий. В этом случае страны трудятся друг на друга, но результаты в аналогичных отраслях разные.
В противоположность формальной реальная интернационализация предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В настоящее время реальная интернационализация существует только в региональном масштабе в виде интеграции группы стран. Интеграция представляет боле высокий уровень международного обобществления производства, чем формальная интернационализация. Основные современные интеграционные группировки развитых стран. Исторически наиболее полное развитие международная экономическая интеграция получила в Западной Европе, где во второй половине XX в. сложилось единое экономическое пространство, в пределах которого формируются общие условия воспроизводства и функционирует общий механизм его регулирования. Для западноевропейской интеграции было много объективных предпосылок. С точки зрения экономики интеграцию в Западной Европе отличает длительный исторический опыт развития взаимных хозяйственных связей и возникшая на этой базе сравнительная однородность промышленных, сельскохозяйственных, торговых и кредитно-денежных отношений. Помимо объективных экономических процессов, западноевропейская интеграция опиралась на близкие культурные и религиозные традиции. Немалую роль в ее возникновении сыграли идеи единой Европы, которые выдвигались многими политическими и общественными деятелями, в том числе В. Гюго и И. Кантом. Важное значение имели и итоги Второй мировой войны, которые однозначно показали, что добиться господства на пространстве Западной Европы одной державе не удастся и нужно коллективными усилиями развивать мирное сотрудничество в интересах роста благосостояния всех европейских народов. Начальный импульс развитию западноевропейской интеграции положило выступление министра иностранных дел Франции Р. Шумана 9 мая 1950 г., который предложил поставить все производство угля и стали в ФРГ и Франции под общее верховное руководство. Это предложение поддержали политические и деловые круги ряда европейских стран, и уже в апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор вступил в силу в 1953 г. Новый толчок европейскому экономическому сотрудничеству дан Мессинской конференцией, состоявшейся в июне 1955 г., на которой участники обсудили меморандум о европейской интеграции. В нем речь шла о создании единой Европы путем развития совместных институтов, постепенного слияния национальных экономик и согласования социальной политики. В соответствии с решениями Мессинской конференции 25 марта 1957 г. был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958 г. В этом же году образовано Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, вступивший в силу Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации – ЕОУС, ЕЭС и Евратом. Западноевропейская интеграция в своем развитии прошла несколько этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших видов к высшим, так и увеличением числа участников. В процессе развития менялось и само название интеграционного блока западноевропейских стран. Первоначально группа этих стран называлась Европейским экономическим сообществом (ЕЭС), или Европейским сообществом, или еще проще – Сообществом. Но с 1 ноября 1993 г., после вступление в силу Маастрихтских соглашений, западноевропейская интеграция стала официально называться Европейским Союзом (ЕС). Сначала западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968 гг., в Сообщество входило шесть стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На этом этапе интеграции в соответствии с положениями Римского договора между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю. В то же время каждая страна-участница интеграционного блока сохраняла свой национальный таможенный тариф для третьих стран. На этапе зоны свободной торговли, который считается «золотым веком» в жизни Сообщества, интегрирующиеся западноевропейские страны большое внимание уделяли коллективному решению проблем сельского хозяйства. С 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, которая защищала производителей агро-продукции от резких колебаний конъюнктуры мирового рынка. В результате западноевропейские страны сумели в короткие сроки пройти путь от чистых импортеров сельхозпродукции до почти полного самообеспечения сельскохозяйственными товарами и до превращения их в крупного мирового экспортера. Продуманная агрополитика стран ЕЭС послужила мощным импульсом для развития интеграционных процессов не только в аграрной экономике, но и во множестве связанных в ней отраслей. Следует отметить, что устранение таможенных пошлин между странами-партнерами зоны свободной торговли вовсе не означало отмены контроля на их государственных границах. Участники этой интеграции осуществляли валютный контроль, обеспечивали общественную безопасность, вели борьбу с контрабандой и подделками, следили за соблюдением промышленных стандартов, собирали налоги и, конечно, статистические данные. Все эти виды контроля давали странам возможность возводить на пути движения товаров внутри Сообщества нетарифные препятствия и ликвидированы только в 1993 г., т.е. когда западноевропейская экономическая интеграция оказалась на более высоком этапе развития. Система управления зоной свободной торговли была достаточно проста. Ее функционирование могло координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, который располагался в одной из стран-партнеров. Но члены зоны свободной торговли обходились и без этого официального органа, обсуждая и согласовывая основные вопросы своего развития на проводимых время от времени совещаниях руководителей определенных министерств и ведомств Второй этап западноевропейской интеграции, получивший название Таможенного союза, был самым продолжительным: с 1968 г. по 1986 г. включительно. С 1 января 1973 г. к шести первым членам интеграционного блока присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, 28 мая 1979 г. в него вступила Греция, а 1 января 1986 г. — Испания и Португалия. Всего в 1986 г. в интеграционном союзе оказалось 12 западноевропейских стран. В период функционирования Таможенного союза экономическое сотрудничество стран-членов интеграционной группировки активно развивалось. Они не только сохранили свободную беспошлинную торговлю между собой, но и ввели единый таможенный тариф для стран, согласовав при этом свои внешние индивидуальные тарифы и приведя их к общему знаменателю. Уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции был установлен как среднее арифметическое значение ставок национальных таможенных тарифов. В итоге средний уровень таможенных тарифов составил примерно 40%, а по отдельным товарам и превышал это значение. К середине 1990-х гг. этот уровень фактически снизился до 4,5% и стал одним из самых низких в мире. Гармонизированный единый таможенный тариф распространялся на все товары, ввозимые на территорию Сообщества, и был основан на режиме наибольшего благоприятствования для всех стран-членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), если не существовало каких-либо специальных двусторонних соглашений с третьими странами, предполагающих предоставление еще более благоприятного режима. Следующий третий этап западноевропейской интеграции, 1987—1992 гг., называется в экономической литературе Общим рынком или Единым внутренним рынком стран ЕЭС. Его исходным пунктом стало подписание Единого европейского акта 27 февраля 1986 г., который вступил в силу с 1 июля 1987 г. В достижении общей цели, в первую очередь высокой степени экономического сотрудничества, соединились 12 стран: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Испания, Португалия, Греция, Дания и Ирландия. Центральным положением Единого европейского акта является указанная в нем цель – создание единого европейского рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для конкретизации идеи создания Общего рынка стороны выдвинули более 300 предложений для устранения различных барьеров на пути свободного межгосударственного передвижения товаров, услуг и факторов производства. В частности, было намечено ликвидировать следующие барьеры: – физические в виде пограничных таможенных постов и паспортного контроля; – технические, обусловленные различиями в стандартах и непризнанием образовательных сертификатов; – фискальные, находившие свое выражение в различных системах налогообложения. Четвёртый этап западноевропейской интеграции начался с 1993 г. и продолжается до сих пор. ЕЭС стало именоваться Европейским Союзом, в состав которого входят теперь 15 стран: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, а с 1 января 1995 г. Австрия, Финляндия, Швеция. По сравнению с другими этапами четвёртый этап западноевропейской интеграции не только включает больше стран, но и является её самым высоким уровнем, так как в это время интеграция превращается в Экономический союз. Экономический союз предусматривает соблюдение следующих требований: · полная свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; · проведение политики поощрения конкуренции на всём едином экономическом пространстве; · политика структурного выравнивания и регионального развития; · координация макроэкономической политики; · преодоление различий в разных национальных экономических параметрах. Экономический союз стран-членов ЕС неотделим от их валютного союза. Решение о создании Европейской валютной системы стороны приняли ещё в 1978 г., а с марта 1979 г. она начала действовать. Европейская валютная система установила ЭКЮ – базу соизмеримой стоимости, предназначенную стать деньгами, и систему валютных курсов между странами сообщества. Маастрихтский договор ЕС 1991 г. принял решение о переходе к единой валюте. В 1995 г. было принято решение называть единую валюту ЕС «евро». Переход на новую валюту должен завершиться к 1 июля 2002 г. Введение единой западноевропейской валюты – это необходимое условие для развития частного предпринимательства и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в пределах одного внутреннего рынка стран-членов интеграционного блока. В будущем теоретически возможен и пятый этап – Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам сначала части, а затем и всех политических полномочий. Это на практике означало бы создание единого государственного образования. Наряду с Европейским союзом в Европе с 1960 г. функционирует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), объединяющая сегодня только четыре страны: Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия. Есть и более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии). Европейское сообщество является в настоящее время самым «старым» интеграционным блоком, именно его опыт стал в 1980-1990-е гг. образцом для подражания. В 1988 г. между США и Канадой было заключено Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), в 1992 г. к этому союзу присоединилась Мексика. НАФТА существенно отличается от Европейского союза. Первая особенность НАФТА – асимметрия экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Канада и Мексика не столько партнёры по интеграционному процессу, сколько конкуренты на американском рынке товаров и рабочей силы. Вторая особенность заключается в том, что составляющие НАФТА страны пребывают на разных ступенях экономического развития: если США и Канада – высокоразвитые страны, то Мексика находится в числе экономически относительно отсталых государств. Третья особенность проявляется в том, что североамериканская интеграция ещё не создала регулирующих взаимное сотрудничество институтов. В 1989 г. по инициативе Австралии было образовано Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), членами которого стали 18 стран (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Япония, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, США). В 1997 г. членами АТЭС стали Вьетнам, Перу и Россия. В «третьем мире» есть более 30-ти различных региональных экономических союзов (типа Латиноамериканской ассоциации интеграции или Ассоциации стран Юго-Восточной Азии), но их значение еще относительно невелико. Интеграционные группировки социалистических и переходных стран. Важнейшей организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, являлся Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). СЭВ был создан в 1949 г. и призван осуществлять широкие связи в экономической и научно-технической сферах. Первоначально СЭВ создавался как организация восточно-европейских стран. В 1962 г. в СЭВ вступила Монголия, в 1972 г. – Куба, в 1978 г. – Вьетнам. Национальные хозяйства должны были на практике выступать как составные части единого мирового социалистического хозяйства. Но этому препятствовали основы государственно-монополисти-ческой системы хозяйства социалистических стран, не допускающие возможности развития самостоятельных связей предприятий по горизонтали, препятствовавшие свободному движению капитала, рабочей силы, товаров и услуг. Тезис об интегрированности национальных социалистических экономик в единую целостность не выдержал испытания временем. Причина этого в том, что страны ко времени своего вступления на путь социализма не достигли стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Социалистические страны Восточной Европы своё участие в СЭВ использовали для стимулирования собственного экономического развития за счёт материальной помощи СССР, в частности, через расширение сырьевых поставок из Советского Союза. В то же время многие теоретики из Восточной Европы полагали необходимым переориентацию своих связей на Европу. Ещё одной из причин развала экономической системы социализма являлась тенденция к хозяйственной автаркии стран социализма, т. е. самоизоляции, опоры на собственные ресурсы и отказ от экономического сотрудничества с Западом в годы «холодной войны». После политических изменений в Восточной Европе в 1989 – 1990 гг. СЭВ в 1991 г. прекратил свое существование. На постсоветском экономическом пространстве пытаются создать новый жизнеспособный экономический блок в масштабах СНГ, однако в 1990-х гг. успех этого замысла еще не обозначился. В состав СНГ входит 12 государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. В 1993 г. в Москве страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза, цель которого – формирование на рыночных основах единого экономического пространства. Внутри СНГ действуют как факторы притяжения (прежде всего, заинтересованность в рынках сбыта для товаров, малоконкурентных на Западе), так и факторы отталкивания (экономическое неравенство участников, стремление избавиться от русского «гегемонизма» и найти контакты с более перспективным мировым рынком). Лишь в XXI в. окончательно определится, будут ли доставшиеся от советской эпохи интеграционные связи в дальнейшем отмирать или удастся найти новые опоры для экономического сотрудничества. Наиболее продвинутыми в интеграционном плане представляются взаимоотношения двух стран СНГ – Белоруссии и России. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор России и Белоруссии об образовании Сообщества суверенных республик. Президенты России и Белоруссии Ельцин и Лукашенко договорились о формировании единого государства. И уже в декабре 1999 г. Россия и Белоруссия подписали Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней, Россия и Белоруссия приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» в принципе возможно, но необходимо подвести под него прочную основу, т. е. пройти последовательно все «пропущенные» ступени экономической интеграции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|