Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знание особенностей профессиональной деятельности стоматолога способствует правильной организации труда этой категории врачей.




Стоматологическое лечение отличается от других видов медицинской помощи. Это отличие определяется, во-первых, массовостью, во-вторых, частотой обращения к стоматологу в связи с заболеванием очередного зуба, многократностью посещений врача по поводу лечения каждого зуба, и, наконец, болезненностью и неприятными ощущениями, возникающими при стоматологических методах лечения, к которым человек вынужден неоднократно прибегать с детского возраста до глубокой старости.

Врачу стоматологу в его профессиональной деятельности приходится принимать множество конкретных решений по диагнозу и способу лечения заболевания, нередко в условиях острого дефицита времени. Этот факт, а также сознание того, что от его действия зависит здоровье пациента, вызывает у врача появление психоэмоционального напряжения. Вследствие этого труд врача-стоматолога относится к разновидности умственного труда с повышенной нагрузкой на психо-интеллектуальную и нервно-эмоциональную сферы.

В деятельности врача-стоматолога, протекающей в условиях гипокинезии, имеет место локальный характер физической нагрузки. Чаще всего действия выполняются мышцами и суставами кисти правой руки. Повышенные нагрузки испытывает также зрительный анализатор.

Знание особенностей профессиональной деятельности стоматолога способствует правильной организации труда этой категории врачей.


6. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПОЛОСТИ РТА. УЧАСТИЕ СТОМАТОАНАЛИЗАТОРА В РЕЧЕОБРАЗОВАНИИ

В настоящее время, когда в физиологии и медицине сформировался системный подход, все многочисленные функции органов полости рта и челюстно-лицевой области должны рассматриваться с позиций их участия в формировании пищевого комка, речи, сенсорной и защитной функции. Возникла необходимость рассматривать особенности и механизмы объединения органов полости рта в единое целое.

Зубочелюстная система свою функцию выполняет, измельчая пищу и готовя ее для дальнейшего переваривания в пищеварительном тракте. В то же время непрерывный анализ поступающих в рот веществ и предметов с помощью рецепторных образований языка, губ, слизистых оболочек представляет не меньшее значение для понимания физиологии полости рта. Значение сигналов, поступающих от рецепторов органов полости рта давно известно. Она представляется, прежде всего как функция активного добывания сведений о механических, температурных и химических качествах объектов внешнего мира, взаимодействующих с организмом через полость рта. Сенсорные аспекты деятельности ее органов требуют для своего адекватного осуществления активной двигательной деятельности, как зубочелюстной системы, так и языка.

Итак, особенностью жизнедеятельности органов полости рта является единство сенсорного, моторного и секреторного факторов, характеризующих их функционирование.

Для обозначения такого структурно-функционального единства и используется термин «стоматоанализатор».

В разделе «Физиология пищеварения» мы уже разбирали схему функциональной систем формирования пищевого комка.

Ниже рассмотрим еще одну функциональную систему, имеющую отношение к деятельности челюстно-лицевого аппарата - функциональную систему формирования речи.

6. 1 Функциональная система формирования речи

Речь – специфическая человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми, неразрывно связанная с сознанием, мышлением, всей психикой человека, с его трудовой деятельностью. Выделяют два основных вида речи: импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь включает в себя деятельность по пониманию речи. Экспрессивная речь представляет собой устную активную речь. Она начинается с мотива и замысла высказывания, затем проходит стадию внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевой схеме), и, наконец, завершается речевым высказыванием (переводом внутренних речевых единиц во внешнее, устное высказывание). Как и любое целенаправленное поведение человека, речеобразование осуществляется благодаря деятельности сложно организованной функциональной системы, объединяющей большое количество центральных и периферических структур, а также механизмов их регуляции.

П. К. Анохин, автор теории функциональных систем, указывал, что «решение сказать какую-либо фразу или высказать суждение складывается абсолютно так же, как и всякое другое решение, т. е. после афферентного синтеза». Естественно, полезным приспособительным результатом речеобразовательной деятельности является фраза, которую человек высказывает. Однако сама фраза состоит из слов, слово из слогов, которые характеризуются определенной высотой звукового тона и характеристикой самого звука, определенной гласной – фонемой. Следовательно, слово, тон звука, его фонема – это тоже полезные приспособительные результаты, деятельность соответствующих функциональных систем, которые, как субсистемы входят в состав функциональной системы речеобразования и обеспечивают речь.

У человека нет специфических, специально созданных для речи органов. Для речеобразования используют органы дыхания, глотания и жевания. Однако для голосовой составляющей речи у человека имеется специализированный голосовой аппарат, куда относится гортань с голосовыми связками. Органы, участвующие в речеобразовании, делятся на две группы: 1) органы дыхания (легкие с бронхами и трахеей) и 2) органы, непосредственно участвующие в звукообразовании. Среди последних различают активные (подвижные), способные менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствия для выдыхаемого воздуха, и пассивные (неподвижные), лишенные этой способности. К активным звукообразующим органам относится гортань, глотка, мягкое небо, язык, губы, к пассивным – зубы, твердое небо, полость носа и придаточные пазухи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...