На результат фонации большое влияние оказывает измененный прикус. Особенно это проявляется при отрытом, перекрестном прикусах, прогнатии и прогении.
Контролирующим аппаратом речеобразования являются слуховые и мышечные рецепторы, которые входят в состав т. н. речеслухового и кинестетического (речедвигательного) анализаторов. Именно за счет слуховой и кинестетической импульсации осуществляется обратная афферентация, несущая в себе признаки слова. Звуковые и кинестетические рецепторы, осуществляя контроль, сами настраиваются на восприятие определенных параметров слова, именно за счет этой настройки и происходит целенаправленная селекция речи. Так, если человек неверно произнес какое-то слово, он сразу это воспринимает и в ходе речепроизводства его исправляет. Информация о параметрах слова от воспринимающих рецепторов направляется в ЦНС, во все ее отделы: кору большого мозга (преимущественно в левое полушарие - центр Брока), лимбическую систему, подкорковые образования, мозжечок, центры продолговатого мозга, участвующие в регуляции дыхания, кровообращения, жевания, слюноотделения, мимики и др. Она поступает и к органам гуморально-гормональной регуляции, которая имеет немаловажное значение в речеобразовании. Вся информация, поступающая к органам управления, анализируется, перерабатывается, в результате чего формируются соответствующие команды к исполнительным органам, участвующим в словообразовании. Перед началом речеобразования происходит перестройка выдоха, голосовая щель смыкается и создается подсвязочное давление. Именно за счет энергии выдоха обеспечивается фонационная составляющая речи. Как образно говорил П. К. Анохин, «речь паразитирует на дыхании». Немаловажное значение в звукообразовании имеют сосудистые реакции в слизистых оболочках дыхательных путей и голосового тракта. От состояния кровенаполнения данных отделов зависит резонаторная функция в процессе звукообразования. Увеличение кровенаполнения приводит к изменению резонирующей способности полостей голосового тракта, к выпадению или несоответствию формант при фонации определенных фонем, что приводит к изменению окраски (тембра) голоса.
Секреция желез слизистой оболочки дыхательных путей и голосового тракта также оказывает определенное влияние на речепроизводство. Ее усиление сказывается и на резонаторных свойствах голосового тракта. Так, обильная секреция в носоглотке создает затруднение для воспроизводства носовых звуков, придет им оттенок гнусавости. Чрезмерное отделение слюны влияет на формирование всех звуков, в которых участвуют полость рта, зубы, язык и губы. Это сфера уже стоматогенного аспекта речеобразования, на что врач-стоматолог должен обращать внимание. Деятельность голосового тракта, где за счет артикуляции формируется фонемная и шепотная составляющие речи, в большой своей части является областью компетенции врача-стоматолога. Так, нарушение целостности зубных рядов, особенно резцовой области, приводит к изменению и затруднению в формировании зубных звуков (Д, Т, С, Ц), при этом могут наблюдаться шепелявость, присвист и т. д. Патологические образования на спинке языка приводят к затруднению воспроизводства таких фрикативных звуков, как З, Ч, Ж, Ш, Щ. Нарушения в области губ осложняют производство взрывных (Б, П) и фрикативных звуков (В, Ф). На результат фонации большое влияние оказывает измененный прикус. Особенно это проявляется при отрытом, перекрестном прикусах, прогнатии и прогении. Нарушения фонации при различных изменениях в полости рта получили соответствующие названия. Так, нарушение, связанное с расщелиной твердого неба, называется палатолалией. При аномалиях строения и функции языка, возникающие артикуляционные расстройства получили название глоссолалий. Неправильное строение зубов и их расположение в альвеолярных дугах, особенно передней группы (резцы, клыки), часто являются причиной дислалий. Все это должен учитывать врач-стоматолог при выполнении лечебных мероприятий в полости рта.
Хирург-стоматолог при производстве операций на органах полости рта должен заранее прогнозировать возможность нарушения речеобразовательной функции. Особенно важно знание механизмов артикуляции для стоматолога-ортопеда. Производство съемных протезов, особенно при обширных адентиях или полном отсутствии зубов, приводит к изменению артикуляционных соотношений в полости рта. Это, естественно, сказывается и на резонирующей функции голосового аппарата, и, следовательно, на словообразовании. Завышение прикуса при протезировании, неправильная постановка искусственных зубов и даже хорошо изготовленный протез всегда на первых этапах привыкания к нему приводит к затруднению речеобразования. Часто у больных со съемными протезами проявляются те или иные признаки дислалий, которые выражаются в затрудненном звукообразовании фонем, дополнительном пришепетывании, шепелявости, присвистывании и т. д. Все это необходимо учитывать при конструировании и создании зубных протезов, особенно людям, которые в своем трудовом процессе активно используют речь (артисты, певцы, лекторы, дикторы, педагоги и т. п. ). Немаловажное место в речеобразовании занимают поведенческие реакции, направленные на усиление и оптимизацию голосообразования. Известное положение «поставить голос» певцу, артисту, диктору, педагогу означает не что иное. Как путем определенных поведенческих приемов настроить дыхание и артикуляцию на фонацию. Этим добиваются звучности, силы, меньшей утомляемости голоса. Часто люди, пользующиеся съемными протезами, самопроизвольно подстраивают свое дыхание и артикуляцию (изменением положения языка, мягкого неба, губ) для четкого словообразования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|