5. Особенности трудовой деятельности врача-стоматолога
Системные механизмы защитной функции полости рта представляют собой функциональное единство гетерогенных защитных механизмов – поведенческих, условно - и безусловно-рефлекторных, барьерных и иммунохимических, интегрируемых для достижения общего полезного результата – обеспечения целостности тканей как полости рта., так и всего организма. Эти реакции организуются соответствующей функциональной системой сохранения целостности организма. В этой функциональной системе константой является целостность тканей. Информация об угрозе целостности тканей возникает при достаточно интенсивных воздействиях на механо, термо - и хеморецепторы языка, губ, слизистой оболочки щек, зуба, периодонта и др. Помимо этого, если произошло повреждение тканей полости рта, специальные хеморецепторы (хемоноцицепторы) воспринимают вещества. Образующиеся при разрушении клеток, и направляют информацию в ЦНС. На основе этой информации формируются компенсаторные механизмы, конечная цель которых – обеспечение целостности тканей, защита организма от повреждения. Одним из главных механизмов защиты является поведение, направленное на избегание повреждающих факторов (отклонение головы, смыкание челюстей, уход от раздражителя, избегание опасных мест, и др. ). При этом оборонительное поведение может иметь пассивный или активный характер. К пассивным формам поведения относятся настораживание, укрывание, затаивание, предостерегающие действия, избегание, что хорошо можно последить на поведении некоторых детей в стоматологической клинике. К активным формам относятся активное сопротивление, агрессия, кусание и др. При заболеваниях внутренних органов пассивными формами поведенческих реакций являются поиск удобной позы, в которой неприятные ощущения становятся минимальными, сохранение неподвижности, укутывание. Обращение к врачу, прием лекарств, аутотренинг, самолечение представляют собой активные формы оборонительного поведения.
Таким образом, защитные механизмы полости рта, обеспечивающие целостность тканей начального отдела пищеварительного канала и организма в целом, представляют собой сложную функциональную систему (см. схему). Эта система является фрагментом общей системы защиты целостности организма. Полезным результатом ее деятельности является предотвращение или быстрая компенсация повреждения тканей полости рта, выполняющей многочисленные и разнообразные функции в поддержании гомеостаза, и участвующей в коммуникативной деятельности человека. 5. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА Роль динамического стереотипа для приобретения мануальных навыков в работе врача стоматолога. Учение о второй сигнальной системе и речевой функции человека в проблеме деонтологии врача-стоматолога. Значение учения И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности для определения тактики врача при лечении стоматологических больных. Особенности трудовой деятельности врача-стоматолога (гипокинезия, локальная нагрузка, эмоциональное напряжение). Влияние этих факторов на эффективность деятельности врача-стоматолога. Динамический стереотип, как система устоявшихся стандартных последовательно совершаемых действий, лежит в основе любого навыка, автоматических профессиональных приемов, что для стоматолога важно так же, как и для любого другого врача, работающего руками. Сформированный динамический стереотип позволяет врачу-стоматологу работать, не задумываясь о каждом этапе деятельности, на уровне подкорковых центров организуя сложную координацию всех этапов поведения, связанных, скажем, с установкой пломбы зуба или с его экстракцией. Именно поэтому для стоматолога так важна тренировка во время учебы, наработка навыков, такой уровень их усвоения, который позволяет достигнуть артистизма в работе.
Значение второй сигнальной системы (речи, слова) для врача-стоматолога определяется не только тем, что он, как и всякий врач, при осмотре пациента проводит с ним беседу, опрос, но и тем, что в процессе этой беседы необходимо проводить психотерапевтическое воздействие на пациента. Такое воздействие должно способствовать снижению страха перед стоматологической процедурой, успокоению больного, снятию страха перед возможным исходом болезни. Естественно, врач-стоматолог должен обладать навыками такой беседы, владеть техниками психологичекого воздействия на пациента Огромное значение в этой работе придается типам высшей нервной деятельности больного, так как характер пациента, его темперамент накладывают свой отпечаток как на поведение в процессе лечения, так и на ход самого лечения и сроки реабилитации. 5. 1 Деонтологические основы работы стоматолога
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|